Суррогатное материнство этические и юридические стороны

Самое главное по теме: "Суррогатное материнство этические и юридические стороны" актуальное в 2019 и 2020 годах понятным языком для непрофессионалов.

Этические проблемы суррогатного материнства

Почему каждый раз, когда кто-то упоминает тему суррогатного материнства, появляются огромные волны мощных эмоций из лагерей сторонников и противников?

Одна из причин заключается в том, что суррогатное материнство балансирует на очень острой этической грани, смешивая воспринимаемого «священный» процесс размножения и зарабатывание денег на деторождении( ). Многие считают, что эти два домена не должны смешиваться.

Суррогатное родительство — очень спорная и эмоционально напряженная тема, которая сказывается на наших представлениях о родительстве и семье. После всесторонних длительных обсуждений и споров Комитет по этике принял ряд решений и определил некоторые рамки и границы, которые в настоящее время предлагаются для общественного обсуждения и критической оценки. Общая точка зрения комитета и его принципиальная позиция заключается в том, что суррогатная мать, которая вынашивает плод и рожает младенца, 1) единолично имеет право принимать решения по всем вопросам, касающимся дородового ухода и родов, и 2) должна иметь определенный запас времени после рождения младенца, в течение которого она может решить, готова ли она передать его «на усыновление» паре реципиентам или оставить родительские права себе. Таким образом, во всех соответствующих отношениях положение суррогатной матери должно быть таким же, как положение любой другой женщины, которая либо пренатально или постнатально, выразила намерение передать ребенка на усыновление.

Практика суррогатного материнства – это технология вспомогательной репродуктивной медицины, которая подразумевает использование третьего лица для вынашивания и рождения ребенка бесплодной пары. Сами по себе методы искусственного оплодотворения и по сей день вызывают противоречивые чувства и побуждают споры во всем мире, но использование третьего лица в таком, не будем лукавить, священном процессе, как создание новой жизни, и вовсе раскаляет страсти до бела. Некоторым может показаться, что этические проблемы суррогатного материнства раздуты и яйца выеденного не стоят, для других же это вопрос жизни и смерти.

Рассмотрим подробнее и ответим на вопросы, какие именно суррогатное материнство этические аспекты затрагивает

  • 1. Находится ли естественное зачатие под угрозой «вымирания»?

Принципиальные возражения против практики суррогатного материнства основаны на том факте, что способы «естественного размножения» не используются в суррогатном материнстве. Суррогатное материнство осуществляется либо искусственным осеменением, либо методом ЭКО(эко с суррогатной мамой ). Все такие практики приносят в жертву естественный репродуктивный потенциал человека как живого существа, что, как некоторые считают, унижает его личность. В частности, католическая церковь настаивает на этом аргументе, требуя запрета практики суррогатного материнства.

  • 2. Женское тело выставлено на продажу?

Согласно мнениям противников суррогатного материнства, этот метод вспомогательных репродуктивных технологий предполагает «продажу женского тела». Суррогатное материнство в литературе сравнивается с проституцией, некоторые женщины заявляли, что продают свою матку и уступают контроль над своими телами.

Кроме того, бедные женщины третьего мира используются в качестве инструмента для удовлетворения потребностей размножения бесплодных западных женщин. Денежная компенсация становится хорошим стимулом для женщин вписаться в процесс суррогатного материнства. Из-за потребности в денежных средствах женщины вынуждены позволять использовать свои тела для вынашивания младенцев за монеты. По этой причине существует беспокойство, что женщины превращаются в «конвейер», поставляющий младенцев.

В рамках исследования, изучавшего биоэтические проблемы суррогатного материнства, опрос суррогатных матерей показал, что больше половины женщин были исключительно финансово мотивированы стать суррогатами, пятнадцать процентов женщин заявили, что деньги были важным мотивирующим фактором, но не единственным, и для 15% материальная компенсация не имела значения и они решились на такой шаг не в поисках финансовой выгоды.

  • 3. Независимость vs принуждение

Люди, выступающие за суррогатное материнство, будут утверждать, что равные права для женщин означают предоставление женщинам свободы выбора образа жизни, сексуальной и репродуктивной независимости(центр суррогатного материнства ). В таком случае, сказать женщине, которая вынашивает суррогатную беременность, что это дегуманизирует ее, означает навязать ей новую форму патернализма.

Контраргумент основан на понимании концепции выбора. Какой выбор имеют бедные неграмотные деревенские женщины стран третьего мира? Суррогатное материнство навязывается ей мужем или родственниками с целью преодоления финансового кризиса в семье. В некоторых случаях женщины вынашивают ребенка для своих родственников. Следовательно, наличие свободного выбора является спорным и в большинстве случаев недействительным.

  • 4. Превратятся ли женщины в инкубаторы?

Утверждается, что покупка и продажа услуги суррогатной матери унижает женское тело, превращая его в коммерческий товар и инструмент размножения. Поскольку для женщины неприемлемо заниматься сексом за деньги, то логично сделать вывод, что также неприемлемо вынашивать детей за деньги. Суррогатное материнство, как альтруистическое, так и нет, заставляет женщину воспринимать себя как «инструмент размножения». Проводилось исследование, в котором суррогатных матерей спрашивали, какие чувства они испытывали к плоду, они дали типичные ответы, например, «Я никогда не думала, что это мой ребенок», «Это не мой ребенок, но я его ношу» и «Я чувствую себя как отель».

  • 5. Дегуманизация vs возможность

Критически настроенные люди утверждают, что оплата за «аренду» матки обесчеловечивает суррогатную мать и эксплуатирует ее репродуктивные органы

Является ли донорская кровь или донорство органов, например, почек за плату неправильной? Если нет, почему бы не пожертвовать матку за определенную плату. Получение дохода создаст необходимые экономические возможностей для расширения прав и возможностей бедных, необразованных сельских женщин.

  • 6. На ком лежит ответственность за проблемы, связанные с беременностью и родами?

Хотя беременность является естественным процессом, нельзя утверждать, что она не несет никаких рисков для матери и плода. Телесные деформации и расстройства (сердечная, дыхательная, выделительная недостаточность), вызванные или усугубляемые беременностью, могут иметь летальные последствия. Естественно, что беременная женщина готова рискнуть ради того, чтобы испытать радости материнства, но суррогатная мать вынашивает младенца в интересах других. В этом контексте можно утверждать, что все такие жертвы ради беременности станут бессмысленными для женщины.

Этика суррогатного материнства также затрагивает проблему рождения детей от суррогатной матери с аномалиями и заболеваниями. Кто должен нести ответственность и ухаживать за таким нездоровым ребенком, если пара, прибегнувшая к услугам программы суррогатного материнства, отказываются от своих родительских прав.

  • 7. Что если суррогатная мать решит оставить ребенка себе?

Вполне реален случай, когда сурмама может почувствовать эмоциональную связь с ребенком в ходе программы и отказываться от передачи ребенка родителям реципиентам. Подобная ситуация влечет за собой не только моральный, но и юридический конфликт.

Поэтому очень важно подготовить и оказать психологическую поддержку обеим сторонам до и после процесса беременности.

В случае такого комплексного процесса, как суррогатное материнство, биоэтика рассматривает также проблематику технической стороны дела. Вот несколько этических вопросов в рамках данной проблематики.

Допустима ли утилизация неиспользованных эмбрионов?

В рамках процедуры экстракорпорального оплодотворения с использованием суррогатной матери создается некоторое количество эмбрионов, но во время подсадки максимальное число переносимых эмбрионов не должно превышать трех (в большинстве стран – двух). Оставшиеся эмбрионы далее утилизируются. Противники суррогатного материнства склонны рассматривать подобное, как процесс детоубийства.

Читайте так же:  Как рассчитать ежемесячный платёж по кредиту

С другой стороны, если противозачаточные таблетки и аборты соответствуют правовой норме, то утилизация неиспользуемых эмбрионов не может считаться незаконной и аморальной.

Данный спорный момент можно разрешить, пожертвовав ненужные эмбрионы другим бесплодным парам, чтобы больше детей получили шанс на рождение.

  • Этично ли использоваться лишние эмбрионы для медицинских исследований?

Лагерь противников вспомогательных технологий считает аморальным и недопустимым проведение каких-либо опытов на человеческих эмбрионах, приравнивая это к проведению опытов над детьми.

Однако не нужно забывать, что все технологические достижения — это результаты медицинских исследований, включая клонирование, и поэтому использование в исследовательских целях всегда является этическим, если они идут на благо человечества.

  • Предимплантационный скрининг – игра в Бога?

Не секрет, что в рамках процедуры в полость матки суррогатной матери подсаживают только наиболее качественны, жизнеспособные эмбрионы без генетических дефектов( ребенок от суррогатной матери). Для того, чтобы отобрать такие эмбрионы проводится специальное тестирования. Но имеет ли человек брать на себя работу естественного отбора?

  • 9. Суррогатное материнство пропагандирует продажу детей?

Противники суррогатного материнства утверждают, что такая практика делает детей продуктом, который можно купить и продать. Кроме того, младенец рассматривается как инструмент для удовлетворения потребностей других людей и его права нарушаются. Для некоторых людей найм суррогатной матери сопоставим с покупкой ребенка за деньги. Такой подход сопоставим с отношением к человеческому ребенку, как к товару для продажи, что называется рабством. Суррогатное материнство обычно ставит под угрозу и наносит ущерб отношениям матери и ребенка.

Суррогатное материнство и его этические проблемы являются результатом проблем бесплодных пар. Чтобы положить конец этой этической дилемме, нам нужно подтолкнуть некоторые вещи к ее концу, чтобы найти решения. Цитата о сохранении окружающей среды помогает нам в этом:

  • «Только после того, как последнее дерево будет срублено,
  • Только после того, как последняя река будет отравлена,
  • Только после того, как последняя рыба будет поймана,
  • Только тогда вы обнаружите, что деньги нельзя есть.»

Правовые Аспекты Суррогатного Материнства

Приход в этот мир нового человека – всегда праздник. Не всем выпадает счастье познать эту радость. Невиданные ранее успехи медицины в области репродуктивных технологий подарили надежду тем людям, которые уже отчаялись иметь детей.

Но, как это часто бывает, развитие науки несколько опережает морально-правовую адаптацию общества к новым ее достижениям.

Нормы права далеко не совершенны и всегда следуют за развитием общества. Это в высшей степени справедливо по отношению к ныне действующим в мире законам, определяющим порядок применения репродуктивных технологий.

Правовое обеспечение суррогатного материнства, а также прочих программ, основанных на репродуктивных технологиях сегодняшнего дня – один из самых сложных вопросов в современной юридической практике.

В бытовом понимании этого словосочетания, “суррогатное материнство” зачастую означает вынашивание какой-либо женщиной ребенка “на заказ”. С точки зрения закона, да и здравого смысла, это совершенно не так.

В данной статье мы рассмотрим как собственно суррогатное материнство, так и все случаи псевдосуррогатного материнства. Для разделения понятий уместно ввести более широкий термин, охватывающий все случаи вынашивания “на заказ” ребенка зачатого с применением репродуктивных технологий – репродуктивное материнство.

Константин Свитнев

Генеральный директор компании “Росюрконсалтинг”. Эксперт Европейского общества эмбриологии и репродукции человека.

Прежде всего, заметим, что действующее российское законодательство является одним из самых либеральных в мире в том, что касается применения репродуктивных технологий.

Обратимся к закону.

В Федеральном законе № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года, в статье 55 “Применение вспомогательных репродуктивных технологий” говорится:

“Вспомогательные репродуктивные технологии представляют собой методы лечения бесплодия, при применении которых отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбрионов осуществляются вне материнского организма (в том числе с использованием донорских и (или) криоконсервированных половых клеток, тканей репродуктивных органов и эмбрионов, а также суррогатного материнства).”

Мужчина и женщина, как состоящие, так и не состоящие в браке, имеют право на применение вспомогательных репродуктивных технологий при наличии обоюдного информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство. Одинокая женщина также имеет право на применение вспомогательных репродуктивных технологий при наличии ее информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство.

При использовании донорских половых клеток и эмбрионов граждане имеют право на получение информации о результатах медицинского, медико-генетического обследования донора, о его расе и национальности, а также о внешних данных.

Суррогатное материнство представляет собой вынашивание и рождение ребенка (в том числе преждевременные роды) по договору, заключаемому между суррогатной матерью (женщиной, вынашивающей плод после переноса донорского эмбриона) и потенциальными родителями, чьи половые клетки использовались для оплодотворения, либо одинокой женщиной, для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям.

Суррогатной матерью может быть женщина в возрасте от двадцати до тридцати пяти лет, имеющая не менее одного здорового собственного ребенка, получившая медицинское заключение об удовлетворительном состоянии здоровья, давшая письменное информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство. Женщина, состоящая в браке, зарегистрированном в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, может быть суррогатной матерью только с письменного согласия супруга. Суррогатная мать не может быть одновременно донором яйцеклетки.

Таким образом, любая, как одинокая, так и состоящая в браке женщина при ее согласии и согласии ее супруга (если она состоит в браке), может быть подвергнута процедуре искусственного оплодотворения или имплантации эмбриона в лицензированных медицинских учреждениях и выступить таким образом, в качестве суррогатной или репродуктивной матери. Под суррогатным материнством закон понимает вынашивание ребенка для супружеской пары (то есть для лиц, состоящих между собой в официально зарегистрированном браке на момент имплантации эмбриона), пары не состоящей в зарегистрированном браке и одинокой женщины, который является биологически «чужим» для вынашивающей его женщины.

Для того, чтобы указанные выше лица могли прибегнуть к программе суррогатного материнства, необходимы конкретные медицинские показания. Они определены п. 79 Приложения № 1 к Приказу Минздрава РФ от «30» августа 2012 г. № 107н «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению».

Указанный Приказ Минздрава РФ в числе таких показаний указывает:

  • отсутствие матки (врожденное или приобретенное);
  • деформация полости или шейки матки при врожденных пороках развития или в результате заболеваний;
  • патология эндометрия (синехии, облитерация полости матки, атрофия эндометрия);
  • заболевания (состояния), включенные в Перечень противопоказаний;
  • неудачные повторные попытки ЭКО (3 и более) при неоднократном получении эмбрионов хорошего качества, перенос которых не приводит к наступлению беременности;
  • привычное невынашивание беременности (3 и более самопроизвольных выкидыша в анамнезе).

Далеко не все женщины могут стать суррогатными матерями.

Требования, предъявляемые к суррогатным матерям:

  • возраст от 20 до 35 лет;
  • наличие собственного здорового ребенка;
  • психическое и соматическое здоровье;
  • наличие письменного информированного согласия суррогатной мамы на перенос эмбрионов биологических родителей.

Таким образом, только женщина, соответствующая всем приведенным выше критериям и вынашивающая ребенка (детей) для указанных категорий граждан, при наличии у них медицинских показаний, является суррогатной матерью с точки зрения закона.

Читайте так же:  Цена, состав и срок годности новой автомобильной аптечки

Другие программы, также основанные на современных репродуктивных технологиях и отличающиеся от вышеописанной, не являются по действующему законодательству суррогатным материнством.

В данном случае, как уже отмечалось выше, уместно использовать термин “репродуктивное материнство”, а женщин, принимающих участие в вышеуказанных программах, называть “репродуктивными матерями” или “репроматерями”.

Все отношения, вытекающие из применения данных программ, регулируются исключительно обычным семейным правом.

Главный подвох, который может подстерегать биологических родителей в случае классического суррогатного материнства, это то, что суррогатная мать после рождения ребенка может передумать и не дать согласия биологическим родителям на запись их в качестве родителей ребенка.

Эта возможность для суррогатной матери закреплена в действующем Семейном кодексе (п. 4 ст. 51):

  • “Лица, состоящие в браке и давшие свое согласие в письменной форме на применение метода искусственного оплодотворения или на имплантацию эмбриона, в случае рождения у них ребенка в результате применения этих методов записываются его родителями в книге записей рождений.
  • “Лица, состоящие в браке между собой и давшие свое согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, могут быть записаны родителями ребенка только с согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери).”

Закон “Об актах гражданского состояния” от 15.11.97 N 143-ФЗ также гласит:

Статья 16. Заявление о рождении ребенка
5. При государственной регистрации рождения ребенка по заявлению супругов, давших согласие на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, одновременно с документом, подтверждающим факт рождения ребенка, должен быть представлен документ, выданный медицинской организацией и подтверждающий факт получения согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери), на запись указанных супругов родителями ребенка.

Таким образом, суррогатная мать может оставить биологически чужого ей ребенка себе, официально считаясь его матерью со всеми вытекающими отсюда гражданско-правовыми последствиями.

Суррогатная мать может пойти на это в силу материнских чувств, возникших к вынашиваемому ребенку, а также с целью шантажа биологических родителей. Это один из самых плохих вариантов развития событий для родителей, но не спешите отчаиваться. Даже после совершения записи в книге записей рождений, она может быть оспорена в судебном порядке по требованию лица, фактически являющегося отцом или матерью ребенка.

Вот что говорит по этому поводу Семейный кодекс:
Статья 52. Оспаривание отцовства (материнства)

  1. Запись родителей в книге записей рождений, произведенная в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 51 настоящего Кодекса, может быть оспорена только в судебном порядке по требованию лица, записанного в качестве отца или матери ребенка, либо лица, фактически являющегося отцом или матерью ребенка, а также самого ребенка по достижении им совершеннолетия, опекуна (попечителя) ребенка, опекуна родителя, признанного судом недееспособным.
  2. Требование лица, записанного отцом ребенка на основании пункта 2 статьи 51 настоящего Кодекса, об оспаривании отцовства не может быть удовлетворено, если в момент записи этому лицу было известно, что оно фактически не является отцом ребенка.
  3. Супруг, давший в порядке, установленном законом, согласие в письменной форме на применение метода искусственного оплодотворения или на имплантацию эмбриона, не вправе при оспаривании отцовства ссылаться на эти обстоятельства.
  4. Супруги, давшие согласие на имплантацию эмбриона другой женщине, а также суррогатная мать (часть вторая пункта 4 статьи 51 настоящего Кодекса) не вправе при оспаривании материнства и отцовства после совершения записи родителей в книге записей рождений ссылаться на эти обстоятельства.”

Может ли грамотно составленный договор между биологическими родителями и суррогатной матерью предотвратить такое развитие событий? Договор, признаваемый действующим законодательством, может быть заключен только для приобретения/передачи гражданских прав и обязанностей. Передача ребенка от суррогатной матери его биологическим родителям предметом договора являться не может, так как ребенок не может являться предметом сделки. Договор может и должен предусматривать только выплату определенной компенсации с целью создания наиболее благоприятных для суррогатной матери условия для вынашивания ребенка и последующей реабилитации. Грамотно составленный договор обязательно должен содержать положение о том, что в случае решения суррогатной матери оставить ребенка себе, она не только теряет право на выплату вышеуказанной компенсации, но и обязуется компенсировать биологическим родителям все их затраты по данному договору.

Таким образом, отношения между биологическими родителями и суррогатной матерью могут и должны быть переведены в гражданско-правовые рамки, что позволяет до известной степени гарантировать, что суррогатная мать, понимая бесперспективность своей позиции с правовой точки зрения, все-таки передаст ребенка его биологическим родителям.

Общие рекомендации:

  1. С помощью компетентных юристов подготовить и заключить юридически грамотный договор с суррогатной или репродуктивной матерью, предусматривающий продуманную схему передачи компенсации.
  2. Получить от суррогатной матери письменное согласие на участие в данной программе.
  3. Провести юридическую экспертизу договора с медицинским учреждением, где будет осуществляться медицинская составляющая вышеуказанных программ.
  4. Вести любые переговоры с суррогатной или репродуктивной матерью лучше доверить компетентным юристам или, по крайней мере, вести эти переговоры в их присутствии.
  5. До рождения ребенка получить подпись суррогатной или репродуктивной матери на всех документах, которые могут понадобиться в дальнейшем.
  6. От начала и до конца работать с юридической фирмой, специализирующейся в области семейного права, которая могла бы в случае необходимости представлять интересы родителей (родителя) в суде в случае возникновения каких-либо конфликтных ситуаций.

В любом случае, каждая программа, каждая ситуация уникальна и требует индивидуального подхода. Пользуйтесь услугами только авторитетных компаний, имеющих длительный опыт работы в сфере суррогатного материнства и Вы сможете избежать множества возможных проблем и «подводных камней», а программа пройдет быстро и завершится рождением Вашего долгожданного малыша!

Правовые и этические аспекты суррогатного материнства

4.1 Правовые и этические аспекты суррогатного материнства

Определены действующим законодательством Российской Федерации: пункт 4 статья 51, пункт 3 статья 52 Семейного Кодекса Российской Федерации; пункт 5 статья 16 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» от 15.11.97 N 143-Ф31.

Супружеская пара и суррогатная мать дают письменное информированное согласие на участие в программе «Суррогатное материнство».

4.2 Показания к суррогатному материнству:

•отсутствие матки (врожденное или приобретенное);

[3]

•деформация полости или шейки матки при врожденных пороках развития или в результате заболеваний;

•синехии полости матки, не поддающиеся терапии;

•соматические заболевания, при которых вынашивание беременности противопоказано;

•неудачные повторные попытки ЭКО при неоднократном получении эмбрионов высокого качества, перенос которых не приводил к наступлению беременности.

•Суррогатными матерями могут быть женщины, добровольно согласившиеся на участие в данной программе.

4.3 Требования, предъявляемые к суррогатным матерям:

•возраст от 20 до 35 лет;

•наличие собственного здорового ребенка;

•психическое и соматическое здоровье.

Объем обследования суррогатных матерей

•определение группы крови и резус-фактора;

•анализ крови на сифилис, ВИЧ, гепатиты В и С (действителен 3 месяца);

•обследование на инфекции: хламидиоз, генитальный герпес, уреаплазмоз, микоплазмоз, цитомегалию, краснуху (действительно 6 месяцев);

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

•общий анализ мочи (действителен 1 месяц);

•клинический анализ крови, свертываемость крови (действителен 1 месяц);

•биохимический анализ крови: АЛТ, ACT, билирубин, сахар, мочевина (действителен 1 месяц);

•флюорография (действительна 1 год);

•мазки на флору из уретры и цервикального канала и степень чистоты влагалища (действительны 1 месяц);

Читайте так же:  Как узнать номер и серию страхового полиса омс

•цитологическое исследование мазков с шейки матки

•осмотр терапевта и заключение о состоянии здоровья и отсутствии противопоказаний к вынашиванию беременности (действителен 1 год)

•осмотр и заключение психиатра (однократно)

•общее и специальное гинекологическое обследование (перед каждой попыткой индукции суперовуляции).

Противопоказания для проведения ЭКО и ПЭ в программе «Суррогатное материнство» и объем обследования супружеской пары такие же, как и при проведении ЭКО.

4.4 Программа «Суррогатное материнство»

Программа проводится по следующему алгоритму:

•выбор суррогатной матери;

•синхронизация менструальных циклов;

•процедура экстракорпорального оплодотворения с переносом эмбрионов в полость матки суррогатной матери.

4.5 Этические вопросы суррогатного материнства

Моральные и юридические проблемы, связанные с практикой суррогатного материнства, оказались особенно сложными. В США пока (к 1991 г.) не принято законов, запрещающих суррогатное материнство, а недавние судебные решения в Кентукки и Мичигане подтвердили юридическую силу заключаемых по этому поводу соглашений. Соответствующие проекты законов были внесены на рассмотрение законодателей по меньшей мере в 19 штатах, и можно ожидать, что хотя бы некоторые попытки регулирования или запрещения суррогатного материнства найдут свое отражение в юридических нормах.

Противники суррогатного материнства считают, что оно превращает детей в подобие товара, создавая ситуацию, в которой богатые люди смогут нанимать женщин для вынашивания своих потомков; они утверждают также, что материнство становится при этом договорной работой, поэтому стремление к выгоде может возобладать здесь над соображениями пользы для договаривающихся сторон. Кроме того, многие феминистки думают, что такая практика будет способствовать эксплуатации женщин, а некоторые церковные группы усматривают в ней дегуманизирующую, безнравственную тенденцию, подрывающую святость брака и семьи.

Существуют также опасения, что некоторых суррогатных матерей может психологически травмировать необходимость отдать «своего» ребенка после установления той связи с ним, которая создалась во время 9-месячной беременности и родов (даже если вначале женщине казалось, что она сможет расстаться с таким ребенком без особых переживаний).

Сторонники использования суррогатных матерей, конечно, смотрят на эту практику совсем по-иному. Они указывают на то, что для семьи, бездетной из-за неспособности жены зачать или выносить плод, это единственный способ получить ребенка, который будет генетически «своим» для мужа. Они отмечают также, что подобная процедура, позволяющая произвести на свет желанное дитя, по сути дела не так уж сильно отличается от усыновления. По их мнению, это не коммерциализация деторождения, а глубоко человечный акт любви и сотрудничества. Этот акт связан, конечно, с потенциальными опасностями для суррогатной матери, но она способна их оценить и может сознательно пойти на риск; таким образом, решение о заключении контракта не будет для нее более рискованным, чем для многих других женщин, выбирающих себе не совсем безопасные занятия.

Сторонники суррогатного материнства не считают его формой эксплуатации женщин; они утверждают, что женщина, добровольно решившая стать суррогатной матерью, получает за выполнение этой роли достаточную материальную компенсацию, а также моральное удовлетворение от приносимой обществу пользы.

Сравнительно мало было сказано о ребенке в таких ситуациях. Ребенок может унаследовать от суррогатной матери генетические дефекты (за исключением довольно редких случаев, когда в ее матку имплантируют оплодотворенную «in vitro» яйцеклетку от той самой женщины, вместо которой для вынашивания плода пришлось нанять другую). Некоторые из таких дефектов, к сожалению, не могут быть выявлены современными методами. Возможно также повреждение плода в результате неосторожности суррогатной матери — например, если она будет во время беременности употреблять наркотики или недостаточно хорошо питаться. Столь же важны, но остаются пока без ответа вопросы психологической адаптации ребенка. Если ребенку объяснят (или он случайно узнает), что его родила не мать, а другая женщина, не станет ли это для него источником проблем или тягостных переживаний? А если контакты ребенка с этой женщиной будут продолжаться и после его рождения (так бывает, когда суррогатная мать — родственница или близкий семье человек), то как это может сказаться на ребенке в дальнейшем?

Неудивительно, что при таком множестве вопросов специальная комиссия Американского общества по борьбе с бесплодием (1986) выразила по поводу «суррогатного материнства» «серьезные сомнения этического характера, которые не могут быть сняты, пока не будет получено достаточных данных для оценки опасности и возможных преимуществ обсуждаемой процедуры».

Ввиду этих сомнений упомянутое общество рекомендует использовать суррогатное материнство только в порядке клинического эксперимента при соблюдении следующих условий:

Необходимо собрать достаточные сведения о психологическом воздействии всей процедуры на суррогатных матерей, на использующие их супружеские пары и на рождающихся детей.

Особое внимание следует уделить тому, чтобы супруги и суррогатная мать дали добровольное согласие на процедуру, располагая всей необходимой информацией.

Отец и суррогатная мать должны быть тщательно проверены в отношении инфекционных заболеваний и генетических дефектов.

Оплата услуг специалистов — врачей, адвокатов и др. — должна ограничиваться обычными для них гонорарами; они не должны получать комиссионные за подбор участников и организацию всей процедуры.

Несмотря на такие рекомендации, в ряде случаев суррогатное материнство будет, несомненно, организовано на менее строгих условиях (и менее профессионально). Сейчас уже очевидно, что для некоторых женщин, предлагающих свои услуги в качестве суррогатных матерей, главным стимулом служат деньги, и это может толкать их на предоставление ложных сведений о состоянии здоровья или обстоятельствах жизни. Известны случаи, когда бесплодные супружеские пары, подыскивая подходящую для такой роли женщину, пытались склонить к согласию на это кого-либо из родственниц. С другой стороны, беспринципные или недостаточно серьезно относящиеся к делу адвокаты и врачи, иногда так увлекаются перспективой хорошо заработать на подборе суррогатных матерей, что не в состоянии действовать только в интересах своих клиентов. И все же, как могут засвидетельствовать сотни ранее бездетных супругов, польза от такого способа преодоления бесплодия неоценима.

ГЛАВА 5. СУРРОГАТНОЕ МАТЕРИНСТВО ЗА РУБЕЖОМ

Во Франции суррогатное материнство незаконно. Не разрешено оно и в странах, где традиционно сильна католическая церковь. Во Франции суррогатное материнство незаконно, оно противоречит законодательству об усыновлении и нарушает положение о «неотчуждаемости человеческого тела».

В Германии любая попытка «осуществить искусственное оплодотворение женщины, готовой отказаться от своего ребенка после его рождения (суррогатной матери) или имплантировать ей человеческий эмбрион», считается преступлением. Причем наказание за суррогатное вынашивание ребенка несет врач, а не родители-заказчики и не исполнительница-мать. В Германии преступлением считается любая попытка «осуществить искусственное оплодотворение женщины, готовой отказаться от своего ребенка после его рождения (суррогатной матери), или имплантировать ей человеческий эмбрион». Наказание за суррогатное вынашивание ребенка несет врач, но не предполагаемые родители или сама суррогатная мать.

В Канаде соглашение о суррогатном материнстве не имеет юридической силы, но само оно не запрещено законом и поддерживается частными агентствами. В Канаде соглашение о суррогатном материнстве юридически не прописано, но законом не запрещено, им занимаются частные агентства. Однако судебные иски по этому вопросу в Канаде не рассматриваются, так же как и в Великобритании.

Конгресс США суррогатное материнство разрешил в 1991 году. С тех пор этот способ избавления от бесплодия применяется в Штатах довольно широко. В стране есть огромная база данных о донорах яйцеклеток для женщин, которые в связи с заболеванием яичников не могут продуцировать собственную яйцеклетку. База позволяет выбрать донора даже по этническому происхождению, вероисповеданию и внешности.

Читайте так же:  Ндфл с продажи недвижимости для физических лиц

На Украине суррогатное материнство не только разрешено, но и довольно четко прописано юридически. Там супруги, которые дали согласие на имплантацию своего зародыша в организм другой женщины, являются родителями рожденного ею ребенка со всеми вытекающими правами и обязанностями.

Разнообразные этические вопросы, рассмотренные в настоящей работе, связаны с индивидуальными и общественными суждениями о надлежащем поведении в области секса и продолжения рода. В прошлые эпохи считалось, что на каждый из этих вопросов есть только один верный ответ. Сегодня же мы понимаем, что правильность тех или иных ответов относительна, так как все больше знакомимся с разными религиями и культурами, с самым широким спектром взглядов и многообразием форм сексуального поведения. Каждый человек должен сам делать собственный выбор и не навязывать свои взгляды другим.

Несмотря на наличие противоречивых мнений, можно предположить, что суррогатное материнство будет развиваться независимо от того, как к этому будет относиться, скажем, церковь или бабушки во дворе. Поскольку «свой» ребенок даже исключительно психологически всегда будет в несколько раз роднее и ближе, чем приемный.

Однако психологическая травма, связанная с его несколько нетрадиционным появлением, не всегда проходит бесследно и для родителей-заказчиков, и для суррогатной матери. Но тем не менее невозможно осуждать желание женщины стать матерью. И если именно этот метод может сделать для кого-то чудо, то, вероятно, он имеет право на существование.

УСТАНОВЛЕНИЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ

Семейный кодекс РФ ОТ 29 декабря 1995 Г. N 223-ФЗ (С изменениями от 15 ноября 1997 Г., 27 июня 1998 Г., 2 января 2000 Г.).

РАЗДЕЛ IV. Права и обязанности родителей и детей

ГЛАВА 10. Установление происхождения детей

СТАТЬЯ 47. Основание для возникновения прав и обязанностей родителей и детей

Права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке.

СТАТЬЯ 48. Установление происхождения ребенка

1. Происхождение ребенка от матери (материнство) устанавливается на основании документов, подтверждающих рождение ребенка матерью в медицинском учреждении, а в случае рождения ребенка вне медицинского учреждения на основании медицинских документов, свидетельских показаний или на основании иных доказательств.

2. Если ребенок родился от лиц, состоящих в браке между собой, а также в течение трехсот дней с момента расторжения брака, признания его недействительным или с момента смерти супруга матери ребенка, отцом ребенка признается супруг (бывший супруг) матери, если не доказано иное (статья 52 настоящего Кодекса). Отцовство супруга матери ребенка удостоверяется записью об их браке.

3. Отцовство лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, устанавливается путем подачи в орган записи актов гражданского состояния совместного заявления отцом и матерью ребенка; в случае смерти матери, признания ее недееспособной, невозможности установления места нахождения матери или в случае лишения ее родительских прав — по заявлению отца ребенка с согласия органа опеки и попечительства, при отсутствии такого согласия — по решению суда.

При наличии обстоятельств, дающих основания предполагать, что подача совместного заявления об установлении отцовства может оказаться после рождения ребенка невозможной или затруднительной, родители будущего ребенка, не состоящие между собой в браке, вправе подать такое заявление в орган записи актов гражданского состояния во время беременности матери. Запись о родителях ребенка производится после рождения ребенка.

4. Установление отцовства в отношении лица, достигшего возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), допускается только с его согласия, а если оно признано недееспособным, — с согласия его опекуна или органа опеки и попечительства.

СТАТЬЯ 51. Запись родителей ребенка в книге записей рождений

Проблемы суррогатного материнства

Для стран СНГ и России суррогатное материнство – относительно новое явление, которое окутано многочисленными мифами и неоднозначно воспринимается окружающими. Поклонники данного метода зачатия утверждают, что современная медицинская наука тем самым подарила бездетным парам замечательный шанс иметь генетически родного ребенка. А противники сурматеринства настаивают на этических аспектах явления, заявляя, что природное таинство превращается в торговлю еще не рожденными людьми.

С какими проблемами сопряжено суррогатное материнство

На отечественных просторах проблемы суррогатного материнства находятся сразу в нескольких плоскостях:

  • Этический аспект (религиозные догмы, точка зрения борцов за права женщин)
  • Морально-психологические проблемы (обусловлены человеческим фактором)
  • Юридические тонкости (несовершенство отечественного законодательства в вопросах сурматеринства)

О чем спорят этики

В первую очередь, конечно же, подразумевается этическая сторона проблем суррогатного материнства, о которой говорилось выше. Противниками суррогатного материнства выступают в основном представители церкви разных конфессий и активистки феминистических движений, ратующие за права женщин.

[1]

Религиозные проповедники настаивают на том, что люди не должны вмешиваться в процесс творения новой жизни, монополия на который раньше всецело принадлежала богу. Феминисток же оскорбляет факт восприятия женщины как механизма для вынашивания и воспроизводства чужого потомства.

[2]

Аргументы церковных служителей легко парировать: современная медицина значительно улучшила качество человеческой жизни и продолжила ее срок, спасая жизни в тех сложных случаях, в которых еще 50-100 лет назад ничего нельзя было поделать – эти достижения восхищенно воспринимают и с удовольствием ими пользуются поклонники практически любой религии. Так чем же хуже помощь медиков в вопросах деторождения и ликвидации проблем, которые решает суррогатное материнство?

Доводы феминисток разбивает сам факт согласия женщин становиться сурмамами. К тому же, они получают достойное финансовое вознаграждение (в России сейчас сумма вознаграждения за вынашивание чужого ребенка колеблется от 15 до 40 тысяч долларов), которое может помочь им в уходе и содержании своих собственных детей, приобретении для них жилья, проведении дорогостоящего лечения и т. д. Поэтому об эксплуатации или ущемлении прав говорить не приходится.

Кроме того, по мнению психолога Анны Хныкиной, на подобный шаг здоровых женщин детородного возраста даже не всегда толкает желание заработка. Если женщина легко выносила и родила своего ребенка (или нескольких), она может осознавать свою способность без ущерба для собственного здоровья подарить счастье материнства одной из женщин, которым по той или иной причине недоступно деторождение естественным путем. То есть, с точки зрения психологов, в таком поступке может заключаться даже некий акт благотворительности, помощи во имя женской солидарности и продолжения человеческого рода на земле.

Даже если женщина руководствуется финансовыми мотивами, нельзя обвинять ее в аморальности. Любой рожденный ребенок, сразу попадающий в любящую семью, которая охотно берет на себя его воспитание и расходы на содержание – это будущий полноценный гражданин государства. Кроме того, замещающее материнство нельзя считать аморальным способом получения дохода в условиях современного мира, где процветают такие нелегальные виды бизнеса, как торговля наркотиками, финансовые махинации, проституция и многое другое.

Чем чреваты психологические неурядицы участников процесса

Возможные проблемы суррогатного материнства на этом не заканчиваются. Человеческий фактор, который зависит от обеих договаривающихся сторон, играет очень значимую роль на протяжении всего процесса.

Читайте так же:  Размер пособия по потере кормильца на ребенка и порядок его оформления

Всегда есть риск, что из-за психологической неустойчивости, которую во время обсуждения деталей не смогли разглядеть будущие родители, сурмама откажется после родов передавать ребенка биологическим родителям (согласно действующему законодательству РФ, младенец передается отцу и матери лишь после официального отказа от него родившей женщины). Нередки ситуации, когда будущей маме кажется, что она легко расстанется с младенцем, но впоследствии роженица понимает, насколько близок ей стал малыш за время беременности и родов.

Намного реже, но все же встречается и обратная сторона проблемы суррогатного материнства, при которой биологические родители оказываются психологически не готовыми принять ребенка, рожденного чужой женщиной. Это обуславливается тем, что во время беременности у женщины меняется гормональный фон, а организм и психика полностью перестраиваются на волну материнства. А если данный этап пропущен, то есть гормонального всплеска не было, существует риск, что у женщины, которая должна будет воспитывать чадо, просто не проснется пресловутый материнский инстинкт. Однако эксперты уверяют, что подобное случается очень редко. И при помощи психолога такая проблема решается довольно легко и быстро.

К тому же, по мнению психологов, практикующих по вопросам семейных консультаций, люди приходят к решению воспользоваться услугами суррогатной матери, как правило, после многолетних бесплодных попыток зачать дитя естественным путем. Поэтому для них ребенок становится долгожданным, величайшим счастьем.

Кроме того, доказано, что психологические связи «мама-ребенок» формируются в основном в первый год жизни, то есть в период младенчества. А это как раз то время, когда полноценную опеку над малышом берут уже генетические родители. Даже естественные роды не всегда приводят к немедленному пробуждению материнского инстинкта, поэтому в случае с замещающим материнством семейные консультанты рекомендуют воспринимать все происходящее как естественный процесс знакомства с новым человеком, взаимного познавания и привыкания.

А в семьях, где появления ребенка безуспешно ждали годами, возможен кардинально противоположный психологический перекос – в сторону чрезмерной опеки над малышом, создания рафинированных, тепличных условий жизни для ребенка, слишком сильных эмоций в проявлении большой любви счастливых отца и матери. Однако все это преодолимо и не сравнится с семейным счастьем, которое могут обрести родители и дети в полноценной семье.

Точка зрения юристов на проблемы суррогатного материнства

Законы стран СНГ, регулирующие правовые аспекты сурматеринства, считаются одними из самых либеральных в мире. Однако системного подхода к самому явлению и возможным проблемам замещающего материнства законодательство РФ до сих пор не имеет. Статьи Семейного кодекса, нормативные акты Минздрава охватывают юридическую сторону вопроса лишь частично.

Между тем, чтобы минимизировать влияние человеческого фактора, о котором написано выше, стоит прописать программу суррогатного материнства в полном объеме – от подписания договора о добровольном сотрудничестве между сторонами до получения свидетельства о рождении. Для этого нужен единый закон или нормативный акт, который пока не разработан.

Пробелы в законодательстве могут превратить биологических родителей в субъект и объект шантажа.

Поскольку только сурмама может дать согласие на то, чтобы записать родителями ребенка генетических отца и мать, это порождает возможности для злоупотреблений с ее стороны. К примеру, роженица может потребовать сумму выше оговоренной в начале. Или в судебных разбирательствах суд может оставить уже зарегистрированного ребенка с матерью, получившей законную оплату от родителей, но потом изменившую свое решение. В таком случае люди останутся без ребенка и солидной суммы из-за того, что не существует специального закона, ограждающего родителей от посягательств «передумавшей» сурматери.

Но в то же время, теоретически возможна и противоположная проблема. Если малыш рождается с непредвиденной патологией, от него могут отказаться генетические родители, оставив замещающую мать с ребенком, требующим серьезного лечения, и без гонорара.

В общем, юридические аспекты проблем суррогатного материнства в России пока далеки от совершенства и законодательного решения.

Сегодня главным регулирующим документом является юридический договор, который заключают между собой бездетная пара и потенциальная суррогатная мать. Именно этот договор и становится фундаментом для разрешения споров и конфликтов, которые могут возникнуть как в процессе вынашивания ребенка, так и уже после родов.

Корни проблем суррогатного материнства

Различные трудности замещающего материнства, лежащие в морально-этических и юридических плоскостях, связаны с представлениями общественности о культуре продолжения рода. В данной ситуации невозможно дать однозначные универсальные ответы, которые удовлетворили бы каждую сторону явления.

Современный мир диктует широкий спектр взглядов и плюрализм мнений – даже в щекотливом вопросе проблем суррогатного материнства. Каждая пара вправе сама делать выбор, пользоваться ли услугами суррогатной матери. Справедливо, если бесплодной женщине, желающей иметь ребенка, не отказывают в этом, несмотря на физиологические факторы и проблемы.

Вполне логично предположить, что явление суррогатного материнства продолжит активно развиваться, независимо от противоречивого общественного мнения. Главная причина – актуальность и безальтернативность востребованного метода, несмотря на его высокую стоимость, а также юридические и этические трудности. Ведь многие пары хотят воспитывать своего родного ребенка, носителя родительских генов, и не согласны на усыновление чужих детей.

Почему стоит обращаться за помощью к специалистам?

Во время самостоятельного поиска подходящей кандидатуры потенциальные родители часто становятся жертвами мошенниц и аферисток, соблазненных высокой суммой гонорара за столь щекотливую услугу.

Поэтому семейной паре, которая решилась на этот метод зачатия, стоит особенно тщательно выбирать будущую мать для своего малыша, чтобы избежать всех возможных проблем, которые могут возникнуть при выборе услуги суррогатного материнства.

Лучше всего обратиться в специализированный медицинский центр – клинику «Центр ЭКО» г. Курск, которая занимается вопросами репродукции и замещающего материнства уже не один год. Специалисты клиники «Центр ЭКО» помогут свести к минимуму неприятные риски.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Не стоит в такой ответственной ситуации идти на поводу у ложной скромности или собственной скаредности, и пользоваться услугами непроверенных сомнительных организаций или частных лиц. Иначе потом возможны даже юридические проблемы – вплоть до недоказуемости прав на ребенка.

Источники


  1. Андрианов Н. В. Гражданское общество как среда институционализации адвокатуры; Либроком — М., 2011. — 304 c.

  2. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». — М.: Проспект, 2013. — 156 c.

  3. Краткий курс по теории государства и права. Учебное пособие. — М.: Окей-книга, Рипол Классик, 2016. — 144 c.
Суррогатное материнство этические и юридические стороны
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here