Валоризация пенсий — необходимость проведения реформы

Самое главное по теме: "Валоризация пенсий — необходимость проведения реформы" актуальное в 2019 и 2020 годах понятным языком для непрофессионалов.

Валоризация пенсии, что это такое и для чего нужно?

Многие слышали о валоризации пенсии, но что это за понятие, мало кто знает. Чтобы разобраться нужно либо перечитать все правовые документы Пенсионного Фонда, либо прочитать эту статью.

Что такое валоризация?

Данное понятие применяется, когда говорят о повышении цены на вещи или какие-либо услуги. Если речь идет о пенсии, то имеется ввиду пересчет стоимости денежных прав пенсионеров, приобретенных ими до пенсионной реформы. Иными словами, валоризация подразумевает рост пенсий граждан.

Следует отличать данный процесс от индексации и перерасчета. Разберёмся в понятиях:

  • Валоризация – это увеличение пенсии, касающееся абсолютно всех граждан.
  • Индексация пенсии – это надбавка для лиц, находящихся в отставке.
  • Перерасчет – это проведение изменений в начислениях по определенным причинам.

Из определений ясно, что эти процессы не имеют почти ничего общего и являются лишь различными механизмами увеличения пенсионных выплат.

Когда проводилась валоризация пенсий?

В 2010 г. была проведена валоризация пенсий.

Изначально пенсии граждан были куда ниже из-за особенности их подсчета. В 2002 году изменилась сама систем подсчета, и выплаты разных возрастных групп стали сильно разниться.

В январе 2010 года была проведена валоризация пенсионных выплат граждан, которые работали любой период времени до 2002 года.

На сегодняшний день при назначении пенсии гражданам, имеющим стаж работы до 2002 года, её размер устанавливается уже с учётом валоризации.

Почему появилась необходимость в данном процессе?

До 2002 года при вычислении пенсии учитывались только два фактора: средняя заработная плата за определенный период занятости и общая продолжительность работы. Сейчас размер выплат зависит от фактических страховых отчислений. Поэтому, чтобы все пенсионеры имели равные права, было принято решение о росте пенсий.

Правила проведения

Пенсию валоризируют только органы ПФ РФ с использованием присутствующих в нем документов о рабочем стаже граждан до 2002 года. Пенсионеру никуда обращаться не нужно, для каждого гражданина надбавки высчитываются автоматически и индивидуально.

Если получается так, что в Пенсионном фонде нет информации о стаже, и гражданин может подтвердить занятость в эти годы документами, он должен направить их в Фонд для рассмотрения. Также повышенный коэффициент имеют граждане, работающие на Крайнем Севере, так как один год работы там считают за полтора.

Процесс был введен, чтобы уравнять денежные права пенсионеров, ушедших на заслуженный отдых до реформы и после. Если бы этого не сделали, лица, ушедшие на пенсию раньше, получали бы в среднем на 700-1700 рублей меньше, чем те граждане, что ушли после реформы. Таким образом государство стремится уравнять в правах всех пенсионеров, поднимая выплаты более взрослым.

Формула подсчета

Сумму выплат можно высчитать по формуле.

Как и в любом экономическом действе в валоризации фигурируют свои формулы подсчета надбавок и выплат. С их помощью, зная некоторые базовые величины, можно без проблем высчитать прибавку к своей пенсии.

Сумма = Пенсионный Капитал х 0,1 + (0,01 х ОТС)

  • ОТС – стаж до 1991 (количество полных лет)

Пенсионный Капитал = (Размер Пенсии – Базовая Часть) х Т

  • Т – время платы пенсионного пособия по возрасту.

Пример расчета пенсии

Чтобы ближе понять принцип подсчета можно для примера взять реальную задачу:

Иван Иванович, имеющий на первое января 2002 года общий трудовой стаж 42 года, в том числе 40 лет стажа до 1991 года. Заработная плата Ивана Ивановича превышает среднюю зарплату по стране за тот же период на 1,2. На сколько увеличится размер пенсии данного гражданина?

  • Год рождения – 1931
  • Год первого назначения пенсии – 1991
  • Стаж работы – 42 года, среди них 40 лет занятости в Советском Союзе
  • Стаж после 2002 – не работал
  • Отношение среднего заработка мужчины к средней зарплате по стране – 1,2
  • Страховая пенсия на окончание 2002 – 3655,37 рублей
  • Базовая пенсия на тот же день – 2562 рубля.
  • Страховая пенсия на начало 2010 года: 5483,06 + 2562 = 8045,06 рублей.
  • Коэффициент стажа на первый день 2002 года: 0,55 + 0,17=0,72
  • Расчетный размер пенсии: 0,72 × 1,2 × 1671 = 1443,74 рублей
  • ПК на первый день 2002 года: (1443,74 — 450) × 144 + 143098,56 рублей
  • Пенсия гражданина увеличится на (143098,56 × 0,5 × 3,6784): 144 = 1827,69 рублей

Какие факторы учитываются в процессе?

Учитываются следующие факторы:

  • Стаж до 1991 года (годы работы в Советском Союзе)
  • Стаж до 2002 года
  • Размер ПК до 2002 года
  • Сумма баллов после 2002 года.

Пенсионный капитал при переоценке увеличивается на 1/10, и прибавляется еще по 1/100 за каждый полный год работы в Советском Союзе.

Условия для прохождения

Для прохождения процесса не нужно подавать никаких заявлений и документов, она выполняется автоматически для каждого пенсионера в отдельности, а также для тех, кто планирует в скором времени выходить на пенсию.

Личное присутствие пенсионера в Пенсионном Фонде требуется только в том случае, если Фонд не располагает необходимыми документами для проведения перерасчета. В таком случае пенсионеру нужно предъявить все документы о рабочем стаже.

Какова необходимость процесса валоризации?

После реформы 2002 появились страховые взносы и дополнительные пункты в расчетах пенсии, а также было замечено, что начисления граждан более старшего возраста проигрывали в размерах. Из-за увеличения количества пунктов расчета, выплаты более молодых пенсионеров увеличились ненамного, но ощутимо – от 700 до 1700 рублей. Пенсионеры – одна из самых незащищенных в плане финансов групп, поэтому было принято решение о необходимых прибавках к пенсии в попытках уравнять всех пенсионеров в правах.

Передача «Принцип закона». Эфир 02.05.2010.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Валоризация пенсионных прав граждан, приобретенных ими до 01.01.2002г.

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

07 октября 2009 10:23

С 1 января 2010 будет произведено увеличение размеров трудовых пенсий через повышение (валоризацию) пенсионных прав граждан, приобретенных ими до 01.01.2002.

Валоризация пенсий – это повышение пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до 1 января 2002 года. При этом валоризация коснется не только действующих пенсионеров, но и граждан, имеющих трудовой стаж до 2002 года и пока еще не достигших пенсионного возраста. По данным ПФР валоризация коснется 36,5 млн. пенсионеров (в Пензенской области – 373,4 тыс. пенсионеров).

Сумма валоризации с 1.01.2010г. будет рассчитана индивидуально для каждого гражданина, имевшего стаж до 2002г. в следующем порядке: расчетный пенсионный капитал конкретного гражданина, имеющийся по состоянию на 1 января 2002 г., будет увеличен на 10% и дополнительно на 1% за каждый полный год стажа, выработанного до 1991 г.

Читайте так же:  Оплата транспортного налога в ивановской области

Перерасчет пенсий с учетом сумм валоризации с 1.01.2010г. будет произведен всем получателям трудовых пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), у которых имеются периоды работы до 1.01.2002г. Именно за наличие таких периодов работы и будет произведено увеличение расчетного пенсионного капитала на первоначальную величину суммы валоризации – 10% (это фиксированная сумма). За периоды работы до 1.01.1991г., так называемый «советский « стаж, будет определяться дополнительная величина суммы валоризации – по 1% за каждый полный год стажа, выработанного до 1.01.1991г.

Так, например, гражданин является получателем трудовой пенсии по старости с 2001 года. Его трудовой стаж, выработанный в период с 1960 года по 2001 год включительно, составляет 40 полных лет, причем 30 полных лет выработано до 1991 года. Следовательно, общий процент увеличения расчетного пенсионного капитала составит 40% (10% за стаж, имеющийся до 1 января 2002 года, + 30% за каждый полный год, выработанный до 1 января 1991 года).

Таким образом, каждый получатель трудовой пенсии, зная продолжительность своего стажа (до 2002г. и до 1991г.) может заранее определить свою сумму валоризации в процентном отношении.

Наличие стажа по периодам

Первоначальная сумма валоризации (за любые периоды работы до 2002г.)

Дополнительная сумма валоризации

(за стаж работы до 1.01.1991г.)

Валоризация пенсий — необходимость проведения реформы

Вообще валоризация — это пересчет стоимости чего-либо в сторону повышения, если же речь идет о валоризации в отношении пенсий, то это пересчет стоимости прав пенсионеров.

Этот процесс касается тех прав, которые были получены гражданином до 2002 года, то есть в тот период, когда при подсчете пенсионных выплат учитывались только размер трудового периода на официальной основе и средняя зарплата.

При обсуждении процесса валоризации встречается такое понятие, как конвертация, — это процесс перевода пенсионных прав гражданина в капитал, размер которого и будет подвергаться изменениям в результате валоризации.

Важно также отличать данное понятие от перерасчета и индексации, в принципе, все три термина обозначают изменение социальных выплат (обычно в сторону повышения), однако они вызваны разными причинами и имеют разные принципы. Например, индексации распространяются на все трудовые пенсии, а перерасчет обычно просят произвести сами граждане, если считают, что способ подсчета их пенсии был не самым выгодным.

Суть процесса

Касается валоризация только трудовых дней до 2002 года. Это вызвано тем, что в 2002 году произошла пенсионная реформа, согласно которой пенсия стала вычисляться на основании страховых отчислений работодателем в размере 22% от заработной платы работника. Это повлияло на пенсии людей, трудившихся в годы Советского Союза, в сторону резкого уменьшения размеров социальных выплат государством.

С 2010 года реформа валоризации вступила в силу, и пенсии были откорректированы, учитывая трудовой стаж граждан до 2002 года, пересчет производится ПФР самостоятельно.

Пенсии увеличиваются не менее чем на 10%, к которым прибавляется по 1% за каждый отработанный год до 1991 года, люди, имеющие стаж до 2002 года, еще не вышедшие на социальное обеспечение государством, также получат прибавку, однако ее размер получается не столь значителен.

Кроме прочего, размер надбавки зависит также и от условий труда и региона, в котором гражданин трудился. Соответственно, при условии, что условия труда были вредными для здоровья и жизни, а также если трудился человек в районах Крайнего Севера или приравненных к нему, то коэффициент будет выше, больше процентов прибавки, и в итоге размер самой пенсии также выше. В среднем, получается, что один год в таких районах равен году работы в обычных условиях.

Получается, что сумма надбавок для каждого человека индивидуальна, но в среднем можно говорить о том, что размер прибавки составил 700-1700 рублей, в основном он зависит от количества официально проработанных лет в период до 1991 года. Схема простая: чем больше трудовой стаж, тем выше прибавка.

Процесс валоризации осуществляется ПФР, а значит, гражданину нет необходимости лично обращаться и писать заявление. Однако если у гражданина имеются документы о дополнительных периодах труда, которые не были учтены ранее, или он считает необходимым произвести расчет по иной схеме, нежели была использована ранее, то для решения этих вопросов необходимо лично подойти в отделение ПФ. Таким образом, пенсия гражданина, который имеет трудовой стаж до 2002 года, будет зависеть от следующих величин:

  • Стаж работы до 1991 года.
  • Стаж в период 1991-2002 год.
  • Общий стаж работы, включающий все периоды трудовой деятельности гражданина.
  • Пенсионные баллы, полученные после реформы 2002 года.

Необходимость проведения реформы

Пенсия гражданина сейчас складывается из двух частей:

  1. Страховая — начисляемая всем гражданам без исключения, зависит от стажа работы, средней заработной платы и некоторых показателей, которые могут увеличить ее размер, — работа в особых условиях, работа в районах Крайнего Севера и приравненных к нему, периоды особого социального значения (декрет по уходу за ребенком, служба в армии).
  2. Накопительная — зависит от начислений гражданином или его работодателем, которые производятся в обязательном порядке в периоды официального трудоустройства, а также гражданин может совершать дополнительные взносы на свое усмотрение.

Изначально пенсии граждан, вышедших на пенсию до 2002 года, и тех, кто вышел позже, не сильно различались, но позже из-за сильного влияния накопительной части пенсии на общий размер социальных выплат разрыв увеличивался, причем граждане, не работавшие после 2002 года, имели пенсии значительно ниже. Поэтому возникла необходимость проиндексировать пенсионные отчисления граждан, имеющих стаж до 2002 года, эта процедура доступна абсолютно всем, кто официально трудился в этот период.

До 2002 года учитывался лишь стаж работы на официальной основе и средний заработок. Причем период для определения значения средней зарплаты гражданин может выбрать самостоятельно:

  • Либо за весь период труда.
  • Либо за 5 лет, взятых подряд, в которые у гражданина была наивысшая заработная плата.

Индексация — это пересчет пенсии в зависимости от появления новых данных или учета тех, что не были учтены, а также пересчет пенсии по просьбе гражданина в случае, если он считает, что иной способ скажется на его социальных выплатах более положительно, нежели тот, что был применен. Проводятся государством и ежегодные индексации.

Все надбавки, что были начислены за трудовые периоды (имеющие официальное подтверждение существования) до 2002 года, подвергаются индексациям и прочим повышениям наравне с основной пенсией, так как автоматически становятся ее составляющей.

Таким образом, получилось примерно сравнять пенсии всех граждан. Стаж после 2002 года не подвергался отдельной валоризации, так как все эти особенности были учтены при общем расчете пенсионных выплат.

Порядок проведения валоризации пенсий

Для получения надбавки в результате процесса валоризации необходимо иметь хоть какой-то стаж в период до 2002 года или документы, подтверждающие его наличие, если этот стаж не учитывался ранее. Итак, получить эту прибавку имеют возможность следующие категории граждан:

  • Граждане, которым были назначены пенсии:
    • трудовые;
    • назначенные в связи с потерей кормильца;
    • начисленные в связи с получением инвалидности;
    • по достижению пенсионного возраста.
  • Военные пенсионеры — граждане, которые получают страховую пенсию.
  • А также граждане, которые еще не вышли на обеспечение государством, то есть будущие пенсионеры, которым будет назначена трудовая пенсия.

[3]

Валоризация производится лишь с тем пенсионным капиталом, который был получен до 2002 года, она не распространяется на размер всей пенсионной выплаты.

Читайте так же:  Правила определения степени тяжести вреда здоровью

Формула для вычисления размеров дополнительных пенсионных выплат в процессе валоризации:

Расчетный пенсионный капитал (то есть тот, который был приобретен гражданином до 2002 года)*общий процент валоризации (10% плюс по 1% за каждый отработанный год в этот период)*суммарный коэффициент всех изменений пенсионных выплат, что были произведены государством в период с момента выхода на пенсию и до января 2010 года/число месяцев, в течение которых ожидается произведение выплаты пенсии.

Узнать значение последней переменной можно отсюда:

Временной период выхода на государственное обеспечение Ожидаемый период выплат
Весь 2002 год 144 месяца
Весь 2003 год 150 месяцев
2004 год 156 месяцев
2005 год 162 месяцев
2006 год 138 месяцев
2007 год 174 месяца
2008 год 180 месяцев
2009 год 186 месяцев
2010 год 192 месяца
2011 год 204 месяца
2012 год 216 месяцев
2013 год и последующие года 228 месяцев

Таким образом, можно заметить, что каждый предполагаемый период пенсионных выплат увеличивается на полгода, последние годы после проведения пенсионной реформы это значение не меняется и равно 19 годам.

Скорее всего, размер выплат, полученный самостоятельными расчетами, будет несколько отличаться от реальной выплаты, однако разница будет совсем незначительной.

Как происходит начисление пенсии в 2019 по возрасту

Пытаясь улучшить пенсионное обеспечение своих граждан, правительство проводит различные реформы этой системы. За последние годы их прошло только крупных три. И многие из тех, кому пришла пора выходить на заслуженный отдых, не знают, как рассчитать пенсию в 2019 году. Тем более что речь идет о каких-то непонятных баллах. Где их заработать и вообще что это такое? Какие годы берутся в расчет, и многое другое интересует наших стариков.

Требования

Последняя крупная реформа системы прошла в 2015, и теперь, чтобы оформить пенсию по возрасту, нужно исполнение следующих условий;

  • Достижение пенсионного возраста (стандарт: мужчины 60, женщины 55 лет).
  • Иметь минимум стажа. Ранее достаточно было 5 лет, теперь же он идет с ежегодным повышением, и в 2019 он равен 9 годам.
  • ИПК должен быть накоплен не ниже установленного показателя. Для выходящих в 2019 году его нужно 13.8.

Если указанные требования не выполнены, то гражданин не сможет оформить страховую пенсию. Ему либо назначат социальное пособие, которое значительно ниже по размеру, либо же ему придется продолжить трудовую карьеру. Но помните, что для тех, кто будет оформлять пенсионное пособие в 2019, показатели будут увеличены – минимум стажа уже 10 лет, ИПК не ниже 16.2.

К слову сказать, последнее касается и тех, кто обрел право на оформление пенсионных выплат в этом году, но почему-то не стал их оформлять, оставив сей процесс на следующий год. Так вот, на пенсию они будут выходить по требованиям уже следующего года. Так что подумайте, прежде чем оставлять все на потом.

Многих стариков напугал слух о том, что правительство хочет увеличить возраст выхода. К счастью, это осталось на уровне слухов, точнее, не только. Повышение возраста будет, но только для госслужащих. Для всех остальных категорий все остается по-прежнему.

Составляющие

Прежде чем приступить к рассмотрению того, как начисляется пенсия, узнаем, из каких частей она состоит. В 2019 пенсионное пособие по возрасту будет состоять из трех частей:

Фиксированная доля начисляется всем без исключения категориям пенсионеров. Ее выплата гарантируется самим государством. Ее размер одинаков для всех (исключение лишь некоторые категории, к примеру, проживающие в регионах Крайнего Севера, в этом случае она несколько больше). Сейчас она равна 4800 руб.

Страховая или трудовая – это основная часть. В свою очередь подразделяется на следующие доли:

  • Те, которые получены до 2002.
  • Заработанные в период 2002-2014.
  • Полученные с 2015 по нынешний период.
  • Заработанные за периоды, которые в страховой стаж не включены.

С 2015 страховые взносы стали переводить в баллы, или, как они официально называются, индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК). После выхода баллы переводятся в денежную форму. Чтобы узнать, сколько будет ваша пенсия, потребуется узнать размер своего ИПК и стоимость одного балла. После чего перемножить их между собой. Полученный результат и будет суммой пенсионных ваших выплат. Определение данной величины по различным страховым периодам происходит следующим образом:

  • До 2002 за основу берется продолжительность стажа. И средний заработок, причем учет идет следующим образом – либо любые 5 лет подряд до 2002, либо берется средняя зарплата за 2000 и 2011 гг., также в расчет идет стаж до 1991 (у кого он есть).
  • 2002-2014. Основной критерий – это страховые взносы за указанный срок.
  • После 2015 – взносы на лицевом счете.
  • Прочие периоды, в частности, для мужчин это срочная служба в армии. Для женщин — это уход за ребенком до полутора лет.

Все коэффициенты суммируются, сумма и будет являться искомой цифрой. Размер одного балла в 2019 равен 78.28 руб. В апреле ожидается ее индексирование, после чего она увеличится до 78.58 руб.

Накопительная часть снова размораживается после стольких лет, и теперь выделена в отдельный вид. Но теперь имеется одна особенность, человек сам решает, нужна ему эта доля или нет. Это касается родившихся после 1967 года.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Как известно, страховой взнос составляет 22 процента. Из них шесть идет на выплату уже существующих выплат, из 16 оставшихся десять — на страховую часть, шесть на накопительную. Если человек отказывается от накопительной доли, то указанные шесть процентов идут на пополнение страховой доли. То же самое происходит, если человек не определился с выбором, нужна ему накопительная часть или нет. В этом случае выбор за него делает государство.

Можно заранее проверить, сколько вы накопили на своем счету. Сделать это довольно просто, выбрав один из предложенных способов:

  • Обратиться в пенсионный.
  • То же самое, но в МФЦ.
  • На сайте ПФР в своем личном кабинете.
  • Воспользоваться онлайн-калькулятором ПФР.

Рассмотрим последний способ более подробно, при помощи калькулятора. Но для этого нужно знать свои:

Читайте так же:  Нюансы получения свидетельства о расторжении брака

  • Зарплату (естественно, официальную).
  • Стаж (также официальный).
  • Ваш возраст выхода на пенсию. К примеру, в 2019 году на пенсию по достижении возраста выходят женщины 1962 г.р. и мужчины 1957 г.р.

Для пользования калькулятором нужно внести в него следующие данные:

  • Пол.
  • Дату рождения.
  • Зарплату и стаж (напоминаем, официальные показатели).
  • Пенсионный тариф.

Программа после ввода всей информации в автоматическом режиме рассчитает вашу будущую пенсию.

Но если вы сомневаетесь в правильности начисления пенсии по вашим расчетам, то проверить это можно в пенсионном. Для этого нужно подать соответствующее заявление в фонд. Через пять дней вы получите ответ и будете точно знать, какая пенсия вас ожидает в будущем.

Необходимость проведения пенсионной реформы

До 2002 г. в России действовала распределительная пенсионная система. Отчисления работающих шли в «общий котел», из которого платилась пенсия пенсионерам. Будущие пенсионеры работали на тех, кто уже достиг пенсионного возраста. Никаких накоплений на персональных счетах не было — всю пенсию обеспечивало государство. Эта система назначения пенсий не давала работнику возможности заработать нормальную пенсию, она лишь перераспределяла средства между группами с различным уровнем доходов и из одних регионов в другие.

Распределительная система может успешно работать только тогда, когда доля пенсионеров в общей численности населения невелика — в этом случае одного пенсионера «содержат» несколько работников. Когда на одного пенсионера приходится 4-5 работающих граждан, проблем не возникает. Однако в России (как и в большинстве развитых стран, а также стран бывшего соцлагеря) происходит относительное старение населения: доля пенсионеров в структуре населения растет, а доля работающих граждан падает.

Учитываются сведения о сумме расчетного пенсионного капитала и пенсионных накоплений на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в системе персонифицированного учета ПФР, при этом данные о движении пенсионных накоплений отражаются в специальной части названного счета.

Важную роль при исчислении размера страховой и накопительной частей трудовой пенсии играет такой показатель как ожидаемый период выплаты трудовой пенсии. От его величины напрямую зависят размеры указанных частей трудовой пенсии, поскольку они определяются путем деления суммы поступивших страховых взносов (соответственно расчетного пенсионного капитала и пенсионных накоплений) на Т.

Ожидаемый период выплаты, используемый для расчета накопительной части трудовой пенсии, определяется в порядке, установленном федеральным законом, который к настоящему времени не принят. Данный период, необходимый для исчисления страховой части трудовой пенсии, составляет dремя выхода гражданина на пенсию. Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости:

С 1 января 2002 г. по 31 декабря 2002 г. 12 лет (144 месяца)

С 1 января 2003 г. по 31 декабря 2003 г. 12,5 лет (150 месяцев)

С 1 января 2004 г. по 31 декабря 2004 г. 13 лет (156 месяцев)

С 1 января 2005 г. по 31 декабря 2005 г. 13,5 лет (162 месяца)

С 1 января 2006 г. по 31 декабря 2006 г. 14 лет (168 месяцев)

С 1 января 2007 г. по 31 декабря 2007 г. 14,5 лет (174 месяца)

С 1 января 2008 г. по 31 декабря 2008 г. 15 лет (180 месяцев)

С 1 января 2009 г. по 31 декабря 2009 г. 15,5 лет (186 месяцев)

С 1 января 2010 г. по 31 декабря 2010 г. 16 лет (192 месяца)

С 1 января 2011 г. по 31 декабря 2011 г. 17 лет (204 месяца)

С 1 января 2012 г. по 31 декабря 2012 г. 18 лет (216 месяцев)

С 1 января с 2013 г. и в дальнейшем 19 лет (228 месяцев)

Сейчас в России более 38 миллионов пенсионеров при 64 миллионах занятых в экономике, причем из этих 64 миллионов только 52 миллиона являются плательщиками пенсионных взносов. Иначе говоря, на 1 пенсионера приходится только 1,68 работающих граждан и только 1,37 плательщика взносов. Еще более неустойчивый характер приобрело соотношение минимального размера пенсий по старости и прожиточного минимума. Если в 1991 г. оно составляло 171%, то к 1992 г. снизилось до 59%, а к 2001 г. уменьшилось до 50%.ласти — 40,9 и 50,7 %.

Кризисное состояние Пенсионного фонда РФ в конце 1990-х годов продемонстрировало невозможность дальнейшего сохранения распределительной формы пенсионного обеспечения в стране на фоне обострения демографической ситуации и прогрессирующего старения населения. Это предопределило необходимость реформирования российской пенсионной системы. В мае 1998 года правительство России приняло Программу пенсионной реформы, предполагающую реализацию смешанного варианта начислений пенсий.

Повышение уровня пенсионного обеспечения сопряжено либо с ростом тарифов пенсионного отчисления, либо с уменьшением числа пенсионеров за счет увеличения возраста выхода на пенсию. В свою очередь, рост тарифов или повышает цену труда для предпринимателей, что при прочих равных условиях приводит к падению спроса на труд, или сокращает и без того низкую заработную плату. Увеличение же возраста выхода на пенсию явно непопулярно при существенном уменьшении продолжительности жизни, характерном для периода реформ. Львов Д., Овсиенко Ю. Российская пенсионная система // Вопросы экономики. — 2000. — №8. — С.111.

Пенсионеры превратились в беднейшую категорию населения, стоящую практически на грани выживания. В отличие от других стран доля пенсионеров в нашей стране повышается не при росте продолжительности жизни, а в условиях ее сокращения. Быстрое снижение рождаемости приводит к депопуляции, то есть абсолютному уменьшению численности каждого последующего поколения по отношению к предыдущему. Демографические тенденции десятилетия «радикальных реформ» уже создали своеобразный задел будущего сокращения численности трудоспособного населения. Продолжающиеся процессы роста смертности в трудоспособном возрасте, увеличения числа безработных усилят тенденцию абсолютного уменьшения занятых в экономике. Если не изменить принципы пенсионного обеспечения, уровень жизни старшего поколения будет снижаться еще быстрее. Львов Д., Овсиенко Ю. Российская пенсионная система // Вопросы экономики. — 2000. — №8. — С.113.

[1]

Таким образом, пенсионная система России начала испытывать кризисные явления, основными признаками которых являются:

  • — нарушение принципа зависимости размер пенсии от трудового вклады пенсионера;
  • — резкое снижение уровня жизни пенсионеров, которое наиболее наглядно проявляются в отставании минимального размера пенсионного обеспечения от прожиточного минимума пенсионера;
  • — сужение дифференциации минимального, среднего и максимального размеров пенсии по причине увеличении удельного веса компенсационно-уравнительных доплат к минимальному размеру пенсии и снижения влияния «зарплатного фактора» на размер назначенной пенсии;
  • — разбалансированность бюджета ПФР по причине роста расходов Пенсионного фонда на многочисленные виды выплат, не обеспеченным адекватным поступлением страховых платежей (надбавки и повышения различным категориям пенсионеров, расширение прав пенсионеров на получение пенсии по выслуге лет, на льготные и «северные» пенсии в ущерб пенсиям по старости (т.е. по наступлении страхового возраста), сохранение пенсии работающим пенсионерам и т. п.);
  • — неурегулированность финансовых взаиморасчетов бюджета Пенсионного фонда с федеральным бюджетом РФ, Государственным фондом занятости и т.д. Соловьев А.К. Три варианта пенсионной реформы. — М: Пенсия. — 1997. — №28 .
Читайте так же:  Как отменить договор дарения — сроки и условия

Подводя итоги вышеизложенному, можем сказать, что необходимость пенсионной реформы в России вызвана наличием ряда проблем:

Во-первых, существовавшая ранее система, когда пенсии выплачиваются за счет налогов, уплачиваемых работодателями, уже не могла обеспечить приемлемого уровня пенсий. Дело в том, что доля пенсионеров растет: если раньше на одного пенсионера приходилось 3-4 работающих, и это позволяло выплачивать приличные пенсии, то сейчас в России уже меньше двух работающих на одного пенсионера и это число всё сокращается и дальше.

Во-вторых, размер пенсий слабо связан с размером зарплаты, а это не создает стимулов выводить зарплаты из тени.

Это и явилось основанием для проводимой в нашей стране пенсионной реформы.

Что такое валоризация пенсии в 2019 году?

Экономические причины разнообразного характера побуждают государство периодически пересматривать размеры пособий, выплачиваемых незащищенным слоям населения. Одной из процедур повышения выплат гражданам РФ стала валоризация пенсии. Что это, для чего нужно и к какой категории лиц относится данный процесс – основные вопросы, которые возникли у жителей сразу после вступления в силу закона о переоценке пенсионных прав граждан 1 января 2010 года.

Что такое валоризация пенсионного обеспечения и зачем она необходима

Валоризация – процесс пересмотра денежных пенсионных прав жителей РФ, осуществлявших трудовую деятельность до 31 декабря 2001 года. Необходимость в процедуре появилась после введения новой системы расчетов пенсий в 2002 году, где вычисления стали опираться на размеры реальных страховых отчислений в Пенсионный фонд. Ранее же выплаты определялись исходя из двух показателей: средней заработной платы и общей выслуги лет.

Чтобы уравнять возможности граждан, в 2009 году был принят законопроект о валоризации пенсионных прав жителей РФ, стаж которых был заработан в Советском Союзе или в течение 10 лет после его развала. Результатом процедуры стало увеличение пенсии в среднем на 1200 рублей для всех пенсионеров, уже вышедших на заслуженный отдых или только собирающихся сделать это в ближайшее время.

Благодаря валоризации средние выплаты пенсионерам увеличились до 1900 рублей ежемесячно. Под данный процесс попали:

  • граждане, получающие выплаты по старости, по инвалидности или по потере кормильца;
  • получатели доплат, предусмотренных государством для участников Великой Отечественной Войны;
  • будущие пенсионеры.

В случае если пенсионер в период до 2002 года был трудоустроен, но в Пенсионном Фонде нет об этом данных, ему нужно обратиться туда с подтверждающим документом для произведения положенной переоценки его пенсии.

Различия между валоризацией, индексацией и перерасчетом

Все три процесса в итоге приводят к увеличению пенсионных выплат. Однако механизм действия у всех разный, как и законодательная база, на которой они основываются. Например, некоторые процедуры не требуют от пенсионеров индивидуального заявления в Пенсионный фонд и проводятся автоматически, тогда как другие предполагают не только личное присутствие, но и полный пакет документов.

Валоризация

При валоризации пенсии важно, чтобы гражданин имел трудовой стаж до 2002 года, в том числе в СССР. Чем больше выслуга лет во время существования Советского Союза, тем выше будет коэффициент увеличения пособия.

Таким способом происходит возмещение населению средств, потерянных вследствие заниженных пенсионных ставок после проведения реформы. Процесс автоматизирован, заявление о переоценке не требуются.

Индексация

Индексация пенсии проводится Правительством в случае снижения покупательской способности пожилых жителей страны из-за роста инфляции и повышения стоимости прожиточного минимума. Процедура подразумевает увеличение коэффициента, с помощью которого производится расчет выплат.

В 2019 году индекс остановился на уровне 87,24 рубля, что и определяет цену одного пенсионного балла. Под индексацию попадают все без исключения пенсионеры России. Личное обращение в Пенсионный фонд не требуется.

Перерасчет

Эта операция применяется только к тем гражданам, у кого изменились обстоятельства, оказывающие прямое воздействие на размер пенсионных выплат. Перерасчет будет произведен в случае, если:

  • возраст получателя пособия достиг 80 лет;
  • пенсионер, осуществлявший официальную трудовую деятельность, прекратил работать;
  • поменялось количество иждивенцев;
  • была установлена инвалидность;
  • при расчете пенсии были учтены ошибочные сведения.

Для проведения пересчета понадобится личное заявление в уполномоченный орган. При себе нужно иметь документы, подтверждающие наступление перечисленных выше обстоятельств, например, справку об инвалидности.

Правила проведения процедуры

Когда возникает вопрос о том, что такое валоризация пенсии и когда она применяется, действует главное правило: для пересмотра размера выплат в сторону их увеличения необходимо иметь выслугу лет до наступления 2002 года. В Пенсионном фонде РФ есть информация об официальном трудовом стаже каждого жителя, нужная для проведения валоризации пенсий вплоть до 2018 года. На основании этих данных производится автоматическая переоценка ежемесячных выплат для каждого гражданина индивидуально.

Валоризация происходит по схеме: к накопленному пенсионером капиталу до 1 января 2002 года прибавляется 10%. Если он был официально трудоустроен в Советском союзе, то за каждый год работы до 1991 года гражданин получает еще 1% надбавки.

Для переоценки берутся во внимание следующие сведения:

  • накопленные средства на пенсионном счете до 2002 года;
  • общая выслуга лет;
  • стаж работы во время существования СССР;
  • количество заработанных пенсионных баллов после введения новой пенсионной реформы;
  • год оформления пенсионного пособия по старости;
  • заработная плата в советское время, до 2002 года и после него.

Валоризация проводится Пенсионным фондом ежегодно, начиная с 2010 года. Это необходимо для того, чтобы повысить доход всех пенсионеров, трудившихся до 2002 года.

К жителям районов Крайнего Севера в зависимости от тяжести условий труда и суровости климата применяется повышенные коэффициент от 1,4% до 1,9%.

Формула и показатели

Расчет валоризации пенсии происходит по формуле:

  • П – страховая пенсия;
  • Б – базовая часть страховой пенсии по старости;
  • П₁ – страховая пенсия гражданина до вступления в силу закона о валоризации пенсионных прав;
  • СВ – сумма валоризации;
  • Т – месяцы ожидаемого периода выплаты пенсии;
  • К – коэффициент расчета пенсии на 31 декабря 2009 года (3, 67841255 рубля).

Почему появилась необходимость в валоризации

До 2002 года на территории РФ действовала пенсионная система, рассчитывающая пособие по старости по таким показателям:

  • заработная плата за любые официально отработанные 5 лет (гражданин имел право назначить период по собственному усмотрению);
  • общая выслуга лет.

Введенные в 2002 году новшества предполагали, что к вышеперечисленным пунктам будут добавляться страховые взносы от работодателя, за счет которых формируется личный пенсионный капитал. При наступлении пенсионного возраста к получаемому пособию ежемесячно добавляются средства из этого капитала.

Так как у пенсионеров, вышедших на пенсию раньше, такого счета не было, размер их пенсий значительно отличался от выплат гражданам, вышедшим на заслуженный отдых позже. В связи с этим был принят законопроект о массовой валоризации, уравнивающий права пожилых граждан.

Законодательное регулирование

Процесс валоризации регулируется несколькими нормативно-правовыми актами:

  1. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 166-ФЗ;
  2. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 N 173-ФЗ.
Читайте так же:  Получение рвп по браку с гражданином россии

Валоризации – процедура положительной переоценки прав пенсионеров, официально трудившихся до вступления в силу новых правил расчета пенсий в 2002 году. Происходит пересчет отработанного количества лет в денежный эквивалент, выплачиваемый гражданам ежемесячно. Этот процесс – автоматический, не требующий личного посещения уполномоченного органа и подачи заявления с полным пакетом документов.

Необходимость проведения пенсионной реформы

До 2002 г. в России действовала распределительная пенсионная система. Отчисления работающих шли в «общий котел», из которого платилась пенсия пенсионерам. Будущие пенсионеры работали на тех, кто уже достиг пенсионного возраста. Никаких накоплений на персональных счетах не было — всю пенсию обеспечивало государство. Эта система назначения пенсий не давала работнику возможности заработать нормальную пенсию, она лишь перераспределяла средства между группами с различным уровнем доходов и из одних регионов в другие.

Распределительная система может успешно работать только тогда, когда доля пенсионеров в общей численности населения невелика — в этом случае одного пенсионера «содержат» несколько работников. Когда на одного пенсионера приходится 4-5 работающих граждан, проблем не возникает. Однако в России (как и в большинстве развитых стран, а также стран бывшего соцлагеря) происходит относительное старение населения: доля пенсионеров в структуре населения растет, а доля работающих граждан падает.

Статистические данные свидетельствуют, что численность занятых за период с 1992 по 1997 г. уменьшилось на 9,3% (6,7 млн. человек), а численность пенсионеров при этом возросла с 35,2 до 38,2 млн. человек, т.е. на 8,2%. В результате этого нагрузка пенсионной системы на занятое население возросла с 46 пенсионеров на 100 занятых в экономике до 57 пенсионеров в 1997 г. В последующие годы в связи с ухудшением экономического положения в стране ситуация еще более осложнилась. Закономерно, что средний размер пенсии по старости в среднегодовом динамике составил относительно среднего размера заработной платы: 1990 г. — 41%, 1991 г. — 37%, 1992 г. — 26%, 1993 г. — 34%, 1994 г. — 35%, 1995 г. — 39%, 1996 г. — 37,8%, 1997 г. — 37,2%, 2001 г. — 36%.

Сейчас в России более 38 миллионов пенсионеров при 64 миллионах занятых в экономике, причем из этих 64 миллионов только 52 миллиона являются плательщиками пенсионных взносов. Иначе говоря, на 1 пенсионера приходится только 1,68 работающих граждан и только 1,37 плательщика взносов. Еще более неустойчивый характер приобрело соотношение минимального размера пенсий по старости и прожиточного минимума. Если в 1991 г. оно составляло 171%, то к 1992 г. снизилось до 59%, а к 2001 г. уменьшилось до 50%. области — 40,9 и 50,7 %.

Кризисное состояние Пенсионного фонда РФ в конце 1990-х годов продемонстрировало невозможность дальнейшего сохранения распределительной формы пенсионного обеспечения в стране на фоне обострения демографической ситуации и прогрессирующего старения населения. Это предопределило необходимость реформирования российской пенсионной системы. В мае 1998 года правительство России приняло Программу пенсионной реформы, предполагающую реализацию смешанного варианта начислений пенсий.

Повышение уровня пенсионного обеспечения сопряжено либо с ростом тарифов пенсионного отчисления, либо с уменьшением числа пенсионеров за счет увеличения возраста выхода на пенсию. В свою очередь, рост тарифов или повышает цену труда для предпринимателей, что при прочих равных условиях приводит к падению спроса на труд, или сокращает и без того низкую заработную плату. Увеличение же возраста выхода на пенсию явно непопулярно при существенном уменьшении продолжительности жизни, характерном для периода реформ.

[2]

Пенсионеры превратились в беднейшую категорию населения, стоящую практически на грани выживания. В отличие от других стран доля пенсионеров в нашей стране повышается не при росте продолжительности жизни, а в условиях ее сокращения. Быстрое снижение рождаемости приводит к депопуляции, то есть абсолютному уменьшению численности каждого последующего поколения по отношению к предыдущему. Демографические тенденции десятилетия «радикальных реформ» уже создали своеобразный задел будущего сокращения численности трудоспособного населения. Продолжающиеся процессы роста смертности в трудоспособном возрасте, увеличения числа безработных усилят тенденцию абсолютного уменьшения занятых в экономике. Если не изменить принципы пенсионного обеспечения, уровень жизни старшего поколения будет снижаться еще быстрее.

Таким образом, пенсионная система России начала испытывать кризисные явления, основными признаками которых являются:

нарушение принципа зависимости размер пенсии от трудового вклады пенсионера;

резкое снижение уровня жизни пенсионеров, которое наиболее наглядно проявляются в отставании минимального размера пенсионного обеспечения от прожиточного минимума пенсионера;

сужение дифференциации минимального, среднего и максимального размеров пенсии по причине увеличении удельного веса компенсационно-уравнительных доплат к минимальному размеру пенсии и снижения влияния «зарплатного фактора» на размер назначенной пенсии;

разбалансированность бюджета ПФР по причине роста расходов Пенсионного фонда на многочисленные виды выплат, не обеспеченным адекватным поступлением страховых платежей (надбавки и повышения различным категориям пенсионеров, расширение прав пенсионеров на получение пенсии по выслуге лет, на льготные и «северные» пенсии в ущерб пенсиям по старости (т.е. по наступлении страхового возраста), сохранение пенсии работающим пенсионерам и т.п.);

неурегулированность финансовых взаиморасчетов бюджета Пенсионного фонда с федеральным бюджетом РФ, Государственным фондом занятости и т.д.

Подводя итоги вышеизложенному могу сказать, что необходимость пенсионной реформы в России вызвана наличием ряда проблем:

Во-первых, существовавшая ранее система, когда пенсии выплачиваются за счет налогов, уплачиваемых работодателями, уже не могла обеспечить приемлемого уровня пенсий. Дело в том, что доля пенсионеров растет: если раньше на одного пенсионера приходилось 3-4 работающих, и это позволяло выплачивать приличные пенсии, то сейчас в России уже меньше двух работающих на одного пенсионера и это число всё сокращается и дальше.

Во-вторых, размер пенсий слабо связан с размером зарплаты, а это не создает стимулов выводить зарплаты из тени.

Это и явилось основанием для проводимой в нашей стране пенсионной реформы.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

пенсионный реформа персонифицированный учет

Источники


  1. Волкова Т. В., Гребенников А. И., Королев С. Ю., Чмыхало Е. Ю. Земельное право; Ай Пи Эр Медиа — Москва, 2010. — 328 c.

  2. Краткий курс по теории государства и права. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2015. — 140 c.

  3. Пчелинцева, Л.М. Семейное право России; Норма, 2011. — 704 c.
Валоризация пенсий — необходимость проведения реформы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here