Смежные права — объектные и субъектные характеристики

Самое главное по теме: "Смежные права — объектные и субъектные характеристики" актуальное в 2019 и 2020 годах понятным языком для непрофессионалов.

Понятие и виды объектов смежных прав

Интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние, являются смежными с авторскими правами (смежными правами).

К смежным правам относится исключительное право, а в случаях, предусмотренных ГК РФ, относятся также личные неимущественные права.

Объектами смежных прав являются:

1) исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров — постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;

2) фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;

3) сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;

4) базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;

5) произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей.

Предоставление на территории Российской Федерации охраны объектам смежных прав в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется в отношении исполнений, фонограмм, сообщений передач организаций эфирного или кабельного вещания, не перешедших в общественное достояние в стране их происхождения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия исключительного права на эти объекты и не перешедших в общественное достояние в Российской Федерации вследствие истечения предусмотренного ГК РФ срока действия исключительного права.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Общая характеристика авторского права: объектный и субъектный подход

Что включает в себя общая характеристика авторского права?

  • Элементы литературной сферы – тексты для саундтреков, документалистика, все жанры художественной литературы, учебники и пособия
  • Постановочные произведения – драмы, мюзиклы и т.д.
  • Танцевальные произведения – балет, бурлеск, танцевальные шоу
  • Элементы музыки
  • Сфера медиафайлов
  • Художественные экземпляры живописи
  • Элементы архитектуры, относящиеся к сфере авторского права
  • Фотография

Для каждого объекта предусмотрено свое или единое обозначение авторского права в виде сертификата, заключения экспертизы или знака «Copyright».

Смежные права

Зачастую в юридической науке авторское право и права, смежные с авторскими рассматриваются неразрывно ввиду зависимости вторых от первых. Вместе с тем институт смежных прав сегодня достаточно развит и играет важную роль. Поэтому целесообразно рассмотреть его в отдельной статье.

Понятие смежных прав, их виды

В соответствии со статьей 1303 Гражданского кодекса РФ смежные права – это разновидность интеллектуальных прав на следующие объекты:

  1. Результаты исполнительской деятельности (исполнения);
  2. Фонограммы;
  3. Сообщения в эфир или по кабелю радио- и телепередач;
  4. Содержание баз данных;
  5. Произведения, науки, литературы и искусства, которые обнародованы после их перехода в общественное достояние.

Далее в статье сказано, что на указанные объекты всегда возникает исключительное право – возможность использовать интеллектуальную собственность любым образом в рамках закона. В ряде случаев на них могут возникать и личные неимущественные права: например, они есть у исполнителя (см. ст. 1315 ГК РФ).

Если обратить внимание на каждый из этих объектов, то нетрудно заметить, что каждый из них опосредует иной объект, подлежащий авторско-правовой охране. Так, исполняться могут произведения искусства (пьесы, песни и т.д.), фонограмма пишется на готовую музыку, по эфиру передаются фильмы, передачи и т.д. Этим и обуславливается их производный характер. В то же время о целесообразности охраны свидетельствует тот факт, что в большинстве этих объектов (к примеру, в фонограммах, исполнениях) присутствует творческий характер, который в авторском праве являлся главным свойством произведений.

Закон предписывает, что осуществляться смежные права должны только с соблюдением авторских. Таким образом, если, к примеру, исполнитель не получит согласие автора песни на ее исполнение, то он не будет обладать смежными правами.

Вместе с тем они действуют независимо от авторских. Следовательно, исполнение будет охраняться в течение определенного срока даже в том случае, если правообладатель утратит возможность использовать песню.

Относительно последнего свойства следует упомянуть и еще такой момент. Представим, что совершено интеллектуально-правовое нарушение: гражданин в публичном месте исполнил чужую песню. Помимо нарушения прав автора данной песни, гражданин также использовал фонограмму, на которую в силу статьи 1324 ГК РФ также возникают права, только уже смежные. Следовательно, суд вполне может обязать его выплатить компенсацию как автору песни, так и организации, изготовившей фонограмму.

Знак охраны

Существует отдельный знак охраны: буква «р» в кружочке – . Как и в случае с копирайтом, он выполняет лишь уведомительную функцию о наличии на данный объект интеллектуальной собственности исключительных смежных прав.

Объекты авторского права и смежного права

Авторское право является одним из институтов права интеллектуальной собственности. Им регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач эфирного и кабельного вещания (смежные права).

Читайте так же:  Характеристики понятий взятки и подарки

В отношении конкретного лица авторское право представляет собой совокупность исключительных прав на определенные объекты.

Объекты авторского права

Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности и выраженные в какой-либо объективной форме. Они могут представлять собой, в частности:

  1. литературные произведения
  2. программы для ЭВМ и базы данных
  3. произведения сценарного искусства
  4. хореографические произведения и пантомимы
  5. музыкальные произведения с текстом и без текста
  6. фильмы и другие аудиовизуальные произведения
  7. произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства
  8. произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства
  9. произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства
  10. фотографические произведения и произведения, полученные способам, аналогичными фотографии
  11. географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения
  12. другие произведения

В отличие от патентного права авторское характеризуется тем, что правовая охрана возникает в силу самого факта создания произведения, выполнения каких-либо формальностей не требуется.

Следующей важнейшей особенностью является то, что авторское право охраняет форму произведения (форму выражения мыслей: язык, образы, структуру), а не содержание.

Авторское право на произведение распространяется независимо от его назначения и достоинства, а также от способа выражения.

Все вышесказанное не означает, что авторское право полностью изолировано от других институтов интеллектуальной собственности. Иногда встречаются случаи, когда на один и тот же объект распространяются как нормы авторского права, так и нормы других институтов. В этих случаях необходимо учитывать как правовой режим произведения, так и правовой режим других объектов.

Особое значение имеет знание положений законодательства, когда произведением является коммерческий продукт, используемый для извлечения прибыли.

Объектом права является то, на что распространяют свое действие правовые нормы.

Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения (ст. 6 Закона об авторском праве).

Несмотря на то, что законодательство РФ не содержит определения произведения, указанная статья приводит признаки и черты, которыми должно обладать и обладает любое произведение, которому предоставляется авторско-правовая охрана.

1. Прежде всего, следует отметить, что произведение является благом нематериальным, поскольку результатом творческой деятельности может быть только совокупность идей, мыслей и образов, а не материальные объекты. Поэтому следует отличать само произведение, имеющее нематериальную сущность, от формы его воплощения, а иначе — от материального носителя. П. 5 ст. 6 прямо указывает на то, что авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. Однако следует отметить, что иногда само произведение и его материальный носитель являются одним целым. Примером тому является картина. Но все равно, право собственности (вещное право) распространяется на полномочия по владению, пользованию и распоряжению самой картиной (единичным экземпляром), а авторское право защищает от ее использования в форме воспроизведения, заимствования, распространения, публичного показа и других формах без разрешения правообладателя.

Передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачи авторских прав. Поэтому, например, купив рукопись, нельзя без разрешения автора опубликовать ее.

2. Произведение должно быть творческим результатом. Строго говоря, в Законе речь идет о творческой деятельности, но все-таки, более важен аналогичный признак результата. И вот почему.

По мнению большинства ученых, о творческом характере произведения говорит его новизна. При этом новизна рассматривается как синоним оригинальности. Хотя оригинальность характеризуется тем, что указывает на уникальность объекта вообще, а новизна — о неизвестности в какой-либо момент.

Многие объективно новые творческие результаты могут быть достигнуты, получены разными лицами, работающими параллельно, независимо друг от друга. Авторское право не охраняет те творческие результаты, которые могут создаваться параллельно. Этот вывод следует из того обстоятельства, что понятия приоритета в авторском праве нет, т.е. правообладатель не определяется исходя из первенства во времени и более ранней даты представления произведения какому-либо органу или структуре. Также лица, создавшие результат при независимой друг от друга работе не признаются соавторами, поскольку соавторство — это совместное участие. Отсюда следует вывод: авторское право охраняет лишь те творческие результаты, которые являются уникальными, неповторяющимися при параллельном творчестве, т.е. оригинальными. Фактически, это означает, следующее: если будет доказано, что все-таки результат (объект) получен при параллельной работе разными лицами, а не заимствован, то он не является объектом авторского права и ему не предоставляется авторско-правовая охрана.

Именно поэтому Закон «Об авторском праве и смежных правах» охраняет лишь форму произведения (т.е. — форму выражения идей, мыслей автора с помощью языка, образов, структуры материала), а не его содержание, потому что предполагается, что элементы содержания не являются оригинальными. При этом не имеет значения, являются ли такие элементы новыми, поскольку новизны не достаточно для возникновения охраны по авторскому праву. Ст. 6 прямо указывает элементы содержания произведения, на которые авторское право не распространяется: идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты. Некоторым из этих результатов творчества может быть предоставлена охрана нормами патентного права. Например, если в произведении описано изобретение, то авторское право не защитит от его использования, а обеспечит лишь охрану того, как описано техническое решение, с помощью каких терминов и каким образом. Само изобретение может быть запатентовано.

3. Авторское право распространяется на все произведения, независимо от их назначения и достоинств. Это означает, что охрану получает как высокохудожественное произведение, так и не принимаемое обществом в качестве произведения искусства (в эстетическом смысле слова) и достижения культуры. Такой подход совершенно справедлив, поскольку иное решение обеспечило бы влияние субъективного мнения на вопрос о предоставлении охраны, а критериев определения достоинств произведения быть не может.

Читайте так же:  Как устанавливается земельный сервитут

Данная черта тесно связана со вторым признаком. Ведь не смотря на то, что художественные достоинства произведения могут быть не высоки, оно должно быть оригинальным. Поэтому при определении того, является ли результат творческой деятельности объектом авторского права, следует установить, может ли он быть достигнут разными лицами при параллельном творчестве. Этот принцип очень важен, поскольку независимость от достоинств означает, что объектами авторского права являются небольшие рисунки, логотипы, высказывания, а также часть произведения (включая его название), если может использоваться самостоятельно (см. п. 3 ст. 6). И иногда трудно определить, распространяется ли на какое-либо творческое решение нормы авторского права. Например, есть название произведения или строчка. Конечно, невозможно представить, чтобы запрет налагался на использование любого названия произведения (т.е. слова или словосочетания) практически в любой форме и любым способом без разрешения автора. Чтобы быть объектом авторского права, название должно отражать творческую самобытность автора, являться оригинальным и неповторяющимся. Это, в принципе, относится ко всем произведениям, их элементам.

4. Авторское право распространяется как на обнародованные, так и необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме. То есть, произведение должно быть доступно для восприятия людьми, а не существовать в виде замысла, идеи в воображении автора.

Можно привести следующие объективные формы выражения произведения:

  1. письменная;
  2. устная (публичное произнесение, исполнение и т.д.);
  3. звуко- или видеозапись;
  4. изображение (рисунок, эскиз, план, чертеж и т.д.);
  5. объемно-пространственная;
  6. другие (перечень не ограничен).

[1]

Следует отметить, что в законодательстве не указано на необходимость наличия возможности воспроизведения, которая связана с формой выражения произведения. Таким образом, законодатель признал, что авторским правом охраняются любые выраженные вовне произведения, в том числе и те, объективная форма которых не связана с материальным носителем. Конечно, защита произнесенных речей или сыгранной музыки, которые не записаны, вызовет определенные трудности.

Законодательством установлены те объекты, которые не являются объектами авторского права. Прежде всего, это те из них, которые не обладают признаками и чертами произведения, указанными выше. Например, если достигнут не творческий, а именно технический результат (в результате технической работы), то он нормами авторского права не охраняется.

Однако есть и такие произведения, которые обладают всеми признаками, но не являются объектами авторского права в силу прямого указания закона:

1. официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;

2. государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки): следует отметить, что, во-первых, речь идет именно о государственных символах и знаках, а, во-вторых, таковыми они становятся с момента официального утверждения;

3. произведения народного творчества: их отнесли к неохраняемым произведениям, поскольку они основаны на повторяемости образов, символов, автором которых является сам народ;

4. cообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер и не включающие в себя элементы творчества. Снабжение их комментариями или предоставление в оригинальной форме обеспечивает охрану форме представления сообщений.

Смежные права, объекты, субъекты

1. Объектами смежных прав являются:

1) исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров — постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;

[3]

2) фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;

3) сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;

4) базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;

5) произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

2. Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей.

3. Предоставление на территории Российской Федерации охраны объектам смежных прав в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется в отношении исполнений, фонограмм, сообщений передач организаций эфирного или кабельного вещания, не перешедших в общественное достояние в стране их происхождения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия исключительного права на эти объекты и не перешедших в общественное достояние в Российской Федерации вследствие истечения предусмотренного настоящим Кодексом срока действия исключительного права.

Субъектами патентного права являются авторы изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, патентообладатели, а также другие лица (не авторы), приобретающие по закону или договору некоторые патентные права.

Авторами, т. е. создателями изобретений и других объектов промышленной собственности, признаются граждане РФ и иностранцы. Возможность граждан России иметь права автора объекта промышленной собственности является элементом содержания их правоспособности. Закон не ограничивает возникновение субъективного права авторства и других патентных прав достижением определенного возраста. От возраста зависит лишь возможность самостоятельного осуществления патентных прав. Так, несовершеннолетние вправе самостоятельно, т. е. без согласия своих законных представителей, осуществлять свои патентные права лишь по достижении 14 лет (п. 2 ст. 26 ГК). Иностранные физические и юридические лица пользуются правами, предусмотренными Патентным законом, наравне с физическими и юридическими лицами РФ в силу международных договоров России или на основе принципа взаимности.

К числу субъектов патентного права, не являющихся авторами объектов промышленной собственности, относятся физические и юридические лица, приобретающие патентные права на основе закона или договора. Это прежде всего правопреемники авторов изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. К данной группе принадлежит и государство.

В качестве правопреемников отечественных авторов внутри страны могут выступать, в частности, граждане, наследующие право на подачу заявки, получение патента, а также основанное на патенте исключительное право на объект промышленной собственности. Эти граждане являются субъектами наследственного права. В качестве субъектов патентного права они выступают лишь при наследовании исключительного права на объект промышленной собственности, основанного на действующем патенте.

Читайте так же:  Как продлить миграционную карту и что делать если она уже просрочена

В отношениях правопреемства могут участвовать и отечественные юридические лица, приобретающие и отчуждающие право на использование объектов промышленной собственности. В этом качестве они являются субъектами патентного права.

В роли правопреемников иностранных авторов могут выступать и физические, и юридические лица. В круг оснований правопреемства входят как наследование, так и уступка прав на подачу заявки на объект промышленной собственности, либо на получение патента, либо на использование объекта, охраняемого патентом.

По законодательству многих стран право на объекты промышленной собственности, созданные служащими, в силу трудового соглашения переходят к работодателям, которые приобретают право на подачу заявки, получение патента и использование охраняемого патентом служебного изобретения, полезной модели или промышленного образца. Подобный институт известен и российскому патентному праву.

В соответствии с п. 2 ст. 8 Патентного закона право на получение патента на объект промышленной собственности, созданный работником в связи с выполнением им своих служебных обязанностей или полученным от работодателя конкретным заданием, принадлежит работодателю, если договором между ними не предусмотрено иное. Автор служебного объекта промышленной собственности приобретает право на вознаграждение, выплачиваемое в размере и на условиях, определяемых на основе соглашения между ним и работодателем.

Автор вправе получить на служебный объект патент на свое имя в случае, если работодатель в течение двух месяцев с даты уведомления его автором о созданном объекте промышленной собственности не подаст заявку в Патентное ведомство, не переуступит право на подачу заявки другому лицу или не сообщит автору о сохранении объекта в тайне. В этом случае работодатель имеет право на использование объекта в собственном производстве с выплатой патентообладателю компенсации на договорных началах.

Российская Федерация и другие публично-правовые образования обладают исключительным правом на объекты промышленной собственности, если такое право переходит к ним в установленном законом порядке, например в силу наследования. Наряду с этим Российской Федерации как суверену принадлежит ряд важных правомочий в области творческой деятельности, которых не имеют другие субъекты патентного права. В частности, оно устанавливает саму охрану объектов промышленной собственности, порядок их использования, патентования и реализации в зарубежных странах, права авторов, патентообладетелей и способы их защиты. Свои правомочия Российская Федерация осуществляет различными средствами, в том числе путем издания актов патентного законодательства.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Интеллектуальная собственность в России и за рубежом

Смежные права: основные положения

Смежные права или права, смежные с авторскими, относятся к разряду тех, с которыми почти каждый соприкасается ежедневно. Музыка, звучащая в плеере или по радио, телевизионные передачи, спектакли – охрана всех этих объектов регулируется смежными правами. Из самого названия этого института интеллектуальной собственности следует, что смежные права связаны с авторскими правами. Однако между ними существуют и принципиальные отличия, о которых Вы узнаете ниже. Также в главе «Смежные права: основные положения» Библиотеки интеллектуальной собственности Sum IP рассказывается о субъектах, видах, сроке действия смежных прав и других вопросах.

Если какие-то вопросы остались нераскрытыми, Вы можете обратиться к нам за юридической консультацией по авторским и смежным правам.

1. Понятие смежных прав

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В Гражданском кодексе нет легального определения понятия «смежные права». С учетом существующих в науке точек зрения предлагаю Вам следующее определение.

Смежные права или права, смежные с авторскими, – это права исполнителей, изготовителей фонограмм, вещательных организаций, публикаторов, изготовителей баз данных на созданные ими результаты интеллектуальной деятельности.

В английском языке для обозначения понятия «смежные права» используются термины «neighboring rights» и «related rights». Таким образом, не только в русском языке понятие смежных прав тесно связано с авторскими правами. Возникновение понятия «права, смежные с авторскими» можно объяснить исторически. Дело в том, что первыми объектами смежных прав, были признаны во второй половине XX века исполнения и фонограммы. Как правило, исполняют и записывают в видео- и звуковой форме творческие произведения – объекты авторского права. Другими словами, в большинстве случаев авторские права первичны по отношению к объектам смежных прав. Например, композитор создает музыкальное произведение – объект авторского права. Затем музыкант исполняет это произведение на скрипке. В этот момент появляется исполнение – объект смежных прав.

Вместе с тем смежные права могут возникнуть при исполнении объектов, не относящихся к авторским правам. Например, авторское право не охраняет произведения фольклора, но на исполнения таких произведений смежные права возникают.

2. Возникновение смежных прав

Возникновение смежных прав подчиняется похожим правилам, что и возникновение авторских прав. Следует руководствоваться следующими правилами возникновения прав, смежных с авторскими:

  • Смежные права возникают в момент создания объекта интеллектуальной собственности в объективной форме (принцип автоматической охраны). Объективная форма – это форма, доступная для восприятия иным, помимо правообладателя, лицам. Смежные права не подлежат регистрации, обязательному депонированию и не требуют соблюдения иных формальностей.

Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей.

  • Возникновение смежных прав зависит от соблюдения авторских прав. Так, для исполнения музыкального произведения, охраняемого авторским правом, необходимо получить разрешение правообладателя путем заключения лицензионного договора на произведение. Если разрешение не получено, у исполнителя не возникают смежные права на исполнение. Более того, исполнитель становится нарушителем авторских прав.
Читайте так же:  Основания для вызова врача на дом взрослому человеку

Проставление знака охраны смежных прав, которым является латинская буква «P» в окружности, не является условием возникновения исключительного права.

3. Смежные права и интеллектуальная собственность

Интеллектуальная собственность – понятие, которое включает охраняемые в соответствии с Гражданским кодексом результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. То есть интеллектуальная собственность в России – это определенные объекты, на которые распространяются интеллектуальные права. Более подробно об этом Вы можете прочитать в главе Интеллектуальная собственность и интеллектуальные права. Часть объектов интеллектуальной собственности охраняется правами, смежными с авторскими. Таким образом, смежные права – это вид интеллектуальных прав, а объекты смежных прав – это некоторые из объектов интеллектуальной собственности.

Все объекты интеллектуальной собственности можно разделить так, как показано на схеме.

Если следовать представленной классификации, то смежные права следует отнести к результатам интеллектуальной деятельности. Однако смежные права могут распространяться как на творческие, так и нетворческие результаты. Единственным объектом, к которому предъявляется требование творческого характера, являются исполнения. Однако уровень творчества исполнений и постановок, как правило, ниже, чем уровень творчества объектов авторского права. Поэтому не следует применять к объектам смежных прав признаки творчества, характерные для авторских прав .

4. Объекты прав, смежных с авторскими правами.

В общем виде объектами прав, смежными с авторскими являются:

  • исполнения и постановки;
  • фонограммы;
  • сообщения передач эфирного или кабельного вещания;
  • содержание баз данных;
  • публикации, обнародованные после перехода произведений науки, литературы и искусства в общественное достояние.

Эта тема является одной из ключевых в вопросе регулировании смежных прав, поэтому ей посвящена отдельная глава Библиотеки Sum IP «Объекты смежных прав» .

5. Субъекты смежных прав

Теме «Субъекты смежных прав» посвящена самостоятельная глава, так как вопрос является обширным и вызывает особый интерес. Здесь же перечислим лишь основных лиц, у которых возникают права, смежные с авторскими:

  • исполнители и режиссеры-постановщики
  • вещательные организации
  • изготовители фонограмм
  • публикаторы
  • изготовители баз данных .

6. Виды смежных прав

Смежные права, как и другие интеллектуальные права, можно разделить на несколько видов. При этом виды смежных прав обладают определенной спецификой, хотя по названиям сходны с видами авторских прав. Для наглядности предлагаю Вашему внимаю схему «Виды смежных прав«

1) Исключительное право – право использовать объект смежных прав любыми способами и в любой форме и запрещать такое использование третьим лицам. Исключительное право является имущественным и возникает на все объекты смежных прав. Лицо, обладающее исключительным правом, называют правообладателем.

2) Личные неимущественные права принадлежат только физическим лицам, которые являются исполнителями или режиссерами-постановщиками произведений. Другие субъекты смежных прав не обладают личными неимущественными правами. Личные неимущественные права исполнителей включают три права:

  • право авторства
  • право на имя
  • право на неприкосновенность исполнения

3) Иные смежные права исчерпываются правами публикаторов, изготовителей фонограмм, вещательных организаций и изготовителей баз данных указывать имя или фирменное наименование на экземплярах соответствующих объектов прав, смежных с авторскими. Это право является неотчуждаемым, но в полной мере не может быть отнесено к категории неимущественных и личных, поскольку в большинстве случаев оно принадлежит юридическим лицам. Кроме того, при нарушении иных смежных прав нельзя требовать компенсации морального вреда, что допустимо в случае с личными неимущественными правами .

7. Срок действия смежных прав

В отличие от авторских прав срок действия смежных прав не является единым. Срок действия смежных прав (исключительного права) определяется в зависимости от конкретного объекта. Такие различия не имеют строго объективных причин, а объясняются необходимостью найти баланс между интересами правообладателей, заинтересованных в сохранении исключительного права, и общества, заинтересованного в использовании интеллектуальной собственности.

Далее речь идет именно о сроке действия исключительного права на объекты прав, смежных с авторскими. Личные неимущественные права исполнителей охраняются бессрочно.

1) Срок действия смежных прав на исполнения и постановки равен жизни автора, но не менее 50 лет с года, следующего за годом осуществления, записи исполнения или сообщения его в эфир или по кабелю.

2) Смежные права на фонограммы действуют 50 лет с момента записи. Если фонограмма была обнародована в течение 50 лет с момента записи, то срок действия исключительного права равен 50 годам с момента обнародования. Таким образом, теоретически срок действия смежных прав на фонограммы может достигать 99 лет.

3) Срок действия смежных прав на сообщения радио- и телепередач составляет 50 лет с момента сообщения передачи в эфир.

4) Смежные права на базы данных действуют 15 лет с года, следующего за годом создания базы данных. Если база данных была обнародована до истечения 15 лет с даты создания, срок действия исключительного права в 15 лет отсчитывается с года, следующего за годом обнародования.

5) Срок действия смежных прав публикатора составляет 25 лет, начиная с года, следующего за годом обнародования произведения.

Полезные ссылки по теме «Права, смежные с авторскими: основные положения»

1. Российское авторское общество – http://rao.ru/

2. Всероссийская организация интеллектуально собственности – http://rosvois.ru

3. Статья В.Штенникова о правах, смежных с патентными

Понятие и сфера действия смежных прав. Объекты и субъекты смежных прав.

Смежные права как самостоятельная категория прав интеллектуальной собственности оформились позже авторского права. В первой половине XX в. в законодательствах отдельных промышленно развитых стран стали появляться положения, направленные на охрану прав исполнителей; еще позднее – прав производителей фонограмм и вещательных организаций.

Смежные права распространяют свое действие на объекты, существенно отличающиеся друг от друга. Смежные права по своей природе не однородны. Термин «смежные права» употребляется в зак-ве во множественном числе.

Смежные права (СП) тесно связаны с авторским правом на произведения литературы (науки, искусства). Объекты смежных прав, не являясь произведениями, доводят последние до сведения общественности.

Читайте так же:  Как узаконить пристройку к дому — обязательные документы

В объективном смысле СП

— совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного (кабельного) вещания.

В субъективном смысле СП

– это совокупность имуществ-х, а в отношении исполнений − и личных неимущ-х прав на указанные объекты.

Природу и назначение этих прав объясняют следующим образом: «Словосочетание «смежные права» означает невещественные права, которые, будучи отличными от авторских, связаны с последними в двух отношениях: во-первых, они распространяются на сообщение охраняемых авторским правом произведений и, во-вторых, имеют ряд общих с авторским правом особенностей, поскольку включают — с определенными исключениями — личные права, право на вознаграждение и, наконец, международную охрану, в том числе, как и в международных авторско-правовых конвенциях, норму, согласно которой иностранцам предоставляется такой же уровень минимальной охраны, как и гражданам данной страны».

Основанием возникновения прав на объекты СП признаются различные юридические факты. Исключительное право на исполнение в соответствии со ст. 30 Закона от 17.05.2011«Об авторском праве и смежных правах» возникает с момента осуществления исполнения, либо первой записи исполнения, либо первой передачи исполнения в эфир, или по кабелю, или иным способом сообщения для всеобщего сведения. Исключительное право на фонограмму – в силу первого опубликования фонограммы или в течение 50 лет после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение этого срока. Исключительное право на передачу организации эфирного или кабельного вещания – в силу осуществления передачи в эфир или осуществления передачи по кабелю.

Для возникновения и осуществления смежных прав не требуется соблюдения каких-либо формальностей.

Сфера действия смежных прав

(ст.23 З-на)

1. Права исполнителя признаются за ним, если:

— исполнитель является гражданином РБ;

— исполнение впервые имело место на территории РБ;

— исполнение записано на фонограмму;

— исполнение, не записанное на фонограмму, включено в передачу в эфир или передачу по кабелю;

— в иных случаях, предусмотренных международными договорами РБ.

2. Права производителя фонограммы признаются за ним, если:

производитель фонограммы является гражданином или юр. лицом РБ;

фонограмма впервые опубликована на территории РБ;

в иных случаях, предусмотренных международными договорами РБ.

3. Права организации эфирного или кабельного вещания признаются за ней, если организация имеет официальное местонахождение на территории РБ и осуществляет передачи с передатчиков, расположенных на территории РБ, а также в иных случаях, предусмотренных международными договорами РБ.

ОбъектамиСП

являются исполнения, фонограммы, передачи организаций эфирного (кабельного) вещания.

Закон не дает определение понятию «исполнение». Анализ определения понятия «исполнитель», в ст. 4 Закона: в качестве исполнения в соответствии с положениями Закона охраняется деятельность по исполнению произведений литературы (искусства, народного творчества), т.е. непосредственно пение, чтение, декламация, игра на музыкальном инструменте, танец и др. К исполнениям относятся исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, а также постановки режиссеров-постановщиков спектаклей (лицо, осуществляющее постановку театрального, циркового, эстрадного, кукольного или иного спектакля, представления, концерта).

Фонограмма (Закон) — любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков либо отображений звуков. Фонограммой не признается запись звуков, включенная в аудиовизуальное произведение.

Передачей организации эфирного (кабельного) вещания — передача в эфир или передача по кабелю звуков и (или) изображений для приема публикой, осуществляемые организацией эфирного или кабельного вещания или по ее заказу и за счет ее средств другой организацией.

СубъектамиСП

являются исполнители, производители фонограмм, организации эфирного (кабельного) вещания.

Исполнительартист-исполнитель, то есть актер, певец, музыкант, танцор или иное лицо, которое исполняет произведения литературы, искусства, в том числе произведения народного творчества, посредством актерской игры, пения, чтения, декламации, игры на музыкальном инструменте, танца или каким-либо иным образом, а также режиссер-постановщик спектакля и дирижер.

Производитель фонограммы — признается ФЛ или ЮЛ, организующее первую звуковую запись какого-либо исполнения или иных звуков либо отображений звуков. При отсутствии доказательств иного производителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого указано в качестве производителя фонограммы на каждом экземпляре фонограммы.

Закон не дает определение понятию «организация эфирного вещания» -можно признать телекомпанию или радиостанцию. Организацией кабельного вещания являются операторы кабельных сетей, а также телерадиокомпании, распространяющие свои передачи посредством кабельных сетей.

Поскольку в соответствии со статьями 42 и 43 Закона исключительное право на объекты СП переходит по наследству или в порядке иного правопреемства, а также может быть предметом договора уступки, субъектами смежных прав могут стать и иные лица.

Учитывая, что личные неимуществ-е права исполнителя неотчуждаемы и непередаваемы, их обладателем может быть только сам исполнитель.

[2]

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Дата добавления: 2017-02-28 ; просмотров: 844 | Нарушение авторских прав

Источники


  1. Басовский, Л.Е. История и методология экономической науки: Учебное пособие / Л.Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 603 c.

  2. Тихомиров, М. Ю. Увольнение по инициативе работодателя. Практическое пособие / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 499 c.

  3. Ефименко, Е. Н. Корпоративные конфликты (споры). Учебно-практическое пособие / Е.Н. Ефименко, В.А. Лаптев. — М.: Проспект, 2015. — 240 c.
Смежные права — объектные и субъектные характеристики
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here