Процедура изъятия земель государством

Самое главное по теме: "Процедура изъятия земель государством" актуальное в 2019 и 2020 годах понятным языком для непрофессионалов.

Новый порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд — 2015

Разделы статьи:

Чем вызвана необходимость изъятия участков?

Когда у государства или муниципалитетов возникает необходимость решения проблем, связанных со строительством крупных инфраструктурных объектов, земельные участки, находящиеся в собственности граждан и компаний и попадающие в зону размещения таких объектов, могут изыматься у них из пользования, если иного способа решения задачи нет.

Так происходило, например, в Сочи при при строительстве олимпийских объектов. Так происходит при строительстве крупных автотранспортных магистралей и железнодорожных веток.

Немалое число собственников столкнулись с этой проблемой, когда вблизи их участков или непосредственно на них велось или ведётся строительство газовой магистрали и нефтепроводов, водопроводов или линий электропередач, обеспечивающих населённые пункты или их отдельные районы необходимыми людям электричеством, газом, водой, современными автобанами, связывающими не только поселения и целые области, но и страны.

Такие земельные наделы попадают в поле зрения государственных органов, государственно-правового управления, ведущих российских архитекторов, земельных специалистов, экономистов, строителей задолго до начала процедуры изъятия.

Ещё на этапе проектирования будущего объекта исследуется территория, где он будет размещаться, выявляются ситуации, где будут затронуты права собственности частных землепользователей, чтобы оценить предстоящие финансовые вложения в строительство и время, требуемое не только для его осуществления, но и решения вопросов компенсаций собственникам за дальнейшее изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд.

Общий государственный анализ сложившегося положения дел в этом вопросе выявил необходимость доработки Земельного кодекса РФ, которая и была проведена. В кодекс внесена новая глава, устанавливающая новый порядок изъятия земель и срок вступления его в действия.

Речь идёт о Федеральном законе №499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятом Государственной Думой 19 декабря 2014 года, одобренном Советом Федерации 25 декабря 2014 года, подписанным Президентом РФ Владимиром Путиным и вступающим в действие с 01.04.2015 года, определившем новый порядок изъятия и принудительного отчуждения земельных участков для государственных и муниципальных нужд, и новой редакции статьи 279 ГК РФ, согласно которой изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется путём прекращения права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на него.

«Сочинский синдром»

Изъятие земель — процесс всегда болезненный. И главная причина этого известна и властям, и собственникам участков, которые оказались в связи с этим в патовой ситуации. Это несправедливая цена, предлагаемая им властями при выкупе земельного актива.

На памяти у многих огромная волна возмущений и недовольства, прокатившаяся при изъятии участков у людей при подготовке к Олимпиаде-2014, когда происходило массовое изъятие земель.

Поэтому подготовка нового порядка решения задач госнужд, связанных с таким изъятием, вызвала бурную негативную реакцию общественности и ожесточённые споры.

Опасения собственников остаться без принадлежащих участков. получив за них ничтожную компенсацию, небезосновательны, ведь их многие «товарищи по беде» в Сочи, уже пережившие ударную волну, у которых были изъяты земли и дома, так и не смогли добиться вменяемого возмещения за свои потери.

Процедура изъятия земель вызывает конфликт интересов, когда инициатор изъятия, власти или претендент на участок, производит оценку имущества, стремясь снизить расходы, а собственник, естественно, пытается защитить свои права. Понятно, что некоторые злоупотребления в спорах за землю могут быть при этом с обеих сторон.

Основные положения нового закона

  • Собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков объединены в одно общее определение — правообладатели земельных участков.
  • Определены основания, содержание и процедура принятия решений и заключения соглашений об изъятии.
  • Уточнено, что за изымаемый земельный участок его правообладателю предоставляется возмещение.
  • Возмещение за изымаемые земельные участки полагается не только собственникам, но и правообладателям, владеющим такими землями на правах аренды, безвозмездного пользования, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения (статья 279 Гражданского кодекса РФ, статья 56.8 Земельного кодекса РФ).

В размер возмещения включаются:

  • рыночная стоимость земельного участка или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению в связи с изъятием
  • убытки, причинённые изъятием земельного участка, или убытки в связи с невозможностью исполнения правообладателем обязательств перед третьими лицами (например, по договору аренды)
  • упущенная выгода

Если на изымаемых участках расположен многоквартирный комплекс или иное здание, то правообладателям жилья предоставляется аналогичное помещение на основании договора социального найма.

Прекращение прав граждан и юридических лиц на земельные участки и водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с госнуждами, будет внесено в кадастровый реестровый учёт.

Новый закон устанавливает единые, общефедеральные, правила разрешения таких случаев и выплаты компенсаций. Предполагается, что положение закона позволит исключить ранее активную коррупционную составляющую процесса изъятия.

Как производится изъятие участков по новому порядку?

Изъятие земельных участков может производиться или на основе заключения соглашения об изъятии недвижимости между органом власти и правообладателем участка, или принудительно.

Изъятие участка на основе соглашения

Собственнику правообладателю) участка будет предложено заключить соглашение о выкупе участка, при этом в цену выкупа должны включаться:

  • рыночная стоимость земли
  • стоимость находящейся на ней недвижимости — дома, надворных построек, гаража и других
  • связанные с таким поворотом событий убытки и упущенная выгода, затраты собственников на переезд и обустройство на новом месте
Читайте так же:  Смена фамилии в паспорте по собственному желанию сколько стоит и как это сделать

Непростым предметом переговоров остаётся цена, и процесс её обсуждения может занять не более 3-х месяцев.

Выкупать землю власти намереваются по рыночной цене, произведя по ней свою оценку. Но собственник, если не согласится с ней, может, по закону, заказать свою экспертизу и назвать свою цену.

Проект соглашения о цене и условиях изъятия и решение об изъятии власти обязаны отправить землевладельцу, и на их изучение отводится 3 месяца.

О принятии решения об изъятии земельных участков и недвижимости на них правообладатели (землепользователи, землевладельцы, арендаторы и собственники земельных участков) уведомляются в письменной форме в течение 7 дней со дня принятия таких решений.

Само же изъятие участков и объектов недвижимости до истечения 3-х месяцев со дня получения такого уведомления допускается только с согласия правообладателей земельных участков и объектов имущества.

До момента принятия решения власти ведут выявление собственников и выполняют катастровые работы для оценки планируемых к изъятию площадей и стоимости недвижимости, ведут первичные переговоры с собственниками.

Право изъятия земли закреплено не только за органами власти, но и за юридическими лицами — в случае одобрения соответствующего ходатайства, подать которое смогут компании из списка, составленного правительством (к примеру, компания «Газпром», прокладывающая газовые магистрали и действующая в рамках государственных программ газификации).

Право владения, пользования и распоряжения недвижимым имуществом, подлежащим изъятию для государственных или муниципальных нужд, с отнесением на них возможных рисков, у собственника сохранится до момента получения уведомления о принятии решения об изъятии.

[2]

Процесс напоминает процедуру освоения ветхого жилого фонда, когда сделки по нему останавливаются заранее, чтобы предотвратить возможные спекуляции, все выселяющиеся получают компенсацию и освобождают свои прежни обжитые «земельные квартиры». Волнуют расчёты суммы полагающейся компенсации.

Принудительное изъятие

О принудительном изъятии речь пойдет в том случае, если властям не удалось договориться мирным путём с собственником (правообладателем) о выкупе его земли. Тогда производится то самое принудительное изъятие. Выполняется оно по решению суда.

В этом случае сумма выкупа земельной собственности и находящихся на ней построек будет определяться судом при условии предварительного и равноценного возмещения. Это означает то, что за участок власти заплатят по рыночной цене.

Иск в суд о принудительном изъятии орган власти может подать только через 90 дней после того, как собственник участка или его арендатор получит проект соглашения об изъятии земельного участка.

До вступления нового порядка изъятия этот срок исчисляется одним годом, и это сохранится только до 1 апреля 2015 года.

На это важное обстоятельство нужно обратить особое внимание тем собственникам, у кого строения на участке не зарегистрированы официально.

Трёх месяцев на то, чтобы успеть оформить свою недвижимость по закону, может ведь и не хватить, а вот за самострой никакого возмещения не полагается.

Законом конкретизированы и объекты, не подлежащие учёту при установлении размера возмещения. Так, правообладатель участка не сможет получить возмещение за строение на земельном участке, если оно не соответствует разрешённому использованию участка, или за убытки, возникшие в связи с невозможностью исполнения договора аренды участка, если такой договор был заключён после получения уведомления об изъятии земли (пункт 8 статьи 56.8 Земельного кодекса К РФ).

Перечень оснований для изъятия земельных участков

В соответствии с новым законом, статья 49 Земельного кодекса РФ об основаниях для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд отредактирована так:

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с:

Есть надежда, что разработанный механизм изъятия земель будет справедливым для обеих сторон этого процесса и не обернётся в настоящий грабёж одних и метод обогащения других.

Полезно ознакомиться и с этим

ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества», с особенностями которого можно ознакомиться здесь.

С особенностями перевода сельхозугодий в иные земли можно ознакомиться здесь.

Изъятие земли: правовые основания, порядок возмещения и налоговые последствия

Материал для подписчиков издания «ЭЖ-Бухгалтер (Бухгалтерское приложение)». Для оформления подписки на электронную версию издания перейдите по ссылке.

ЭЖ-Бухгалтер

Бухгалтерское приложение газеты «Экономика и Жизнь» — рассчитано на практикующих бухгалтеров, аудиторов, работников налоговых органов. Представляет актуальные комментарии специалистов, оперативные ответы на вопросы читателей, а также законы, постановления, инструкции, письма и разъяснения министерств и ведомств.

Периодичность выхода: еженедельно, 50 номеров в год. Объем:12 полос.

Изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства РФ

Изъятие участка, используемого с нарушением законодательства, осуществляется в принудительной форме.

Земельным законодательством предусматривается разработка нормативной базы, которая регулирует не только формы собственности, категориальное разграничение государственных территорий, основные процессы, процедуры сделок и земельного оборота, а также устанавливает правила и обязанности, соблюдение и выполнение которых является обязательным для всех собственников, владельцев и пользователей земельных территорий.

Соответственно, случаи несоблюдения требований закона подлежат юридическому наказанию, одним из форм которого является изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства. Данная процедура предусматривает наличие серьезных оснований, соблюдение строгого порядка, а также возникновение определенных правовых последствий для собственников, владельцев и пользователей земли, которые эксплуатировали территории с нарушениями законодательства.

Требования законодательства по использованию земельных участков

Земельное и гражданское законодательство в нормативной форме предъявляет конкретные требования лицам, которые обладают земельными территориями на правах собственности. Основные группы государственных требований касаются следующих сфер:

  • Рациональное использование и всяческая охрана земель.

Законодательством регламентируется такое использование участков, которое будет обеспечивать максимально сохранение и восстановление экологических систем, а также естественных плодородных свойств почвы. Такое отношение к земельным участкам позволяет обеспечить соответствие качества земель для целевого предназначения;

  • Соблюдение указаний в отношении целевого использования.
Читайте так же:  Рыночная стоимость земельного участка — что это такое и как рассчитать

Данный принцип реализуется на основе соотношения земельных территорий с конкретными целевыми категориями использования, в отношении которых установлен определенный режим эксплуатации. Соответственно, государственная территория подразделяется на земли, пригодные для сельскохозяйственного использования, территории населенных пунктов, земли с повышенными охранными требованиями, территории лесного и водного фондов, а также земли, которые используются для выполнения специальных задач государственной важности;

  • Соблюдение общих правил и выполнение обязанностей, разработанных для собственников, владельцев и пользователей земельных участков.

Собственники территорий должны регулярно предпринимать меры по сохранению и улучшению почвы, защите территорий от пагубного влияния техногенных, стихийных и биологических факторов, ликвидации последствий различных загрязнений и порчи земель. Данные меры должны способствовать сохранению плодородных свойств почвы и улучшению экологического состояния окружающей среды.

Случаи использования земельного участка с нарушением законодательства РФ

Использование земельных территорий собственниками предусматривает соблюдение всех правил и выполнение обязанностей, возложенных на граждан земельным законодательством России. Нормативной базой также устанавливаются случаи, для которых характерно нарушение законодательства в отношении территорий:

  • самовольное нарушение государственных указаний по целевому предназначению участков, особенно если такая эксплуатация приводит к очевидному снижению плодородных свойств почвы, а также неблагоприятно сказывается на экологическом состоянии окружающей среды;
  • отказ от использования собственных территорий сельскохозяйственного предназначения или участков, на территории которых должно осуществляться строительство жилья, в течение трехлетнего срока. В данном случае законодательством может устанавливаться иной срок;
  • невыполнение обязанностей граждан, согласно которым должно осуществляться приведение земель в пригодное для оптимального целевого использования состояние;
  • отказ от выполнения возложенных государством на собственников земель обязанностей по произведению рекультивации, принятию мер для улучшения состояния земель и осуществления мероприятий по охране земельных участков;
  • намеренная порча земельных территорий и плодородного слоя;

Порядок изъятия земельного участка, используемого с нарушением законодательства РФ

Изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства, осуществляется в соответствии с действующим гражданским законодательством и в принудительной форме. Уполномоченные государственные или муниципальные органы могут принимать решение об изъятии из личного пользования участков, находящихся в частной собственности, при наличии серьезных оснований:

  • При нарушении установленного ранее целевого назначения в отношении определенных категорий земель;

В данном случае учитывается самостоятельная смена целевого назначения территорий сельскохозяйственного назначения, а также тех участков, которые предназначены для строительства жилых построек. Также учитывает факт отказа от использования территорий в течение трехлетнего срока. В данный период не входит срок, необходимый для полноценного освоения участка, а также случаи стихийных бедствий и катастроф;

  • При нарушении правил земельного законодательства будет изъят участок у его законного собственника, если лицо эксплуатировало землю с нарушениями правил рационального и бережного использования, а также при возникновении тенденции к ухудшению качества и естественных свойств земли.

Начальным этапом изъятия территорий из частного пользования является предварительное предупреждение собственников участков о наличии допущенных ранее нарушений, которые устанавливаются земельным законодательством. Возможны два законных механизма изъятия участков:

  • добровольный досудебный порядок;

Если собственник участка земли согласен с решением уполномоченного органа государственной или местной власти, он должен уведомить соответствующее учреждение в письменной форме. После получения соглашения на выполнение условий принятого решения государственная организация может продать участок с публичных торгов;

  • принудительный судебный порядок.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Если собственник земельного участка не согласен с принятым ранее решением уполномоченных государственных или муниципальных органов, соответствующие учреждения имеют право обратиться в суд. В данном случае в судебном иске будут выражены требования о принудительном изъятии территории для последующей его продажи.

Гражданско-правовые последствия для собственников, использующих земельный участок с нарушением законодательства РФ

Процедура принудительного или добровольного изъятия земельного участка из частной собственности и пользования имеет определенные последствия в отношении самого объекта изъятия. Результатом изъятия становится организация публичной продажи данного участка и установление прав на него в отношении иного лица.

Граждане, которые ранее использовали земельные участки с грубыми нарушениями земельного законодательства и стали субъектом процедуры по изъятию земель, также столкнутся с определенными гражданскими и правовыми последствиями, среди которых:

  • наличие грубых нарушений, установленных законодательством правил рационального и оптимального использования земель, влечет за собой лишение собственников участков права собственности;
  • нарушение предписаний о целевом назначении категорий земель, а также действия, которые существенно снижают качество и плодородные свойства почвы сельскохозяйственного предназначения, способствуют очевидному ухудшению экологического состояния окружающей среды, влечет за собой продажу земельного участка с публичных торгов в принудительном порядке.

Таким образом, для предотвращения случаев принудительного изъятия и продажи частной земельной собственности граждане обязаны соблюдать основные требования земельного и гражданского законодательства. Данные нормы регламентируют особенности рационального и бережного использования территорий, соблюдение предписаний по целевому назначению, а также выполнение обязанностей по охране и улучшению плодородных свойств земель.

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

земельное законодательство процедура изъятия земельного участка в случае если санитарно-защитная зона накладывается на земельные участки занятыми жилыми домами и огородами

земельное законодательство процедура изъятия земельного участка в случае если санитарно-защитная зона накладывается на земельные участки занятыми жилыми домами и огородами

Добрый вечер. Процедура изъяти урегулирована ст. 279-281 ЗК РФ.

Однако земельное законодательство не предусматривает обязанности государственных и муниципальных органов по изъятию з.у., расположенного в зоне СЗЗ.

Вот выдержка из судебной практики в подтверждение этой позиции

Согласно ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

В соответствии со ст. 279 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Читайте так же:  Процедура получения категории водительских прав а1

В силу ст. 281 ГК РФ плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.

По соглашению с собственником ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену ( п. 3 ст. 281 ГК РФ).

Доводы апелляционной жалобы о том, что полномочия включают в себя не только право, но и обязанность ответчика по изъятию земельных участков, несостоятельны.

Согласно п. 2 ст. 279 ГК РФ решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.

В соответствии со ст. 282 ГК РФ, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления, указанного в пункте 3 статьи 279 настоящего Кодекса.

Статья 63 ЗК РФ устанавливает гарантии прав на землю при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд. В частности, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков до истечения года со дня получения уведомления допускается только с согласия собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков.

Пунктом 2 ч. 1 ст. 49 ЗК РФ предусмотрено, что изъятие земельного участка допускается в исключительных случаях, связанных с размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения объектов федерального транспорта, путей сообщения, объектов электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения, автомобильных дорог общего пользования в границах населенных пунктов и между населенными пунктами.

Таким образом, обязанность по изъятию земельного участка возникает у органа местного самоуправления на основании решения об изъятии земельного участка.

Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд: основания, порядок, условия

Земельное законодательство определяет следующие виды изъятия земельных участков:

    1. и зъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
    2. изъятие земельного участка ввиду его ненадлежащего использования;
    3. конфискация (безвозмездное изъятие за совершенное правонарушение);
    4. реквизиция (при чрезвычайных обстоятельствах).

Основания изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд

Ст. 49 ЗК РФ устанавливает, что и зъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществл яется в исключительных случаях по основаниям, связанным с:

1) выполнением международных договоров РФ;

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

2) строительством, реконструкцией объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов:

  • объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
  • объекты использования атомной энергии;
  • объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации;
  • объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
  • объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
  • линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
  • объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения;
  • автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.

3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.

Ст. 15 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

П. 10 ст. 32 Жилищного кодека Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ.

Читайте так же:  Как получить пенсию после смерти пенсионера

П. 9,10 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ.

Ст. 25.2 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах».

Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд

Ст. 279 ГК РФ устанавливает, что изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. Однако, уже в с т. 282 ГК РФ вводится уточнение: «Если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд».

ИМХО: Введение в ГК РФ ст. 282 в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ противоречит ст. 8 Конституции РФ, нарушая принцип равной защиты всех форм собственности в РФ: ни физическое, ни юридическое лицо не имеют права подать иск о принудительном изъятии земельного участка у государства или муниципалитета, даже в случае его нецелевого использования.

При этом з а земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение (ст. 281 ГК РФ). С роки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости.

Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд установлен Гл. VII.1 ЗК РФ.

Органы, принимающие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд:

  1. уполномоченный федеральных органов исполнительной власти — для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе в связи с осуществлением недропользования (за исключением недр местного значения);
  2. уполномоченные исполнительные органы государственной власти субъекта РФ — для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения, а также для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения;
  3. органы местного самоуправления — в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.

Изъятие земельных участков осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, которые принимаются:

    • по их собственной инициативе ;
    • на основании ходатайства об изъятии земельных участков, поданного организацией, указанной в п. 1 ст. 56.4 ЗК РФ (естественные монополии; недропользователи; уполномоченные на это договорами или имеющие лицензии).

С ходатайством об изъятии земельного участка вправе обратиться:

  1. организации , имеющие право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд (см. Постановление Правительства РФ от 06.05.2015 N 442 «Об утверждении перечня организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд» );
  2. орган государственной власти в случаях изъятия земельного участка :
    • изъятия земельного участка для выполнения международного договора;
    • для строительства, реконструкции объекта федерального значения или объекта регионального значения (за счет бюджетных средств — полностью или частично);
  3. государственное унитарное предприятие, государственное учреждение в случаях изъятия земельного участка для размещения объекта федерального значения или объекта регионального значения, предусмотренных адресной инвестиционной программой.

Требования к форме и содержанию ходатайства об изъятии, состав прилагаемых к нему документов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Ходатайство об изъятии земельного участка:

  1. может быть подано в отношении одного или нескольких земельных участков;
  2. должно содержать цель изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
  3. может быть подано или направлено заявителем по его выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, в срок не более чем 5 рабочих дней со дня поступления ходатайства об изъятии возвращают его без рассмотрения с указанием причины принятого решения при наличии следующих обстоятельств:

  1. данные уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления не вправе принимать решение об изъятии земельного участка для целей, указанных в ходатайстве об изъятии;
  2. заявитель не является правомочным лицом (предусмотренным п. 1-3 ст. 56.4 ЗК РФ);
  3. не представлена схема расположения земельного участка и отсутствует утвержденный проект межевания территории, предусматривающий образование такого земельного участка;
  4. ходатайство об изъятии по содержанию или форме не соответствует установленным требованиям.

Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Запрещается изъятие для государственных или муниципальных нужд земельных участков, предоставленных федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Изъятие земельных участков сельхозназначения

Президент России Дмитрий Медведев внес изменения в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения.

А принятый Госдумой новый закон №435-ФЗ от 29.12.2010г. «О внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» установил принудительный порядок изъятия у юридических лиц и граждан земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые не использовались или используются ненадлежащим образом в течение 3-х и более лет.

Срок вступления в действие указанного закона — 1 июля 2011 года.

Согласно закону, земли сельхозназначения могут быть принудительно изъяты только в судебном порядке у тех собственников и арендаторов, которые используют их нерационально.

Изъятию должны подлежать те земельные участки, где выявлено существенное снижение плодородия земель или значительное ухудшение экологической обстановки.

Вместо налогового ужесточения, как меры «наказания» за нерадивое использование земель, как планировалось изначально, законом введена усиленная административная ответственность владельцев таких земель (граждан, должностных лиц, юридических лиц), которые не ведут сельскохозяйственных работ.

Читайте так же:  Строительство дома на личном участке где взять разрешение

Ставка же земельного налога, определённая законом, должна составлять 1,2 % кадастровой стоимости земельного участка.

Новый закон уточняет, что земельные участки могут быть изъяты и в случае, если они не используются в течение 3-х лет для ведения сельхозпроизводства и связанной с этим деятельности. В срок 3 года не включается срок освоения сельхозземель, который не может превышать двух лет, и период стихийных и иных бедствий.

Если рассматриваются участки под строительство, то критический срок повышается до 5 лет.
Положение дел у частных собственников будет контролироваться региональными и муниципальными органами.

Перед изъятием земельного участка собственнику (арендатору) администрацией муниципального образования должно быть предложено проведение конкретных для его случая мероприятий по улучшению ситуации на его земельном объекте. В случае невыполнения предложенных условий в указанные сроки участок будет изыматься.

[3]

Изъятые земельные участки могут быть проданы с аукциона на публичных торгах.

[1]

Участки могут предоставляться в собственность сельхозорганизации без проведения торгов по цене, не превышающей 15% кадастровой стоимости, или аренду с платой 0,3% кадастровой стоимости.

Новый закон коснулся и невостребованных земельных долей (не выделенных в натуре в счёт долей), предоставив возможность отказа от собственности на такие земельные доли . Упрощена процедура выдела долей.

Новый закон, получивший негласное название «передела земли», по словам Руководителя комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям и одного из активных инициаторов его продвижения Мартина Шаккума, нацелен на изъятие в пользу государства земельной собственности тех граждан, которые скупили десятки и сотни гектаров земли и не используют или используют их не по назначению.

А главной целью нового закона является задача вернуть в Агропромышленный комплекс страны порядка 20 миллионов гектаров земель «под паром»,заставить все пахотные земли работать, поскольку качество неиспользуемых земель ухудшается из-за эрозии.

3 декабря 2015 года в послании Федеральному собранию Президент страны Владимир Путин предложил изымать простаивающие земли сельскохозяйственного назначения у недобросовестных владельцев и продавать их на аукционах:

По мнению экспертов, определённая часть земельных инвесторов потеряет свои земельные наделы. Но уйти от обвинения в неиспользовании земли можно будет и после вступления закона в силу: собственники просто выборочно засеют такие площади, или соберут необходимые лекарственные травы, которые вообще засеиваются раз в 3-5 лет, или перепашут участки, засадят картошкой и заявят, что у них всё развивается, земля «работает».

Если человек проводит сенокос каждый год или просто на этой земле пасёт скот — он обрабатывает землю или нет? Фермер всегда сможет доказать и показать, что «деятельность» ведётся. Он будет вне подозрений.

Немаловажным фактором станет и тот, что 5 лет простоя для земель сельхозназначения — это довольно приличный срок для того, чтобы начало снижаться их качество. Есть так называемая угроза «не возврата», то есть фиксация состояния, когда вернуть этим землям именно сельскохозяйственное назначение станет бешено накладным и экономически невыгодным процессом.

Представляется, что готовится чёткий и ограниченный перечень оснований для изъятия земель сельхозназначения. В противном случае, у должностных лиц появится «соблазн» и возможность для злоупотребления данным правом.

Если в законе не будет прописан исчерпывающий список возможностей использования земли, то он станет основой постановки «под удар» тех земель, которые как раз и используются, с помощью «найденной закорючки», за которую можно зацепиться и отобрать землю.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Можно только надеяться, что новый закон не приведёт всё-таки к крупному земельному переделу, не разрушит агропромышленный комплекс и не нанесёт сокрушительный удар по собственникам земельных участков, которые, возможно, и не в полной мере осваивали свои земельные владения, но налоги государству платили.

Полезная информация

  • Узнать о новом Классификаторе ВРИ – 2019 можно здесь
  • О возможности строительства жилого дома на фермерской земле читайте здесь.
  • С расчётом налогов на объекты недвижимости по новым правилам 2019 года можно ознакомиться здесь.
  • С особенностями перевода сельхозугодий в иные земли можно ознакомиться здесь.
  • С правилами сноса самостроя по новому закону-2018 можно ознакомиться здесь.
  • Новое в земельном законодательстве — выпуск ФЗ» О ведении гражданами садоводства и огородничества. «. с особенностями которого можно ознакомиться здесь.
  • Проверить состояние вопроса и уточнить статус своей земли можно на публичной кадастровой карте. Как получить необходимые сведения по имеющейся информации — кадастровому номеру или адресу участка, помогут советы, представленные здесь.
  • С порядком изменения территориальной зоны земельного участка позволитознакомиться эта статья.

Источники


  1. Теория государства и права. — М.: КноРус, 2009. — 384 c.

  2. Научно-практический комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой / Под редакцией С.А. Боголюбова. — М.: Юрайт, 2018. — 800 c.

  3. Толкушкин, А.В. Налогообложение физических лиц при операциях с недвижимостью / А.В. Толкушкин. — М.: ЮРИСТЪ, 2000. — 344 c.
  4. Астахов, Павел Жилье. Юридическая помощь с вершины адвокатского профессионализма / Павел Астахов. — М.: Эксмо, 2016. — 320 c.
Процедура изъятия земель государством
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here