Сроки и порядок назначения социальной помощи

Самое главное по теме: "Сроки и порядок назначения социальной помощи" актуальное в 2019 и 2020 годах понятным языком для непрофессионалов.

2.3 Порядок назначения государственной социальной помощи и возможность отказа от неё.

Государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего гражданина.

Государственная социальная помощь назначается на основании заявления гражданина в письменной форме от себя лично или от имени своей семьи, заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания. В письме заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах, сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 настоящего Федерального закона и принадлежащем ему имуществе на праве собственности. Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки, проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно.

Организации несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в выданных ими документах, в соответствии с законодательством.

Порядок назначения государственной социальной помощи устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Уведомление о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении должно быть направлено в письменной форме заявителю органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и представления им необходимых документов. При необходимости проведения дополнительной проверки органом социальной защиты населения представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган должен дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.

В случае представления заявителем неполных и недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи.

Отказ в назначении государственной социальной помощи по этим основаниям заявитель может обжаловать в вышестоящий орган социальной защиты населения и в суд.

Основания для прекращения оказания государственной социальной помощи

1. Заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.

2. В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась.

3. Прекращение оказания государственной социальной помощи может быть обжаловано заявителем в вышестоящий орган социальной защиты населения ) в суд. Федеральный закон «О государственной социальной помощи» 17 июля 1999 года N 178-ФЗ — ст. 1.

Что такое адресная помощь и порядок ее назначения

Бедность считается неотъемлемым фактором любой экономики. Каждая страна пытается сгладить неравномерное распределение национального продукта.

К наиболее уязвимым группам населения относят: многодетные семьи, инвалидов, одиноких пожилых людей и других граждан, не способных осуществить самостоятельное обеспечение хотя бы до прожиточного минимума.

Конечно, отдельные граждане не устраиваются на работу в связи с ленью, но по большей части бедность касается трудолюбивых граждан, ставших заложниками низкой заработной платы, несвоевременных платежей и повсеместного распространения безработицы.

Экономический кризис тоже внес свою негативную лепту – многие организации сократили свой штат, а некоторые даже ликвидировались.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

Это быстро и бесплатно!

Государственная помощь студентам

В зависимости от размера стипендиального фонда студенты, обучающиеся на дневном бесплатном отделении, имеют право на социальную поддержку.

Государственной социальной стипендией обеспечивают:
  1. Детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, инвалидов, ограниченность которых связана с 1 или 2 группой, инвалидов детства, студентов, подвергшихся радиационному воздействию на Чернобыльской АЭС, пострадавших ввиду ядерного испытания, местом проведения которого являлся Семипалатинский полигон и т.д.
  2. Студентов 1 и 2 курса, проходящих обучение по программе бакалавриат и специалитет, закрывающих сессии только на положительные оценки, а также входящим в состав категорий граждан, которым положено получать стипендию социального характера. Государственную помощь, а именно, повышенную социальную стипендию, также выделяют студентам, возрастной порог которых еще не превысил 20 лет, если их единственный родитель является инвалидом 1 группы.
  3. Студент или аспирант имеет право на единовременную материальную поддержку, в соответствии с его личным заявлением и справкой или иным документом, в котором содержатся сведения о льготном статусе или тяжелых материальных обстоятельствах (умер родитель, студент проживает в многодетной семье, наличие хронического заболевания, появление на свет малыша и т.д.).

Источники финансирования данного вида помощи

Гораздо чаще гуманитарный груз предоставляется в виде одежды, медикаментов, строительных материалов, индивидуального медицинского оборудования. Даже выделение таких обыкновенных вещей, как памперсы или ходунки, может привести к значительному снижению финансового напряжения с семьи, доход которой является весьма ограниченным.

Программу помощи нуждающимся может осуществить не только социальная защита, но и работодатель. Граждан, которым положена материальная поддержка, достаточно много, поэтому прежде чем приступать к сбору документов, нужно ознакомиться с подходящей программой в отделении социальной защиты или в многофункциональном центре.

Государственная материальная поддержка в настоящее время сосредоточена на следующих популярных проектах: целевой контракт, субсидирование многодетных семей, поддерживающие условия в отношении граждан, чей доход ниже прожиточного минимума и т.д.

Теперь подробнее о каждом. Подписание особых контрактов в отношении граждан, временно оставшихся без источника дохода, дает право на применение адаптационной программы, включающей в себя:

  • активный поиск места работы;
  • прохождение курсов, направленных на повышение квалификации;
  • регистрация в налоговом органе с целью организации предпринимательства;
  • ведение подсобного хозяйства.

Материальная поддержка посредством заключения социального контракта, обычно распространяется на те семьи, которые оказались в тяжелых жизненных условиях. Статистические исследования говорят о том, что пробное применение проекта в отдельных регионах, позволило справиться со сложными условиями, как минимум, 50% обратившимся.

Реализация программы возложена на центры занятости и отделения социальной защиты.

Читайте так же:  Защита прав несовершеннолетних детей в рф структура системы и нормы

Государство с особым вниманием относится к многодетным семьям. Им положено назначение льгот, материальных пособий и выплат, связанных с каким-либо событием 1 раз в год. Например, в отдельных регионах многодетные семьи получают помощь к началу очередного учебного года.

Кто на нее может рассчитывать

Многодетную семью государство обычно балует различного рода субсидиями, сниженным размером коммунальных платежей и детскими пособиями. А с недавнего времени, большой семье полагается земельный участок, который можно использовать для возведения собственного дома или организации подсобного хозяйства.

За материальной помощью часто обращаются малоимущие граждане. Сумма денежного довольствия каждого члена семьи рассчитывается исходя из размера дохода трудоспособной части. Отделение социальной защиты принимает справки о доходах (период обычно не превышает 3-х месяцев), затем складывает все полученные доходы и делит сумму на общий численный состав семейства.

Если полученное значение не достигло размера прожиточного минимума, установленного в определенном регионе, в текущем периоде, то семью ставят на учет как малообеспеченную и выделяют различного рода помощь.

При этом следует знать, что если в семьи есть трудоспособный гражданин, который попросту не желает приступить к исполнению должностных обязанностей, то даже не стоит пытаться получить вышеописанный статус, за исключением следующих обстоятельств:

  • престарелый родственник, инвалид или маленький ребенок требует ухода;
  • имущество было утрачено по причине, которая никак не зависела от человека;
  • нахождение в декретном отпуске;
  • выявление тяжелого заболевания, не допускающего продолжение трудовой деятельности.

Кроме того государство поддерживает малообеспеченных ветеранов ВОВ. Зачастую выделяется адресная единоразовая помощь на приобретение необходимых бытовых вещей (размер пособия обычно не превышает 15000 руб.).

[2]

Выделяемая государством помощь может быть выражена в:

  • социальных пособиях;
  • адресных выплатах;
  • натуральной помощи, например, предоставление бесплатного питания, выдача одежды, средств личной гигиены и прочих предметов первой необходимости;
  • заключении социального контракта, предполагающего выплату пособия.

Адресную помощь государство обычно выделяет:

  • неполным или многодетным семьям, в составе которых имеются несовершеннолетние дети;
  • семьям, воспитывающим детей-инвалидов, еще не достигших совершеннолетия;
  • семьям, в которых воспитывается полноценный ребенок, но 1 из родителей имеет инвалидность 1 или 2 группы;
  • семьям с несовершеннолетними детьми, прошедшими процедуру присвоения официального статуса безработного и «сохранившими » данное положение, как минимум, 3 месяца и т.д.

Главным назначением такого вида господдержки является удовлетворение первостепенных потребностей человека, без которых дальнейшее существование просто не представляется возможным. Подобного рода выплаты также часто назначаются тем гражданам, которые оказались в бедственном положении ввиду непредвиденного стечения обстоятельств.

Строго зафиксированного в каком-либо нормативно-правовом акте размера адресного финансирования попросту не существует. Величина дотации зависит от расчетов, предоставленных соответствующей комиссией, состав которой формируется из сотрудников специальных служб.

Наиболее важный фактор при определении размера адресной помощи – это величина среднего дохода семейства. Одноразовая выплата, за которой может обратиться малоимущее семейство, вероятно будет составлять 1500 руб.

[3]

Ребенок, ставший учащимся высшего учебного заведения или какого-либо колледжа, предварительно оформивший государственное пособие, после превышения возрастного порога 20 лет имеет право продлить привилегии до 23 лет.

Наличие дохода, в 2 раза меньше, чем прожиточный минимум, гарантирует выплату в размере 150 руб. в отношении каждого представителя семьи. А каждому несовершеннолетнему ребенку положено ежемесячное пособие – 450 руб.

Любая другая денежная выплата не может отменить пособие, назначенное малоимущему семейству.

О том, какие категории граждан могут рассчитывать на получение адресной помощи от государства, смотрите в следующем видеосюжете:

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Государственная социальная помощь: как получить, сроки предоставления

Государственной социальной помощью считается денежная поддержка граждан, которые относятся к незащищенным слоям населения Российской Федерации. Ниже мы постараемся рассказать о наиболее важных моментах этого вопроса.

Государственная социальная помощь

Общая характеристика государственной социальной помощи

Главным принципом данного вида помощи является своевременная и верная оценка ситуации и выявление граждан, нуждающихся в помощи со стороны правительства, а также индивидуальность и адресность всех программ.

Для того, чтобы достичь желаемого результата, государство включает три приема:

[1]

  • общий анализ материального благополучия граждан (или целых семей), требующих социальную помощь;
  • статистические признаки, которые показывают степень нуждаемости в денежных средствах;
  • создание условий для самоадресования.

Социальная помощь оказывается исключительным гражданам, именно в этом заключается и реализуется принцип адресности. В первую очередь, оценивая состояние финансовой проблемы граждан, необходимо уделить внимание прожиточному минимуму. Так, первым делом сравнивается данный показатель с показателем доходов обратившихся лиц и семей.

Чтобы подтвердить статус неимущей семьи, совокупный доход в расчете на 1 человека сравнивается с прожиточным минимумом по региону

Допустим, в семье, где есть двое родителей (отец и мать) и трое детей, работающим человеком является только отец. Если его заработка не хватает для того, чтобы в данный момент содержать семью, и он обращается за помощью, то анализируется его ежемесячный доход. Чтобы получить помощь, доход должен быть ниже необходимого минимума, учитывая всех членов семьи.

Немаловажным является и временный характер социальной помощи — она выплачивается однократно. В крайнем случае, социальная помощь может быть продлена, если лицо докажет необходимость. Однако в течение долгого времени получать данный вид денежных выплат вы не сможете.

Государственная социальная помощь может включать не только денежные выплаты, но и натуральные

Выделяется несколько видов государственной социальной помощи. Подробнее об этом можете узнать в таблице.

Таблица 1. Виды социальной помощи

Название вида Характеристика вида
Социальные пособия Предоставление гражданам денежной суммы, выделенной за счет средств бюджетов. Пособия являются безвозмездными — это означает, что граждане, которые получили их, не возвращают денежную сумму в бюджет, из которого они выплачивались. Получатели пособий, следовательно, могут расходовать их по собственному усмотрению — это их право.

Социальная помощь людям в виде пособий выплачивается в размерах, фиксированных законом. В федеральном законе определенный размер их не указывается, однако устанавливается предельный размер такого вида помощи. В каждом конкретном случае он определяется законодательством субъекта.

Субсидия Важный отличительный признак этого вида социальной помощи — целевое назначение. То есть именно с определенной целью предоставляются гражданам субсидии, и те, кто их получил, не могут эти денежные средства расходовать по собственному усмотрению, как пособия. Их можно тратить лишь на цели, для которых они были выделены. Компенсация Возмещение гражданам расходов, произведенных ими. В отличие от субсидий и пособий, компенсация предоставляется гражданам за расходы, уже осуществленные ими, то есть она имеет обратный характер. Законодательством прямо устанавливаются случаи предоставления различных компенсаций, то есть компенсировать абсолютно любые траты не получится. Натуральный вид помощи Это особый вид государственной помощи. Обращение к данной форме входит в полномочия местных органов. Они могут либо выделять денежные средства, либо обратиться к натуральной форме помощи.
Читайте так же:  Как правильно вписать в птс нового владельца

Когда в бюджете нет средств, помощь отдельным гражданам может носить натуральный характер, то есть вместо денег им выделят одежду или обувь, топливо или продукты. Помощь может выражаться в выделении любых товаров на усмотрение местных властей. Разумеется, не всегда граждане предпочитают помощь в натуральном виде: тратить деньги самостоятельно выгоднее.

Однако получение топлива в частном секторе, необходимых медикаментов хроническими больными, одежды и школьной канцелярии для школьников накануне 1 сентября бывает очень необходимо.

Гуманитарная помощь Гуманитарная помощь — это самые необходимые предметы. Под гуманитарной помощью подразумевают выделение товаров, относящихся к категории первой необходимости. Это продукты, вода, лекарства. Выделение гуманитарной помощи ведется в моменты, когда незащищенные слои населения остро нуждаются в помощи или люди пребывают в тяжелой обстановке.

Такая обстановка может сформироваться из-за военных действий, природных катаклизмов, определенных политических событий в регионе или в стране в целом. Например, в 1997 – 1998 годах страны запада оказывали гуманитарную помощь России, выделили более 30 млн. долларов.

Социальная защита детей

Защита младшего поколения государством может осуществляться в трех направлениях:

  • в обществе детей;
  • в семье;
  • в сферах образования и воспитания.

Данный вид защиты определяет защиту необходимых для выживания человека потребностей, без существования которых невозможно поддерживать психическое и физическое здоровье ребенка. После этого стоит обязательность обеспечения безопасности человека на социальном, экономическом и физическом уровнях. Также закон гласит, что абсолютно каждый ребенок может претендовать на развитие своих творческих способностей.

Со всеми правами детей можно ознакомиться в Семейном Кодексе Российской Федерации.

Социальная помощь предоставляется всем детям

По отношению к детям все действия государственных органов регулируются законом. Так, например, детям гарантируется бесплатно образование. Сюда включаются как начальное и основное среднее, так и полное среднее. Все эти три этапа образования может пройти абсолютно каждый ребенок. Со средним профессиональным и высшим образованиями все несколько сложнее — бесплатную форму этих двух видов образования гражданин может получить только на конкурсной основе.

Статья 43. Каждый имеет право на образование

Помимо обучения, дети обеспечены бесплатным медицинским обслуживанием при необходимости. Также ребенку должны предоставляться питьевая вода и питание. Поэтому, если денежных средств, получаемых родителями, не хватает на пропитание ребенка, они имеют право обратиться за помощью. При этом они должны будут доказать, что средств в семье действительно не хватает.

Все дети также должны быть обеспечены жильем, а при достижении 15-летия они получают право на профориентацию и трудоустройство. При приеме детей на работу работодателями также должна соблюдаться охрана труда и соответствующая оплата.

ТК РФ Статья 63. Возраст, с которого допускается заключение трудового договора

Кому положена государственная социальная помощь

Государством чаще всего оказывается помощью людям двух категорий:

  1. Малоимущим гражданам и семьям. Состав семьи здесь не имеет особого значения на факт выплаты.
  2. Гражданам, которые попали в трудные жизненные ситуации, связанными с угрозой их жизни и здоровью. Сюда относятся выявление смертельного заболевания, необходимость покупки дорогостоящего аппарата или медицинских лекарств, появление чрезвычайной ситуации, которая привела человека к огромным материальным потерям (пожар, наводнение и так далее).
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Статья 7. Получатели государственной социальной помощи

Как получить социальную помощь

Для того, чтобы получить помощь от государства, вам необходимо будет подготовить некоторые документы. В основном это письменное заявление и подтверждения о составе семьи заявителя в органы социальной защиты по месту проживания или регистрации.

Если вы обращаетесь за помощью по причине наступления трудных жизненных ситуаций, вам стоит позаботиться и о сборе бумаг, которые смогут доказать вашу сложившуюся ситуацию. Причиной финансовых проблем может послужить смерть одного из членов семьи, доход которого был основным (если без этого ваши общие семейные доходы не превышают размер прожиточного минимума на каждого члена семьи), лишение дома или квартиры вследствие неблагоприятных погодных условий, катастроф и так далее.

Необходимо предоставить пакет документов

После того, как ваше заявление будет рассмотрено, сотрудники социальной защиты должны будут провести самостоятельную проверку вашей жизненной ситуации, чтобы лично убедиться в том, что вашей семье необходима помощь.

Очень важно быть абсолютно честным с сотрудниками соцзащиты. В случае, если будет выявлены некоторые умалчивания от заявителя по поводу своей жизненной ситуации, которые предполагают недостоверную дачу показаний, ваше заявление, скорее всего, будет отклонено.

Многодетная семья получает натуральную помощь перед новым учебным годом

Также вы можете получить отказ в следующих ситуациях:

  • ваш ежемесячный доход увеличился на столько, что теперь он составляет больше уровня прожиточного минимума;
  • вы были осуждены и получили наказание в виде лишения свободы;
  • вы перешли на полное государственное обеспечение;
  • вы предоставили неверные данные, что-то скрыли или умолчали.

Гуманитарная помощь – это, прежде всего, обеспечение необходимыми продуктами и медикаментами

Помимо всего вышеперечисленного социальная защита прекращает денежную или натуральную поддержку в случае, если наступила смерть гражданина, обратившегося за помощью.

Порядок и сроки предоставления социальной помощи гражданам

Социальная помощь назначается отделением соцзащиты, которое отвечает за этот территориальный участок. Также учитывается и временное пребывание человека на территории, относящейся к данному отделу социальной защиты. Для того, чтобы дело пошло в обработку, заявление необходимо подать в МФЦ или орган, который отвечает за обеспечение помощи людям.

Можно обратиться для подачи заявления в МФЦ

Поданное заявление должно быть рассмотрено в течение десяти дней со дня его подачи. За это время органами социальной защиты должно быть принято решение: оказать помощь обратившемуся лицу, либо отказать, обосновав это. Срок рассмотрения заявления может быть увеличен до тридцати дней с момента подачи заявления гражданином. Это осуществляется только в том случае, если социальная защита приняла решение самостоятельно перепроверить поданные заявителем данные о доходе или наличии трудной жизненной ситуации.

Подведение итогов

Государство создает разные виды социальной поддержки, чтобы помочь гражданам РФ выжить в трудных для них жизненных ситуациях. Данная помощь выделяется, исходя из необходимых предпочтений семьи. Обратившемуся может быть выделена денежная сумма или определенные товары и услуги, медицинские аппараты, медикаменты и другие необходимые принадлежности. Главное, при обращении за помощью в соцзащиту, — предоставить все необходимые бумаги, не утаив никаких важные вещей, чтобы не получить отказ.

Согласно действующим законам, адресная социальная помощь – это материальная поддержка граждан, чей уровень дохода ниже прожиточного минимума. Не каждый гражданин может получить ее, поэтому необходимо понимать, что требуется для ее оформления. Только после обращения в соответствующие бюджетные структуры с требуемыми документами можно оформить это пособие. Более подробно об этом читайте в специальной статье.

2.2 Порядок назначения государственной социальной помощи

Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, оказываемая за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 25.12.2012 N 258-ФЗ).

Читайте так же:  Как получить гражданство испании гражданину россии

Сведения о назначении малоимущей семье или малоимущему одиноко проживающему гражданину государственной социальной помощи предоставляются органом социальной защиты населения по межведомственному запросу органа, уполномоченного на предоставление государственной или муниципальной услуги, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ)

Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается по представленному в электронной либо письменной форме в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания либо через многофункциональный центр заявления гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи либо (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) заявлению опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина, в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 настоящего Федерального закона. (в ред. Федеральных законов от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 25.12.2012 N 258-ФЗ).

Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно.

Организации несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в выданных ими документах, в соответствии с законодательством.

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 25.12.2012 N 258-ФЗ)

Уведомление о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении должно быть направлено в письменной форме заявителю органом социальной зашиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и представления им необходимых документов. При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом социальной защиты населения представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган должен дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления. Социальная защита населения: опыт организационно — административной работы/ Под ред. В.В.Кукушина. — Изд. 4 — е, перераб. и доп. — Москва: ИКЦ «Март», Ростов — на — дону: Издательский центр «Март», 2004 — С. 276.

Порядок расчета среднедушевого дохода и учета доходов, в том числе доходов от принадлежащего на праве собственности имущества, устанавливается федеральным законом, а до его принятия — Правительством Российской Федерации.

2.2 Порядок назначения государственной социальной помощи

В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина, на основании заявления в письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, а также заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания.

Таким образом, получение малоимущими семьями и малоимущими одинокими гражданами помощи является их субъективным правом, которым они могут воспользоваться. Государство предоставляет возможность всем малоимущим слоям населения осуществить право на получение данной помощи, однако реализация этого права гражданами Российской Федерации имеет добровольный характер. Для получения социальной помощи указанным слоям населения необходимо выполнить предусмотренные законом определённые действия. А именно обратиться с письменным заявлением о предоставлении государственной социальной помощи в органы социальной защиты населения.

Сбор необходимых сведений о доходах не вызывает трудностей для граждан рассчитывающих на помощь со стороны государства потому, что своё бедственное положение люди всегда подтверждают необходимым набором документов, тем более ответственность возлагается не на самих граждан предоставляющих необходимые сведения, а на те организации, которые эти документы предоставляют. Это должно серьёзным образом урегулировать быстроту и самое главное достоверность необходимых сведений.

В заявлении заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах, сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 Закона «О государственной социальной помощи» и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.

Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно, Организации несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в выданных ими документах, в соответствии с законодательством.

Так, например, если человек умышленно занизит свои доходы или количество имущества, принадлежащего ему на праве собственности, то ему должно быть отказано в оказании помощи государства. Данное положение очень важно, так как одной из целей государственной помощи, как рассматривалось выше, является адресное и рациональное использование бюджетных средств. Увеличение числа получателей привело бы к тому, что денежные средства в бюджетах использовались бы не рационально, кроме того, это может также привести к тому, социальная помощь оказывалась бы не только малоимущим слоям населения, но и другим лицам, что прямо противоречило бы закону. Данный факт также мог привести к тому, что при перерасходовании бюджетных средств и как результат этого нехватка денежных средств государственная социальная помощь могла бы не выплачиваться многим нуждающимся гражданам.

Уведомление о назначении государственной социальной помощи должно быть направлено заявителю в письменной форме не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и предоставления им необходимых документов. При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом социальной защиты населения представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган должен дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.

Гражданину, имеющему одновременно право на получение ежемесячной денежной выплаты по нескольким основаниям, предусмотренным в одном или нескольких федеральных законах, ежемесячная денежная выплата устанавливается по одному из них, предусматривающему более высокий размер.

Данная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда РФ. Часть суммы ежемесячной денежной выплаты, как указывалось выше, может направляться на финансирование предоставления набора социальных услуг в соответствии с законом «О государственной социальной помощи».

Граждане подают письменное заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты в орган ПФР по месту жительства. Граждане, получающие пенсию в территориальном органе ПФР, подают соответствующее заявление в территориальный орган ПФР, по месту выплатного дела. Там же им выдаются справки, подтверждающие их право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В справке указывается категория льготника, срок назначения ежемесячной денежной выплаты, а также социальные услуги (социальная услуга), на которые гражданин имеет право.

Читайте так же:  Что говорится в семейном кодексе об уплате алиментов

Граждане могут обратиться за данной выплатой в любое время после возникновения права на нее путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Перечень документов, рассматриваемых территориальным органом ПФР при обращении граждан за ежемесячной денежной выплатой, предусмотрен Приложением №3 к Порядку осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в РФ. Ежемесячная денежная выплата начисляется с учетом волеизъявления гражданина об отказе от получения набора социальных услуг. В Самарской области, по состоянию на 2011 год, численность граждан имеющих право на получение набора социальных услуг составила почти 291.986 человек.

По состоянию на апрель 2011 года на оплату предоставления гражданам набора социальных услуг направляется 750.83 коп. в месяц. Из них 578.30 коп. отводится на обеспечение необходимыми медикаментами, 89.46 коп. на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, а 83.07 коп. — на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Сумма средств, направляемая на оплату предоставления набора социальных услуг, удерживается из состава начисленной гражданину ежемесячной денежной выплаты.

Таким образом, можно сделать вывод, что для получения государственной социальной помощи малоимущие граждане должны самостоятельно, с письменным заявлением, обращаться в органы социальной защиты населения по месту жительства. Граждане, имеющие право на получение набора социальных услуг должны подать письменное заявление территориальный орган Пенсионного Фонда России по месту жительства.

Условия предоставления, формы и виды государственной социальной помощи

В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граж­дане и лица без гражданства пользуются в России всеми правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами (кроме тех случаев, которые установлены федеральным законом или меж­дународным договором РФ). Данную норму следует рассматри­вать в совокупности со ст. 27 Конституции РФ, которая опреде­ляет, что каждый, кто законно находится на территории Рос­сии, обладает правами и обязанностями наравне с российскими гражданами. Естественно, что также ими должны соблюдаться соответствующие нормативные акты.

Согласно ст. 4 Закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане пользу­ются в Российской Федерации правами и несут обязанности на­равне с российскими гражданами, за исключением отдельных случаев, предусмотренных федеральным законом. В числе огра­ничений не содержится указания на отсутствие права на государ­ственное социальное обеспечение в виде государственной соци­альной помощи.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод. Право на государственную социальную помощь могут иметь гражда­не Российской Федерации и лица, находящиеся в России на за­конных основаниях, а также беженцы, вынужденные переселенцы, иностранные граждане и лица без гражданства при соблюдении ими условий на получение такой помощи.

Согласно статье 8 Федерального закона № 178-ФЗ, определяющей основные положения в отношении порядка назначения государственной социальной помощи, она назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

Определение понятий «место жительства» и «место пребывания» дано в Законе РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 (ред. от 18.07.2006) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»[124].

В законодательстве Российской Федерации, как федеральном, так и субъектов РФ, регулирующим оказание государственной социальной помощи, условие о возрасте, с которого лицо имеет право обратиться за ее назначением не установлено. В данном случае право на получение связано с такими элементами правосубъектности как правоспособность и дееспособность. По мнению М.В. Лушниковой и А.М. Лушникова социальная правоспособность возникает у лица с рождения и прекращается смертью.[125] Что же касается дееспособности, разделяя точку зрения Е.Е. Мачульской, считаем, что при решении вопроса о дееспособности физических лиц до 18 лет следует руководствоваться нормами гражданского права по аналогии. В частности, гражданин, не достигший возраста 18 лет, приобретает гражданскую дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак (ст. 21 Гражданского кодекса Российской Федерации[126]) или с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.[127]

Рассматривая критерии, определяющие субъекта (получателя) государственной социальной помощи, мы подошли к особой категории, достаточно редко встречающейся в российском законодательстве, определяемой как «семья». В правовой литературе семью выделяют в качестве особого субъекта – коллективного субъекта правоотношений по социальному обеспечению.[128]

Семью как субъект права социального обеспечения часто упоминают многие международные акты, в том числе Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейская социальная хартия (пересмотренная) и т.д.

В ст. 7 Федерального закона «О государственной социальной помощи» указывается, что получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане.

В состав семьи согласно ст. 1 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» входят лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство. Одна­ко при этом упущены супруги, которые, как известно, не являются ни родст­венниками, ни свойственниками, а состоят в брачных отношениях. Правда, в ст. 13 Федерального закона «О порядке учета доходов и расчета среднедуше­вого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для призна­ния их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» № 44-ФЗ, дается более полное понятие семьи. «В состав малоимущей семьи при расчете среднедушевого дохода включаются лица, связанные родством и (или) свойством. К ним относятся совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы». При этом, однако, указано, что они связаны родством и (или) свойством. Исходя из сказанного, в ст. 1 Федерального закона «О прожиточ­ном минимуме в Российской Федерации», по нашему мнению, правильнее было бы указать, что семья — это лица, связанные супружескими отношениями и (или) родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство.

В российском законодательстве государственная социальная помощь, в случае, если за ней обратятся т.н. «сожители» будет предоставляться как одиноко проживающему гражданину. Кроме того, практически нигде не встречается указание на возраст, как детей, так и родителей, обратившегося лица.

Рассмотрев признак государственной социальной помощи – «нуждаемость», мы выявили три его элемента: прожиточный минимум, независящие причины и доход. Перейдем к рассмотрению остальных двух элементов нуждаемости.

Понятие дохода в российском законодательстве как таковое отсутствует.

Статья 5 Федерального закона № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи», основываясь на ст. 136 ГК РФ, содержит расширенное толкование дохода. Из данной статьи можно сделать вывод, что доходы – это стоимость товаров (работ, услуг, плодов, продукции), иного имущества, исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, установленном статьей 40 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, полученных от организаций, индивидуальных предпринимателей, использования земельных участков в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг, плодов, продукции), иного имущества.

Читайте так же:  Как действовать, если арендатор не вносит арендную плату

Федеральный закон «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» № 44-ФЗ содержит методику расчета среднедушевого дохода, используемого для определения права малоимущих граждан на государственную социальную помощь, а постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. № 512 утвержден «Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи».[129]

При исчислении дохода семьи учитываются начисленные сум­мы до вычета (в соответствии с законодательством Российской Федерации) налогов и обязательных страховых платежей (едино­го социального налога).

В России, как на федеральном уровне, так и в актах субъектов РФ, при определении права на государственную социальную помощь учитываются доходы от принадлежащего лицу имущества. Кроме того, согласно ст. 2 федерального закона № 44-ФЗ учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производятся на основании сведений, в том числе, о принадлежащем имуществе на праве собственности. Данная норма дублируется в законодательстве многих субъектов РФ, однако обязанность использовать данное имущество (капитал) для извлечения дохода, при наличии такой возможности, на получателя государственной социальной помощи не возложена.

В Федеральном законодательстве понятие независящие причины не закреплено. В ряде субъектах РФ закреплен перечень независящих причин: «К независящим от граждан причи­нам, по которым они признаются малоимущими и приобретают право на го­сударственную социальную помощь, отнесены:

1) многодетность (наличие в семье трех и более несовершеннолетних детей или детей, обучающихся в средних специальных или высших учебных заведениях по очной форме);

2) наличие нетрудоспособного члена семьи при отсутствии других трудоспособных членов семьи, которые обязаны их содержать в соответствии с дейст­вующим законодательством (кроме случаев, когда трудоспособные члены семьи признаны безработными или обучаются в средних специальных или высших учебных заведениях по очной форме или не работают в связи с ухо­дом за ребенком в возрасте до трех лет, ребенком-инвалидом или инвалидом 1 группы).

Отсутствие единого определения независящих причин, установленного на федеральном уровне приводит к тому, что при оказании государственной социальной помощи данные при­чины можно толковать или широко, или узко. В свою очередь, это может приводить к существенному расширению или суже­нию круга получателей государственной социальной помощи.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона № 178-ФЗ к ведению Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относится установление видов государственной социальной помощи, оказание которых обязательно на территории Российской Федерации, в том числе установление федеральной социальной доплаты к пенсии.

Для того, чтобы определить формы и виды государственной социальной помощи обратимся к ее понятию, установленному Федеральным законом. Можно сделать вывод, что государственная социальная помощь может оказываться в форме (или виде – из данного понятия однозначно не следует) пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. Данный перечень является закрытым. Определить виды или формы, перечисленные в ст. 1 178-ФЗ, позволяет вышеуказанная статья 4 178-ФЗ в соответствии с которой, социальная доплата к пенсии относится к видам государственной социальной помощи.

Однако, виды оказания государственной социальной помощи определены и в ст. 12 данного закона, согласно которой, оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:

денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты);

натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Следует отметить, что по нашему мнению, вопрос выделения видов государственной социальной помощи является важным и носит, помимо теоретического, практический характер. Это вызвано тем, что право каждого на определенный объем государственной социальной помощи может быть реализовано путем закрепления ее видов исключительно на федеральном уровне. Это подтверждается федеральным законодателем путем отнесения в ст. 4 178-ФЗ установления видов к полномочиям Российской Федерации.

К натуральной помощи большинством субъектов РФ относится топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты, проездные документы и другие виды натуральной помощи. Как отмечает В.П. Галаганов для малоимущих важна не только денежная, но и натуральная помощь.[130] Однако, предоставление натуральной помощи предусмотрено не всеми субъектами РФ. Законодательством Приморского края предоставление натуральной помощи не предусмотрено, что нарушает нормы статей 4 и 12 Федерального закона «О государственной социальной помощи».

Таким образом, структуру государственной социальной помощи можно предложить построить следующим образом. Согласно ст. 1 считать, что государственная социальная помощь оказывается в следующих видах: социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. В таком случае, государственную социальную помощь, в значении, придаваемом главой 3 Федерального закона 178-ФЗ, можно считать в качестве социального пособия малоимущим гражданам. Кроме того, социальная доплата к пенсии – также отражена в ст. 1 178-Фз и является видом государственной социальной помощи. Остальные виды государственной социальной помощи в настоящее время можно считать не реализованными, как не получившими развития в Федеральном законе № 178-ФЗ. Виды, установленные ст. 12 178-ФЗ необходимо именовать формами и дополнить данные формы регулярной и единовременной по основанию срока предоставления.

Поскольку срок и размер, государственной социальной помощи относится к условиям, субъекты Российской Федерации вправе сами устанавливать период оказания государственной социальной помощи. В каждом субъекте РФ данный вопрос решен по-разному, поскольку он напрямую связан с формой и видами государственной социальной помощи.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Дата добавления: 2016-09-20 ; просмотров: 1141 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источники


  1. Комаров, С. А. Теория государства и права / С.А. Комаров, А.В. Малько. — М.: Норма, 2004. — 442 c.

  2. CD-ROM. Юридические науки. Диск 2. Шпаргалки для студентов. — Москва: РГГУ, 2013. — 418 c.

  3. Хаин, В.Е. История и методология геологических наук. Гриф УМО по классическому университетскому образованию / В.Е. Хаин. — М.: Академия (Academia), 2012. — 409 c.
Сроки и порядок назначения социальной помощи
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here