Правила перевозки опасных грузов автотранспортом

Самое главное по теме: "Правила перевозки опасных грузов автотранспортом" актуальное в 2019 и 2020 годах понятным языком для непрофессионалов.

Транспортировка опасных грузов: способы, правила, международные конвенции

Любые манипуляции с опасными грузами, в том числе и их перевозки, строго регламентированы национальными и международными правилами. Бизнесменам, решившим заниматься поставками материалов и веществ, входящих в категорию «опасных», необходимо знать все правила и требования в отношении перевозки опасных грузов.

В этом разделе пойдёт речь, в первую очередь, об определении понятия «опасные грузы», классов и маркировке, о способах их транспортировки, о правилах перевозки разными типами транспорта и международных конвенциях.

Опасные грузы

Опасный груз – это материалы или вещества, потенциально угрожающие окружающей среде, здоровью или жизни человека, а также материальным ценностям.

Всего, по классификации ООН, имеется 9 классов опасных грузов. Сюда относятся и взрывчатые вещества, и ядовитые газы, и другие вещества и материалы. Каждый класс имеет свой способ маркировки. Подробная информация о маркировке, таре, упаковке и классах опасных грузов вот здесь.

Перевозки опасных грузов — виды транспорта

Транспортировать опасные грузы можно разными способами. Выбор конкретного из них зависит от места назначения, класса опасного груза, общего бюджета, договоренностей между обеими сторонами. Можно выделить несколько основных видов перевозки:

Перед выбором способа транспортировки следует изучить особенности каждого из них, а затем соотнести полученные данные с вашей индивидуальной ситуацией. К примеру, если вам требуется высокая скорость, вы можете выбрать воздушный транспорт. Если же нужно перевезти большую партию груза, лучше обратить внимание на транспортировку по железным дорогам.

Правила перевозок

Перед организацией транспортировки опасного груза требуется обязательно изучить соответствующие правила. При такой перевозке важно и правильно упаковать, и закрепить груз, и нанести нужную маркировку. Одним из ключевых пунктов в организации транспортировки является также подготовка документов и разрешений. При международных перевозках опасных грузов могут потребоваться специальные разрешения, принятые в данной стране.

Для правового регулирования перевозок опасных грузов существуют специальные правила, главными из которых являются международные правила. Существуют общие правила и конвенции, регламентирующие перевозку опасных грузов. К ним относятся «Оранжевая книга ООН», «Базельская конвенция», КГПОГ и так далее. Также существуют правила, применимые к конкретному способу перевозки:

  1. Воздушный транспорт. Такие перевозки регулируются конвенцией «о международной гражданской авиации», инструкциями ИКАО и другими документами;
  2. Автомобильный транспорт. Основной документ, регулирующий автомобильные перевозки опасных грузов – ДОПОГ, подробнее здесь. Также к автомобильному транспорту применима КГПОГ.
  3. Морской транспорт. Такие перевозки организуются согласно пунктам СОЛАС 74, ВОПОГ, МАРПОЛ, КГПОГ.
  4. ЖД транспорт. Перевозки регулируются СМГС, МПОГ, КГПОГ.

При организации международных перевозок требуется учесть, что в каждом государстве есть своё законодательство по транспортировке опасных грузов, которое требуется соблюдать. Для того чтобы упростить процесс перевозки, лучше обратиться в специализированную организацию.

При организации перевозки опасных грузов нет лишних моментов. Здесь важна и упаковка, и маркировка, и крепление груза. Для успешного проведения доставки нужно правильно подобрать способ транспортировки. Перевозка должна проводиться в соответствии с правилами. Если маршрут международный, нужно учитывать и законы другого государства.

Бесплатная консультация по телефону:

Москва и Московская область: +7 (499) 703-48-81 (звонок бесплатен)

Санкт-Петербург и Лен.область: +7 (812) 309-93-24

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!

Наш специалист бесплатно Вас проконсультирует.

Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом

Движение ТС на российских дорогах регламентируется ПДД. Также данный акт предусматривает и правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, которые дополняются рядом постановлений и законов. При транспортировке веществ определенного класса перечень документов расширяется.

ППОГАТ установлены законодательно на уровне государства. Невыполнение требований, предписанных правилами перевозки опасных веществ предусматривает административную ответственность. Все виды наказания, применяющиеся в результате пренебрежения регламентом, содержит статья 12 21 1 КоАП РФ. Некоторые деяния предполагают уголовную ответственность.

Классификация опасных грузов

К особым веществам относят все виды изделий, материалов, производственных отходов, которые в силу особенностей при транспортировке могут представлять угрозу для здоровья и жизни людей, причинить вред природе, привести к уничтожению или повреждению имущества иных лиц.

Настоящий список опасных грузов, перевозимых автотранспортом, содержит Приложение № 7.3 Правил перевозки ОГ. Согласно ДОПОГ и ГОСТ 19433-88 вещества классифицируются на следующие группы:

  1. взрывчатые товары;
  2. газообразные материалы, растворенные, сжиженные, сжатые под давлением;
  3. быстровоспламеняющиеся жидкости;
  4. возгорающиеся твердые материалы, самовоспламеняющиеся грузы;
  5. органические пероксиды, окисляющиеся вещества;
  6. инфекционные, ядовитые грузы;
  7. материалы, выделяющие радиацию;
  8. коррозионные и едкие грузы;
  9. другие опасные материалы.

Транспортировка ОГ выполняется в соответствии с «ППОГАТ» и с соблюдением всех требований безопасности, предусмотренных решением правительства Российской Федерации от 1994г. №372. Нарушение правил перевозки опасных материалов влечет за собой штрафные санкции.

Организация транспортировки ОГ и документы

Перевозка особых грузов автотранспортом предполагает свои организационные особенности (вида ТС, маршруты) и документальное оформление (получение лицензии, освидетельствование, согласования).

Организация транспортировки опасных материалов включает:

  • анализ веществ, установление типа опасности;
  • составление схемы следования;
  • подготовку и выбор автомобиля;
  • сбор, утверждение необходимых бумаг;
  • работу с опасным грузом: хранение, маркировка;
  • сопровождение на таможне.

Для международной перевозки ОГ необходимы следующие документы: допуск водителю и транспортному средству, лицензия, товарно-транспортная накладная, список опасных грузов.

Оформление разрешения на транспортировку

Для получения лицензии на перевозку опасных материалов компания обязана подать в управление автодорожного госнадзора соответствующее заявление, с описанием груза, схемы маршрута, ответственных лиц.
Читайте так же:  Как рассчитать пособие по бюллетеню с учетом страхового стажа

Как получить разрешение на перевозку особых грузов:

  • предоставить информационную карточку нового образца;
  • утвердить и приложить схему следования опасного груза;
  • получить допуск водителю, а также ТС для перевозки ОГ.

Классификация и маркировка особых веществ, а также система информирования об опасности грузов выполняется перевозчиком вместе с грузополучателем и грузоотправителем.

Требования к перевозке

Правила транспортировки опасных материалов предполагают наличие специального контейнера со светоотражающей оранжевой маркировкой с черной окантовкой и наименованием груза.

ППОГАТ устанавливают особые требования к автомобилю, использующемуся для перевозки ОГ:

  • противооткатная защита – 1 шт.;
  • сигнальные знаки с подсветкой – 2 шт.;
  • антиблокировочная тормозная система для ТС грузоподъемностью свыше 16 т;
  • оборудование автомобиля топливными баками с высоким уровнем защиты, при их повреждении бензин должен стекать на землю;
  • система выведения выхлопов должна быть надежная защищена от нагрузок, перегрева;
  • при перевозке особы грузов посредством цистерны, она должна быть оборудована дополнительным бампером;
  • огнетушители – 2 шт.;
  • система выключения аккумулятора из кабины авто.

При перевозке опасного груза водитель и сопровождающие должны быть одеты в яркую спецформу, иметь с собой прожекторы. После транспортировки ОГ, автотранспорт и контейнеры подлежат дезинфекции.

Требования к обслуживающим лицам и водителям

Лицо, перевозящее особый груз и сопровождающие, должны отвечать определенным условиям. Их список достаточно обширен. Самыми существенными, а также контролируемыми на данное время требованиями к водителю являются:

  • наличие спецподготовки: ознакомление с информацией относительно безопасности, изучение характеристик транспортируемых веществ, способов оказания медицинской помощи, правил перевозки;
  • водитель обязан проходить постоянный инструктаж, медосмотр;
  • для получения разрешения на перевозку ОГ требуется стаж не менее 3-х лет.

Требования к обслуживающему персоналу, осуществляющему сопровождение особого материала и водителю в ходе транспортировки, обширны. Также имеется огромное количество условий, которым должен соответствовать сам процесс грузоперевозок. При транспортировке опасных грузов нельзя курить.

Согласование схемы маршрута

К плану перевозки особых материалов требования особо строгие, чем к правилам транспортировки габаритных грузов. В большинстве случаев необходимо согласование маршрута с сотрудниками ГИБДД.

Но перевозчик обязан помнить, что их схемы следует исключить:

  • большие жилые пункты;
  • объекты промышленного назначения;
  • участки для отдыха;
  • охраняемые природные зоны;
  • учебные организации;
  • заведения здравоохранения;
  • культурно-массовые учреждения.

Существует множество разных нюансов, связанных с перевозкой опасных материалов. Компания-транспортировщик должна ознакомиться с ними заранее.

Требования, которым должен соответствовать ОГ

Вся химия транспортируется в цистернах, устойчивых к агрессивному действию опасных веществ. Тара может быть выполнена из картона, пластика, металла, стекла. В зависимости от категории груза.

Правила перевозки опасных веществ, устанавливают основные требования, относительно упаковок:

  • соответствие государственному стандарту;
  • водоустойчивость, прочность;
  • непроницаемость для опасных веществ;
  • герметичность;
  • четкая фиксация в автотранспорте;
  • маркировка, отвечающая нормам ДОПОГ, ГОСТ.

Категорирование транспортных средств при перевозке опасных грузов, позволяет выбрать определенный тип автомобиля, который позволит осуществить транспортировку в соответствии с установленными правилами, нормами.

[3]

Штрафы за пренебрежение требований ППОГАТ

Нарушение условий и правил перевозки опасных материалов автомобилями предполагает наказание в соответствии с КоАП ст. 12.21.2. За пренебрежение ДОПОГ, могут быть применены следующая ответственность:

  • физлицу – штраф 2-5 тыс. рублей или лишение ВУ сроком до полугода;
  • ответственному лицу – 15-20 тыс. руб.;
  • юрлицу – 400-500 тыс. рублей.

В некоторых случаях нарушителю грозит уголовная ответственность. Чтобы избежать этого, необходимо строго соблюдать правила перевозки опасных грузов на территории Российской Федерации.

Обучение водителей и должностных лиц относительно требований ППОГАТ полностью ложиться на грузоперевозчика, а значит, вся ответственность за нарушение правил транспортировки ОГ полностью ложится на работодателя, а не водителя.

Расшифровка ДОПОГ — международного договора, регулирующего перевозки опасных грузов

Б олее половины столетия назад в Женеве между европейскими странами был заключён договор по перевозке опасных грузов. Его целью явилось формирование свода правил по перевозке опасных грузов автомобильным транспортом по европейским дорогам. В России этот договор получил название ДОПОГ. Расшифровка ДОПОГ — дорожная перевозка опасных грузов. На базе ДОПОГ были сформулированы национальные общероссийские правила перевозки опасных грузов — ПОГАТ. Аббревиатура ПОГАТ расшифровывается как перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.

Структурное построение документации ДОПОГ

ДОПОГ является детальным сводом правил по перевозке опасных грузов. Здесь даётся определение опасного груза, как такого, который может нанести вред людям и природе при его разгерметизации, неожиданном просыпании или излитии. Это может произойти по разным причинам: от небрежного обращения до аварии.

Здесь приводится подробная характеристика разновидностей опасных грузов, рекомендуемых для хранения ёмкостей, указана необходимая маркировка и документация, выписаны технические требования к автомашинам и оборудованию.

Правила ДОПОГ по своей документальной структуре разделяются на приложения «А» и «В». В первом приложении излагаются основные правила перевозки опасных грузов автотранспортом, даётся их характеристика.

Часть «А» делится на семь разделов:

  • Расшифровка применяемых понятий и терминов.
  • Классификация опасных веществ.
  • Список допускаемых к перевозке по дорогам опасных грузов.
  • Специфика упаковки для транспортировки разных типов грузов.
  • Порядок оформления транспортировки.
  • Список условий для определения качества тары и состав тестирования по соблюдению качественных показателей упаковки.
  • Детальная формулировка требований к перемещению грузов, их погрузке и разгрузке, а также правилам приёмки.

Часть «Б» посвящена требованиям к транспортному оборудованию и водителям.

Читайте так же:  Сколько дней можно ездить без осаго после окончания

Она включает два раздела:

  • Требования к водителям, оборудованию и сопровождающей документации.
  • Требования к конструкции автотранспорта и перечень документов, разрешающих перемещение опасных грузов на данном автомобиле.

Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:

+7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)

Отличия правил ДОПОГ и ПОГАТ

Принципиальным отличием ПОГАТ и ДОПОГ является их разный статус.

  1. ДОПОГ является международным соглашением, имеющим правовой статус на территории 48 государств, включая Российскую Федерацию. Без этого соглашения перевозки опасных веществ за пределами РФ были бы невозможными, так как считались бы незаконными операциями.
    Согласно положениям ст. 1 и ст. 3 закона № 259-ФЗ от 08.11.2007 (п. 3 «Правил перевозок грузов автомобильным транспортом»), требования ДОПОГ распространяются не только на международные, но и на внутренние перевозки.
    ПОГАТ регулируют только внутренние перевозки. Они действуют исключительно на площади России.
  2. Второе отличие ПОГАТ от ДОПОГ заключается в сфере их применения уже внутри страны. Так область осуществления ДОПОГ распространяется абсолютно на все автоперевозки грузов, осуществляемые в России, а область применения ПОГАТ намного уже.
    На практике соглашение ДОПОГ для внутренних перевозок используется в основном, когда заключается договор между собственником груза и сторонней компанией, оказывающей транспортные услуги.
    Внутренние же правила по перевозке опасных грузов (ПОГАТ) находят применение, когда владелец груза осуществляет его перевозку на своём же автотранспорте и в заключении контракта со сторонней фирмой нет необходимости.
  3. Третье отличие касается области классификации грузов. В рамках ПОГАТ вплоть до настоящего времени действует ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка». В своё время этот ГОСТ полностью соответствовал условиям ДОПОГ и рекомендациям ООН. С тех пор много воды утекло и положения ДОПОГ, основанные на рекомендациях ООН, претерпели многочисленные изменения. Однако классификация грузов в ПОГАТ по-прежнему опирается на уже устаревший ГОСТ.
    В результате в ПОГАТ и ДОПОГ появились разночтения названий нескольких грузов. Хуже того — в ПОГАТ некоторые виды веществ вообще отсутствуют.
  4. Четвёртым отличием является различие в маркировке автомобильного транспорта.
  5. ДОПОГ и ПОГАТ отличается список сопровождающих документов.
  6. И наконец, в отличие от ДОПОГ, свод положений прописанных ПОГАТ характеризуется отсутствием раздела касающегося совместной транспортировки взрывчатых изделий и веществ из разных групп по совместимости.

Отмечаемые несоответствия ДОПОГ И ПОГАТ могут быть ликвидированы только на законодательном уровне.

Оформление свидетельства и разрешения ДОПОГ на перевозку

Для перевозок опасных грузов по Российской Федерации и европейским странам, заключившим соглашение ДОПОГ, водитель обязан получить свидетельство ДОПОГ. Это свидетельство отвечает международным стандартам и пригодно для использования при зарубежных поездках.

Согласно международной классификации опасные грузы подразделяются на девять основных классов. У водителя должно быть свидетельство ДОПОГ, где указаны только те категории опасных веществ, по которым он прошёл обучение на специальных курсах.

Постоянные усовершенствования правил ДОПОГ приводят к изменениям вида свидетельства. В 2017 году выдаётся свидетельство ДОПОГ 2017. В свидетельстве имеются две графы, где подчёркиваются категории тех грузов, по перевозке которых водитель прошёл обучение. Остальные категории из удостоверения вычёркиваются.

Также оформляются свидетельства ДОПОГ не для водителей, а для экспедиторов сопровождающих грузы или отвечающих за их перемещение.

Водители и специалисты, отвечающие за перевозку, проходят курсы по программе утверждённой Министерством транспорта России. Длительность курсов в настоящее время составляет пять дней.

Министерством утверждён базовый курс обучения правилам перевозки опасных веществ. Он охватывает рассмотрение большинства вопросов перевозки: от особенностей поведения водителей при возникновении аварийных ситуаций до правовых аспектов ответственности при нарушении техники безопасности.

Свидетельство выдаётся после посещения всех курсовых занятий и сдачи экзаменов. Причём, сдача экзаменов без прохождения курса в полном объёме не разрешается.

Для оформления свидетельства на перевозку веществ в цистернах существуют специальные курсы. На них изучаются необходимые для транспортировки, специфические правила заливки и опорожнения таких грузов.

Кроме этих наиболее распространённых курсов разработаны программы таких курсов, как перевозка взрывчатых веществ и транспортировка радиоактивных материалов.

Свидетельство выдаётся на пять лет. Раньше для его получения достаточно было пройти одну или две небольшие лекции и в тот же день сдать экзамен. С 2013 года без полного пятидневного обучения к прохождению экзамена не допускают.

[1]

Свидетельство оформляется сразу на двух языках: на русском и другом иностранном языке (английском, французском или немецком).

Для морских грузоперевозок необходим коносамент. Правила заполнения коносамента подробно изложены в отдельной статье на нашем ресурсе.
О специфике использования карнет АТА при временном ввозе читайте тут.
Данный инструмент существенно облегчает процедуру временного ввоза и вывоза товаров.

Нюансы транспортировки опасного груза в России

Перемещение автомобильным транспортом в границах РФ разрешается исключительно при наличии разрешения ДОПОГ или разрешение ADR.

Для перемещения по дорогам федерального значения или при пересечении границ регионов эти разрешения оформляются исключительно территориальными представительствами Ространснадзора. При перевозках по дорогам местного значения на территории одного федерального региона разрешения вправе выдавать местные органы власти.

Для получения разрешения заполняется заявление на стандартном бланке.

Вместе с этой заявкой необходимо предоставить:

  • свидетельства ДОПОГ на автомашину и шофёра;
  • информационную и аварийную карточки;
  • маршрут перемещения.

К маршруту перемещения предъявляются особые претензии, включающие:

  • необходимость передвижения по малонаселённым районам,
  • лимит скорости,
  • обозначение безопасных стоянок.

В непростых дорожных ситуациях, а также при передвижении сразу трёх и более машин необходимо согласовывать перемещение с МВД. В последнем случае перед автомобильной колонной должен ехать сопровождающий автомобиль с оранжевым или жёлтым маячком.

Читайте так же:  Правила уголовного процесса — уважение чести и достоинства граждан

Для постоянного наблюдения за автотранспортом и с целью предотвращения возникновения непредсказуемых ситуаций Министерство транспорта РФ приказом № 285 от 31.07.2012 обязало оснастить автомашины системой спутниковой навигации ГЛОНАСС. Кроме этого, с целью усиления техники безопасности, автомобили обязаны иметь тахографы и антиблокировочную тормозную систему ABS.

Знаки опасности и маркировку смотрите в данном видео:

ДОПОГ, является мощным правовым инструментом позволяющим осуществлять перевозки опасных грузов на территории 48 европейских стран, включая Россию. Строгое соблюдение правил ДОПОГ повышает безопасность перемещения опасных грузов по дорогам.

О правилах заполнения товарно-транспортной накладной читайте в нашей статье здесь.

Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Перевозка опасных грузов.

Бесплатная консультация по телефону:

+7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!

Наш специалист бесплатно Вас проконсультирует.

Правила перевозки опасных грузов автотранспортом

Согласно международной статистике, доля опасных грузов (ОГ), перемещающихся по общественным дорогам, составляет половину от общего грузооборота.

Правильная организация перевозок такого характера – залог безопасного автодвижения.

Отправителями и получателями опасных грузов, как правило, выступают предприятия, работающие в областях химической, нефтехимической, фармацевтической и добывающей промышленности.

Их деятельность не должна мешать обычным автолюбителям свободно передвигаться по общественным дорогам, а тем более угрожать их жизни и здоровью. Именно поэтому для автотранспорта, перевозящего ОГ, разработаны специальные правила и требования.

Опасные грузы: что это?

К категории опасных относят вещества, материалы и изделия, которые при транспортировке способны причинить вред человеку и животным, окружающей среде, спровоцировать возникновение опасной ситуации.

Именно поэтому транспортировка такого груза регламентируется единым европейским документом – соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).

В Европе данный свод правил обозначается аббревиатурой ADR. Данный документ состоит из 3 частей: самого соглашения и 2 приложений.

Соглашение ДОПОГ было одобрено и подписано множеством стран. Цель в данном случае понятна и логична — максимально повысить уровень безопасности во время транспортировки опасного груза.

Кроме того, единый формат ДОПОГ позволяет упростить предприятиям оформление документации на подобную перевозку.

Приложение № 1 содержит классификацию опасных грузов, в которую входит список веществ, изделий, материалов, которые могут представлять риски для окружающих.

Всего таких категорий — 9, и у каждой из них есть свой код, состоящий из 4 цифр:

  • 1- класс;
  • 2 — подкласс;
  • 3 — категория опасности;
  • 4 — степень опасности.

Классифицируются опасные грузы следующим образом:

  • 1 класс – взрывчатые материалы (ВМ);
  • 2 – газы;
  • 3 – легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ);
  • 4.1 – легковоспламеняющиеся твёрдые вещества (ЛВТ): самореактивные и твёрдые десенсибилизированные взрывчатые вещества;
  • 4.2 – самовозгорающиеся вещества;
  • 4.3 – вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;
  • 5.1 – окисляющие вещества;
  • 5.2 – органические пероксиды;
  • 6 – ядовитые вещества;
  • 6.1 – токсичные;
  • 6.2 – инфекционные (ИВ);
  • 7 – радиоактивные материалы (РМ);
  • 8 – едкие (коррозионные) вещества (ЕК);
  • 9 – прочие опасные вещества.

В РФ для транспортировки вышеуказанных грузов, помимо международного соглашения, существует ещё целый ряд других нормативных документов: разрешений, допусков, лицензий.

Перевозка опасных грузов: правила и требования

Для того чтобы перевозка опасных веществ и материалов была максимально безопасной, водитель должен соблюдать предельную осторожность, а также выполнять все требования, которые содержатся в «Правилах перевозки опасных грузов автотранспортом», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 12.04.2011 г.

Этот нормативный документ должен строго соблюдаться как водителями, так и организациями, которые занимаются транспортировкой.

Данные правила разработаны в рамках реализации международного соглашения ДОПОГ, участником которого является и РФ. Многие российские компании перевозят опасные грузы за пределы своего отечества.

Чтобы автомобили с опасными грузами могли свободно пересечь границу Евросоюза, они должны соответствовать указанным в соглашении требованиям, а их водители обязаны иметь документ о прохождении специальной подготовки.

Далее рассмотрим все условия, которые поставлены перед водителем и перевозчиком подобных грузов.

Видео: Перевозка опасных грузов согласно требованиям ДОПОГ / ПОГАТ — разъяснения и комментарии специалистов

Обязательные документы

Требования ко всем участникам опасных перевозок подразумевают наличия у водителя таких документов, как:

  • лицензия на допуск транспортировки груза, относящегося к категории опасных;
  • документ о прохождении техосмотра;
  • разрешение Минтранса или ОВД (в случае перевозки особо опасных грузов);
  • маршрутный лист;
  • документ, подтверждающий прохождение водителем спецподготовки.

Подготовка автомобиля

Транспортировка опасных грузов возможна только в специальных автомобилях.

Требования к автотранспорту:

  • труба глушителя должна быть вынесена вперёд, перед радиатором;
  • бензобак отделяется от аккумулятора, кузова, электрики и двигателя непроницаемой перегородкой;
  • электропроводка изолируется специальным материалом;
  • у автомобиля обязательно должно быть заземление в виде специальной цепи;
  • сзади устанавливается противоударный бампер.

Кроме указанного оснащения, автомобиль снабжается особыми опознавательными знаками, принятыми в международном соглашении всех стран-участников ДОПОГ.

Спецавтомобиль должен быть оснащён:

  • особыми надписями;
  • определённым окрасом;
  • проблесковым маячком (мигалкой) оранжевого цвета;
  • информационными табличками СИО спереди и сзади.

Что же указывается на таблицах системы информации? Здесь зафиксирован код экстренных мер (КЭМ), складывающийся из определённого набора букв и цифр. Каждый символ обозначает определённое действие, которое нужно обязательно выполнить для устранения последствий возможной аварийной ситуации.

Код экстренных мер должен указываться:

  • на таре груза;
  • на контейнере,
  • в информационной табличке на кузове автомобиля;
  • в аварийной и информационной карточках.
Читайте так же:  Регламент работы судебных приставов в россии

Расшифровка КЭМ содержится в информационной и аварийной карточках, которые имеются у водителя или экспедитора ТС.

Все знаки, имеющиеся на машине, должны быть хорошо видны с дальнего расстояния. Информационные таблички имеют нормативные размеры и должны соответствовать всем требованиям.

Нарушения, связанные с некорректной установкой таблиц, могут привести к ограничению или приостановлению лицензии фирмы – перевозчика.

Кроме того, автомобиль должен быть оснащён и укомплектован средствами для ликвидации последствий возможных аварийных ситуаций.

Маршрут следования

К маршруту перемещения ОГ выдвигаются строгие требования. В ряде ситуаций перевозчику потребуется обязательное согласование с автодорожной полицией. Но есть и общие требования к маршруту, которые нельзя нарушать ни в коем случае.

Итак, на пути следования автомобиля с ОГ не должны встречаться:

  • крупные населённые пункты;
  • зоны отдыха;
  • промышленные объекты;
  • охраняемые природные территории;
  • учебно-воспитательные учреждения;
  • объекты здравоохранения;
  • территории, предназначенные для проведения культурно-массовых мероприятий.

Требования к грузу

Они зависят от специфики груза. Так, например, химические вещества должны содержаться в таре, изготовленной из материала, который не вступает в реакцию и не разрушается при взаимодействии с ним.

В разряд таких материалов входят стекло, пластик, металл, картон.

[2]

Но инструкция по перевозке содержит несколько требований, которые касаются любой упаковки:

  • соответствие ГОСТу;
  • герметичность;
  • прочность и влагостойкость;
  • непроницаемость;
  • надёжное закрепление;
  • маркировка, соответствующая ГОСТу и правилам ДОПОГ.

Требования, предъявляемые водителю

Стать водителем автомобиля, перевозящего ОГ, непросто. Для этого необходимо:

  • обладать стажем вождения подобным автотранспортом не менее 3 лет;
  • проходить медосмотр перед каждым рейсом;
  • иметь документ, подтверждающий прохождение обязательного инструктажа или спецподготовки (удостоверение ДОПОГ).

Как пройти обучение на перевозку опасных грузов?

Обучение водителей, выполняющих перевозку ОГ, включает освоение специальной программы, предписанной для подготовки водителей, планирующих заниматься подобным делом.

С этой целью водитель проходит специальные курсы, которые проводятся в соответствии с требованиями ДОПОГ.

Здесь будущих водителей инструктируют о рисках, связанных с перевозкой ОГ; знакомят с базовой информацией, необходимой для минимизации рисков и для принятия мер в случае возникновения критической ситуации.

Как получить разрешение на перевозку опасных грузов?

Для получения лицензии на транспортировку ОГ перевозчик подаёт в органы Управления государственного автодорожного надзора заявление, в котором фиксирует:

  • характер груза;
  • маршрут следования;
  • ответственных за перевозку.

К заявлению обязательно прилагаются такие документы, как:

  • аварийная карточка;
  • утверждённый маршрут перевозки;
  • свидетельства о допуске ТС и водителя к перевозке подобных грузов.

Штраф за перевозку опасного груза без разрешения

Несоблюдение правил транспортировки грузов, относящихся к категории опасных, грозит перевозчику и водителю наказанием в виде:
  • уплаты штрафа;
  • конфискации имущества (в том числе и транспортного средства);
  • лишения водительских прав;
  • изъятия лицензии и допуска к управлению ТС.

Кроме административных мер, применяются также и уголовные наказания. Это возможно при нелегальных доставках опасных грузов. Водителя также привлекут к уголовной ответственности, если он будет управлять автомобилем в состоянии алкогольного опьянения.

Обратите внимание: Если при перевозке ОГ у водителя отсутствуют разрешительные документы, то штрафные санкции ждут не только его, но и компанию-перевозчика, а также должностное лицо, которое отвечает за отправку груза.

Размеры штрафов за перевозку груза с маркировкой «опасно!» без разрешения:

  • для водителя без свидетельства ДОПОГ — от 2000 до 2500 рублей;
  • для транспортной организации, занимающейся транспортировкой, – от 400000 до 500000 рублей;
  • для лица, ответственного за отправку и доставку груза, – от 15000 до 20000 рублей.

Транспортировка опасного груза – мероприятие очень серьёзное, как для водителя, так и для компании-перевозчика. Лица, занимающиеся подобной деятельностью, должны понимать всю ответственность, которую они берут на себя.

Подвергать опасности окружающих – недопустимо! Это должно стать главным лозунгом для всех участников перевозки. И тот свод требований и правил, который приведён выше в статье, должен быть изучен и реализован ими в обязательном порядке.

Расшифровка ДОПОГ: определение, правила, особенности заполнения документов на перевозку опасных грузов

Что такое ДОПОГ и, какие положения в него входят? Документ направлен на облегчение процедуры оформления и транспортировки грузов, классифицированных как опасные.

Чтобы не «заблудиться» в большом документе, чтобы иметь под рукой своеобразные подсказки, следует ознакомиться с информацией ниже. Здесь расположен краткий свод правил, структура положения ДОПОГ, а также небольшие практические рекомендации и обоснования при оформлении документации.

Расшифровка ДОПОГ

ДОПОГ (дорожная перевозка опасных грузов) – это международное соглашение, принятое в Европе, а именно в Женеве, более 50 лет назад. Его цель — установка правил, которые обозначают требования к перевозке опасных грузов по территории европейских стран с помощью специального автомобильного транспорта.

В России перевозка такого вида грузов осуществляется в соответствии с ПОГАТ (Правилами перевозки опасных грузов автотранспортом).

Что такое «опасный груз»

Под опасным грузом понимается перевозка веществ, которые могут нанести вред при разгерметизации упаковок, при аварии или случайном пролитии/высыпании: водителю, другим людям, природе.

Опасный груз – это, как правило, практически все виды отходов.

Документ регулирует следующее при перевозке опасного груза:

  • Емкости, в которых рекомендуется перевозить тот или иной класс груза (подробно описано в документе);
  • Маркировка тары;
  • Точные требования к транспорту, который будет перевозить тот или иной груз.

Структура ДОПОГ

Соглашение состоит из двух приложений – «А» и «В», которые состоят из 9 подробных частей.

В первом приложении (часть А) собран общий свод правил и пожеланий, которые затрагивают характеристики самих опасных веществ:

  • Первая освещает общие положения.
  • Вторая описывает классификацию веществ.
  • Третья представляет список всех опасных грузов, а также некоторые особенные положения по ограничению.
  • В четвертом разделе представлены требования к тарам, которые могут быть использованы для того или иного груза.
  • Пятая часть описывает этапы процедуры оформления перевозки.
  • Шестая представляет собой список требований, которые предъявляются к качеству и тестам контейнеров и емкостей для перевозки опасных грузов.
  • Седьмая часть подробно описывает требования к условиям перевозки, загрузки и отгрузки опасных грузов, а также условия приема и обработки.
Читайте так же:  Штраф за несвоевременную постановку на учет автомобиля

Остальные части отведены под приложение «В», в котором рассмотрены основные требования к транспортным действиям и оборудованию:

  • Требования к водителям и экипажу, который будет сопровождать груз, а также описание характеристик транспортных средств, которые допускаются к перевозке того или иного типажа опасных грузов, описание документов (образцы, что должно в них быть).
  • Требования к конструкции транспорта.

Виды опасностей

Согласно ДОПОГ, все опасности можно разделить на несколько категорий:

  1. Окисление (провоцирует возгорание).
  2. Взрывоопасность.
  3. Огнеопасность.
  4. Едкость, или коррозийность.
  5. Токсичность, или ядовитость.
  6. Радиоактивность.

Классы опасных грузов по ДОПОГ

Всего в положении зафиксировано 9 классов опасных грузов, некоторые из которых разделены на подклассы:

  1. Вещества и изделия, которые могу взрываться.
  2. Газообразные вещества.
  3. Жидкости, подверженные чрезмерно легкому воспламенению.
  4. Материалы с повышенной радиоактивностью.
  5. Вещества коррозионные.
  6. Другие опасные материалы и вещества.

Помимо того, вещества подразделяются на:

  • твердые и легковоспламеняющиеся, самореактивные и твердые десенсибилизированные;
  • способные к самовозгоранию;
  • выделяющие такие газы, которые моментально или быстро воспламеняются при контакте с водой.
  • с окисляющими свойствами;
  • органические пероксиды;
  • с высокой токсичностью;
  • инфекционные.

Для облегчения транспортировки опасных грузов следует позаботиться о маркировке тары.

Правила ДОПОГ

Они же – подсказка в оформлении груза, транспорта и пути следования. Правила составлены на основе международного соглашения, приняты Министерством РФ в 1995 году с правками от 1999.

В правилах подробно описаны следующие пункты:

  1. Общие положения.
  2. План организации перевозок.
  3. Взаимодействие автотранспортных фирм со своими клиентами (положения об обязанностях отправителя и получателя, обязанности перевозчика).
  4. Техническое обеспечение транспортировки грузов (требования к транспорту, к таре, к процессу погрузки и отгрузки).
  5. Требования к лицам, задействованным в перевозках (водитель и прочий персонал).
  6. Особенные требования к категории некоторых опасных грузов.
  7. Подробная классификация опасных грузов.
  8. Описание и список особо опасных грузов.
  9. Примеры информационных графических документов (таблицы и карточки).
  10. Прочие приложения к знакам, упаковке, документации.

Этапы планирования организации перевозки стоит расписать отдельно.

В них входят:

  • получение лицензии и разрешения на транспортировку опасных грузов вне территории РФ,
  • разрешение на перевозку очень опасных грузов,
  • заключение договора на перевозку,
  • подготовка экипажа,
  • обозначение маршрута,
  • принятие грузов,
  • составление системы информирования об опасной перевозке,
  • осуществление погрузки и разгрузки,
  • правила движения средств,
  • особенности транспортировки грузов разных категорий и классов в одном средстве,
  • обращение с использованной тарой,
  • действия при авариях.

Записи в товарно-транспортных накладных

Следует заметить, что сам перевозчик не заполняет все поля в накладной.

Для наглядного отображения, что именно нужно заполнять Перевозчику (П), а что отправителю (А), можно ориентироваться по таблице ниже, которая соответствует пунктам накладной нового образца (которая значительно проще и «прозрачнее» старой).

Ещё один вид транспортировки такого вида груза — перевозка опасных грузов ж/ д транспортом. Участникам ВЭД, занимающимся куплей/продажей товара этого класса, пригодится знание правил доставки опасных грузов по железной дороге.
Чем грозит нарушение правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом подробнее тут? Наш совет соблюдать вышеуказанные требования.

В заключении стоит отметить, что доскональное знание правил ДОПОГ — обязанность компаний перевозчиков, но основные требования, в том числе правильное заполнение ТТН CMR, необходимо знать и владельцам груза. Сделки, связанные с товарами такого класса, как правило, приносят высокую прибыль. Поэтому сторонам контракта необходимо контролировать все этапы доставки опасного груза от Продавца к Покупателю.

Дополнительные сведения по теме вы найдёте в рубрике «Опасные грузы».

Бесплатная консультация по телефону:

Москва и Московская область: +7 (499) 703-48-81 (звонок бесплатен)

Санкт-Петербург и Лен.область: +7 (812) 309-93-24

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Наш специалист бесплатно Вас проконсультирует.

Источники


  1. Сергеев С. Г. Конституционное право России; Дашков и Ко — Москва, 2008. — 576 c.

  2. Под редакцией Дмитриевой И. К., Куренного А. М. Трудовое право России. Практикум; Юстицинформ — Москва, 2011. — 792 c.

  3. Руденко, Р. А. Р. А. Руденко. Судебные речи и выступления / Р.А. Руденко. — М.: Юридическая литература, 2016. — 368 c.
  4. Пепеляев, С. Г. Компенсация расходов на правовую помощь в арбитражных судах / С.Г. Пепеляев. — М.: Альпина Паблишер, 2012. — 186 c.
Правила перевозки опасных грузов автотранспортом
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here