Права и обязанности государственных служащих

Самое главное по теме: "Права и обязанности государственных служащих" актуальное в 2019 и 2020 годах понятным языком для непрофессионалов.

Государственная и муниципальная служба

Права и обязанности государственных гражданских служащих

Все, что связано с деятельностью гражданских служащих, обычно регламентировано в социальных (этических, организационных, технологических и др.) и правовых нормах, которые составляют социально-правовой статус гражданского служащего, возникающий на основе соответствующего законодательства в связи с замещением гражданской должности. Именно определенная должность государственной гражданской службы является базой для характеристики социально-правового положения гражданского служащего. По своей сути социально-правовой статус гражданского служащего — это установленные и гарантированные государством меры должного и возможного поведения работника в области государственно-служебных отношений. С изменением государственно-служебных отношений изменяется и социально-правовой статус гражданского служащего (например, повышение, понижение, увольнение, отставка, выход на пенсию и т.д.).

Основу социально-правового статуса гражданского служащего составляют восемь групп государственно-служебных норм, которые определяют его права, обязанности, ограничения, запреты, требования, ответственность, социальную защищенность и гарантии. Именно они предопределяют основное содержание государственно-служебных отношений, в которых участвует данный работник.

Статусные нормы устанавливаются обычно не персонально для каждого гражданского служащего, а для должности, которую он замещает, и поэтому производны от задач и функций государственного органа. Эти статусные нормы дифференцируются на две группы: общие и особенные (конкретные, частные). В свою очередь, особенные статусные нормы также делятся на две части: основные и неосновные (дополнительные).

Общими статусными нормами называются те, которые свойственны всем гражданским служащим, независимо от вида, ветви, категории и группы их должностей. Особенными те, которые устанавливаются в зависимости от этих структур. При этом особенные статусные нормы определяются, исходя из типовых квалификационных характеристик, а особенные — под влиянием потребностей внутриструктурных и межструктурных взаимодействий. Общие статусные нормы сформулированы и нормативно закреплены в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В названном законе закреплены права государственного гражданского служащего, их характеристика дается в ст. 14. В соответствии с законом каждый гражданский служащий имеет право:

Особенные основные права гражданского служащего также обусловливаются спецификой занимаемой им должности. К их числу относятся, например, право на принятие вторичных нормативных актов, право распоряжения имуществом, право дисциплинарной практики в отношении подчиненных, право визирования по профилю своей деятельности готовящихся в данном органе документов и т.д. Среди особенных дополнительных прав могут быть право технического контроля за исполнением поручений сотрудниками, за состоянием техники безопасности в помещении, право использования различной оргтехники, компьютеров и т.д.

Не меньшую значимость в социально-правовом статусе гражданского служащего занимают его служебные обязанности. Статья 15 федерального закона № 79 устанавливает 12 основных обязанностей гражданских служащих. Согласно им каждый гражданский служащий обязан:

Таким образом, мы видим, что обязанности госслужащего являются логичным продолжением его прав и в совокупности с ними направлены на то, чтобы сделать систему государственного управления более эффективной.

Российское административное право

Права государственного служащего

В качестве основного элемента правового статуса государственного служащего, раскрывающего демократизм государственной службы и обусловливающего ее эффективное функционирование, выступают права государственного служащего.

Установленные Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и иными законами о соответствующем виде государственной службы права государственного служащего можно разделить на три группы:

  1. права, обеспечивающие уяснение служащим своего правового статуса и его правовую защиту;
  2. права, способствующие непосредственному выполнению служебных обязанностей;
  3. права, содействующие усилению должностной активности государственного служащего, реализации принадлежащих ему конституционных прав и свобод и обеспечивающие социальные гарантии служащего.

К первой группе прав государственного служащего относятся:

а) ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности государственной службы, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей;

б) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности государственной службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста; ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;

в) проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

г) право на обращение государственного служащего в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов, содержания выданных характеристик, приема на государственную службу, ее прохождения, реализации прав государственного служащего, перевода на другую государственную должность государственной службы, дисциплинарной ответственности государственного служащего, увольнения с государственной службы;

д) защита сведений о государственном служащем;

е) государственная защита своих жизни и здоровья, жизни и здоровья своей семьи, а также принадлежащего государственному служащему имущества.

Ко второй группе прав государственного служащего относятся:

а) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей; обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

б) доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации; посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;

в) принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;

г) переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;

Читайте так же:  Обзор федерального закона о такси и можно ли его обойти

д) внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции;

е) право на ношение форменной одежды установленного образца (в соответствующих государственных органах).

Третью группу прав государственного служащего составляют:

а) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности; должностной рост на конкурсной основе;

б) продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации;

в) пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы;

г) объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;

д) право на денежное содержание, состоящее из должностного оклада, надбавок к нему за классные чины и специальные звания, особые условия государственной службы, выслугу лет, а также премии по результатам работы;

е) право на отдых, обеспечиваемое установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков (например, право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней; для отдельных категорий государственных служащих федеральными законами и законами субъектов РФ устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск большей продолжительности);

ж) право на включение в стаж государственной службы государственного служащего иных периодов трудовой деятельности;

з) медицинское обслуживание государственного служащего и членов его семьи, в том числе и после выхода его на пенсию;

и) обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей;

к) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им государственной службы.

Государственному служащему могут компенсироваться расходы в связи с его служебными командировками, связанные с приемом на государственную службу, переводом на государственную должность в другой государственный орган, направлением на государственную службу в другую местность, а также возмещаются связанные с этим транспортные расходы и расходы на оплату жилья.

Государственному служащему в зависимости от условий прохождения им государственной службы предоставляется в установленном законом порядке жилая площадь, служебный транспорт или денежная компенсация транспортных расходов.

Статья 10. Основные обязанности государственного служащего

Статья 10. Основные обязанности государственного служащего

Государственный служащий обязан:

1) обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции Российской Федерации, реализацию Федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, в том числе регулирующих сферу его полномочий;

2) добросовестно исполнять должностные обязанности;

3) обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;

4) исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных;

5) в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

6) соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией;

7) поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей;

8) хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

Права и обязанности государственного служащего (стр. 2 из 5)

Правовой статус государственных служащих включает следующие составляющие: способы замещения государственных должностей; нормирование и организацию труда; требования, предъявляемые к государственным служащим; права, обязанности, ограничения и запреты по должности; прохождение службы (аттестация, повышение по службе, присвоение классных чинов, специального звания, ранга и т.д.); меры стимулирования и ответственности.

Специфика выполняемых служащими задач, возложенных на них обязанностей и характер служебных полномочий определяет особенности правового статуса различных категорий государственных служащих, закрепленного в специальных нормативных актах.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу РФ, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта РФ, регулируются федеральным законом от 27.07.2004 г. «О государственной гражданской службе»[7] .

В качестве основного элемента правового статуса федерального государственного гражданского служащего, раскрывающего демократизм государственной службы и обусловливающего ее эффективное функционирование, выступают права государственного служащего.

Под правами государственного служащего имеется в виду обусловленные Конституцией РФ, установленные федеральным законом, иными правовыми нормативными актами и охраняемые государством возможности и свободы профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов[8] .

В статье 14 Закона о государственной гражданской службе предусматриваются общие для всех государственных гражданских служащих права, обладание которыми не связано с конкретными государственными должностями.

[3]

В юридической литературе права государственных служащих подразделяются на отдельные группы. Так, Ноздрачев А.Ф. права государственных служащих подразделяет на две группы: первую — составляют относящиеся к существу служебной деятельности. Вторую – сопутствующие статусу служащих государственные права[9] .

Старилов Ю.Н. права государственного служащего делит на три группы:

1. права, обеспечивающие уяснение служащими своего правового

статуса и его правовую защиту;

2. права, способствующие непосредственному выполнению служебных обязанностей;

3. права, содействующие усилению должностной активности государственного служащего, реализации принадлежащих ему конституционных права и свобод и обеспечивающих социальные гарантии служащего[10] .

Охотский Е.В. права государственного служащего подразделяет на три группы: статусные, функциональные, социально-личностные.[11]

Рассматривая права в соответствии с данной классификацией и на основе закона о государственной гражданской службе, к первой группе прав следует отнести:

1. Право на ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанностями по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста . В соответствии со статьей 47 Закона о государственной гражданской службе 2004 г., профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа. В должностной регламент включаются квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, образованию и стажу работы; должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего и др.

Читайте так же:  Срок действия медицинской справки для водителей

Под критериями оценки эффективности исполнения государственной должности имеются в виду оценочные показатели, складывающиеся из многих факторов служебной деятельности и вместе с тем охватывающие широкий круг служебных и моральных проблем.

2. Право на ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов . При реализации данного права гражданский служащий может изучить свое личное дело полно и конфиденциально, сделать для себя записи и снять копии с документов.

3. Право на рассмотрение индивидуальных служебных споров;

4. Право на проведение по его заявлению служебной проверки. Данное право выступает своеобразной гарантией государственного служащего и членов его семьи от угроз, насилия, оскорблений, ложных обвинений. Срок проведения служебной проверки не должен превышать 30 суток.

Ко второй группе прав государственного гражданского служащего относятся:

1. Право на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа. В целях реализации данного права гражданский служащий вправе запрашивать любую необходимую информацию, пользоваться современными научными и организационно-техническими средствами ее хранения и обработки, а также иметь возможность применять указанные средства в процессе своей служебной деятельности.

2. Право на доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием этих сведений. Доступ гражданских

служащих к данным сведениям, осуществляется в соответствии с Законом от 21.07.1993 г. «О государственной тайне»[12] . Под государственной тайной понимаются защищаемые государством сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

3. Право на доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;

4. Право на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном законом о государственной гражданской службе и другими федеральными законами. Данное право принадлежит всем гражданским служащим, независимо от занимаемых должностей государственной гражданской службы и присвоенных классных чинах.

Переподготовка может быть разного типа, а именно: подготовка к занятию должности гражданской службы, профессиональная подготовка в процессе прохождения службы, повышение квалификации, переквалификация, подготовка к аттестации и квалификационному экзамену.

Переподготовка, повышение квалификации должны осуществляться государственными органами в соответствии с Федеральным законом от 13.01.1996 г. «Об образовании»[13] .

Наконец, последнюю, третью группу прав государственного гражданского служащего составляют:

1. Право на обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей . Имеется в виду право на создание безопасных и здоровых условий труда в нормальной социально-психологической обстановке согласно нормативам, установленным действующим законодательством (трудовым и другими отраслями законодательства, а также должностными инструкциями), и с учетом специфических особенностей управленческого труда. Система безопасных и здоровых условий включает правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и иные мероприятия.

2. Право на отдых , обеспечиваемый установлением нормальной

продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

3. Право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с законом о государственной гражданской службе, иными нормативными правовыми актами РФ и со служебным контрактом . Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (ст. 50 Закона о государственной гражданской службе). Денежное содержание состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью, месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином и иных ежемесячных и дополнительных выплат.

4. Право на защиту сведений о гражданском служащем;

5. Право на должностной рост на конкурсной основе. В подп. 6 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 31.07.1995 г. «Об основах государственной службы РФ» данное право называлось «право на продвижение по службе», под которым понималось изменение назначения государственного служащего и увеличение его денежного содержания[14] . Продвижение по службе имеет две формы: продвижение по классным чинам и продвижение по должности.

6. Право на членство в профессиональном союзе; Данным правом охватываются отношения, связанные с созданием профсоюзов, которые предполагают профессиональный плюрализм в виде широкого разнообразия интересов в рамках государственной службы.

7. Право на государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;

8. Право на государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан РФ, проходивших государственную службу, и их семей.. Это право предполагает получение пенсии с учетом стажа гражданской службы (выслуга лет), пенсии членам семьи гражданского служащего по случаю потери кормильца, в случае смерти, связанной с исполнением гражданским служащим должностных обязанностей, в том числе наступившей после увольнения его с гражданской службы.

Права и обязанности государственных служащих

Права (статья 14, Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»)

Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Читайте так же:  Тайна усыновления как проходит, нужно ли раскрывать тайну

Государственный служащий Российской Федерации как субъект административного права обладает, прежде всего, общегражданскими правами и обязанностями, которые установлены Конституцией и иными нормативными актами. В то же время гражданские права и свободы государственных служащих могут быть ограничены законом, и связано это с особенностями правового положения этих субъектов административного права.

Административно-правовой статус государственного служащего представляет собой комплекс прав, обязанностей и ответственности, который приобретает гражданин с момента зачисления его на государственную должность государственной службы.

Служебные права и обязанности государственного служащего можно подразделить на две группы: общие и специальные (должностные)

Видео (кликните для воспроизведения).

Общие права и обязанности государственных служащих не зависят от конкретных полномочий по государственной должности.

Государственный служащий имеет право

— на ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности государственной службы, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также на организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей,

— на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей,

— на посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности,

— на принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями,

— участвовать по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной государственной должности государственной службы;

— на продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации;

— знакомиться с материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщать к личному делу свои объяснения,

— на переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета,

— на пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы,

— на проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство,

— на объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов,

— вносить предложения по совершенствованию государственной службы в любые инстанции.

Закон наделяет государственного служащего правом обращаться в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой.

Каждый служащий, независимо от занимаемой государственной должности, обязан:

— обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции РФ, реализацию федеральных законов и законов субъектов РФ, в том числе регулирующих сферу его полномочий,

— добросовестно исполнять должностные обязанности;

— обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;

— исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных;

— в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов РФ;

— соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией;

— поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей;

— хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

Специальные права и обязанности государственного служащего определяются спецификой правового положения органа, в котором осуществляется государственно-служебная деятельность. Так, например, служащие налоговых органов наделены правом проведения налоговых проверок хозяйствующих субъектов и обязаны проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах.

Особым статусом обладают служащие военизированных органов. Общими обязанностями служащих военизированных органов выступают защита государственного суверенитета и территориальной целостности РФ, обеспечение безопасности личности, общества и государства. Их должностные и специальные права и обязанности устанавливаются законодательством и дисциплинарными и общевойсковыми уставами. При выполнении специальных обязанностей они могут наделяться правом применения физической силы, специальных средств, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия и т. д.

Права и обязанности государственных служащих: разъяснение закона

Государственная служба — совершенно особая сфера деятельности. Вступая в нее даже на правах специалиста низшего звена, человек приобретает специфические права и обязанности.

Те и другие желательно знать заранее. Почему? Внимательно читайте статью и все поймете сами.

Правовое положение госслужащего

Возможности и ограничения, сопровождающие статус гражданского служащего, регламентированы третьей главой 79 ФЗ.

Преимущественно ею мы и будем руководствоваться. Сначала расскажем о приятном.

На что может рассчитывать чиновник?

Служащие государственных учреждений имеют все права, которые дает работнику Трудовой кодекс РФ (статья 21 и др.):

  • обеспечение условий, необходимых для нормального труда;
  • право на регулярный отдых (выходные и праздничные дни, ежегодные отпуска);
  • регулярную зарплату и другие предусмотренные законом выплаты;
  • членство в профсоюзе;
  • обращение в суд для защиты ущемленных интересов;
  • обязательное медицинское страхование;
  • пенсионное обеспечение.
  • настаивать на ознакомлении с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело;
  • требовать служебной проверки по заявлению;
  • продвигаться по службе на основании открытых конкурсов.

Своеобразное право госслужащего — гарантированный доступ к сведениям, которые признаны гостайной (в том случае, когда они оказываются необходимыми для исполнения поручений.

Основные обязанности гражданских служащих

Госслужащему следует работать в строгом соответствии с Конституцией РФ и принятым регламентом, чтить и соблюдать служебный распорядок.

  • пройти дактилоскопическую регистрацию;
  • не разглашать информацию, которая охраняется законом или касается частной жизни граждан;
  • поддерживать нужный квалификационный уровень;
  • беречь государственное имущество;
  • сообщать определенные сведения о себе и членах семьи -в частности, отчитываться о доходах;
  • корректно общаться с гражданами;
  • не совершать поступков, которые могли бы порочить его должность.
Читайте так же:  Плата за капремонт новостроек важные моменты

Отдельного внимания заслуживает пункт о неправомерных поручениях. Государственный служащий не должен исполнять требования начальства слепо. Каждое поручение нужно оценивать с точки зрения его соответствия действующему законодательству. В случае нарушения этого требования исполнитель несет дисциплинарную ответственность.

Ряд запретов налагается статьей 17. В частности, согласно ей госслужащие не могут:

  • осуществлять предпринимательскую деятельность;
  • приобретать ценные бумаги для получения дохода;
  • получать вознаграждения от физических и юридических лиц;
  • использовать в своих корыстных целях государственное имущество;
  • публично высказываться о деятельности руководителей и вышестоящих госорганов;
  • свободно принимать награды других государств;
  • хранить деньги в иностранных банках.

Как видите, ограничений достаточно много и они серьезные. Важно понимать, что работа на госслужбе может напоминать о себе даже после увольнения. Например, людям, которые в юности были младшими чиновниками в каком-либо департаменте, в дальнейшем придется столкнуться с усложненной процедурой оформления загранпаспорта.

Права и обязанности государственных служащих

Служебные права и обязанности государственных служащих подраз­деляются на общие, специальные и дополнительные.

Общими для всех государственных служащих являются такие права. как;

—на обеспечение надлежащих организационно-технических условий,
необходимых для исполнения должностных обязанностей;

—на ознакомление с должностным регламентом и иными документа­
ми, определяющими его права и обязанности по замещаемой долж­ности гражданской службы, критериями оценки эффективности испол­нения должностных обязанностей, показателями результативности
профессиональной служебной деятельности и условиями должностно­го роста;

[2]

—на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжи­тельности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабо­чих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и до­полнительных отпусков;

—на получение в установленном порядке информации и материалов,
необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на вне­сение предложений о совершенствовании деятельности государственного
органа;

—на доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим го­сударственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связа­но с использованием таких сведений; доступ в связи с исполнением долж­ностных обязанностей в государственные органы, органы местного само­
управления, общественные объединения и иные организации.

В свою очередь государственный служащий, к примеру, обязан:

— соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные и федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федера­ции, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации и обеспечивать их исполнение;

—исполнять должностные обязанности в соответствии с должност­ным регламентом; исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством РФ; соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

—соблюдать служебный распорядок государственного органа;

—поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежа­щего исполнения должностных обязанностей;

—не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

Специальными правами государственные служащие наделяются в зависимости от правового положения органа, в котором они работают, и от того, какую занимают должность. Для выполнения специальных обязанно­стей некоторые государственные служащие могут наделяться дополни­тельными правами — на применение оружия, на исполнение предъявляе­мых требований, на применение мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и т.д.

Дата добавления: 2016-07-09 ; просмотров: 272 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Права и обязанности государственных служащих

Читайте также:

  1. Cтатья 2. Основные трудовые права работников
  2. Cтатья 353. Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
  3. E) Нарушение или неправильное применение норм процессуального права.
  4. G) Пользуются всеми правами и несут все обязанности истца.
  5. I IV. Регулирование государственных доходов 1 страница
  6. I IV. Регулирование государственных доходов 10 страница
  7. I IV. Регулирование государственных доходов 11 страница
  8. I IV. Регулирование государственных доходов 12 страница
  9. I IV. Регулирование государственных доходов 13 страница
  10. I IV. Регулирование государственных доходов 14 страница
  11. I IV. Регулирование государственных доходов 15 страница
  12. I IV. Регулирование государственных доходов 16 страница

Права и обязанности государственных служащих обусловлены спецификой выполняемых, государственных служащим, функций, вытекающих из компетенции государственного органа, в котором он работает. Общие права государственных служащих перечислены в ст.20, общие обязанности в ст.21 закона.

Характерной особенностью этих прав и обязанностей является то, что они выражают не конкретные полномочия по занимаемой должности, а общие правила поведения государственных служащих, которыми обеспечивается исполнение ими полномочий по замещаемым должностям.

Конкретные полномочия государственного служащего по занимаемой должности определяются должностной инструкцией.

Кроме прав и обязанностей для государственных служащих законодательством установлен ряд ограничений и запретов, цель которых установить правовые преграды для возможных злоупотреблений государственных служащих.

Законом установлено два вида ограничений:

1. Ограничение, установленное для гражданина ещё не являющегося государственным служащим при его поступлении на государственную службу (статья 33), которая сохраняет своё действие и после того, как гражданин стал государственным служащим;

2. Ограничение, установленное на период работы в качестве государственного служащего (статья 22).

Перечень, приведённый в статье 22 Закона ограничений, не является закрытым.

Государственный служащий, нарушивший требования Закона «Об ограничениях», подлежит освобождению от занимаемой должности.

Порядок прохождения государственной службы

В ОТП правоотношения понимается, как общественное отношение урегулированное нормой права. Правоотношения возникают, изменяются и прекращаются, вследствие, конкретных обстоятельств, предусмотренных нормами права и называемых юридическими фактами.

В доктрине административного права под прохождением службы, понимается совокупность юридических фактов, вызывающих изменение и прекращение государственных служебных отношений.

Закон не раскрывает понятие «прохождения государственной службы». В главе 4, с одноименным названием, речь ведётся о присяге, повышении квалификации, переподготовке, аттестации в государственных служащих, служебных командировках, переводе государственного служащего в другую местность или на другую должность.

Вопрос о том, какие юридические факты являются основаниями возникновениях отношения, в которые вступает государственный служащий при поступлении на государственную службу, является дискуссионным.

Читайте так же:  Есть ли штраф за езду без птс

В законодательстве отсутствует единство терминологии при оформлении данных отношений, используются такие термины, как:

· Замещение государственной должности государственной службы;

· Поступление на государственную должность, государственной службы;

· Назначение на государственную должность государственной службы (приём на работу).

[1]

Закон предусматривает следующие замещения должностей в государственных органах:

· Избрание (статья 37);

· С гражданами, поступающим на государственную службу, заключается контракт (статья 30).

Наиболее часто приём на работу на государственную службу, осуществляется по средствам назначения на должность, вместе с тем, с отдельными государственными служащими (премьером, депутатами палаты представителей, судьями) контракт не заключается.

Квалификационные требования, при поступлении на государственную службу, закреплены в статье 26 Закона. Для лиц впервые проступающих на государственную службу, проводится квалификационный экзамен, в порядке установленным Приказом Президента РБ от 17.03.2005 года №139. Сдача квалификационного экзамена, не является безусловным основанием для назначения на государственную должность.

Для гражданина, поступающего на государственную службу, по соглашению сторон, может устанавливаться испытательный срок от 3 до 6 месяцев.

С гражданами, поступающими на государственную службу, заключается контракт на срок не менее 1 года, максимальны срок действия контракта 5 лет.

Законом предусмотрено, проведение обязательной государственной аттестации государственных служащих, порядок проведения которой, установлен Указом Президента РБ от 06.11.2003 года №489.

Государственным служащим, занимающим соответственную государственную должность. В процессе прохождения государственной службы, присваиваются классы. Для государственных служащих устанавливается высший класс и 12 классов, из которых 12, является низшим. Каждой должности государственного служащего соответствует определенный класс. Лицам, принимаемым на государственную службу впервые, класс государственного служащего присваивается, как правило, не ранее, чем через 6 месяцев.

Отдельным категориям государственных служащих присваиваются квалификационные статусы (судьи), чины (прокурорским работникам) звания (таможенным работникам).

В законодательстве, отсутствует определение понятия «прекращение государственной службы», статья 40 перечисляет только основания прекращения государственной службы. Белорусские ученые определяют прекращение государственной службы, как прекращение полномочий государственного служащего в государственном органе, в результате увольнения с государственной службы по основаниям законодательством о труде и государственной службы. Таким образом, перечень оснований прекращений государственной службы, установленной статьёй 40, не является закрытым. Закон предусматривает единственное прекращение службы, по желанию государственного служащего – отставка. Право на отставку возникает лишь, при наличии условий, предусмотренных статьёй 22 Закона. Закон не предусматривает с каким юридическим фактором связывается прекращение государственной службы, поскольку основанием для возникновения трудовых отношений государственных служащих, являются акт на назначение на должность и контракт, то и для прекращением государственной службы, основанием являются, прекращение (расторжение) контракта и акт об освобождении от занимаемой должности.

Поощрение и ответственность государственных служащих

Применение мер поощрения является одним из методов обеспечения трудовой дисциплины. Под поощрением понимается, публичное признание трудовых заслуг, осуществляемая, путём применения государственного служащего, различных мер материального характера, предоставление льгот и преимуществ. В законе приведён примерный перечень мер поощрений, которые могут быть применены в отношении к работе (объявление благодарности, досрочное присвоение классов).

Мера поощрения объявляется в приказе руководителя государственного органа и заносится в трудовую книжку государственного служителя. За особые трудовые заслуги, работники, в том числе государственные служащие, могут быть представлены к награждению государственными наградами. Соответствующий порядок установлен приказом президента РБ от 0804.2005 №178 и Законом РБ «О государственных наградах РБ».

Государственные служащие могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, уголовной и материальной ответственности, в соответствии с законодательством. Дисциплинарная ответственность является основным видом ответственности государственных служащих. Отсутствует НПА о государственных служащих, общие положения содержатся в трудовом кодексе и Законом, при этом перечень дисциплинарных взыскании которые могут быть прикреплены, в законе шире, чем в кодексе. Кроме того, в отдельных отраслях и сферах государственной деятельности, действуют уставы и положения и дисциплине отдельных категориях государственных служащих, например: судах, прокуратура и т.д. Поэтому считается, что дисциплинарная ответственность, является специальной дисциплинарной ответственностью.

Особенностью нормотворческой деятельностью органов исполнительной власти является то, что НПА, которые представляют собой, результат такой деятельности подвергаются юридической экспертизе, не на стадии подготовки проекта, а после принятия (издания) соответствующим НПА, перед включением его в национальный реестр правовых актов.

Понятие нормотворческой деятельности, нормотворческого органа, нормотворческого процесса в общем виде дано в законе об НПА. Второй вид правовой формы управленческо деятельности-правоприменительную деятельность — самостоятельно.

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 235 ; Нарушение авторских прав? ;

Видео (кликните для воспроизведения).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники


  1. Арсеньев К. К. Заметки о русской адвокатуре; Автограф — М., 2013. — 560 c.

  2. Гельфер, Я. М. История и методология термодинамики и статистической физики / Я.М. Гельфер. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2013. — 536 c.

  3. ред. Кашанина, Т.В.; Кашанин, А.В. Основы права. Хрестоматия; М.: Высшая школа, 2012. — 279 c.
  4. Ведерников, А. Н. Конституционное право личности на судебную защиту в законодательстве и судебной практике России / А.Н. Ведерников. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2017. — 152 c.
Права и обязанности государственных служащих
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here