Трасологическая экспертиза что это, и зачем она необходима

Самое главное по теме: "Трасологическая экспертиза что это, и зачем она необходима" актуальное в 2019 и 2020 годах понятным языком для непрофессионалов.

Трасологическая экспертиза

Экспертиза — самостоятельный юридический институт в уголовном процессе, охватывающий понятия эксперта как физического лица, осуществляющего процесс экспертного исследования и понятия экспертизы как действие эксперта, а заключения экспертов является самостоятельным видом доказательств по судебным делам. Заключение экспертов — результат их деятельности в судебном деле. Экспертиза — исследование объектов, проводимые на основании постановления, с целью решения вопросов, возникающих в процессе расследования и рассмотрения уголовного или гражданского дела. Проведение трасологической экспертизы определено рядом специальных статей Уголовного, Уголовно-процессуального, гражданского, гражданского процессуального кодекса.

Трасологическая экспертиза — это один из видов судебной (криминалистической) экспертизы. Как один из видов судебной экспертизы это процессуальное действие, в ходе которого лицом, обладающим специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле осуществляется исследование следов, вещественных доказательств с целью получения доказательственной информации.

Предметом трасологической экспертизы, как вида практической деятельности являются те фактические данные, которые необходимо установить исходя из поставленных перед экспертом вопросов, т.е. все те вопросы, которые мы будем рассматривать при проведении данного учебного сбора.

Все трасологические экспертизы можно разделить на три группы:

[3]

  • 1. экспертиза следов человека (гомеоскопические):
    • · дактилоскопические;
    • · следов ног, обуви человека;
    • · следов зубов человека;
    • · следов губ и других частей тела человека;
    • · следов перчаток и следов других элементов одежды человека.
  • 2. экспертиза следов орудий и инструментов (механоскопические):
    • · следов транспортных средств;
    • · следов орудий взлома и инструментов;
    • · следов производственных механизмов;
    • · пломб и закруток;
    • · замков и других запирающих устройств;
    • · установления целого по частям;
    • · механических повреждений одежды.
  • 3. экспертиза следов ног (лап) и зубов животных.

По природе устанавливаемого тождества их можно разделить на идентификационные и неиндентификационные. Неидентификационные экспертизы в свою очередь делятся:

Кроме того, объекты прямо или косвенно участвующие в процессе идентификации делятся на две группы:

  • 1. идентифицируемые — в отношении которых решается вопрос о тождестве;
  • 2. идентифицирующие — объекты, отображающие свойства других объектов, но сами отождествлению не подвергающиеся.

Виды идентифицируемых объектов — это люди, животные, предметы, помещения, участки местности, механизмы. Виды идентифицирующих объектов это материально-фиксированные отображения (остатки человека; объекты, отображающие на себе внешнее строение контактирующих частей других объектов; объекты, характеризующие единство целого по частям; объекты, отображающие функционально-динамические свойства других объектов); идеальные отображения (непреобразованные — зрительный, обаятельный образ и преобразованные — описание предметов, субъективный портрет и т.п.). Стоит отметить, что конечно в трасологии используются не все из них.

Существуют следующие стадии экспертизы: 1) предварительное исследование 2) детальное исследование 3) оценка результатов и формирование выводов 4) оформление материалов исследований. На стадии предварительного исследования эксперт знакомится с материалами поступившими на исследование, производит осмотр объектов, поступивших на исследование, соответствия их постановлению следователя, характер упаковки, производит фотосъемку упаковки и внешнего вида объектов; заканчивается данная стадия составлением устного плана дальней- шего исследования. На стадии детального исследования эксперт выявляет идентификационные признаки объекта. Идентификационные признаки отражают свойства идентифицируемого объекта и используются с целью его отождествления. Эджубов Л.Г., Голдованский Ю.П., Поташник С.И. Судебно-трасологическая экспертиза: Учебно-методическое пособие. Вып. II. Дактилоскопическая экспертиза. — М.: ВНИИСЭ,, 1971г. — с. 125

Виды идентифицирующих признаков: признаки группового значения и признаки индивидуального значения. Первые из них присущи определенному виду, группе, классу объектов, а вторые — встречаются только у отдельных объектов. По отношению к целому объекту или его части все признаки подразделяются на общие и частные. Общие признаки характеризуют объект в целом (вес, форма, модель, конструкция и т.п.), а частный- его детали или отдельные участки. В зависимости от постановки вопроса частный признак может быть группового или индивидуального характера. Лишь частные признаки в большинстве случаев в совокупности с общими образуют индивидуальные совокупности, позволяющие установить тождество в отношении конкретного человека (объекта).

По характеру связи с идентифицируемым объектом признаки бывают: случайные и необходимые.

По времени возникновения признаки подразделяются на признаки, возникшие во время разделения объекта на части и признаки, возникшие до его разделения. По характеру оценки частоты встречаемости они делятся на субъективно определяемые и статистически определяемые.

Необходимо остановиться и на понятии идентификационного период. Идентификационный период — это время, в течении которого можно идентифицировать предмет по его отображениям. На стадии детального исследования может производиться раздельное и сравнительное исследование, а также экспертный эксперимент. Сравнительное исследование, составляющее основу идентификации, может производиться с использованием следующих приемов:

  • · путем сопоставления признаков;
  • · путем наложения (фотографического, оптического, либо натурального);
  • · путем совмещения признаков (в поле зрения микроскопа МБС, фотоснимков изображений). Криминалистика. Учебник для ВУЗов//Под ред. Р.С. Белкина. — М.: ИНФРА-М, 1998г. — с. 213

На стадии оценки результатов исследования и формирования выводов эксперт оценивает совокупность выявленных совпадающих и различающихся признаков, и на основании внутреннего убеждения эксперта формируется вывод. Выводы должны быть четкими, не иметь двоякого толкования и содержать ответ на поставленный вопрос. Если эксперт отказывается от решения вопроса, то он должен указать причины. Выводы эксперта классифицируются следующим образом: выводы, содержащие ответ на поставленный вопрос; выводы, указывающие на невозможность решения вопроса (НПВ); категорические или вероятные, положительные или отрицательные, условные или безусловные, однозначные или альтернативные (разделительные) На стадии оформления заключения эксперт составляет письменное заключение эксперта установленной формы и фототаблицу, в которой иллюстрирует ход проведенного исследования.

Читайте так же:  Когда возможен арест детского пособия судебными приставами

Система средств познания в любой экспертизе, кроме теории и методологии, включает в себя общие и частные методики исследования. Необходимо подчеркнуть, что в трасологических экспертизах используются общепризнанные, традиционные общие и частные трасологические, судебно-химические, судебно-биологические, судебно-медицинские и пр. методики исследования.

Специфическим для трасологической экспертизы является то, что она ориентирована на системный подход к исследованию. В традиционных судебно-трасологических исследованиях следообразующие и следовоспринимающие объекты рассматриваются как отдельные вещественные образования. В основу исследований берется представление об элементарном уровне причинно-следственной связи между следообразующим объектом и следом, то есть следообразующий объект — причина, след — следствие. Системный подход к анализу следов дает возможность суммировать информацию на объектах в единую совокупность, которая оказывает содействие решению поставленной перед экспертами задачи.

Трасологическая экспертиза

Трасологическая экспертиза представляет собой один из наиболее распространенных видов криминалистических экспертиз. Ее содержание отличается своими особенностями, которые заключаются в том, что для трасологической экспертизы характерно исследование следов-отражений для выявления внешнего строения отразившихся в них объектов.

Предметом трасологической экспертизы, как вида практической деятельности являются те фактические данные, которые необходимо установить из поставленных перед экспертом вопросов и имеющихся объектов экспертизы.

Объектами трасологической экспертизы являются следы-отражения, то есть материально — фиксированные отражения единичных объектов — предметов, людей, животных.

Все трасологические экспертизы можно разделить на три группы:

  • 1) экспертиза следов человека (гомеоскопические):
    • — дактилоскопические;
    • — следов ног, обуви человека;
    • — следов зубов человека;
    • — следов губ и других частей тела человека;
    • — следов перчаток и следов других элементов одежды человека.
  • 2) экспертиза следов орудий и инструментов (механоскопические):
    • — следов транспортных средств;
    • — следов орудий взлома и инструментов;
    • — следов производственных механизмов;
    • — пломб и закруток;
    • — замков и других запирающих устройств;
    • — установления целого по частям;
    • — механических повреждений одежды.
  • 3) экспертиза следов ног (лап) и зубов животных.

Рассмотрим трасологическую экспертизу транспортного средства.

Объектами экспертизы транспортных средств являются: слепки с объемных и оттиски с поверхностных следов; фотоснимки следов, изготовленные по правилам масштабной измерительной фотографии; предметы со следами (одежда, обувь). Части или детали транспортного средства (шина или шины автомобиля, осколки фарных рассеивателей, указателей поворотов, лобовых стекол, части лакокрасочного покрытия; человек или труп, если на теле обнаружены следы шин в виде ссадин и кровоподтеков (назначается комиссионная экспертиза с участием судебно-медицинского эксперта).

Перед экспертом — трасологом ставятся вопросы в зависимости от объектов и предмета исследования, целей и задач исследования необходимых для разрешения трасологической экспертизой.

Рассмотрим три основные группы вопросов, которые могут быть поставлены эксперту трасологу.

Вопросы, относящиеся к установлению групповой принадлежности транспортных средств:

Каким видом транспорта оставлены следы. Соответствуют ли форма, размеры и взаимное расположение следов соударению автомобилей (транспортных средств) определенных типов, видов, марок. Какова модель шины, оставившей следы на месте происшествия. Мог ли данный вид транспорта оставить эти следы.

Вопросы, относящиеся к установлению конкретного транспортного средства: не данным ли транспортным средством оставлены следы, одним и тем же или несколькими транспортными средствами оставлены следы. Не данной ли шиной оставлены следы на месте происшествия.

Вопросы, относящиеся к установлению целого по частям: не принадлежат ли обнаруженные на месте дорожного происшествия части деталей поломанным деталям данного транспортного средства. Не составляли ли ранее единое целое осколки стекла, частицы краски, обнаруженные на месте происшествия и на транспортных средствах.

Методика производства трасологической экспертизы транспортных средств как и всякой другой криминалистической экспертизы состоит из следующих стадий: предварительное исследование; детальное исследование; оценка результатов исследования; оформление материалов экспертизы;

На стадии предварительного исследования эксперт знакомится с поступившими материалами, изучает состояние упаковки и объектов, соответствие объектов указанных в постановлении о назначении экспертизы, при необходимости фотографирует упаковку, знакомится с материалами дела, запрашивает дополнительные материалы.

Рассмотрим более подробно три последующие стадии исследования диагностической экспертизы, выясним их особенности.

Детальное исследование — это стадия более глубокого изучения объектов экспертизы.

Исследование вещественных доказательств, как правило, начинаются с осмотра и изучения следов или гипсовых слепков, изъятых с места происшествия.

При осмотре объектов экспертизы нужно придавать значение характеру следов, принимать во внимание, каким веществом образованы следы наслоения и на каком материале.

Во время осмотра следов выясняется, позитивные они или негативные, какая часть протектора, в каком объеме и с какой степенью четкости в них отражена, достаточно ли имеющегося отражения, чтобы решить поставленный вопрос. Если исследуемый слепок с объемного следа, важно выяснить, на каком материале образован след, состояние материала, глубину следа, когда и каким способом изготовлен исследуемый слепок.

Когда след поступил на исследование вместе с объектом, на котором он находится, необходимо определить, где и в каком положении данный объект был на месте происшествия. В результате эксперту удается более объективно представить себе условия, в которых образовался след шины и факторы, которые могли вызвать деформацию в отражении протектора.

Возможность определения модели шины по ее следу обуславливается тем, что каждой модели свойственны свои специфические признаки, которые отражаются в следах, поддаются фиксации и изучению. Это, прежде всего, размеры шины в целом, ширина беговой дорожки, рисунок протектора и размер отдельных его элементов.

В следе, исследуемом в натуре и по фотоснимку, в первую очередь предстоит выявить конструктивные признаки образовавшей его модели шины для последующего их сравнения со специальными справочными материалами.

Читайте так же:  Когда нужно согласие супруга на совершение сделки

Самой благоприятной ситуацией является, когда в следе достаточно четко отражена полная по ширине часть беговой дорожки. В этом случае исследование сводится к измерению ширины отражения беговой дорожки и анализу рисунка протектора, конфигурации его элементов. При этом необходимо учитывать, что ширина беговой дорожки, измеренная по следу, может быть несколько меньше фактической, в случае неполного или нечеткого отражения ее краев в поверхностном следе.

Названных двух параметров — ширины беговой дорожки и рисунка протектора чаще всего уже достаточно для того, чтобы определить модель шины, выделить ее из числа всех других, особенно когда рисунок своеобразен и не копирует другие хотя бы некоторыми своими элементами.

При неполном отражении ширины беговой дорожки, но отчетливом различении части рисунка протектора модель шины устанавливается по рисунку и размерам отдельных его элементов. Сначала сравнивается со справочными материалами та часть рисунка протектора, которая отражена в следе. Если рисунок оригинален и совпадает только с одной моделью шины, этого достаточно для вывода о модели. Если же отраженный в следе фрагмент рисунка встречается у шин нескольких моделей, для окончательного вывода необходимо сравнивать размеры тех элементов рисунка, которые отражены в следе.

Подлежащие измерению параметры выбираются с учетом характера фигур, составляющих исследуемый рисунок. Ромбовидные выступы, например, измеряются по их продольным и поперечным диагоналям, зигзагообразные по их ширине и расстоянию между вершинами смежных углов. В фигурах, имеющих четко выраженные углы, нужно измерить их угловые величины. Те же измерения делаются и на масштабных изображениях, приведенных в справочных материалах.

В процессе сравнения и при оценке результатов необходимо учитывать, что отдельные размеры могут не совпадать.

  • — нечеткостью отражения протектора в следе и неизбежными при этом ошибками измерений;
  • — деформацией протектора, его выступающий частей под действием нагрузки на шину; — износом протектора.

[2]

Выступы на беговой дорожке имеют в сечении форму трапеции, с меньшим основанием вверху, поэтому по мере износа протектора площадь выступов, соприкасающаяся с дорогой постепенно увеличивается, в зависимости от степени износа разница в длине и ширине может достигать 2-3 мм. При значительном износе протектора наиболее ценную информацию будут нести угловые величины фигур.

Общий вывод по результатам исследования может быть либо определенным, когда установлена одна конкретная модель шины, либо альтернативным с указанием двух или более равновероятных моделей и объяснением причин этого.

Далее рассмотрим стадию оформления материалов, исследовательская часть заключения начинается краткой характеристикой поступивших на исследование объектов, в частности предмета, на котором находится след, или объекта содержащего результаты фиксации следа.

Затем идет описание следа вместе с данными о его виде, размерах, качестве отражения протектора. При описании рисунка протектора сосредотачивается внимание на той части, которая отражена в следе: общий вид, форма и размеры основных элементов, степень выраженности.

После выполнения сравнительного исследования требуется изложить его результаты, приводятся источники, из которых использованы справочные материалы. Перечисляются обнаружившиеся в следе признаки, которые совпадают с особенностями той или иной модели шины, дается их криминалистическая оценка. Если модель шины почему-либо не установлена или эксперт не смог прийти к категорическому выводу об одной модели, надо указать причины, обусловившие такой результат, либо назвать вероятные модели.

Вывод по экспертизе фиксируется в виде ответа на поставленный вопрос. Если при исследовании следов выявлены броские особенности шины, эксперт указывает о них в своем выводе, такие данные важны для организации розыска шины. В качестве иллюстрации к заключению об установлении модели шины прилагаются фотоснимок общего вида объекта экспертизы и отдельно более крупным планом фото снимок следа. Помещать фотоснимок рисунка протектора из справочных материалов не всегда целесообразно, однако в отдельных случаях использование таких снимков необходимо, когда след нечетко отражает небольшую часть протектора или когда использовались другие справочные материалы [30.C.320].

Предметом трасологической экспертизы, как вида практической деятельности являются те фактические данные, которые необходимо установить из поставленных перед экспертом вопросов и имеющихся объектов экспертизы. Объектами трасологической экспертизы являются следы-отражения, то есть материально — фиксированные отражения единичных объектов — предметов, людей, животных.

Объектами экспертизы транспортных средств являются: слепки с объемных и оттиски с поверхностных следов; фотоснимки следов, изготовленные по правилам масштабной измерительной фотографии; предметы со следами (одежда, обувь). Части или детали транспортного средства (шина или шины автомобиля, осколки фарных рассеивателей, указателей поворотов, лобовых стекол, части лакокрасочного покрытия; человек или труп, если на теле обнаружены следы шин в виде ссадин и кровоподтеков.

Трасологическая экспертиза помогает установить: Каким видом транспорта оставлены следы. Соответствуют ли форма, размеры и взаимное расположение следов соударению автомобилей (транспортных средств) определенных типов, видов, марок. Какова модель шины, оставившей следы на месте происшествия. Мог ли данный вид транспорта оставить эти следы, не данным ли транспортным средством оставлены следы, одним и тем же или несколькими транспортными средствами оставлены следы. Не данной ли шиной оставлены следы на месте происшествия. Не принадлежат ли обнаруженные на месте дорожного происшествия части деталей поломанным деталям данного транспортного средства. Не составляли ли ранее единое целое осколки стекла, частицы краски, обнаруженные на месте происшествия и на транспортных средствах.

Трасологическая экспертиза: назначение, вопросы

Трасологическая экспертиза следов представляет собой одну из криминалистических процедур. В следственной практике она применяется для решения идентификационных и розыскных задач. Трасологическая экспертиза осуществляется в ходе досудебных и судебных мероприятий.

Читайте так же:  Начисление алиментов на второго ребенка и их размер

Классификация

В зависимости от используемых методик и предметной специфики выделяют 7 видов исследования:

  1. Гомеоскопическое (отпечатки людей).
  2. Механоскопическое.
  3. Экспертиза замков.
  4. Изучение пломб.
  5. Анализ отпечатков производственных механизмов на предметах.
  6. Транспортная экспертиза.
  7. Исследование отпечатков животных.

Предмет исследования

Судебно-трасологическая экспертиза проводится для исследования отпечатков ног, зубов, рук, одежды, обуви, шин, а также состояния механизмов, орудий, запирающих устройств, транспортных средств, пломб, различных частей предметов и так далее. Данный анализ выполняется для частных лиц и правоохранительных органов. В качестве предмета исследования выступает установление фактических сведений в процессе изучения отпечатков для определения механизма их появления и объекта, оставившего их.

В ходе механоскопической экспертизы исследуются механические повреждения на одежде. Их анализ позволяет иногда идентифицировать, но чаще всего установить групповую принадлежность объекта, которым они были нанесены. Обычно при этом возникает необходимость изучить материалы, в которых содержатся описания повреждений, образовавшихся на теле. В некоторых случаях проводится комплексное исследование при участии криминалиста-материаловеда, медика и прочих специалистов. При назначении всех видов анализа (кроме изучения отпечатков животных) в постановлении обязательно указывается, не подвергался ли инструмент, автомобиль, изделие, фрагменты и детали объекта каким-нибудь изменениям с того момента, как было совершено деяние, которое расследуется. Если они имели место, то необходимо указать их характер. Решается данный вопрос путем проведения комплексного исследования совместно техниками и трасологами. При расследовании ДТП посредством такого анализа с привлечением специалистов-материаловедов могут быть решены идентификационные задачи в случае обнаружения на одежде и прочих вещественных доказательствах частиц краски автомобиля, а на самом транспортном средстве – инородных фрагментов, частиц предметов одежды потерпевшего.

Вопросы трасологической экспертизы

Перед специалистами, исследующими отпечатки, стоят идентификационные и диагностические задачи. Назначение трасологической экспертизы состоит в установлении тождества орудий, животных, механизмов и людей или группирование их принадлежности. Кроме этого, в ходе исследования определяется:

  • Пригодность отпечатков для идентификации.
  • Период появления следов.
  • Механизм образования.
  • Последовательность появления.
  • Техническое состояние ТС или предмета.
  • Причинно-следственная связь.

Перечисленные задачи следует считать типовыми. Постановление о трасологической экспертизе должно индивидуализировать объект исследования достаточно четко.

Особенности работы

Эксперты в рамках проведения исследования обнаруживают и фиксируют следы. Это существенно облегчает реализацию всех стадий оперативно-розыскной деятельности. Трасологичекая экспертиза выполняется для идентификации отпечатков в пределах круга подозреваемых лиц, установления орудия, предмета, посредством которых совершено преступление. Для качественного проведения исследования фиксируется множество возможных данных, полученных в процессе обследования места или объекта. Для объективной оценки и составления заключения специалисты учитывают показания свидетелей.

Трасологическая экспертиза по ДТП

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Аварии на дорогах – явление достаточно частое. При ДТП автолюбитель имеет возможность обратиться в страховую компанию за возмещением ущерба. Для этого у него должен быть соответствующий договор и полис. Однако не во всех случаях компании сразу осуществляют выплату. Страховщики зачастую требуют доказательства невиновности водителя в аварии. В случае если истекло время для сбора бумаг в ГИБДД и, соответственно, заключения нет, выходом будет трасологическая экспертиза.

Что выявит исследование?

Транспортная трасологическая экспертиза позволит установить направление и время движения участников ДТП. Специалисты, проанализировав отпечатки на проезжей части, не только идентифицируют транспортное средство, но и определят непосредственно механизм аварии. Детальное изучение отпечатков на транспортных средствах, их деталях, отделившихся фрагментах позволяет полностью составить картину происшествия.

Что исследуется при ДТП?

  • Транспортные средства и их детали, прочие предметы обстановки аварии.
  • Отпечатки шин и автомобилей.
  • Царапины, вмятины и прочие следы, возникшие при контактном взаимодействии машин друг с другом, а также с прочими объектами.
  • Материалы дела.
  • Фотографии с места ДТП.
  • Одежду пострадавших.

По завершении исследования составляется заключение. Оно выступает в качестве основания для определения виновности какого-либо участника происшествия, а также необходимого аргумента для страховой компании.

Исковое производство

В ряде случаев автолюбителю приходится доказывать невиновность в судебном порядке. В таких ситуациях важны любые детали, документы, свидетельские показания. Одним из актов, имеющих существенное доказательственное значение, выступает заключение трасологической экспертизы. Специалисты тщательно и последовательно изучают полученные материалы по делу, осматривают автомобили, прочие предметы, участвовавшие в аварии. При анализе решаются такие задачи, как:

  1. Установление, появились ли следы на предоставленном ТС от другого автомобиля.
  2. Определение вида объекта, которым были оставлены следы. Это может быть другая машина (легковая, грузовая), мотоцикл, мопед, столб, дерево и так далее.
  3. Определение модели ТС, оставившего отпечатки.
  4. Установление, какой именно деталью (частью) был оставлен след.
  5. Определение направления перемещения и угла столкновения.
  6. Установление режима движения. Это может быть занос, торможение, пробуксовка и так далее.
  7. Оценка состояния протектора, выявление механизма повреждений.
  8. Идентификация следов, возникших при аварии.
  9. Составление механизма и картины происшествия в общем.

Трасологическая экспертиза, таким образом, способствует выявлению виновных и установлению причин ДТП.

Как оспорить трасологическую экспертизу по ДТП: разбираем тщательно

Привет, с вами Кулик Илья.

Страховая говорит, что вы сами сломали бампер и отказывает в выплате? Или сосед утверждает, что вы поцарапали его машину, стоявшую во дворе, хотя ваш авто в день происшествия находился в другом районе?

Если бы не трасологическая экспертиза при ДТП, доказать свою правоту будет очень трудно, если не невозможно. Что это такое и когда ей нужно пользоваться – об этом я расскажу в этой статье.

Что такое трасология

Вообще, трасологическая экспертиза – широкое понятие, широко распространённое в криминалистике. Транспортно трасологическая экспертиза проводится по делам, касающимся движения и взаимодействия транспортных средств (ТС). Она является разновидностью автотехнической.

Читайте так же:  Порядок и условия получения ипотечных каникул в банке

Трасологическая экспертиза – это процессуальное действие, в результате которого эксперт, обладающий специальными знаниями и навыками, и соответствующей компетенцией, производит исследование различных следов, получившихся в результате дорожно-транспортного происшествия для определения механизма и причины их появления, а также кем они оставлены.

К исследуемым следам относятся:

  • следы от колёс на дороге;
  • оторванные элементы деталей автомобиля, осколки стёкол, разлитые технические жидкости и т. п.;
  • вмятины, притёртости, кусочки краски – на самих ТС.

Определение природы возникновения повреждений поможет установить:

  • страховой случай или нет;
  • могло возникнуть в конкретном ДТП или нет;
  • при взаимодействии каких предметов они получены.

Расследование следов на дороге, взаимного расположения автотранспортных средств, осколков позволяет установить обстоятельства ДТП.

Как оспорить трасологическую экспертизу по дтп

Разбираем агрегаты и узлы транспортного средства Если необходимо выявить скрытые повреждения, трасолог разбирает агрегаты и узлы. В ходе исследования он определяет направление, характер и силу взаимодействия объектов и другие параметры. В статье «Независимая автоэкспертиза» вы можете почитать о подробностях этого процесса, а также о том, как не ошибиться в выборе автоэксперта.

Шаг 6. Дожидаемся результатов моделирования ситуаций с места аварии Для этого существуют специальные компьютерные программы. Такая модель нужна в большинстве случаев. Она помогает представить наглядно весь процесс аварии судьям, которые не обладают специальными познаниями в этой области. К тому же, такой способ позволяет воссоздать процесс ДТП максимально точно.

Основывается он на данных всех следов, зафиксированных на месте дорожно-транспортного происшествия. Шаг 7.

Случаи, когда назначается судебная экспертиза при ДТП

Основное предназначение судебной экспертизы – определение точного размера вреда, причиненного транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия.

Каждый собственник авто имеет право дополнительно воспользоваться услугами независимого эксперта или специалиста, предоставляемого в страховой компании.

Проведение судебной экспертизы необходимо в нескольких случаях:

  1. Определение стоимости транспортного средства.
  2. Выяснение реальных причин причинения транспортному средству ущерба.
  3. Уточнение технического состояния автомобиля на момент дорожно-транспортного происшествия.
  4. Определение, есть ли в транспортном средстве внутренние, скрытые повреждения, которые невозможно увидеть без использования специальных технических устройств.
  5. Уточнение стоимости ремонта, необходимого для устранения всех нарушений, причиненных авто в результате дорожно-транспортного происшествия.

При проведении исследования обязательно необходимо указывать все номерные знаки транспортного средства, что позволяет определить, не были ли они подделаны.

У автовладельца есть возможность провести неограниченное количество исследований, если он был не согласен с результатами предыдущих экспертиз.

Трасологическая экспертиза

Мотивировка: повреждения указанные в справке о ДТП не могли образоваться в одном ДТП.читать ответы (1) Выплата страхового возмещения Страховая компания Страховое возмещение Попал в ДТП на территории пром зоны т.е на мой авто наехал грузовик задним ходом, инспектор прибыв на место ДТП сказал что это подстава и назначил Административное раследование по истечению 2 х мес.читать ответы (1) Решение суда Срок давности Мне отказала в ремонте страховая по договору КАСКО основания их результаты трасологической экспертизычитать ответы (3) Второй участник ДТП скрылся Районный суд Написать жалобу Виновник дтп обжалует постановление, суд назначил трасологическую экспертизу.

Можно ли оспорить судебную экспертизу: нормы законодательства

В российском законодательстве есть несколько нормативных правовых актов, которые регулируют процедуру проведения судебной экспертизы уполномоченными на это лицами:
  1. Уголовно-процессуальный кодекс.
  2. Административно-процессуальный кодекс.
  3. Гражданско-процессуальный кодекс.

В соответствии с нормами данных законодательных актах, при рассмотрении дела о ДТП, обе стороны имеют право на обжалование результата экспертизы.

Данное же право распространяется на все доказательства, которые были представлены в суде противоположной стороной.

В соответствии с нормами российского законодательства, любая из сторон имеет право:

  1. Оспорить всю экспертизу в целом.
  2. Оспорить ход проведения исследования.
  3. Оспорить деятельность специалиста, проводившего данную процедуру, его квалификацию и заинтересованность в исходе рассмотрения дела.
  4. Оспорить заключение по исследованию.

Когда можно провести транспортно-трасологическую экспертизу

Её можно сделать на любом этапе после ДТП. Возможен и вызов эксперта сразу после аварии на место, где она произошла. Если сразу видно, что с решением, кто должен отвечать за последствия происшествия будет непросто определиться, это будет лучшим вариантом. Так как исследование «по горячим следам» позволяет точно и с наименьшими затруднениями восстановить механизм столкновения.

Если вам дан неудовлетворяющий вас ответ, например, отказ в выплате, основанный на проведённой страховой экспертизе, лучше не заказывать своё трасологическое исследование, а сразу подавать иск в суд с ходатайством о назначении экспертизы в судебном порядке, так как судебную с большой вероятностью потребуется проводить, если будут два различных результата разных экспертиз. Так зачем платить дважды? В любом случае расходы на любую экспертизу надо потребовать с проигравшей в суде стороны.

Если иск в суд кем-либо из участников уже подан, то надо сразу подавать ходатайство о назначении судебной трасологической экспертизы. Она имеет свои особенности, о которых рассказано в подзаголовке «Как подать ходатайство о назначении судебной трасологической экспертизы».

Методика проведения экспертизы по трасологии

Методика трасологической экспертизы – это совокупность методов, приёмов и средств, а также сведения о том, как правильно использовать эти методы и средства, для достижения оптимальных результатов исследования.

Общая методика одинакова для любого трасологического исследования. Она заключается в том, что исследуются отдельные микропредметы и их конкретные признаки. При этом методы изучения в целом одинаковы для любых следов.

Читайте так же:  Подача искового заявления признание брачного договора недействительным

Как проводится трасологическая экспертиза

Исследование следов в целом, как и любая криминалистическая экспертиза, выполняется в таком порядке:

  1. предварительное изучение;
  2. детальное расследование;
  3. оценка полученных результатов;
  4. оформление.

Вначале эксперт изучает переданные ему документы и разбирается в поставленных вопросах.

В первую очередь проводится общий осмотр автомобилей, их фотографируют, исследуют и фиксируют повреждения. Иногда может потребоваться снятие части деталей, для доступа к скрытым дефектам. По результатам осмотра определяется, как взаимодействовали предметы, а также соответствие повреждений на предметах.

В исследовании используются в том числе и современные компьютерные технологии

В случае необходимости исследуется место происшествия. Исследуются различные следы, которые транспортными средствами оставили на дороге и окружающих предметах. В некоторых случаях применяется компьютерное моделирование.

После обследования объектов эксперт должен сделать выводы, по полученным результатам и сформулировать ответы на заданные ему вопросы. Результаты экспертизы обязательно оформляются письменно. Прилагаются фотоматериалы, схемы и т. д.

Можно ли провести транспортно-трасологическое исследование по фотографии

Да, возможно проведение такой экспертизы только по фотографиям, но результаты такого исследования будут неточны, и, скорее всего, однозначных ответов дано не будет. Точно сказать достаточны ли фотоматериалы для расследования может только эксперт после рассмотрения особенностей конкретного дела и представленных фото.

Примечание. Именно поэтому не следует ремонтировать автомобиль после аварии, если существует такая возможность, до полного получения возмещения.

Порядок оспаривания экспертизы

Оспаривание результатов судебной экспертизы должно проводиться по определенному порядку:

Что понадобится для проведения транспортно-трасологической экспертизы

Для анализа и более быстрого и точного определения ответов на возникшие вопросы эксперту понадобится как можно больше вводной информации. Для этого ему нужно будет предоставить:

  • схему происшедшего ДТП;
  • документы из ГИБДД (справку, протокол об административном правонарушении и т. д.);
  • показания участников, а также свидетелей происшествия;
  • видео- и фотоматериалы предполагаемых объектов исследования;
  • сами объекты;
  • другие документы, например, результаты других экспертиз.

В сложных случаях могут потребоваться и другие материалы.

Сколько стоит проведение трасологии

Стоимость проведения трасологического исследования изменяется первую очередь от количества вопросов, на которые должен дать ответ эксперт. А также от конкретной организации, проводящей исследование. Естественно, в разных регионах общий уровень цен различается.

В зависимости от перечисленных факторов стоимость экспертизы может составить от пяти до пятидесяти тысяч рублей. Не исключена и более высокая цена, если вопросов много. В некоторых фирмах можно заказать и, соответственно, оплатить, решение отдельных задач, в некоторых – доступно только комплексное исследование.

Проведение трасологического расследования до суда, как правило, на 25-30% дешевле аналогичного, приводящегося в ходе судебного процесса.

Как оспорить выводы трасологии

Трасологическое исследование оспорить можно. Как уже говорилось, обычно трасологию проводит страховая для объяснения отказа в выплате. Иногда аналогично поступает второй участник ДТП, чтобы доказать свою невиновность.

На основании таких экспертных заключений, выполненных с грубыми нарушениями, страховые компании отказывают в выплатах

Так как результаты экспертизы – документ, то, скорее всего, оспорить выводы эксперта по трасологии можно будет только в суде. Для этого надо привести доводы, почему вы считаете неправильной проведённое исследование.

Примечание. Подача досудебной претензии страховщику обязательна для разбирательств по страховым спорам.

Для признания результатов проведённой страховой компанией исследования зачастую даже не требуется судебной трасологической экспертизы, достаточно экспертной оценки содержимого документа, для признания его недостоверным, так как выводы экспертного заключения от страховой, как и сам процесс исследования, бывают составлены с нарушением законов, регулирующих оценочную деятельность, могут содержать очевидные и грубые ошибки, явно расходиться с действительностью, да и сам документ иногда называется «Заключением специалиста», то есть, по сути, даже не является результатом транспортной трасологической экспертизы.

Как решает суд споры по трасологической экспертизе

Если судья явно видит неправомерность отказа, то без всякого дополнительного расследования признаются доводы СК недействительными, а отказ в выплате возмещения – неправомерным.

[1]

Если очевидных доказательств неправоты страховщика нет, надо подавать ходатайство о назначении судебной трасологической экспертизы. Это относится и к случаю, когда вы несогласны с доводами о признании вас виновными (признании другого невиновным).

Уже на основании судебной экспертизы суд будет решать о том, кто прав в разбираемом им деле. И, конечно, всегда есть возможность подать апелляцию, если вынесенное решение суда первой инстанции вы считаете неправильным.

Решение по ходатайству

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Окончательное решение по оспариванию судебной экспертизы принимает суд. Помимо этого, такое решение может быть принято любым другим органом исполнительной власти, в зависимости от того уровня, на котором осуществляется обжалование заключения специалиста.

Источники


  1. Васильева, Вера Как судили Алексея Пичугина. Судебный репортаж / Вера Васильева. — М.: Human Rights Publishers, 2013. — 621 c.

  2. Теория государства и права. — М.: Астрель, Сова, 2013. — 591 c.

  3. Бастрыкин, А.И. Актуальные проблемы теории государства и права. Учебное пособие / А.И. Бастрыкин. — М.: Юнити-Дана, 2014. — 237 c.
Трасологическая экспертиза что это, и зачем она необходима
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here