Согласование границ своего участка по новому закону и отношение к соседним

Самое главное по теме: "Согласование границ своего участка по новому закону и отношение к соседним" актуальное в 2019 и 2020 годах понятным языком для непрофессионалов.

Согласование границ своего участка по новому закону и отношение к соседним

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства экономического развития РФ от 8 октября 2013 г. № ОГ-Д23-5470 “О подготовке межевого плана и проведении процедуры согласования местоположения границ земельного участка”

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости) совместно с Росреестром рассмотрел обращение от 2 сентября 2013 г., по вопросам, связанным с подготовкой межевого плана и проведением процедуры согласования местоположения границ земельного участка, и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем, полагаем возможным по затронутым в обращении вопросам отметить следующее.

1. Об определении понятия «земельный участок».

В соответствии со статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Частью 5 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) установлено, что государственный кадастровый учет осуществляется в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

Вместе с тем, исходя из положений Закона о кадастре и изданных в его развитие нормативных правовых актов, в государственном кадастре недвижимости могут также содержаться сведения об учтенных в государственном кадастре недвижимости земельных участках (т.е. в государственный кадастр недвижимости внесены сведения, подтверждающие существование такого земельного участка), границы которого не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации.

2. О заполнении раздела «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях» межевого плана.

Согласно пункту 67.1 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. № 412 (далее — Требования), в реквизит «6» раздела «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях» межевого плана включаются сведения о смежных земельных участках, границы которых уточнены в результате выполнения кадастровых работ.

В соответствии с пунктом 68 Требований в графе «3» реквизита «6» раздела «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях» межевого плана приводятся сведения о правообладателях смежных земельных участков.

Таким образом, сведения о земельных участках, смежных с земельным участком, являющимся объектом кадастровых работ, местоположение которых не уточнено при выполнении кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка, не подлежат включению в реквизит «6» раздела межевого плана «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях».

3. О получении сведений о правообладателях смежных земельных участков.

В соответствии с частью 9 статьи 38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в части 9 статьи 38 Закона о кадастре документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Согласно пункту 70.1 Требований выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в части 9 статьи 38 Закона о кадастре. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите «1» раздела «Исходные данные» межевого плана. При отсутствии указанных документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет. При этом указанные документы или их копии в состав приложения межевого плана не включаются. В разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.

Документы, необходимые для подготовки межевого плана, в том числе с целью установления границ смежных земельных участков, возможно получать:

— в органе кадастрового учета, в том числе посредством почтового отправления, использования сетей связи общего пользования или иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения государственного кадастра недвижимости, в соответствии с положениями статьи 14 Закона о кадастре;

— из федерального картографо-геодезического фонда в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 2 декабря 2011 г. № 706 «Об утверждении порядка передачи федеральными органами исполнительной власти материалов и данных для включения в федеральный, территориальные и ведомственные картографо-геодезические фонды, порядка подачи заявлений о предоставлении в пользование материалов и данных из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов, формы заявления о предоставлении в пользование материалов и данных из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов и состава прилагаемых к нему документов, порядка и формы предоставления материалов и данных из федерального, территориальных, ведомственных картографо-геодезических фондов, перечня материалов и данных, подлежащих включению в федеральный картографо-геодезический фонд»;

— из государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, в соответствии с положениями приказа Минэкономразвития России от 14 ноября 2006 г. № 376 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по предоставлению государственной услуги «Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства».

[1]

Также необходимо отметить, что перечень документов, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании или подтверждающих фактическое местоположение границ земельного участка на местности 15 и более лет, указанный в Требованиях, не является исчерпывающим.

По мнению Департамента недвижимости, при подтверждении фактического местоположения границ земельного участка возможно использовать как картографическую основу государственного кадастра недвижимости, карты (планы), представляющие собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, так и материалы инвентаризации, ситуационные планы БТИ, генеральные планы (планы застройки) территорий садоводческих, огородных и дачных объединений граждан, утвержденные в установленном порядке, и иные документы.

При этом полагаем, что при отсутствии в составе приложения межевого плана документов, предусмотренных частью 9 статьи 38 Закона о кадастре, а в разделе «Заключение кадастрового инженера» межевого плана надлежащего обоснования местоположения уточненных границ земельного участка орган кадастрового учета вправе принять решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 26 Закона о кадастре.

[2]

4. О согласовании местоположения границ земельного участка с землями неразграниченной государственной собственности.

Читайте так же:  Основные аспекты деятельности ипотечных брокеров в россии

В соответствии с пунктом 84.1 Требований в акт согласования границ земельного участка включаются сведения о заинтересованном лице, являющемся правообладателем земельного участка, местоположение границ которого уточнено в результате кадастровых работ.

Согласование местоположения границ земельных участков в соответствии с Законом о кадастре проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на правах, указанных в части 3 статьи 39 Закона о кадастре.

При этом, учитывая положения статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в случае если смежные земельные участки находятся в муниципальной собственности или в государственной собственности до ее разграничения и такие земельные участки не предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, а также гражданам или юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений, казенных предприятий) в постоянное (бессрочное) пользование либо в аренду на срок более чем пять лет, то согласование местоположения границ таких земельных участков осуществляется с органом местного самоуправления.

Если земельный участок граничит с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности (не с земельными участками), то согласование местоположения в отношении такой части границы с органом местного самоуправления согласно Закону о кадастре не проводится.

Обзор документа

Разъяснено понятие «земельный участок». Это часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Земля, здания, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства подлежат кадастровому учету. Отмечено, что в кадастре могут содержаться сведения об участке, границы которого не установлены. Подтверждается факт его существования.

Рассмотрен порядок заполнения межевого плана в части указания сведений об уточняемых земельных участках и их частях. В реквизит 6 соответствующего раздела включаются сведения о смежных земельных участках, границы которых уточнены в результате кадастровых работ. В противном случае информация о таких объектах не отражается. Разъясняется процедура получения сведений о правообладателях смежных участков.

Указано, как происходит согласование местоположения границ участка с землями неразграниченной государственной собственности. В соответствующий акт включаются сведения о заинтересованном лице, являющемся правообладателем объекта, местоположение границ которого уточнено.

Если смежные участки находятся в муниципальной или в государственной собственности до разграничения, и их не предоставили гражданам в пожизненное наследуемое владение, а также гражданам или юрлицам (кроме муниципальных учреждений, казенных предприятий) в постоянное (бессрочное) пользование либо в аренду более чем на 5 лет, то согласование проводится с органом местного самоуправления.

Если участок граничит с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности (не с земельными участками), то согласование местоположения в отношении такой части границы не проводится.

Статья 39. Порядок согласования местоположения границ земельных участков

Статья 39. Порядок согласования местоположения границ земельных участков

[3]

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 декабря 2009 г. N 334-ФЗ часть 1 статьи 39 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции

1. Местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее — согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее — заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 декабря 2009 г. N 334-ФЗ в часть 2 статьи 39 настоящего Федерального закона внесены изменения

2. Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.

3. Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:

1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);

2) пожизненного наследуемого владения;

3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);

4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 250-ФЗ в часть 4 статьи 39 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 октября 2013 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ статья 39 настоящего Федерального закона дополнена частью 4.1

4.1. В случаях, предусмотренных федеральным законом, в согласовании местоположения границ земельных участков, предназначенных для размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения, от своего имени вправе участвовать Государственная компания «Российские автомобильные дороги».

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 декабря 2011 г. N 423-ФЗ статья 39 настоящего Федерального закона дополнена частью 4.2

Положения части 4.2 статьи 39 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 8 декабря 2011 г. N 423-ФЗ) применяются к отношениям, связанным с безвозмездной передачей военного недвижимого имущества в собственность субъекта РФ — города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность и возникшим после дня вступления в силу названного Федерального закона

4.2. Границы земельных участков, образуемых при безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность, подлежат согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо органом местного самоуправления муниципального образования, в собственность которых подлежит безвозмездной передаче указанное имущество. При этом границы земельного участка считаются согласованными при наличии письма органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо органа местного самоуправления муниципального образования о согласовании границ земельного участка с приложением согласованного проекта границ земельного участка либо при наличии в акте согласования границ земельного участка подписи уполномоченного должностного лица соответствующего органа.

Читайте так же:  Куда обращаться если пенсия меньше прожиточного минимума

5. Согласование местоположения границ проводится по выбору заказчика кадастровых работ с установлением границ земельных участков на местности или без установления границ земельных участков на местности.

Заинтересованное лицо вправе потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности. В этом случае такое согласование осуществляется с установлением соответствующих границ на местности, за исключением предусмотренных частью 6 настоящей статьи случаев.

6. Согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если:

1) земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

2) подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено посредством указания на природные объекты или объекты искусственного происхождения либо их внешние границы, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости, что позволяет определить подлежащее согласованию местоположение границ таких земельных участков;

3) подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено местоположением на одном из таких земельных участков линейного объекта и нормами отвода земель для его размещения.

О нормах отвода земель для конкретных видов деятельности см. справку

7. Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. Согласование местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц без установления границ земельных участков на местности осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков, если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 141-ФЗ в часть 8 статьи 39 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

8. В случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ вручается данным лицам или их представителям под расписку, направляется по их почтовым адресам посредством почтового отправления с уведомлением о вручении и по адресам их электронной почты в соответствии с кадастровыми сведениями, предусмотренными пунктами 8 и 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (при наличии таких сведений), либо опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в случае, если:

1) в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;

2) смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ часть 8 статьи 39 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 3, вступающим в силу с 1 марта 2015 г.

3) земельные участки, в отношении которых выполняются кадастровые работы, являются лесными участками.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 декабря 2009 г. N 334-ФЗ в часть 9 статьи 39 настоящего Федерального закона внесены изменения

9. В извещении о проведении собрания о согласовании местоположения границ должны быть указаны:

1) сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;

2) сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;

3) кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются соответствующие кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки;

Видео (кликните для воспроизведения).

4) порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где с этим проектом можно ознакомиться со дня вручения, направления или опубликования извещения;

5) место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;

6) сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами требований о проведении согласования местоположения границ с установлением таких границ на местности и (или) в письменной форме обоснованных возражений о местоположении границ земельных участков после ознакомления с проектом межевого плана.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 декабря 2009 г. N 334-ФЗ в часть 10 статьи 39 настоящего Федерального закона внесены изменения

10. Извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ должно быть вручено, направлено или опубликовано в срок не менее чем тридцать дней до дня проведения данного собрания. При этом указанный в пункте 6 части 9 настоящей статьи срок не может составлять менее чем пятнадцать дней со дня получения заинтересованным лицом соответствующего извещения. Примерная форма извещения устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Заинтересованное лицо, отказавшееся принять извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, считается надлежащим образом извещенным о проведении данного собрания. При проведении согласования местоположения границ земельных участков в индивидуальном порядке требования настоящей статьи о порядке извещения заинтересованных лиц не применяются.

11. При проведении согласования местоположения границ кадастровый инженер обязан:

1) проверить полномочия заинтересованных лиц или их представителей;

2) обеспечить возможность ознакомления заинтересованных лиц или их представителей с соответствующим проектом межевого плана и дать необходимые разъяснения относительно его содержания;

3) указать заинтересованным лицам или их представителям подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков на местности (в случае согласования местоположения границ с их установлением на местности).

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 декабря 2009 г. N 334-ФЗ статья 39 настоящего Федерального закона дополнена частью 12

Читайте так же:  Куда подать жалобу, если собака соседа постоянно лает

12. При проведении согласования местоположения границ заинтересованные лица или их представители предъявляют кадастровому инженеру документы, удостоверяющие личность, документы, подтверждающие полномочия представителей заинтересованных лиц, а также документы, подтверждающие права заинтересованных лиц на соответствующие земельные участки (за исключением случая, если сведения о зарегистрированном праве заинтересованного лица на соответствующий земельный участок содержатся в государственном кадастре недвижимости).

См. комментарии к статье 39 настоящего Федерального закона

Internal Server Error

The server encountered an internal error or misconfiguration and was unable to complete your request.

Please contact the server administrator at [email protected] to inform them of the time this error occurred, and the actions you performed just before this error.

More information about this error may be available in the server error log.

Additionally, a 503 Service Unavailable error was encountered while trying to use an ErrorDocument to handle the request.

Земельный адвокат Маковеев Сергей Иванович

С 2003 года я веду дела в судах, а с 2010 года по настоящее время специализируюсь на земельных спорах. Работаю по Москве, по Московской области и соседним областям. Мой телефон: +7 906 074 76 14 (только для записи на прием).

О том, когда согласование границ земельного участка с соседями и администрацией не обязательно

В редакции по состоянию на 23 января 2017 г.

В некоторых случаях по действующему законодательству согласование границ земельного участка не обязательно. С одной стороны, хорошо, что не надо тратить время, силы и нервы на эту неприятную процедуру. С другой стороны, бывает, что отсутствие согласования границ, даже когда оно не обязательно, имеет свои негативные последствия при разбирательстве споров.

Рассмотрим случаи, когда нужно и когда не нужно согласование границ.

По общему правилу в соответствии со ст. 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ (редакция от 03 июля 2016 г.) «О кадастровой деятельности» местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Что касается смежных земельных участков в приведенной норме можно выделить два момента. Во-первых, речь идет об уточнении местоположение границ таких участков и, во-вторых, это должны быть земельные участки, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Понятие уточнения местоположения границ земельного участка содержится в ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ (редакция от 03 июля 2016 г.) «О государственной регистрации недвижимости», согласно которой государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее – уточнение границ земельного участка).

Требования к описанию местоположения границ земельных участков следующие.

Согласно ч. 8 ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ (редакция от 03 июля 2016 г.) «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Требованиями к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требованиями к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке (утверждены приказом Минэкономразвития России от 01 марта 2016 г. № 90) установлено, что характерной точкой границы земельного участка является точка изменения описания границы земельного участка и деления ее на части. Положение на местности характерных точек границы земельного участка и характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке описывается их плоскими прямоугольными координатами, вычисленными в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Для оценки точности определения координат характерных точек рассчитывается средняя квадратическая погрешность.

Таким образом, если в отношении смежных земельных участков в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует описание местоположения границ или оно не соответствует установленным требованиям к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, то фактически одновременно с уточнением местоположения границ земельного участка, в отношении которого выполнялись кадастровые работы, происходит и уточнение местоположения границ таких смежных земельных участков. Значит в этом случае местоположение границ подлежит обязательному согласованию с правообладателями смежных земельных участков.

Если же в Едином государственном реестре недвижимости уже содержится описание местоположения границ смежных земельных участков, оно соответствует установленным требованиям к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка и не происходит внесение изменений в эти сведения, то согласование местоположения границ с правообладателями смежных земельных участков не требуется. В этом случае земельный участок, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, просто «привязывается» к уже установленным границам смежных земельных участков.

Второй момент. Статьей 6 ЗК РФ установлено, что объектами земельных отношений являются: 1) земля как природный объект и природный ресурс; 2) земельные участки; 3) части земельных участков. Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.


В соответствии со ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

ЗК РФ наряду с земельными участками говорит о «земле», «землях», которые не имеют таких индивидуализирующих характеристик, как земельные участки. По сути это собирательные понятия.

Вместе с тем ст. 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ (редакция от 03 июля 2016 г.) «О кадастровой деятельности» предусматривает, что местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ смежных земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Предметом согласования является определение местоположения границы земельного участка, одновременно являющейся границей другого земельного участка.

Читайте так же:  Как составить доверенность на получение зарплаты другим человеком

Как видим, закон обязывает согласовать местоположение границ земельного участка, которые одновременно являются границами других земельных участков, но не земель вообще.

Таким образом, если земельный участок не граничит с другими земельными участками, сведения о которых имеются в Едином государственном реестре недвижимости, то по закону согласование местоположения границ такого земельного участка не обязательно. Например, земельный участок граничит со свободными землями или даже с улицей, которая не учтена в качестве земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости.

Ранее по данному вопросу Минэкономразвития России в п. 1 приложения к письму от 14 декабря 2012 г. № 27701-ПК/Д23и «Об усилении контроля за деятельностью подведомственных Росреестру государственных бюджетных учреждений» разъясняло, что «…если земельный участок граничит с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности (не с земельными участками), то согласование местоположения в отношении такой границы с органом местного самоуправления в порядке, установленном Законом о кадастре, не проводится». Аналогичные разъяснения имелись и в других письмах министерства.

Нужна помощь по этой теме? Записывайтесь на прием по тел.: +7 906 074 76 14.

С уважением,
адвокат Маковеев Сергей Иванович

Согласование границ земельного участка с соседями по закону №221

Право собственности на землю подразумевает необходимость согласования границ с соседями. Частые изменения в регламенте, который регулирует земельные вопросы, вносит путаницу. Чтобы не возникало спорных вопросов, проводить процедуру межевания нужно в соответствии с самой свежей редакцией Федерального Закона о кадастровой деятельности.

Для чего это нужно? Право пользоваться купленной или арендованной землёй не освобождает человека от ответственности за нарушение прав соседей. Не представляя границ своей территории, владелец может намеренно или случайно захватить чужую землю, поставить на ней свои баньки, сарайчики и другие постройки. Потом он вынужден разбираться с разгневанными хозяевами участков в суде.

Согласование границ земельного участка с соседями по новому закону 221 (с изменениями от 02.08.2019 года) обязательно для всех территорий, где по различным причинам неясна линия разделения. Основные недочёты, из-за которых возникает необходимость уточнения:

  • владельцы договаривались устно, не оформляя официальных документов;
  • владелец спорной территории долго отсутствовал и часть его земли используют соседи;
  • при предыдущем межевании допущены неточности технического порядка;
  • земля переходит новому владельцу, он должен знать фактический план и границы;
  • два участка объединяются или один нужно разделить на несколько.

Во всех этих случаях необходимо провести согласование границ по новому закону.

Порядок работ при согласовании границ с соседями

Официальное признание законных границ проходит в несколько этапов. На первом владелец обращается в кадастровую организацию и заключает с ней договор. Потом назначается время встречи всех заинтересованных сторон. Граждане оповещаются о назначенной дате.

Проведение работ по согласованию границ участка и оформление результатов в официальный акт завершает процедуру. Все законные пользователи соглашаются с разделом, проставив на документе свои подписи. Отсутствие владельца, подтвердившего получение оповещения, автоматически считается согласием с актом.

Особенности процедуры оповещения

Чтобы собрать людей к назначенному числу, оповещения рассылаются не позднее, чем за тридцать дней. Уведомление содержит сведения:

  • кто заказал работы;
  • какой инженер их проведёт;
  • кадастровые данные об основном участке;
  • адрес участка;
  • данные соседних территорий;
  • где можно получить информацию по межевому плану;
  • дата, место, время работ;
  • сроки;
  • адрес для выражения претензий.

Один из способов оповещения – личное уведомление. Получив его, человек обязан поставить роспись. Курьером может послужить как заинтересованный собственник, так и представитель кадастровой организации.

Вручение уведомления лично в руки – самый надёжный способ, но на практике это не всегда удобно. Собственник может находиться далеко от места прописки, в другом регионе и даже стране. Тогда используется заказное письмо с уведомлением. Его доставляют адресату работники почты, взяв взамен роспись о получении.

Ещё один путь – публикация в местной газете. Обычно так сообщают о проведении общего собрания собственников, необходимости их присутствия при работах по установлению границ для нескольких участков, территории посёлка, садоводства, других земельных объединений.

Сейчас, когда широко распространились средства электронной связи, в данные государственного кадастра включаются электронные адреса собственников. Это позволяет делать электронные рассылки с требованием подтвердить получение.

Проведение работ

В день сбора, согласование границ земельного участка начинается с проверки документов заинтересованных сторон. Владельцы и арендаторы должны иметь при себе паспорт, подтверждение права владения или доверенность. Кадастровый инженер показывает чертежи участка, поясняет, что на них изображается, какая работа предстоит.

После того, как установлены все поворотные точки участков, соединяющие их линии объявляются межами соседних участков. Перемещать проставленные инженером вехи запрещено законом. Нарушителям грозит штраф.

После завершения топографической работы, инженер составляет акт, под которым все присутствующие ставят подписи. В случае несогласия, претензии оформляются отдельно и прикладываются к основному акту. Дальнейшие споры разрешаются в судебном порядке.

Подтверждает согласование границ официальная печать под актом межевания. Электронные данные пересылаются в официальную базу Росреестра.

Случаи, когда не надо согласия соседей

Если владелец получил оповещение, но не явился – он автоматически считается согласным. Бывает, что собственника не удалось найти. Своевременная публикация в газете считается достаточной, чтобы инженер мог проводить расчёты в установленный срок.

Если спорная граница подходит к лесному массиву, реке, озеру, государственной границе, охраняемой территории, со всех сторон огорожена смежными участками, границы которых уже установлены – согласования для оформления акта не требуется.

Владелец может утратить право собственности из-за тяжёлой болезни, тюремного заключения, смерти. Если правопреемника нет или он не переоформил территорию на себя – согласование не требуется. К акту прилагается официальный документ: выписка из суда, миграционной комиссии, свидетельство о смерти.

Ошибки при согласовании границ

Недочёты бывают технические и кадастровые. В первом случае, ошибки допускаются при внесении сведений в реестр. Например, перепутаны данные участков. Чтобы исправить положение, достаточно переписать, заполнив правильные сведения.

Ошибки в кадастре связаны с искажение конфигурации надела, изменением его фактической площади, проведением границы через соседние участки. Чтобы исправить их, приходится проводить весь комплекс мероприятий заново. Подробно о кадастровых ошибках мы писали в статье:»Что такое кадастровая ошибка и как ее исправить.» Чтобы новый план территории имел юридическую силу, составить его должен специалист – профессиональный кадастровый инженер. Обращение в официальную организацию – залог законности: не придётся делать работу дважды и предъявлять претензии в зале суда.

Согласование границ земельного участка с соседями по новому закону

Порядок согласования границ при межевании земельного участка: как сделать без согласия соседей

На принятие данного положения повлияли нормы главы 17 Гражданского законодательства о соблюдении имущественных интересов собственников. Так как каждая межа принадлежит двум собственникам, требуется соблюдать имущественные интересы обеих сторон, что регулируется составлением акта согласования местоположения границы земельного участка, образец которого находится тут.

Читайте так же:  Срок обжалования апелляционного определения по гражданскому делу

Какой порядок согласования акта местоположения границ земельных участков с соседями и администрацией по новому закону

С ним можно обговорить все нюансы и подробности процесса согласования и получить консультацию в отношении ваших действий. Однако имейте в виду, что заказывая работу – вы полностью делегируете свои права специалисту, который обязан выполнить все действия сам или под свою ответственность, если какое-то действие (например, передача извещений) выполняете вы.

Порядок и алгоритм согласования границ земельного участка при межевании

Еще одной ситуацией может быть такая, когда данного субъекта не получается найти — например, он забросил участок, давно не посещает его и не ухаживает за ним, а его адрес и контактные данные неизвестны. В этом случае личное уведомление невозможно, поэтому используется способ публикации объявления в газете. Если в течение 30 дней после этого собственник не выходит на связь, границы также считаются согласованными по умолчанию.

Согласование границ земельного участка с соседями: законодательные особенности проведения межевания

Оповещение происходит исключительно в письменной форме — передачей стороне-участнику под подпись либо через почту (прим. — заказным письмом с уведомлением + письмо на электронный адрес; по адресу, что был представлен Рос/реестру владельцем участка).

Согласование границ земельного участка с соседями по новому закону

Защищать свои права от действий соседа который решил построить высокий забор — очень сложно. Теоретически можно упирать на то что забор нарушает вентилируемость, затеняет Ваш участок и мешает выращивать урожай, но на сегодняшний день нет нормативной базы чтобы определить минимальную и допустимую инсоляцию (освещенность, освещение солнечным светом) земельного участка.

Высота забора между соседями по закону 2019

Сегодня получить доступ к сети Интернет несопоставимо проще и дешевле, чем съездить в другой город и оплатить свое проживание там, на время регистрационных мероприятий. Да и в своем населенном пункте бывает крайне сложно выкроить время, чтобы уйти с работы и подать документы в МФЦ или территориальное отделение Росреестра. Новый закон облегчает процесс регистрации в первую очередь для самих граждан.

Можно ли провести межевание земельного участка бесплатно

Несоблюдение строительных, санитарно-эпидемиологических и пожарных нормативов Любая постройка на земельном участке должна располагаться на определенном расстоянии от границ соседнего участка. Так построить дом можно не ближе трех метров от межевой линии. Точное расстояние определено для каждого объекта, в зависимости от его назначения. Решается проблема разными способами, исходя из последствий. Это может быть и частичное исправление недостатков, и снос неправильно построенного объекта Захват соседней земли Особенно такие споры актуальны для участков, давно находящихся в собственности. Например, новый собственник купил землю с установленными границами. Но соседи утверждают, что при межевании участка прежним владельцем была захвачена их земля. Теоретически возможно наличие кадастровой ошибки. Необходимо новое межевание и точное определение границ Невозможность мирного согласования границ В процессе межевания необходимо составление акта согласования границ. Когда соседи не желают подписать данный документ, то разрешается ситуация в судебном порядке Строительство на «свободной» земле Ничьей земли не бывает. Любой участок имеет собственника в лице гражданина, организации или государства. Для использования земли необходимо получить разрешение владельца

Как решаются споры по границе земельного участка в 2019 году

Межевание является частью кадастровых работ и регулируется Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ. В этом документе указан весь комплекс работ, которые должны проводиться с целью учета недвижимых объектов в государственном кадастре. В том же числе и подготовка межевого плана.

Межевание земельного участка: новые поправки закона

Форма извещения строго регламентирована и опирается на приказ Минэкономразвития №735. Если после момента оповещения прошло больше 30 дней и не поступило возражений, процедура может проведена, как если бы было получено согласие. Нужно понимать, что игнорирование и нежелание явиться в указанный срок трактуется законом как заведомое согласие.

Согласование границ своего участка по новому закону и отношение к соседним

Ограничение по высоте межевого забора, предписанное СНиП, существует. Ограждение не должно создавать соседям такой проблемы, как затенение на земельном участке. В соответствии с рекомендациями СНиП № 30-02-97 допустимая высота забора между соседями в частном секторе – не более 1,5 м.

Забор между соседями в частном секторе: основные правила и нормы

Зачастую по результатам проведенного межевания площадь участка претерпевает изменения, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Законодательно разрешен прирост к участку территории площадью, не более 10% от ее первоначального размера.

Практика разрешения споров с соседями, возникающих при проведении межевания земельного участка

В статье 39 Федерального Закона №221 написано о возможности проведения общего собрания для того, чтобы одновременно решить вопрос со всеми собственниками. Приглашения на такие собрания вручаются лично, с обязательной простановкой подписи на входящем документе.

PRO новостройку 7 (499) 653-64-91 (Москва)

Видео (кликните для воспроизведения).

Отказ также возможен, когда происходит пересечение двух участков, поскольку со временем могли переделываться ограждающие заборы, менялись хозяева, что-то достраивалось или расширялось. Именно для четкого очерчивания границы введена процедура межевания и внесение всех территориальных особенностей в кадастровую базу. Но есть и некоторые исключения, которые включены в свод закона.

Источники


  1. Терехова, Ю. К. Корпоративный юрист. Правовое сопровождение предприятия. Практическое пособие / Ю.К. Терехова. — М.: Дашков и Ко, Вест Кей, 2015. — 222 c.

  2. Зильберштейн А. А. Земельное право. Шпаргалка; РГ-Пресс — Москва, 2010. — 797 c.

  3. Рагулин, А.В. Современные проблемы регламентации и охраны профессиональных прав адвоката-защитника в России / А.В. Рагулин. — М.: Юркомпани, 2015. — 290 c.
Согласование границ своего участка по новому закону и отношение к соседним
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here