Порядок трудоустройста инвалидов в россии

Самое главное по теме: "Порядок трудоустройста инвалидов в россии" актуальное в 2019 и 2020 годах понятным языком для непрофессионалов.

2.3. Трудоустройство инвалидов

2.3.1. Меры и механизмы

Меры

Механизмы

1. Индивидуальная программа реабилитации
2. квоты на рабочие места
3. Организация специальных рабочих мест за счет работодателей
4. Государственная поддержка специализированных предприятий и организаций инвалидов
5. Профессиональное переобучение инвалидов
6. Профессиональное руководство и психологическая поддержка инвалидов
7. Специализированные ярмарки рабочих мест
8. Тройственные соглашения между государственными организациями, профсоюзами и работодателями
9. Муниципальные комитеты при местных органах власти по вопросам занятости
10. Организация самозанятости и предпринимательской деятельности инвалидов

Структуры-посредники и процедуры

1. Региональные органы занятости
2. Специализированные центры занятости для инвалидов
3. Территориальные органы федеральной инспекции по труду
4. местное правительство
5. федеральные и региональные программы занятости
6. региональные координационные органы по социальной защите инвалидов
7. Территориальные органы общественных организаций инвалидов

Системы предоставления

1. Центры занятости в муниципалитетах
2. Предприятия и организации всех форм собственности
3. Специализированные предприятия и организации инвалидов

2.3.2. Положительный опыт

Далее приводятся некоторые примеры для демонстрации ряда подходов, используемых на региональном уровне.

Иркутская региональная программа

Региональная программа Иркутской области по поддержке трудоустройства и профессиональной реабилитации (2006 — 2010) направлена на:
— Трудоустройство минимум 435 людей на новых рабочих местах;
— Обеспечение того, что минимум 726 человек сохранят рабочие места;
— Обучение 220 инвалидов в высших и средних
профессиональных учебных заведениях;
— Проведение профессиональной реабилитации более 1900 людей с нарушением органов слуха и 850 людей с нарушением органов зрения.

Инициативы Республики Удмуртия

В течение 2006 года в Республике Удмуртия 500 инвалидов прошли обучение в рамках программ по социальной адаптации:
— «Новый старт» — 59 человек
— «Клуб соискателей» — 16 человек
— «Развитие микро-предпринимательства» — 35 человек
— «Навыки поиска работы» -86 человек
— Консультации и информация — 300 человек.

Межсекторное взаимодействие, Москва

В Москве в 1999 году была создана государственная служба по реабилитации. Она действует как межсекторный орган, объединяющий представителей исполнительной ветви власти из различных институтов, органов местной власти и реабилитационных организаций, предоставляющих услуги по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов. Таким образом, органы власти, отвечающие за реабилитацию, организации на каждом уровне и поставщики программ медицинской, профессиональной и социальной реабилитации действуют сообща. Также планируется создание специального центра по трудоустройству и профессиональной реабилитации инвалидов с нарушениями функций двигательного аппарата. Он будет частично финансироваться за счет ресурсов, полученных в рамках системы квотирования.

Создание и сохранение рабочих мест в Вологодской области

В 2005 году Вологодская область направила 9,6 млн. руб. на реализацию региональной целевой программы «Создание и сохранение рабочих мест при трудоустройстве инвалидов», которая направлена на создание 105 дополнительных рабочих мест для инвалидов. Кроме того, 900 инвалидов получили рабочие места в рамках Вологодского регионального закона о квотировании рабочих мест по принципу инвалидности.

Максимальное использование квот в Алтайском крае

В Алтайском крае акцент в основном делается на усиление механизма квотирования. Региональный кодекс административных наказаний устанавливает штрафные санкции за каждое незаполненное квотированное рабочее место в размере 20-30 минимальных размеров оплаты труда. Результатом этого стало трудоустройство 8-9 тыс. инвалидов за год. Количество трудоустроенных инвалидов в крае в настоящее время приближается к цифре 23400 человек.

Центр занятости в Оренбурге

Центр занятости в Оренбурге проводят специальную «горячую линию» по поддержке инвалидов, которые трудоустроены на социально защищенных позициях. Он также организует миниярмарки вакансий.

Роль специализированных организаций в Красноярском крае

В Красноярском крае акцент делается на развитие специализированных организаций, занимающихся трудоустройством инвалидов. В настоящее время существует 86 таких организаций, которые трудоустраивают или проводят реабилитацию 1310 инвалидов. Агентство при региональном правительстве осуществляющее социальную и профессиональную реабилитацию инвалидов, предлагает возможности для обучения народным и художественным промыслам, включая художественное плетение, вязание вручную, обработку камня, батик и керамику. Также действуют 43 клуба по поиску работы для соискателей-инвалидов, которые организованы Региональной Службой Занятости совместно с департаментом социальной защиты края и общественными организациями инвалидов.

Занятия искусством в Ульяновской области

Этот же акцент на занятия инвалидов искусством нашел свое отражение в Ульяновской области, где общественные организации инвалидов провели благотворительную выставку картин, самодельных плетеных и вязанных изделий для получения дополнительных средств на создание центра занятости инвалидов.

Ярмарки вакансий в Ивановской области

Центр занятости в Ивановской области провел «День трудоустройства», который был приурочен к Международному Дню Инвалидов. В данном мероприятии приняли участие 63 безработных инвалида и 5 организаций города, которые предоставили информацию о своих вакансиях. Участники могли напрямую пообщаться с представителями кадровых служб и руководителями организаций и таким образом получить достоверную информацию о вакантных позициях и условиях работы.

Проект 5 городов

В 2003 — 2005 гг. при поддержке фонда Форда в пяти российских городах был проведен проект по трудоустройству инвалидов. Участниками проекта могли стать только общественные организации. Проект был направлен на продвижение интегрированного подхода к трудоустройству инвалидов и повышению их мотивации на получение достойных рабочих мест и профессиональное развитие. Организации участники:
— Региональная общественная организация «Перспектива» (Москва);
— Региональная организация инвалидов «Инватур» (Нижний Новгород);
— Городская организация инвалидов «Десница» (Самара);
— Городская организация инвалидов «Центр независимой жизни» (Тольятти);
— Городская организация инвалидов «Феникс» (Ростов).

Три региональных пилотных проекта по трудоустройству

ТРУДОУСТРОЙСТВО ИНВАЛИДОВ

Сложная экономическая ситуация, сложившая в последнее время, в первую очередь, самым серьезным образом отражается на социально незащищенных слоях населения. Снижение уровня жизни и повышение цен на товары жизненной необходимости вынуждают искать дополнительный источник средств к существованию даже те категории граждан, которым работа дается особо тяжело – лицам с ограниченными возможностями. Вместе с тем, в последнее десятилетие нормативная база претерпела значительные изменения, большинство из которых было направлено на повышение уровня социальной защиты указанных лиц. Таким образом, в современных условиях вопросы, связанные трудоустройством инвалидов, приобретают особое значение.

Читайте так же:  Административный отпуск без сохранения заработной платы

ИНВАЛИД: ПОНЯТИЕ, НОРМАТИВНАЯ БАЗА

Согласно статье 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон об инвалидах) инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Закон об инвалидах содержит основной перечень прав и гарантий, предоставленных инвалидам на федеральном уровне, а также перечень мер социальной поддержки указанной категории граждан. Кроме того, рассматриваемый закон устанавливает основы регулирования социальной защиты инвалидов в России, при этом остальная часть вопросов по указанной проблеме относится к компетенции субъектов Российской Федерации. Это означает, что именно региональные власти определяют уровень социальной защиты инвалидов в том или ином регионе, перечень прав и социальных гарантий, а также мер государственной поддержки путем принятия соответствующих региональных законов и иных нормативных актов. Финансирование соответствующих мероприятий также осуществляется за счет средств региональных бюджетов. Отсюда возникают некоторые различия в вопросах регулирования трудоустройства и социального обеспечения лиц с ограниченными возможностями в различных регионах России. Между тем, тот уровень гарантий, который установлен Законом об инвалидах, не может быть снижен или изменен в худшую сторону.

Кроме рассмотренных нормативно-правовых актов, нормы, касающиеся социальной защиты инвалидов в части регулирования труда указанных лиц, содержатся в трудовом законодательстве – Трудовом кодексе РФ (далее – ТК РФ) и ряде подзаконных актов.

Гарантии трудовой занятости инвалидов

Законом об инвалидах предусмотрены следующие мероприятия, проведение которых призвано способствовать повышению конкурентоспособности работников-инвалидов на рынке труда:

— квотирование рабочих мест (установление квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов);

— резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

— стимулирование создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;

— создание инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов;

— создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;

— организации обучения инвалидов новым профессиям.

Как было указано выше, данные мероприятия организуются и проводятся силами региональных властей за счет бюджета соответствующего региона.

Квотирование рабочих мест

[2]

Для обеспечения занятости инвалидов организациям независимо от форм собственности устанавливается квота для приема на работу инвалидов. Квота – это количество рабочих мест, установленное в процентах от среднесписочной численности работников организации для приема на работу инвалидов, которых работодатель обязан трудоустроить в организации. В соответствии со ст. 21 Закона об инвалидах организациям (независимо от форм собственности), численность работников которых составляет более 100 человек, квота для приема на работу инвалидов устанавливается законодательством субъекта РФ в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 % и не более 4 %). При расчете указанной квоты в среднесписочную численность не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным согласно результатам аттестации рабочих мест или специальной оценки условий труда (ч. 2 ст. 21 Закона об инвалидах).

[3]

На тех предприятиях, на которых установлена квота, трудоустройство инвалидов осуществляется по направлению территориальных органов государственной службы занятости населения с учетом предложений территориальных органов социальной защиты, а также общественных организаций инвалидов либо с учетом заявлений инвалидов, испытывающих трудности в поиске работы. Размер квоты в конкретном регионе определяется законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации.

Отказ в приеме на работу в счет квоты может быть обжалован инвалидом в судебном порядке.

ВАЖНО! Отказ инвалиду в трудоустройстве в пределах квоты РФ влечет наступление административной ответственности согласно Кодексу административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Специализированные рабочие места

Трудоустройство инвалидов может осуществляться как на обычные, так и на специализированные рабочие места.

Специальные рабочие места создаются путем проведения дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов (ст. 22 Закона об инвалидах). Приказом Минтруда России от 19.11.2013 N 685н предусмотрены Основные требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности (далее — Требования). Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 N 30 утверждены СП 2.2.9.2510-09. Гигиенические требования к условиям труда инвалидов. Санитарные правила

Специальные рабочие места оснащаются индивидуально для каждого инвалида или для группы инвалидов с однотипными нарушениями (ограничениями). Обустройство рабочих мест для инвалидов не должно препятствовать выполнению трудовых функций другими работниками. Если характер труда инвалида или нарушение функций его организма и ограничения жизнедеятельности не требуют особых условий, оснащать для него специальное рабочее место не нужно.

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Обязанности работодателя по обеспечению занятости инвалидов

Читайте так же:  Подача жалобы в прокуратуру

Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:

— создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о таких рабочих местах (п. 1 ч. 2 ст. 24 Закона об инвалидах);

— принимать инвалидов на работу в счет установленной квоты;

— создавать для инвалидов условия труда в соответствии с выданной им индивидуальной программой реабилитации;

— представлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов (п. 3 ч. 2 ст. 24 Закона об инвалидах).

ВАЖНО! Неисполнение или ненадлежащее исполнение работодателем обязанности по обеспечению занятости инвалидов является основанием для его привлечения к административной ответственности (ст. ст. 5.42, 19.7 КоАП РФ).

ПРИЕМ НА РАБОТУ

Учитывая, что законодательством предусмотрены определенные особенности регулирования труда инвалидов, о которых речь пойдет ниже, указанные лица при поступлении на работу предъявляют соответствующие документы, подтверждающие инвалидность.

К таким документам относятся:

[1]

— справка, подтверждающая факт установления инвалидности, либо в случае утраты или порчи справки ее дубликат, выдаваемые по установленной (абз. 1, 2 п. 36 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (далее — Правила N 95), абз. 2 п. 1 Приказа Минздравсоцразвития России от 24.11.2010 N 1031н, абз. 1, 6 п. 9 Порядка составления формы справки);

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

— индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (далее — ИПРА), выдаваемые по формам, приведенным соответственно в Приложениях N 2 и 3 к Приказу Минтруда России от 31.07.2015 N 528н. (ч. 1 ст. 11 Закона об инвалидах, абз. 1, 2 п. 36 Правил N 95, абз. 3, 4 п. 1 вышеупомянутого Приказа).

ВАЖНО! Обязанность работника предъявлять при поступлении на работу документы, раскрывающие факт его инвалидности, законодательно не предусмотрена. В случае, если работник при приеме на работу утаил факт наличия у него инвалидности и из предоставленных документов указанная информация не следовала, работодатель не может быть привлечен к ответственности за невыполнение обязанностей по обеспечению занятости соответствующего лица, а также за невыполнение предусмотренных законом требований, касающихся условий труда инвалидов. Если же факт инвалидности работника стал известен работодателю после заключения трудового договора с последним (либо если инвалидность возникла у работника после заключения трудового договора), работодатель обязан внести соответствующие изменения в трудовой договор непосредственно после раскрытия соответствующего факта.

Гарантии инвалидам при трудоустройстве

Особенности трудоустройства инвалидов в России в 2019 году

  • право получить возможность самостоятельно зарабатывать себе на жизнь трудом;
  • право на свободу труда (свободу выбора рода занятий) в условиях доступности рынка труда для инвалидов.

Государства-участники Конвенции о правах инвалидов принимают на себя обязательства по реализации гарантий права инвалидов на труд, в числе которых указываются следующие: Законодательство Российской Федерации признает право инвалидов на труд, для реализации которых установлен ряд гарантий обеспечения их трудовой занятости наравне с другими с помощью следующих мер: Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает такую меру по содействию трудоустройству инвалидов, как установление квоты для приема на работу. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов должны быть оборудованы работодателями с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с нормативно закрепленными требованиями. Предусматриваются также специальные требования к организации труда инвалидов с поражением отдельных функций и систем организма. Организации, в которых работают инвалиды, обязаны создавать все необходимые условия для их труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации.

  • информирование по вопросам занятости;
  • обеспечение профессионального образования;
  • трудоустройство в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов;
  • создание адаптированных рабочих мест и условий труда для инвалидов.

В числе государственных гарантий содействия занятости инвалидов в г. Москве указываются: Содействие в трудоустройстве незанятых инвалидов и профессиональная реабилитация в г.

Москве осуществляются специализированными государственными учреждениями посредством: Органы исполнительной власти г.

Москвы оказывают экономическую поддержку организациям, использующим труд инвалидов, путем:

Обеспечение занятости инвалидов

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предоставляют инвалидам гарантии трудовой занятости путем проведения следующих специальных мероприятий: установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты (доли, части, процента) для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; стимулирование создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов; организации обучения инвалидов новым профессиям.

Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда. Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья.

Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней. Согласно статье 24 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ

«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

, работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Гарантии инвалидам при трудоустройстве

Гарантий для них закон содержит не так и много, но они все же есть. К числу таковых относится: Здесь уже в каждом отдельном случае нужно быть внимательным и применять соответствующие меры.

  • Молодых специалистов;
  • Матерей-одиночек или родителей многодетных семей;
  • Родителей детей-инвалидов;
  • Инвалидов;
  • Беженцев.
Читайте так же:  Особенности предоставления социальной ипотеки для молодой семьи

Гарантии перечисленным группам гражданам реализуются через создание дополнительных рабочих мест. Виды гарантий, установленных государством, многочисленны.

«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

, можно определить следующий порядок оформления соответствующей процедурой: Обратите внимание, что обязанность работодателя создавать (выделять) рабочие места для инвалидов, является прямой обязанностью установленной действующим законодательством.

Трудоустройство инвалидов: законодательство

Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

  • установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;
  • резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
  • стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
  • создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов; — создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;
  • организации обучения инвалидов новым профессиям.
  • Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:
  • создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах;
  • создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
  • предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов (ст. 21 вышеуказанного Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов — рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов оснащаются (оборудуются) работодателями с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с основными требованиями к такому оснащению (оборудованию) указанных рабочих мест, определенными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов. Статьей 23 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» регламентированы условия труда инвалидов. Так, инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и другие), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками.

Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда. Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья. Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней.

Порядок трудоустройста инвалидов в России

МОСКВА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ: 8 495 938-60-52

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ЛЕНИГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ: 8 812 467-44-57

РЕГИОНЫ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НОМЕР: 8 800 350-91-74

Трудоустройство инвалидов в РФ в 2019 году — льготы при приеме инвалида на работу

Вопросы обеспечения работой людей с ограниченными возможностями сохраняют свою актуальность и сегодня. Несмотря на автоматизацию труда и существование многочисленных профессий и рабочих мест, на которых смогли бы трудиться и инвалиды, предприятия и компании с небольшой охотой принимают людей с ограниченными возможностями. Во многом это объясняется наличие трудовых льгот у людей с ограниченными возможностями, оформление инвалида на работу считается проблематичным.

Трудоустройство инвалидов – общие положения

Между тем, трудоустройство инвалидов по законодательству РФ в 2019 году, является не правом, а обязанностью работодателей. Согласно трудовому законодательству, отказать работнику в этом в силу его инвалидности нельзя. Единственным возможным основанием для отказа может быть только недостаточный уровень профессиональных знаний или их отсутствие. Таким образом, если соискатель-инвалид обладает необходимым образованием и профессиональными компетенциями, отвечающими требованиям руководителя в рамках вакантной должности, то предприятие обязано принять гражданина с ограниченными возможностями на работу. Одновременно с этим сегодня каждый работодатель обязан произвести расчет квоты для приема на работу инвалидов. Кроме того, при отказе работодатель обязан обосновать причины и изложить их письменно, а соискателю-инвалиду, в свою очередь, дано право требования от работодателя письменного отказа. Письменный отказ дает инвалиду право восстановления и защиты своих прав в органах суда. Так, если суд признает отказ в приме на работу необоснованным, то работодатель будет обязан предоставить инвалиду рабочее место, согласно имеющееся квоте. Последнее определяет положение о квотировании рабочих мест для инвалидов в организации.

Особенности трудоустройства инвалидов в России

Современное российское законодательство не предусматривает каких-либо ограничений, а также особенных преимуществ при трудоустройстве граждан с ограниченными возможностями. В целом, трудоустройство для инвалидов 1, 2 и 3 группы в России осуществляется на общих основаниях, предусмотренных трудовым законом. Общие положения закреплены в 64 его статье. Ряд требований, в силу которых работодатель не может ограничить права инвалидов при трудоустройстве, предусмотрены законом о социальной защите. Также к числу дополнительных нормативно-правовых актов можно отнести и закон о квотировании рабочих мест для инвалидов. Предусмотренные данными законами требования заключаются в следующем:

  • Исполнительные органы должны устанавливать минимальное число рабочих мест, которые должны предоставить компании, действующие на территории региона в пределах установленных квот;
  • Органами гос.власти определяется процентное соотношение числа сотрудников с ограниченными возможностями относительно списочного числа работников, установленная квота для приема на работу инвалидов составляет, как правило, от 2 до 4%.
Читайте так же:  Как узнать кадастровую стоимость земельного участка в росреестре

Освобождаются от необходимости установления квоты работников-инвалидов общественные организации инвалидов, а также компании, в уставном капитале которых присутствуют доли граждан с ограниченными возможностями. Одновременно с этим, предусмотрены и льготы предприятиям, где работают инвалиды.

Как инвалиду трудоустроиться?

Основные функции по трудоустройству и профессиональной переподготовки людей с ограниченными возможностями государством возложено на Центры занятости населения. В целом, трудоустройство инвалидов через центр занятости осуществляется на общих основаниях, равно как и переобучение.

При посещении территориального органа Центра занятости населения, гражданин с ограниченными возможностями, должен предоставить стандартный набор документов:

  • Основной документ гражданина – паспорт;
  • Документы об имеющемся образовании и прохождении курсовых и профессиональных подготовок и получении дополнительного образования;
  • Сведения о трудовом стаже или трудовую книжку;
  • Страховое и налоговое свидетельства;
  • Медицинские документы или иной документ, подтверждающий инвалидность.

В ходе приема решается вопрос о том, как встать на биржу труда инвалиду 2 или 3 группы. Примечательно, что инвалиды 3 группы получают данное право на общих основаниях.

Трудовой договор с инвалидом и его особенности

Трудовые отношения с гражданами с ограниченными возможностями, несмотря на то, что строятся они на общих основаниях, принятых для всех других граждан, имеют ряд особенностей. В частности, особенности трудового договора с инвалидом 3 группы заключаются в следующих моментах:

  • Исключать возможность привлечения инвалида к работе в особо опасных и вредных условиях;
  • Не содержать пунктов о разъездном характере работы;
  • Сокращение рабочего времени, а также предусматривать оплата труда инвалидов при сокращенном рабочем времени и порядок ее расчета;
  • Невозможность вызова на работу в праздники и выходные;
  • Указание на то, сколько дней в году больничного оплачивается инвалиду;
  • Момент стандартного отпуска не в 28, а в 30 календарных дней, а также предоставление дополнительных отпусков.

Для удобства работодателей разработан типовой образец трудового договора с инвалидом 2 группы.

В обязательном порядке договор должен содержать пункты, в которых отражается характер труда, набор функциональных обязанностей, отвечающих тем, что допускает медико-социальная экспертиза, дополнительно должна быть отражена оплата труда инвалидам 2 группы, а также порядок ее расчета и периоды выплаты. Дополнительно учитывается оплата больничного листа инвалидам 1,2 и 3 группы, особенности расчета и порядок выплаты.

Характер льгот для работодателя при трудоустройстве инвалидов

Трудоустройство инвалида для работодателя сопряжено не только с большой ответственностью, но и рядом финансовых затрат, связанных с организацией особых условий труда и аттестацией рабочих мест. В силу этого законодательно предусмотрены льготы работодателям при приеме на работу инвалида, заключающиеся в первую очередь в налоговых послаблениях, в частности в снижении налогооблагаемой базы. Для получения льгот, работодатель обязан уведомить центр занятости о приеме на работу инвалидов и справку о выполнении квоты. Подобный документ подается и в налоговую службу.

Инвалиды по зрению и особенности их труда

Инвалидность по зрению являются наиболее сложной для трудоустройства категории граждан с ограниченными возможностями. Так, в ряде случаев трудоустройство инвалидов по зрению предполагает переподготовку и дополнительное обучение. Кроме того, предприятий, готовых и способных предоставить рабочие места не так много. Сегодня работа для инвалидов по зрению организуется Всероссийским обществом слепых и заключается в сфере сборочных и упаковочных операций. Новым направлением для работы инвалидов по зрению стали колл-центры.

В целом, на современном этапе развития трудового рынка граждане с ограниченными возможностями вполне могут найти себе не просто подходящее, а достаточно хорошо оплачиваемое место работы. Следует отметить, что многие предприятия предоставляют варианты надомной и удаленной работы, связанной с сетью интернет и обработкой информации.

Трудовые права инвалидов

Согласно ст. 23 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.

Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья.

Инвалидам (вне зависимости от группы) предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней.

Согласно ст. 96 Трудового кодекса РФ инвалиды могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия и при условии, если такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением.

В соответствии со ст. ми 99, 113 Трудового кодекса РФ сверхурочная работа — работа, выполняемая работником по инициативе работодателя, за пределами, установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени — сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. Привлечение к сверхурочной работе, а равно и работе в выходные и праздничные дни инвалидов допускается только с их письменного согласия и при условии, если это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. При этом инвалиды должны быть под роспись ознакомлены со своим правом отказаться от сверхурочной работы.

Читайте так же:  Можно ли застраховать автомобиль без владельца

Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

Работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.

Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится с их письменного согласия в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений, индивидуального предпринимателя.

В случае нарушения трудовых прав необходимо обращаться в Государственную инспекцию труда в области, в прокуратуру по месту жительства либо в суд.

Актуальные принципы и формы трудоустройства инвалидов

На данном этапе социального развития государства важнейшим приоритетом политики является комплекс мер по интеграции инвалидов в социум. За последние годы количество социально незащищенных слоев населения неуклонно возрастает, и во всем мире насчитывает около 10% от всего населения земного шара. Но это только верх айсберга, а сколько человек из-за сложности процедуры отказываются от получения этого статуса. Сегодня только 15% всех инвалидов трудоустроены, а среди 1 и 2-й групп инвалидности и того меньше – 8%. Каковы же принципы и формы трудоустройства инвалидов имеются в современном обществе.

Закон о трудоустройстве инвалидов

Недостатки квотирования

Во многих странах существуют законы, определяющие обязанности для работодателей выделять или резервировать специальные места для инвалидов. Однако, у данной системы есть существенные недостатки. Обязывая работодателей трудоустраивать социально незащищенных граждан, государство фактически перекладывает свои обязанности на работодателей. Попытка решить такую сложную социальную проблему за счет предпринимателей без вложения собственных сил, вызывает часто негатив со стороны работодателей. В результате чего жертвами оказываются самые беззащитные слои, подвергаясь дискриминации на рабочем месте, вплоть до насмешек и упреков.

Разве можно говорить в такой ситуации о психологической реабилитации. Как мы знаем, из всех инвалидов трудоустроено только 15%, а всему причина именно боязнь дискриминации. Большое значение оказывает социальное влияние на трудоустройство инвалидов. Большинство молодых инвалидов испытывают комплексы относительно своего состояния, боятся работать среди полноценных людей или недооценивают свои знания и возможности. Кроме того, работодатели не до конца понимают, насколько значим для инвалидов труд, как для удовлетворения физических потребностей, так и для повышения собственной самооценки и реализации себя наравне с полноценными людьми, а часто им попросту это неважно.

Но как бы там ни было, квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов предусмотрено законодательством, и отказ в трудоустройстве инвалида влечет за собой административную ответственность в виде штрафа от 2 до 3 тыс. руб. (статья 5.42 пункт 1 КоАП РФ). Эта мера наказания предусмотрена во многих странах. Штрафы нельзя расценивать как карательную меру за невыполнение правовых норм. В сущности, это взносы, которые направляются на развитие для работодателей равных условий и способствуют созданию новых мест для работы инвалидов.

Кроме того, работодателю может быть выставлено взыскание не только за отказ в трудоустройстве инвалида, но и за невыполнение законодательства в отношении создания специальных рабочих мест и за отказ в трудоустройстве инвалидов в пределах квот. Однако, если условия труда на данном предприятии тяжелые и опасные для здоровья и жизни и противоречат индивидуальной программе реабилитации, тогда отказ в трудоустройстве вполне правомерный.

В случае отказа в трудоустройстве, инвалид имеет право подать иск в суд о признании отказа незаконным. По результатам судовых разбирательств, работодателя могут вынудить трудоустроить гражданина на работу с того дня, когда подано заявление о приеме на работу и оплатить ему время вынужденного прогула. В том случае, если работодатель не выполнил квоту или было невозможно это сделать, он обязан будет вносить обязательные платежи за каждого нетрудоустроенного в пределах квотирования. Эти средства идут на создание мест сверх квоты, а также направляются в общественные объединения инвалидов для создания специальных цехов и предприятий, использующих их труд. Таким образом, эти взносы это альтернатива квотированию. Этот принцип предоставляет предприятиям и компаниям выбор при выполнении квотирования – или брать на работу инвалидов в пределах квоты или платить взносы за нетрудоустроенных граждан.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

На сегодняшний день именно квотирование является основной формой трудоустройства граждан особо требующих социальной защиты, хотя у данной формы есть и недостатки, о которых мы говорили выше, не позволяющие в полном объеме решить проблемы, связанные с социальной интеграцией инвалидов. Следовательно, несмотря на некоторые успехи данной формы, еще остается много нерешенных проблем, и обеспечение занятости данной категории остается наиболее острой и болезненной темой нашей действительности.

Источники


  1. Гамзатов, М.Г. Английские юридические пословицы, поговорки, фразеологизмы и их русские соответствия / М.Г. Гамзатов. — М.: СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2004. — 142 c.

  2. Правоведение для сельскохозяйственных и ветеринарных вузов. Учебник. — М.: Юрайт, 2015. — 524 c.

  3. Журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля. — М.: ДЕАН, 2010. — 872 c.
  4. Гришаев, П.И. Немецко-русский юридический словарь / П.И. Гришаев, Л.И. Донская, М.И. Марфинская. — М.: РУССО, 2016. — 622 c.
Порядок трудоустройста инвалидов в россии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here