Решение о допуске авиадебошира на борт самолета будет принимать воздушный перевозчик

Самое главное по теме: "Решение о допуске авиадебошира на борт самолета будет принимать воздушный перевозчик" актуальное в 2019 и 2020 годах понятным языком для непрофессионалов.

Взлететь или остаться на земле авиадебоширу, решит воздушный перевозчик

Вчера, 05.12.2017, Президент России подписал закон № 376-ФЗ о ведении реестра лиц, воздушная перевозка которых ограничена.

Законом вносятся изменения в Воздушный кодекс, согласно которым авиакомпании смогут в одностороннем порядке отказывать в заключении договора воздушной перевозки лицу, ранее отличившемуся недостойным поведением и нарушением общественного порядка на борту авиалайнера.

Решение о включении определенного лица в черный список авиадебоширов будет принимать лично руководитель воздушного перевозчика или исполняющий его обязанности на основании:

  • постановления об административном правонарушении, вынесенного по части 6 статьи 11.7 КоАП за невыполнение лицом распоряжений командира воздушного судна во время нахождения на его борту и вступившего в законную силу;
  • приговора суда или апелляционного обвинительного приговора о признании лица виновным в хулиганстве на борту воздушного судна (пункт «в» части 1 статьи 213 УК РФ) или совершении действий, угрожающих безопасной эксплуатации лайнера (статья 267.1 УК), также вступившего в законную силу.

Решение о внесение гражданина в черный список авиадебоширов должно быть принято в течение 30 дней после получения этих документов или их опубликования на официальных ресурсах в интернете. Через год авиаперевозчик обязан удалить бывшего дебошира из реестра лиц, подверженных ограничению в воздушных перевозках.

Поправками в Воздушный кодекс предусмотрено также право гражданина обжаловать в суде решение авиакомпании о занесении его в черный список.

Также 05.12.2017 президентом подписан закон № 379-ФЗ о внесении изменений в Гражданский кодекс РФ, на основании которых авиаперевозчики могут отказывать гражданам из черного списка в продаже авиабилетов. Но при этом они должны придерживаться ряда исключений, касающихся перелетов к месту лечения и обратно, если попасть в это место можно только самолетом. Это касается случаев, когда лечение необходимо самому дебоширу или лицу, в отношении которого он является официальным сопровождающим.

Нововведения законов 376-ФЗ и 379-ФЗ вступают в действие 03.06.2018.

Установлена процедура внесения авиадебоширов в «черный список» лиц, ограниченных к воздушной перевозке

Настоящим Федеральным законом Воздушный кодекс РФ дополнен статьей 107.1, регламентирующей процедуру отказа в заключении договора воздушной перевозки пассажиру, внесенному в реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена перевозчиком.

Установлено, что о факте совершения пассажиром действий, которые могут подпадать под признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 11.17 КоАП РФ (невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна), либо преступления, предусмотренного пунктом «в» части первой статьи 213 УК РФ (хулиганство на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте) или статьей 267.1 УК РФ (совершение из хулиганских побуждений действий, угрожающих безопасной эксплуатации транспортных средств), и совершенного на борту воздушного судна, командир воздушного судна информирует в письменной форме руководителя или исполняющего обязанности руководителя перевозчика. Копия документа, которым командир воздушного судна информирует руководителя или исполняющего обязанности руководителя перевозчика, вручается пассажиру воздушного судна до покидания им воздушного судна. В случае отказа указанного пассажира от получения копии данного документа командир воздушного судна делает соответствующую отметку в данном документе.

Решение о внесении пассажира в реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена перевозчиком, принимается на основании вступившего в законную силу постановления о назначении лицу административного наказания за совершение административного правонарушения, либо вступивших в законную силу приговора суда или обвинительного апелляционного приговора о признании лица виновным в совершении на борту воздушного судна преступления. Такое решение принимается в срок не более чем тридцать дней со дня получения перевозчиком указанного постановления или размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» приговора суда или обвинительного апелляционного приговора.

Исключение пассажира из указанного реестра осуществляется по истечении одного года с даты вступления в силу административного постановления либо приговора суда.

Предусматривается, что пассажиру, внесенному перевозчиком в реестр, не может быть отказано в заключении договора воздушной перевозки в случае, если этот пассажир возвращается из пункта отправления, единственным способом транспортного сообщения из которого с РФ является воздушная перевозка, либо он подлежит административному выдворению за пределы РФ, депортации или реадмиссии при условии, что единственным способом транспортного сообщения между РФ и пунктом отправления или пунктом назначения является воздушная перевозка, либо он направляется к месту лечения или обратно, либо сопровождает пассажира из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности к месту лечения или обратно, либо направляется на похороны члена семьи или близкого родственника или обратно, что подтверждается документально.

Перевозчик обязан в письменной форме уведомить пассажира о внесении его в реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена данным перевозчиком, а также о случаях, при которых пассажиру не может быть отказано в заключении договора воздушной перевозки.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.

Решение о допуске авиадебошира на борт самолета будет принимать воздушный перевозчик

05 декабря 2017 года Президент России подписал два закона, имеющие прямое отношение к авиадебоширам.

Законом № 376-ФЗ вносятся изменения в Воздушный кодекс РФ, которыми предусмотрено ведение реестра тех лиц, воздушная перевозка которых ограничена. Более того, авиакомпании смогут в одностороннем порядке отказывать в воздушной перевозке лицу, которое ранее допустило недостойное поведение и нарушение общественного порядка на борту самолета.

Решение о включении определенного лица в реестр (так называемый черный список авиадебоширов) будет принимать лично руководитель авиакомпании (авиаперевозчика) или должностное лицо, исполняющее его обязанности. Основанием для принятия решения будут являться:

  • вступившее в законную силу постановление об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с частью 6 статьи 11.7 КоАП за невыполнение авиадебоширом распоряжений командира самолета во время нахождения на его борту;
  • вступившее в законную силу приговора суда или апелляционный обвинительный приговор о признании лица виновным в хулиганстве на борту самолета (пункт «в» части 1 статьи 213 УК РФ) или совершении им действий, угрожающих безопасной эксплуатации самолета (статья 267.1 УК).
Читайте так же:  Образование в австрии система и стоимость обучения

Решение о внесение авиадебошира в черный список принимается в течение 30 дней после получения указанных документов или их опубликования на официальных ресурсах в интернете.

Однако через год авиакомпания (авиаперевозчик) обязана удалить имя авиадебошира из реестра лиц, на которых распространяется ограничение в воздушной перевозке.

Авиадебошир имеет право обжаловать в суде решение авиакомпании о занесении его в черный список.

Другим законом от 05 декабря 2017 года (закон № 379-ФЗ) вносятся изменения в Гражданский кодекс РФ, на основании которых авиакомпании (авиаперевозчики) могут отказывать гражданам из черного списка в продаже авиабилетов. Хотя при этом авиадебоширам оставлена возможность осуществлять перелеты к месту лечения и обратно, если добраться до этого места можно только самолетом.

Нововведения, предусмотренные законами 376-ФЗ и 379-ФЗ, вступят в действие 03.06.2018.

“Аэрофлот” начинает активную борьбу с авиадебоширами

7 декабря 2016 г., AVIADO.RU — Авиакомпания “Аэрофлот” начинает активную борьбу со скандалистами и авианарушителями. За 10 лет ведения статистики эксперты компании зарегистрировали более 3 000 пассажиров, нарушивших правила поведения на борту. Кроме того, примерно 6 000 пассажиров были не допущены к перевозке за нарушения, совершенные до взлета.

6 декабря состоялось завершающее заседание Общественного совета «Аэрофлота» в 2016 году, на котором обсуждались проблемы гражданской авиации, говорится в сообщении перевозчика. Авиакомпания подготовила пакет предложений по повышению эффективности противодействия авиадебоширам.

«Аэрофлот» предлагает привести законодательство РФ по данной проблеме в соответствие с нормами международного права, «обеспечив при этом неотвратимость наказания за противоправное деяние, совершенное на борту воздушного судна, соразмерно степени его серьезности». Также перевозчик считает необходимым кратно увеличить штрафы дебоширам и законодательно разрешить членами экипажа применять «специальные средства сдерживания».

Кроме того, авиакомпания настаивает на том, чтобы законодательно разрешить авиаперевозчику создавать «черные списки» нарушителей, отказывая им в последующих услугах.

«Мы намерены активно продвигать эти меры, в том числе, в плотной работе с Госдумой и другими органами власти. Приведенные тезисы хорошо зарекомендовали себя в мире как способы борьбы с авиадебоширами. В той или иной степени, они применяются практически во всех авиакомпаниях, и можно отметить значительное снижение количества случаев деструктивного поведения пассажиров на борту лайнеров этих перевозчиков», – рассказали «Вестнику АТОР» в пресс-службе «Аэрофлота».

Собеседник отметил, что сейчас дебош на борту авиалайнера в России рассматривается как мелкое хулиганство. В среднем, дебошир выплачивает в казну штраф в размере 1-1,5 тысяч руб. «При том что, например, во Франции за подобное правонарушение штраф может достигать 150 тысяч евро. Более того, в Европе подобное серьезное правонарушение влечет за собой и уголовное наказание – лишение свободы от трех до десяти лет», – пояснили в «Аэрофлоте».

Русский авиадебош

Пока самое жесткое наказание за дебош на авиалайнере понес Сергей Кабалов. Суд первой инстанции квалифицировал его действия как попытку угнать авиалайнер. Правда, повторное рассмотрение дела смягчило наказание Кабалова – он был приговорен к году и восьми месяцам лишения свободы.

В июле «Аэрофлот» информировал о еще одном случае «наказания» авиадебошира. Инцидент произошел 25 ноября 2014 года на борту рейса SU2414 Москва — Милан. Во время полета пассажир, житель Нижнего Новгорода Жехарев Евгений, находясь в состоянии алкогольного опьянения, вел себя неадекватно – нецензурно бранился, пререкался и проявлял агрессию в отношении бортпроводников. Тем самым была создана угроза безопасности полетов. Ни устное, ни письменное предупреждение о нарушении правил поведения на борту воздушного судна не повлияло на поведение пассажира. В целях обеспечения требований безопасности полета командир воздушного судна принял решение о вынужденной посадке в Минске и снятии дебошира с рейса. «Аэрофлот» в судебном порядке взыскал с пассажира ущерб, понесенный в связи с нарушением последним правил поведения на борту воздушного судна – 212 тыс. руб.

Только в этом году информация о дебоширах на борту авиалайнеров появлялась в СМИ десятки раз. Зачастую так называемое деструктивное поведение приводило к необходимости совершать незапланированную посадку до прибытия в пункт назначения. Так, в сентябре этого года самолет Airbus A330 авиакомпании «Аэрофлот», летевший рейсом Пекин — Москва, был вынужден приземлиться в красноярском аэропорту из-за дебошира. Мужчина был снят с самолета и передан полиции.

В ноябре этого года самолет «Аэрофлота», следовавший из Лос-Анджелеса в Москву, совершил посадку в канадском аэропорту «Икалуит». Причиной вынужденной незапланированной посадки стал находящийся на борту рейса дебошир, который агрессивно себя вел.

Также в ноябре в аэропорту Домодедово задержан пассажир, заявивший о взрывном устройстве в самолете Москва – Дубай. Как сообщали в МВД, житель Нижнего Новгорода нарушил правопорядок на борту лайнера. Мужчина заявил, что он заминирован. После осмотра воздушного судна сотрудниками транспортной полиции 29-летнего нарушителя доставили в отделение для разбирательства. На борту не было обнаружено никаких взрывных устройств.

Авиакомпании теперь вправе не пускать на борт авиадебоширов

С 4 июня вступили в силу поправки в Гражданский и Воздушный кодексы РФ, которые позволяют авиакомпаниям составлять черные списки авиадебоширов и не пускать наиболее буйных из них на борт самолета.

Инициатором такой меры стала авиакомпания «Аэрофлот». Федеральный закон «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации» был подписан президентом РФ Владимиром Путиным 5 декабря 2017 года. О вступлении поправок в силу сообщалось 25 мая на сайте «Аэрофлота», сегодня, 4 июня, это подтверждает «Российская газета».

Попасть в черный список, лишающий права путешествовать воздушным транспортом в течение года, рискуют те, кто сознательно не подчиняется распоряжениям командира самолета, хулиганит на борту и угрожает безопасности воздушного судна и его пассажиров. Внести пассажира в такой список может руководитель авиакомпании. Правда, его решение можно оспорить в суде.

Авиадебоширом могут признать любого, вне зависимости от его статуса и положения, подчеркивают в «Аэрофлоте». При этом перевозчик обязан уведомить пассажира о внесении его в черный список.

Эта мера не действует только в тех случаях, когда на маршруте нет альтернативной компании либо до пункта назначения вообще можно добраться только самолетом. Также нельзя не пускать человека на борт, если он летит на лечение, на похороны или сопровождает лиц с ограниченными возможностями.

Читайте так же:  Долг по кредиту продали коллекторам — как исчисляется срок давности

Предложенная «Аэрофлотом» инициатива «выводит российское законодательство на уровень мировых стандартов по профилактике и противодействию деструктивному поведению на воздушном транспорте», отмечается на сайте перевозчика.

Компания «Аэрофлот» только за 2017 год столкнулась с 12 случаями неадекватного поведения пассажиров на борту. Лоукостер «Победа» с начала года зафиксировал уже 30 случаев отстранения дебоширов от полета из-за агрессивного поведения на борту, отмечает РИА «Новости».

Руководитель авианаправления сервиса путешествий OneTwoTrip Леонид Рябоштан рассказал РИА «Новости», что всем онлайн-агентствам в рамках реализации этого закона придется предусмотреть возможность сверки данных желающего купить билет клиента с данными пассажиров, попавших в черные списки.

«В случае совпадения в оформлении билета такому пассажиру будет автоматически отказано. По аналогичной схеме мы работаем с некоторыми зарубежными перевозчиками, поэтому в целом появление черных списков в России не усложнит нашу работу. К слову, 4 июня никаких изменений в этом плане вовсе не произойдет. Закон не имеет обратной силы, поэтому черные списки появятся только после того, как найдутся новые желающие нарушить правила поведения на борту», — пояснил Рябоштан.

С авиадебоширами предлагают бороться штрафами и черными списками

6 марта 2017 г., AVIADO.RU — Наказание за противоправное деяние, совершенное на борту воздушного судна, должно быть неотвратимо и соразмерно степени его серьезности, убеждены участники организованного «Известиями» круглого стола по проблеме борьбы с авиадебоширами. Эксперты считают необходимым ввести черные списки таких пассажиров, значительно увеличить штрафы, а также вооружить членов экипажей спецсредствами для сдерживания агрессии особо буйных пассажиров.

В редакции «Известий» прошел круглый стол с участием представителей профессионального авиационного сообщества. Основной темой обсуждения стал поиск эффективных мер, направленных на решение давно назревшей проблемы недисциплинированных пассажиров на борту воздушных судов.

Поведение авиадебоширов вне зависимости от причин, побудивших их так действовать, несет реальную угрозу не только экипажу, но и всем, кто находится в самолете. Однако в настоящее время меры административного воздействия к воздушным хулиганам слишком мягки — они аналогичны наказаниям за совершение нарушений в обычных общественных местах, несмотря на значительно более высокую степень общественной опасности совершаемых ими преступлений.

В некоторых случая воздушные хулиганы вообще остаются без наказания. Например, в сентябре прошлого года на рейсе из Цюриха в Москву пассажирка попыталась пересесть в бизнес-класс к знакомому, однако члены экипажа сделать это не позволили. В ответ посыпались оскорбления, при этом дама нанесла побои бортпроводнице. Оба пассажира были сданы в дежурную часть линейного управления МВД, однако меры административного воздействия к ним так и не были приняты.

Еще один пример резонансного происшествия. В сентябре прошлого года на рейсе из Пекина пассажир распивал спиртные напитки, вел себя неадекватно, на предупреждения членов экипажа отвечал угрозами, порвал форменную одежду одной из бортпроводниц. Самолет совершил вынужденную посадку в российском аэропорту. В итоге дебошира оштрафовали на 1 тыс. рублей.

По мнению главного редактора портала Avia.ru Романа Гусарова, тех, кто допускает агрессию и неадекватное поведение на борту самолета, можно разделить на несколько групп. Первая — это люди, привыкшие хамить как в быту, так и в общественных местах. Им всё равно, где они находятся. Вторая группа — лица, страдающие психическими заболеваниями. Следующая — те, которые считают себя стоящими над законом. Но самую большую группу, по мнению эксперта, составляют те, кто боится летать и поэтому снимает стресс алкоголем.

— Главное — вне зависимости от причин неадекватности дебоширов нельзя допустить, чтобы они несли угрозу безопасности пассажиров и воздушного судна. Мы вынуждены констатировать, что сегодня члены экипажа не могут применять силовые действия к пассажиру. Они могут лишь зафиксировать следы побоев. Закон, к сожалению, сегодня в большей мере на стороне пассажира, а не экипажа, — отметил Роман Гусаров.

Поэтому сейчас представители авиаперевозчиков, органов законодательной власти, Министерства транспорта, силовых структур и правоохранительных органов активно обсуждают вопрос о расширении правовых возможностей экипажа по пресечению опасных действий пассажиров. Об этом на круглом столе рассказал заместитель исполнительного директора Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Борис Шокуров.

По его мнению, с правовой точки зрения кабинные экипажи и сейчас не совсем беспомощны. Кроме того, во всех авиакомпаниях имеются специальные программы подготовки, которые помогают бортпроводникам развить навыки общения с недисциплинированными пассажирами. Эти программы используют в том числе и международный опыт.

Вице-президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Борис Карпович предложил распространить действие статьи 10-1 Конвенция о преступлениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна (так называемой Токийской конвенции) на все внутренние рейсы. Эта статья защищает экипаж от подачи встречного иска со стороны пассажира, которого они вынуждены ограничивать в действиях.

Эксперты положительно отнеслись к предложениям авиакомпаний законодательно разрешить применение пластиковых наручников и фиксирующих ремней. Участники круглого стола также считают необходимым увеличение штрафных санкций до сотен тысяч рублей и введение так называемых черных списков пассажиров, которым может быть запрещено пользоваться воздушным транспортом.

— Экипаж должен иметь право применять спецсредства. Но ни в коем случае не газовые баллончики, травматику и электрошокеры. А вот применение пластиковых наручников вполне возможно. Они могут помочь защитить пассажиров и экипаж от тяжких последствий от действий дебоширов, — считает Роман Гусаров.

Борис Карпович согласен с коллегой, но отметил, что применение пластиковых наручников необходимо четко регламентировать. Наличие на борту электрошокеров он также считает опасным. Причем дело даже не в том, что ими могут быть нанесены случайные повреждения воздушному судну. Агрессивно настроенный пассажир может завладеть этим спецсредством и попытаться причинить вред другим людям на борту.

Что касается возможного размера штрафа, то он должен максимально соответствовать сумме нанесенного авиакомпании ущерба, полагает Борис Шокуров. При этом должен действовать правовой механизм его безусловного взыскания. Уже готовы законодательные инициативы, которые предусматривают штрафы за нарушение правил безопасности на воздушном судне в размере до 300 тыс. рублей.

Но даже очень больших штрафов боятся далеко не все. Поэтому авиакомпаниям следует дать право ведения реестра пассажиров, которым они могут отказать в заключении договора о воздушной перевозке, считает Роман Гусаров. По его мнению, эта мера будет максимально сдерживающей и очень действенной в отношении тех, для кого штраф — «не деньги». Поддерживают инициативу о введении черного списка авиапассажиров и в Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта.

Видео удалено.
Читайте так же:  Задолженность по алиментам — основные действия для получателя и плательщика
Видео (кликните для воспроизведения).

Как заметил Борис Шокуров, в соответствующем законопроекте за грубое нарушение правил поведения пассажиров на борту воздушного судна для нарушителей по решению суда должно быть предусмотрено наказание в виде наложения административного штрафа и/или административного запрета на пользование услугами авиаперевозчиков в качестве пассажира на срок от шести месяцев до трех лет. Впрочем, этот вопрос, по его словам, требует еще дополнительной проработки.

— Нам часто приводят в пример немецкую практику. Там авиакомпании ведут свои черные списки недисциплинированных пассажиров и имеют право в дальнейшем отказать таким пассажирам в авиаперелете. Но у нас все же пока остаются вопросы, — сказал Борис Шокуров. — Как у нас такие списки будут составляться и кто их будет вести — авиакомпании или это должны быть ведомства? И будет ли вправе одна авиакомпания отказать в заключении договора воздушной перевозки человеку, который ранее совершил правонарушение на рейсе другой авиакомпании?

По мнению участников круглого стола, важнейшим условием решения проблемы является обеспечение неотвратимости наказания, включая финансовые санкции и уголовное преследование. Борис Карпович отметил, что, в случае если, например, хулиганит целая компания, решение должно быть однозначным — срочная посадка в ближайшем аэропорту. И главное — дебоширы должны быть уверены, что это в любом случае будет сделано вне зависимости от расстояния до порта вылета или назначения. Их следует снимать с рейса и проводить расследование.

Интересно, что предложение устанавливать на борту видеокамеры, транслирующие на землю изображение в режиме онлайн, не нашло поддержки. Это, по мнению экспертов, может оказаться экономически непосильной нагрузкой для владельцев воздушных судов.

— Вместо видеокамер целесообразно применение мобильных видеосистем, — считает Роман Гусаров. — Во многих странах они входят в обмундирование правоохранителей. Компактное устройство помещается практически в кармане. И когда загорается глазок, это производит отрезвляющее действие на хулиганов.

Несмотря на всю опасность нарушений требований безопасности на борту, участники круглого стола сочли излишне радикальным предложение приравнять членов кабинного экипажа и сотрудников служб авиационной безопасности к должностным лицам, нападение на которых или оскорбление карается статьями 318 и 319 Уголовного кодекса РФ. Таким статусом обладают сотрудники правоохранительных органов, а мера наказания по этим статьям предусматривает до 10 лет лишения свободы.

Согласно статистике, в целом более 650 авиапассажиров за минувший год не были допущены к перелету или сняты с рейсов по причине неадекватного поведения, вызванного чаще всего злоупотреблением спиртным на борту воздушного судна. В соответствии с Кодексом административных правонарушений Российской Федерации за правонарушения на борту в полете в настоящее время накладываются штрафы в размере от 500 до 5 тыс. рублей.

Решение о допуске авиадебошира на борт самолета будет принимать воздушный перевозчик

05 декабря 2017 года Президент России подписал два закона, имеющие прямое отношение к авиадебоширам.

Законом № 376-ФЗ вносятся изменения в Воздушный кодекс РФ, которыми предусмотрено ведение реестра тех лиц, воздушная перевозка которых ограничена. Более того, авиакомпании смогут в одностороннем порядке отказывать в воздушной перевозке лицу, которое ранее допустило недостойное поведение и нарушение общественного порядка на борту самолета.

Решение о включении определенного лица в реестр (так называемый черный список авиадебоширов) будет принимать лично руководитель авиакомпании (авиаперевозчика) или должностное лицо, исполняющее его обязанности. Основанием для принятия решения будут являться:

  • вступившее в законную силу постановление об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с частью 6 статьи 11.7 КоАП за невыполнение авиадебоширом распоряжений командира самолета во время нахождения на его борту;
  • вступившее в законную силу приговора суда или апелляционный обвинительный приговор о признании лица виновным в хулиганстве на борту самолета (пункт «в» части 1 статьи 213 УК РФ) или совершении им действий, угрожающих безопасной эксплуатации самолета (статья 267.1 УК).

Решение о внесение авиадебошира в черный список принимается в течение 30 дней после получения указанных документов или их опубликования на официальных ресурсах в интернете.

Однако через год авиакомпания (авиаперевозчик) обязана удалить имя авиадебошира из реестра лиц, на которых распространяется ограничение в воздушной перевозке.

Авиадебошир имеет право обжаловать в суде решение авиакомпании о занесении его в черный список.

Другим законом от 05 декабря 2017 года (закон № 379-ФЗ) вносятся изменения в Гражданский кодекс РФ, на основании которых авиакомпании (авиаперевозчики) могут отказывать гражданам из черного списка в продаже авиабилетов. Хотя при этом авиадебоширам оставлена возможность осуществлять перелеты к месту лечения и обратно, если добраться до этого места можно только самолетом.

Нововведения, предусмотренные законами 376-ФЗ и 379-ФЗ, вступят в действие 03.06.2018.

Очередной пьяный дебошир на борту самолета в «Шереметьево» заставил авиаперевозчиков РФ требовать пересмотра законодательства

Очередной дебош пьяного российского пассажира, который произошел накануне в аэропорту Шереметьево, стал причиной волны негодования не только в российских, но и в западных СМИ. Но негативную реакцию вызвали не действия самого 37-летнего россиянина по имени Михаил, который начал свое путешествие с женой и дочкой на курорт в Тунис с обильного алкогольного возлияния, которое довело его до невменяемого состояния на борту самолета.

Во время посадки в самолет авиакомпании «Роял Флай», который летел в город Энфида, москвич стал выражаться в адрес экипажа и других пассажиров нецензурной бранью и не реагировал на сделанные замечания. Экипажу лайнера пришлось задержать рейс на несколько часов. Мужчину пришлось скрутить скотчем. Командир воздушного судна вызвал полицейских, которые и сняли дебошира с рейса.

«Он продолжал орать возле самолета. Двери почему-то очень долго не закрывали. Его вынесли, и он лежал возле самолета и продолжал орать. Потом через какое-то время двери закрыли, потом опять открыли. В общем, все это длилось около двух с половиной часов», — рассказала пассажирка самолета Анна Павликова.

Затем сотрудники транспортной полиции доставили пьяного пассажира в здание аэропорта, сообщают «Вести». Вместе с ним самолет были вынуждены покинуть его жена и дочь. После этого лайнер вылетел по своему маршруту.

Однако пассажир не понес никакого серьезного наказания. «Он привлечен к административной ответственности по ст. 20.21 Кодекса об административных правонарушениях РФ («Появление в общественных местах в состоянии опьянения»), — сообщила ТАСС официальный представитель МВД РФ Ирина Волк. Максимальное наказание по этой статье — штраф 1000 рублей.

Читайте так же:  Независимая экспертиза мобильного телефона где и как её провести

Такое «снисхождение» в очередной раз подняло вопрос о скорейшем пересмотре законодательства РФ в отношении хулиганских действий на борту самолетов, угрожающих безопасности остальных пассажиров.

Как пишет сегодня британская The Daily Mirror, статью которой цитирует сайт InoPressa, пьяного хулигана, который оскорблял экипаж и других пассажиров и которого удалось нейтрализовать только обмотав конечности скотчем, «отпустили под уплату штрафа размером всего в 1000 рублей (около 10 фунтов)».

«Такой маленький штраф разгневал многих — люди считают, что это не удержит других от подобного поведения», — пишет британское издание.

Как сообщает РБК, гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев уже отправил письмо в администрацию президента РФ с просьбой усилить ответственность для пассажиров, устраивающих дебош на борту. Об этом он сообщил в пятницу, 17 июня, на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ).

В письме Савельева перечислено несколько мер. Первое — введение уголовной ответственности за нанесение телесных повреждений бортпроводникам и другим пассажирам, а также резкое увеличение штрафов за оскорбление персонала и пассажиров. Второе — возможность для бортпроводников сковывать дебоширов пластиковыми наручниками или специальными ремнями. Третье — введение черных списков пассажиров, устроивших беспорядки на борту.

Подобные инциденты в России происходят с пугающей регулярностью. Но сейчас возможности персонала российских авикомпаний воздействовать на неспокойных пассажиров ограниченны — бортпроводники могут связывать их только пледами.

Ощущение полной безнаказанности делает такие авиадебоши в сезон отпусков почти что традицией, считают юристы. Ведь максимум, что грозит за это невменяемому пассажиру, — штраф от 500 до 1000 рублей и административный арест до 15 суток.

9 июня во «Внуково» служба безопасности ловила пьяного жителя Архангельска, пожелавшего покинуть «стерильную» зону. Стойкой ограждения он разбил стеклянные двери и вышел на летное поле. Из-за причиненного ущерба против него возбудили уголовное дело.

10 июня в аэропорту «Кольцово» Екатеринбурга самолет «Аэрофлота», следовавший по маршруту Южно-Сахалинск — Москва, вынужден был совершить экстренную посадку из-за пьяного пассажира, который начал дебоширить в салоне и избил одного из бортпроводников.

Самым резонансным случаем, с которого и начались активные обсуждения введения иного наказания для дебоширов, стал инцидент, произошедший 11 января 2013 года на борту самолета авиакомпании «Когалымавиа», выполнявшего рейс Москва — Хургада. Тогда россиянин Сергей Кабалов, находившийся в состоянии опьянения, нецензурно бранился, нанес бортпроводнику телесные повреждения и грозился угнать самолет. За свое поведение Кабалов не отделался штрафом, а отбыл в тюрьме год и восемь месяцев.

Чтобы распознавать потенциальных дебоширов, например, в Израиле, США, Австралии существует служба «воздушных маршалов». С виду обычные пассажиры, на самом деле они — сотрудники полиции, которые в экстренной ситуации могут применять спецсредства. В России же авиакомпании сами решают, будут ли на борту данного рейса такие сопровождающие или нет.

Специалисты и эксперты уверены, что давно пора заводить черные списки неблагонадежных пассажиров. Тогда тем, кто однажды по каким-то причинам попал в «стоп-лист», купить билет на самолет просто не получится. А от законодателей ждут ужесточения наказания за дебоши в самолетах. Снизить число таких неадекватных попутчиков может только тюремный срок, как за терроризм, или огромный штраф — например, миллион рублей за каждый дебош.

[1]

«Пока люди не будут получать реальные сроки — по 15-20 лет тюрьмы, не штрафы, а тюремные сроки наравне с серийными убийцами и террористами, ситуацию переломить будет практически невозможно», — заявил в интервью Первому каналу президент Международной контртеррористической тренинговой ассоциации Иосиф Линдер.

В авиакомпаниях также уверены, что в отношении хулиганов на борту надо принимать строгие меры. К примеру, во Франции за это грозит штраф до 150 тысяч евро, 18 тысяч евро — в Голландии, 10 тысяч долларов — в США. Серьезные же правонарушения с применением насилия к членам летного экипажа караются в США тюремным заключением на срок до 20 лет. Многие авиакомпании альянса Sky Team, куда входит и российский «Аэрофлот», уже официально ведут так называемые черные списки деструктивных пассажиров.

К примеру, в базе «Аэрофлота» зарегистрировано больше 3000 нарушителей. Но нынешнее законодательство РФ не позволяет перевозчикам применять черные списки, пишет «Российская газета». Как отмечает экономист, профессор Никита Кричевский, для этого «необходимо принять поправки в Воздушный кодекс и Федеральный закон «О персональных данных», которые могли бы предоставить возможность авиационным властям гражданской авиации вести черные списки и разрешить авиаперевозчикам отказывать пассажирам в приобретении билета».

Во-вторых, нужно вносить изменения в КоАП РФ, предусмотрев специальный состав за противоправное поведение на борту и штраф для нарушителей — хотя бы до миллиона рублей. В-третьих, на законодательном уровне необходимо рассмотреть вопрос о наделении кабинных экипажей правом применения специальных мер принуждения, в том числе с использованием специальных средств, считает эксперт.

Как отмечает BusinessFM, российские авиакомпании уже неоднократно предлагали кратно увеличить штрафы, а также разрешить применение средств сдерживания, например наручников или специальных авиационных ремней. Эти инициативы по борьбе с дебоширами ранее поддержали некоторые депутаты Госдумы РФ. Два года назад был принят в первом чтении законопроект, наделяющий авиакомпании правом отказывать хулиганам в перевозке. Тогда же в нижнюю палату парламента внесли и предложение устанавливать за дебоши в воздухе уголовную, а не административную, как сейчас, ответственность. Но пока этот документ не получил законной силы и по-прежнему остается лишь проектом.

Кто попадет в список авиадебоширов и чем это грозит

Кто может попасть в черный список?

Авиакомпании могут отказать в продаже билета тем пассажирам, которые внесены в черный список. Попасть в него можно за неподчинение требованиям командира воздушного судна, за хулиганство на борту и действия, угрожающие безопасности пассажиров.

В Кодексе об административных правонарушениях (КОАП) говорится, что командир воздушного судна имеет право принимать решения о взлете, посадке, возвращении на аэродром. Для обеспечения безопасности он может отдавать распоряжения любому человеку на борту и требовать их исполнения. Неподчинение наказуемо.

Под хулиганством подразумевается » выражающее=»» грубое=»» драки=»» и=»» к=»» нарушение=»» неуважение=»» общественного=»» обществу».=»» оскорбления=»» пассажиров=»» порядка,=»» примеру,=»» угрозы,=»» экипажа.

К действиям, угрожающим безопасности пассажиров, можно отнести, например, попытку покинуть летящее воздушное судно, что бывает у нетрезвых пассажиров.

Каждая авиакомпания составляет свой реестр?

Да, у каждой авиакомпании будет собственный список.

Кто принимает решение ограничить право человека на перелет?

Включение хулигана в черный список не будет происходить автоматически и по желанию авиакомпании.

Читайте так же:  Какие травмы квалифицируются как производственные

Сначала, прямо во время полета, командир корабля должен будет зафиксировать правонарушение. Копию уведомления нужно вручить нарушителю. Если он отказывается ее получить, на документе будет сделана соответствующая отметка.

Затем дебошир будет передан в руки правоохранительных органов, а решение о его привлечении к административной или уголовной ответственности вынесет суд. Только после этого имя человека будет занесено в реестр, и перевозчик направит ему письменно предупреждение об этом. Предупреждение означает, что авиакомпания не продаст билет этому пассажиру и, естественно, не пустит его на борт.

Когда авиакомпания не сможет отказать в перелете хулигану из списка?

Человеку, внесенному в реестр, перевозчик должен будет продать билет, если пассажир возвращается в Россию, и другого способа добраться до пункта назначения у него нет. Также его пустят на борт при депортации, поездке на похороны близкого человека и при полете на лечение и обратно.

[3]

Во всех этих случаях необходимость перелета пассажир должен будет подтвердить документально.

Внесение в черный список — это единственное наказание для нарушителя?

Нет. Штраф за хулиганство на борту воздушного судна составляет от 150 тыс. до 300 тыс. рублей. Максимальное наказание — до двух лет тюрьмы.

Попавшие в реестр никогда не смогут летать этой авиакомпанией?

В черный список включают не навсегда — на год. После этого перевозчик снова будет продавать билеты таким клиентам.

Сейчас авиакомпании ведут черные списки пассажиров?

Авиакомпании и раньше вели реестр проблемных клиентов, но отказать в перелете не могли. Так, глава компании «Аэрофлот» Виталий Савельев рассказал в интервью телеканалу «Россия 24», что за последние семь-восемь лет в такой список были внесены более 11 тыс. человек. «Если мы видим пассажира из списка, мы стараемся, чтобы на борту в кабине экипажа был мужчина, мы имеем к нему пристальное внимание. И это не здорово для пассажира», — рассказал Савельев еще до вступления поправок в силу.

Авиакомпании выступили за отказ от резервирования самолетов

В Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) предложили отказаться от требования резервирования воздушных судов как избыточного и невыполнимого. По действующим нормам отечественные авиакомпании должны планировать полеты с учетом наличия достаточного количества резервных бортов. Это должно повысить своевременность выполнения авиарейсов. Но в других странах подобных нормативов нет. Кроме того, они не конкретизированы — поэтому авиаперевозчики и регулирующие органы трактуют их по-разному. По мнению экспертов, существующие требования на практике снижают безопасность полетов. Кроме того, они априори неэффективны, поскольку невозможно учесть все ситуации. К примеру, на дальних маршрутах зачастую быстрее починить самолет, чем заменить.

АЭВТ предложила Минтрансу России отменить требование о наличии у перевозчиков необходимого резерва воздушных судов. Авиакомпании, входящие в АЭВТ, считают, что записанная в федеральных авиационных правилах (ФАП-246) норма «носит исключительно декларативный характер и не оказывает требуемого влияния на повышение пунктуальности выполнения авиарейсов». С соответствующим письмом в адрес Минтранса обратился президент ассоциации Владимир Тасун (копия документа есть у «Известий»).

Исключить требование предлагается «в целях устранения избыточных, заранее невыполнимых требований. а также модернизации действующего законодательства и применения организационно-экономических мер регулирования авиационного рынка…».

Как считают в ассоциации, в нынешних условиях административные органы и суды оценивают действия авиаперевозчиков при задержке рейсов с точки зрения собственных произвольных представлений о порядке резервирования. При этом не учитываются такие ключевые факторы, как продолжительность рейса и удаленность резервного самолета от аэропорта базирования. В ряде случаев для его прибытия может понадобиться больше времени, чем для устранения неисправности на месте.

В Минтрансе рассказали, что не собираются отказываться от резерва, но предлагают установить норматив количества запасных воздушных судов в парке авиакомпании.

— Предлагается включить положение о том, что резерв воздушных судов определяется авиакомпанией с учетом налета часов на один борт, регламента технического обслуживания воздушных судов и процедур поддержания летной годности, — пояснил «Известиям» источник в Минтрансе. — Например, у самолета одного типа налет 15 часов в сутки, а у другого — всего пять часов. В первом случае резерв составит 10%, а во втором — 50%.

По мнению эксперта в сфере авиационного права и экономики Сергея Детенышева, необходимо снижать уровень вмешательства государства в производственную деятельность авиакомпаний. Эксперт считает, что меры административного принуждения не обеспечивают своевременность рейсов — регулирование не может учесть все факторы и ситуации.

— Для минимизации неоправданных потерь авиакомпании зачастую вынуждены использовать древнюю технику «из-под забора» с околонулевой стоимостью лизинга. Это негативно влияет на безопасность полетов. Лучше допустить задержку рейса, чем повышать уровень риска таким вот «резервированием», — отметил Сергей Детенышев. — На мой взгляд, для повышения пунктуальности достаточно сделать задержки рейсов невыгодными для авиакомпаний. И те сразу же сами решат все задачи по резервированию и планированию. Для этого стоит усилить финансовую и организационную ответственность перевозчика перед пассажиром, в том числе обеспечить надлежащие денежные компенсации за задержки рейсов.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

У европейских авиационных властей не существует обязательных требований по резервированию бортов. При этом есть нормы предоставления дополнительных услуг в случае задержки рейса, выплаты пассажирам компенсаций и возмещения ущерба. По данным АЭВТ, и в мировой практике нет примеров установления государствами норматива резервирования воздушных судов для авиакомпаний.

Источники


  1. Прокопович, С.С. Итальянско-русский юридический словарь / С.С. Прокопович. — М.: РУССО, 2017. — 392 c.

  2. Липинский, Д. А. Общая теория юридической ответственности / Д.А. Липинский, Р.Л. Хачатуров. — М.: Юридический центр Пресс, 2017. — 950 c.

  3. Судебная бухгалтерия. — М.: Юридическая литература, 2015. — 344 c.
Решение о допуске авиадебошира на борт самолета будет принимать воздушный перевозчик
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here