Порядок организации социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов

Самое главное по теме: "Порядок организации социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов" актуальное в 2019 и 2020 годах понятным языком для непрофессионалов.

Глава III. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов (ст.ст. 16 — 24)

Глава III. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов

См. ГОСТ Р 53059-2008 «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги инвалидам», утвержденный приказом Ростехрегулирования от 17 декабря 2008 г. N 436-ст

См. ГОСТ Р 52884-2007 «Социальное обслуживание населения. Порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам», утвержденный приказом Ростехрегулирования от 27 декабря 2007 г. N 562-ст

>
Формы социального обслуживания
Содержание
Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (с изменениями и дополнениями) (утратил силу)

Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ
«О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»

С изменениями и дополнениями от:

10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 21 ноября 2011 г., 25 ноября 2013 г.

Принят Государственной Думой 17 мая 1995 года

Одобрен Советом Федерации 21 июля 1995 года

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу с 1 января 2015 г.

См. сравнительный анализ настоящего Федерального закона и Федеральных законов от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (подготовлен экспертами компании «Гарант»)

О социальной защите инвалидов в РФ см. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе.

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Президент Российской Федерации

2 августа 1995 года

Федеральный закон регулирует отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов.

Закреплен комплекс прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания. Социальное обслуживание осуществляется при условии добровольного согласия граждан. Отдельное внимание уделено вопросам профессиональной деятельности граждан пожилого возраста и инвалидов.

Определены формы социального обслуживания: социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание); полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания; стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования); срочное социальное обслуживание, социально-консультативная помощь.

[3]

Регламентирована организация социального обслуживания, порядок осуществления контроля за деятельностью по социальному обслуживанию. Система социального обслуживания состоит из государственного, муниципального и негосударственного секторов социального обслуживания.

Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования.

Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 4 августа 1995 г. N 150, в Собрании законодательства Российской Федерации от 7 августа 1995 г. N 32 ст. 3198

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу с 1 января 2015 г.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 326-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 января 2012 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ

Право социального обеспечения в России

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов

Граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению, имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном и негосударственном секторах системы социального обслуживания.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов предоставляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.

Права граждан пожилого возраста и инвалидов при оказании им социальных услуг могут ограничиваться в случаях, предусмотренных законом. Ограничения прав могут выражаться в помещении этих граждан без их согласия в учреждения социального обслуживания, если они лишены ухода и поддержки родственников или иных законных представителен и не способны самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности (утрата способности к самообслуживанию и (или) активному передвижению) или признаны в установленном законом порядке недееспособными. Вопрос о помещении граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарные учреждения социального обслуживания без их согласия или без согласия их законных представителен решается судом по представлению органов социальной защиты населения.

Гражданам пожилого возраста и инвалидам, являющимся бактерио- или вирусоносителями либо при наличии у них хронического алкоголизма, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, тяжелых психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения, может быть отказано в предоставлении социальных услуг на дому. Отказ в предоставлении гражданам пожилого возраста и инвалидам социальных услуг в этом случае подтверждается совместным заключением органа социальной защиты населения и врачебно-консультативной комиссии учреждения здравоохранения.

Читайте так же:  Правила подачи декларации 3-ндфл в налоговую службу

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, оказываемое в нестационарных условиях, может быть прекращено в случае нарушения ими норм и правил, установленных органами управления социальным обслуживанием при предоставлении данного вида услуг.

Законодательство предусматривает пять форм социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов:

  1. социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);
  2. полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;
  3. стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);
  4. срочное социальное обслуживание;
  5. социально-консультативная помощь.

Социальное обслуживание по желанию граждан пожилого возраста и инвалидов может осуществляться на постоянной или временной основе.

Социальное обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов.

К числу надомных социальных услуг, гарантированных государством, относится:

  1. организация питания, включая доставку продуктов на дом;
  2. помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;
  3. содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения;
  4. поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;
  5. содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;
  6. содействие в организации ритуальных услуг;
  7. другие надомные социальные услуги.

При обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения, в число надомных социальных услуг, предусматриваемых перечнем гарантированных государством социальных услуг, включается содействие в обеспечении топливом и (или) водой.

Кроме перечисленных выше надомных социальных услуг, гражданам пожилого возраста и инвалидам могут быть предоставлены дополнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты.

Социально-медицинское обслуживание на дому предоставляется нуждающимся в надомных социальных услугах гражданам пожилого возраста и инвалидам, страдающим психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением активной формы), тяжелыми заболеваниями (в том числе онкологическими) на поздних стадиях, за исключением карантинных инфекционных заболеваний, хронического алкоголизма, тяжелых психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения. Порядок и условия социально-медицинского обслуживания на дому определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Полустационарное социальное обслуживание включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни. На полустационарное социальное обслуживание принимаются нуждающиеся в нем граждане пожилого возраста и инвалиды, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний к зачислению на социальное обслуживание.

Решение о зачислении на полустационарное социальное обслуживание принимает руководитель учреждения социального обслуживания на основании личного письменного заявления гражданина пожилого возраста или инвалида и справки учреждения здравоохранения о состоянии его здоровья. Порядок и условия полустационарного социального обслуживания определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении.

Стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для граждан пожилого возраста и инвалидов наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга.

Стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется в стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания, профилированных в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья и социальным положением.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на:

Срочное социальное обслуживание направлено на оказание неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста и инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке.

Срочное социальное обслуживание может включать следующие социальные услуги:

  1. разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;
  2. обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
  3. разовое оказание материальной помощи;
  4. содействие в получении временного жилого помещения;
  5. организацию юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц;
  6. организацию экстренной медико-психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей и выделением для этих целей дополнительных телефонных номеров;
  7. иные срочные социальные услуги.

Социально-консультативная помощь гражданам пожилого возраста и инвалидам направлена на их адаптацию в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства.

Социальное обслуживание пожилых граждан и инвалидов

7 минут Светлана Поздникова 959

Социальное обслуживание граждан пенсионного возраста и инвалидов относится к основной форме защиты населения. Целью данной программы является позволить гражданам, которые нуждаются в социальной адаптации, как можно дольше пребывать в привычной среде, защита их интересов и прав.

Кто может получить данный вид поддержки

Соцобслуживание положено гражданам престарелого возраста и людям, с официально признанной инвалидностью. Исходя из законодательства, к первой категории относится лицо, достигшее определенного возраста, после выхода на пенсию. Подтверждением данного факта считается паспорт. Факт признания инвалидности подтверждается документально на медико-социальную экспертизу (МСЭК), исходя из следующих принципов:

  • При наличии стойкого нарушения здоровья, которое обусловлено травмами, дефектами.
  • Имеется частичная или полная утрата самообслуживания, передвижения, самоконтроля, общения, обучения, занятия трудовой деятельностью.
  • Имеется потребность в соцзащите, реабилитационных мерах.

Социальное обслуживание инвалидов и лиц пожилого возраста имеет несколько форм. Они предусматриваются Федеральным Законом.

Надомный вид обслуживания

Обслуживание социальным работником на дому относится к традиционной форме, которая направлена на продление проживания в привычных условиях с поддержанием статуса людей, защиты их интересов, законных прав.

Надомное обслуживание заключается в:

  • организации процесса питания, одновременно с доставкой продуктов домой;
  • помощи в покупке лекарственных средств, промышленных товаров, продовольствия;
  • помощи в приготовлении пищи;
  • сдачи белья в химчистку;
  • сопровождении в лечебное учреждение, помощи в получении медицинского обслуживания;
  • поддерживании дома в необходимом гигиеническом уровне;
  • помощи в получении услуг юриста;
  • помощи в организации похорон.

Если человек проживает в помещении, не имеющем центрального водоснабжения, отопления, то ФЗ предусмотрено включение в перечень надомных услуг, предоставляемых отделом социальной защиты, помощь по обеспечении водой, топливом. Кроме того, предусмотрено право пожилых и инвалидов на получение дополнительных услуг, которые могут быть полностью или частично оплачены.

К ним относятся:

  • нахождение в учреждении, направленном на социальное обслуживание. Оно предполагает дневное и ночное пребывание;
  • срочное сопровождение;
  • нахождение граждан в пансионате, доме-интернате;
  • круглосуточное наблюдение за здоровьем;
  • оказание первой медицинской помощи;
  • кормление ослабленного больного;
  • выполнение медицинской процедуры;
  • консультативное сопровождение.
Читайте так же:  Особенности и порядок исчисления среднего дохода работника для пособия на бирже труда

Социально-бытовое обслуживание престарелых и нетрудоспособных людей может производиться на временной или постоянной основе. Гражданам, имеющим заболевания психики, находящимся на стадии обострения, страдающим хроническим алкоголизмом, венерическими заболеваниями, активным туберкулезом, являющимся бактерионосителями, данное обслуживание не проводится. Поскольку для них требуется лечение в специальном учреждении.

Социально-медицинское сопровождение

Социальное-медицинское сопровождение в домашних условиях направлено на решение актуальных проблем людей престарелого возраста, страдающих от психических заболеваний, находящихся на длительной ремиссии, от онкологии на поздней стадии. Правовое регулирование данных вопросов проводится органами исполнительской власти региона. К сведению, инвалиды могут получить временное жилое помещение в домах жилищного фонда для социальных нужд.

Полустационарный вид помощи

Данная система обслуживания позволяет решать следующие вопросы:

  • социально-бытового характера;
  • культурного сервиса;
  • медицинского наблюдения;
  • организацию питательного процесса;
  • обеспечения активности человека.

Полустационарные услуги полагаются престарелым лицам, людям с инвалидностью, сохранившим способность к движению, самостоятельному обслуживанию, не имеющим противопоказаний медицины для зачисления в данное учреждение. Решение о получении права на вид услуг полустационарного типа принимается руководителем учреждения после письменно оформленного заявления и справки о состоянии здоровья заявителя.

[1]

Человеку могут предоставить следующие услуги: получение одноразового питания, ночлега, доврачебной помощи, направление на лечение, оформление в дом для престарелых или инвалидов, санитарную обработку, содействие в оформлении или перерасчете пенсии, помощь при трудоустройстве, содействие в оформлении документов, страхового полиса.

Полустационарное обслуживание может быть отказано носителям бактерий, вирусов, гражданам, которые являются хроническими алкоголиками, с активной формой туберкулеза, при наличии тяжелых расстройств психики, венерологических заболеваний, требующих лечения в специализированном заведении.

Данная помощь оказывается следующим слоям населения:

  • гражданам России, иностранцам, имеющим вид на жительство;
  • людям, зарегистрированным по месту жительства или имеющим регистрацию по месту пребывания;
  • инвалидам;
  • лицам пожилого возраста.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов

Юридические основы социальной помощи пожилым и инвалидам

Основные направления социального обслуживания инвалидов закреплены в ФЗ от 02.08.1995 г. в редакции от 22.08.2004 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Согласно данному закону инвалиды, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению, имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном и негосударственном секторах системы социального обслуживания.

Социальное обслуживание инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.

Социальное обслуживание осуществляется при условии добровольного согласия инвалидов на получение социальных услуг. Социальное обслуживание по желанию инвалидов может осуществляться на постоянной или временной основе.

Инвалиды, а также их законные представители имеют право отказаться от социального обслуживания, за исключением случаев, специально предусмотрены ФЗ от 02.08.1995 г. в редакции от 22.08.2004 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». В случае отказа от социального обслуживания инвалидам, а также их законным представителям разъясняются возможные последствия принятого ими решения.

Отказ инвалидов от социального обслуживания, который может повлечь за собой ухудшение состояния их здоровья или угрозу для их жизни, оформляется письменным заявлением инвалидов или их законных представителей, подтверждающим получение информации о последствиях отказа.

Ограничения прав инвалидов при оказании им социальных услуг допускаются в случаях, если они лишены ухода и поддержки со стороны родственников или иных законных представителей и при этом не способны самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности (утрата способности к самообслуживанию и (или) активному передвижению) или признаны в установленном законом порядке недееспособными. Вопрос о помещении инвалидов в стационарные учреждениях социального обслуживания без их согласия или без согласия их законных представителей решается судом по представлению органов социальной защиты населения.

Отказ от услуг стационарных учреждений социального обслуживания инвалидов, утративших способность удовлетворять свои основные жизненные потребности или признанных в установленном законом порядке недееспособными, производится по письменному заявлению их законных представителей в случае, если они обязуются обеспечить указанным лицам уход и необходимые условия проживания.

Инвалидам, являющимся бактерио- или вирусоносителями, либо при наличии у них хронического алкоголизма, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, тяжелых психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения, может быть отказано в предоставлении социальных услуг на дому. Такой отказ подтверждается совместным заключением органа социальной защиты населения и врачебно-консультативной комиссии учреждения здравоохранения.

Формы социального обслуживания:

1. социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);

2. полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;

3. стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);

[2]

4. срочное социальное обслуживание;

5. социально-консультативную помощь.

Видео (кликните для воспроизведения).

Инвалидам может предоставляться жилое помещение в домах жилищного фонда социального использования.

Социальное обслуживание на дому — одна из основных форм социального обслуживания, направленная на максимально возможное продление пребывание инвалидов в привычных для них социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов.

Государством при надомном обслуживании гарантируется следующие социальные услуги:

1. организация питания, включая доставку продуктов на дом;

2. помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;

3. содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения;

4. поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;

5. содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;

6. содействие в организации ритуальных услуг;

7. другие надомные социальные услуги.

При обслуживании инвалидов, проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения, в число надомных социальных услуг, предусматриваемых перечнем гарантированных государством социальных услуг, включается содействие в обеспечении топливом и (или) водой.

Инвалидам могут предоставляться иные надомные услуги на условиях полной или частичной оплаты.

Социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется в отношении нуждающихся в надомных социальных услугах инвалидов, страдающих психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением активной формы), тяжелыми заболеваниями (в том числе онкологическими) в поздних стадиях, за исключением лиц, являющихся бактерио- или вирусоносителями, либо при наличии у них хронического алкоголизма, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, тяжелых психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения.

Срочное социальное обслуживание осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового характера инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке. В связи с этим могут быть оказаны следующие услуги:

Читайте так же:  Что такое шенгенская виза — стоимость и порядок получения для россиян

1. разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;

2. обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;

3. разовое оказание материальной помощи;

4. содействие в получении временного жилого помещения;

5. организацию юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц;

6. организацию экстренной медико-психологической помощи с привлечением для этой работы психологов и священнослужителей и выделением для этих целей дополнительных телефонных номеров;

7. иные срочные социальные услуги.

Социально-консультативная помощь инвалидам направлена на их адаптацию в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства.

Эта помощь ориентирована на их психологическую поддержку, активизацию усилий в решении собственных проблем и предусматривает:

1. выявление лиц, нуждающихся в социально-консультативной помощи;

2. профилактику различного рода социально-психологических отклонений;

3. работу с семьями, в которых живут инвалиды, организацию их досуга;

4. консультативную помощь в обучении, профессиональной ориентации и трудоустройстве инвалидов;

5. обеспечение координации деятельности государственных учреждений и общественных объединений для решения проблем инвалидов;

6. правовую помощь в пределах компетенции органов социального обслуживания;

7. иные меры по формированию здоровых взаимоотношений и созданию благоприятной социальной среды для инвалидов.

Порядок и условия представления бесплатного надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ФЗ от 17.07. 1999 г. в редакции от 25.11.2006 г. «О государственном социальном обслуживании» инвалиды могут обратиться с заявлением о предоставлении следующего набора услуг:

1. дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании;

2. бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

При предоставлении социальных услуг инвалиды, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III степени, имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.

Перечень лекарственных средств, а также перечень санаторно-курортных учреждений утверждены соответствующими приказами Министерства здравоохранения и социального развития.

Учет права граждан на получение социальных услуг осуществляется по месту жительства гражданина с момента установления ему ежемесячной денежной выплаты.

Социальные услуги предоставляются на календарный год. В случае если инвалид приобрел право на получение социальных услуг в течение календарного года, то периодом предоставления ему социальных услуг является период с момента приобретения права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.

Оплата социальных услуг производится путем вычета определенной суммы из ежемесячного денежной выплаты (ЕДВ). Например, если инвалид отказался от бесплатного проезда в железнодорожном транспорте, то из его ежемесячной денежной выплаты, размер которой зависит от степени ограничение способности к трудовой деятельности, будет удержано 97,53 рублей.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов на дому и в учреждениях

Поддержание социального статуса нуждающихся категорий лиц, защита (иногда представление) их законных прав и интересов, обеспечение их необходимой бытовой или иной помощью назвают соцобслуживанием. Услуги предоставляются органами соцзащиты после получения обращения от пожилого гражданина (или инвалида). Правоотношения в данной сфере регулируются законодательством РФ.

Нормативно-правовое регулирование

Вопросы соцпомощи населению регламентируются федеральным законом №442-ФЗ от 28 февраля 2013 года «Об основах социального обслуживания граждан». В соответствии с его нормами, лицам, имеющим инвалидность либо пожилым людям может предоставляться необходимая помощь, на постоянной или временной основе.В статье 15 перечислены критерии, по которым осуществляется признание человека нуждающимся в поддержке, т.е обстоятельства, ухудшающие условия его жизнедеятельности.

Услуги гражданам оказываются на основании договора, заключенного органом социальной защиты с учреждениями соцобслуживания, в зависимости от формы социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов подразделяются на надомные, полустационарные, стационарные, социально-консультативные.

Социальное обслуживание на дому

Соцобслуживание на дому подразумевает максимальное продление нахождения инвалидов и пожилых граждан в привычной для них социальной среде. Оказание различных бытовых услуг (доставка продуктов, лекарств, уборка, медицинская, юридическая помощь) предоставляется следующими организациями:

  • центр соцпомощи;
  • комплексный центр для граждан пожилого возраста, инвалидов;
  • специализированная служба социально-медицинского обслуживания;
  • иные организации, оказывающие подобные услуги.

Противопоказания к принятию на обслуживание

Перед удовлетворением поступившей от гражданина заявки на получение социальной поддержки сотрудники соответствующих служб изучают все обстоятельства с целью выяснения степени нуждаемости (жилищные условия, состояние здоровья, размер пенсии, др.). Основные причины отказа служб предоставить обслуживание на дому;

  • отсутствия у служб ресурсов для оказания помощи (нет свободных соцработников);
  • заявитель не имеет определенного места жительства;
  • на момент подачи заявления нуждающийся гражданин находился под воздействием алкогольного опьянения;
  • существует угроза для здоровья и жизни социального работника (заявитель страдает от хронического алкоголизма или наркомании, имеет открытую форму туберкулеза, тяжелые психические отклонения, инфекционные или иные заболевания, требующие специализированного лечения).

Порядок и правила оформления

При обращении к сотрудникам органов соцзащиты для получения права на социальное обслуживание гражданину необходимо предоставить пакет следующих документов:

  • заявление на предоставление помощи;
  • копия паспорта;
  • справка о составе семьи и условиях проживания;
  • справка о доходах гражданина, членов его семьи;
  • документы, подтверждающие наличие обстоятельств, ухудшающих условия жизнедеятельности гражданина;
  • медицинские документы о наличии инвалидности, об отсутствии заболеваний, являющихся противопоказаниями к получению социальной помощи.

Акт материально-бытового обследования для назначения соцобслуживания составляется и подписывается членами комиссии из сотрудников уполномоченного органа соцзащиты.

Перечень надомных социальных услуг

Закон о социальном обслуживании граждан содержит общий перечень социально-бытовых услуг, гарантированных государством в рамках надомного обслуживания пенсионеров и инвалидов:

  1. Доставка продуктов или иные способы организации питания.
  2. Приведение жилищных условий в соответствие с гигиеническими нормами, поддержание порядка, чистоты.
  3. Сопровождение в медицинские учреждения, помощь при приобретении лекарств, иные способы оказания помощи в получении медицинских услуг.
  4. Юридическая помощь, правовые услуги.
  5. Содействие в доставке воды, необходимых горючих материалов (при отсутствии центрального отопления, водоснабжения).
  6. Наблюдение за состоянием здоровья.

Полустационарное обслуживание пенсионеров и инвалидов

В большинстве регионов РФ полустационарное обслуживания пожилых граждан и лиц с инвалидностью осуществляется на территории полустационаров, организованных на территориях муниципальных центров социального обслуживания при органах соцзащиты.

Читайте так же:  Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы

Услуги стационарного обслуживания в домах-интернатах для престарелых и инвалидов

Предоставление данного вида соцобслуживания осуществляет руководитель муниципального учреждения, на основании письменного заявления от лица нуждающегося инвалида или пожилого человека (либо, при официальном признании его недееспособным – от лица его законного представителя), пакета необходимых документов.. Для разных категорий граждан предусмотрено размещение в следующих профилированных учреждениях:

Вид организации Категории лиц
Дом-интернат для инвалидов Престарелые граждане (женщины старше 55 и мужчины старше 60) и инвалиды 1 и 2 групп в возрасте старше 18 лет, не имеющие трудоспособных детей или родителей, нуждающиеся в соцобслуживании по состоянию здоровья, утратившие способность к самообслуживанию или самостоятельному передвижению Психоневрологический интернат Лица с умственной отсталостью, выражающейся в степени имбецильности, идиотии или выраженной дебильности, шизофренией, эпилепсией, и явлениями слабоумия, психических расстройств вследствие алкоголизма, черепно-мозговых травм, иных заболеваний Специальный дом-интернат Одиноко проживающие пенсионеры либо супружеские пары, состоящие на учете для получения жилплощади в специальном интернате Детский дом-интернат Дети-инвалиды в возрасте с 4 до 18, с отклонениями в умственном и физическом развитии, нуждающиеся уходе, воспитании и лечении, находящиеся в иной трудной жизненной ситуации

Находящиеся на стационарном обслуживании граждане имеют право на уход, благоприятные условия проживания, первичную медицинскую помощь, социальную адаптацию и социально-медицинскую реабилитацию, культурное обслуживание, бесплатную помощь адвоката и свободное посещение законными представителями или родственниками.

При нарушении установленного распорядка в праве соцобслуживания может быть отказано.

Срочное социальное обслуживание в целях оказания разовой неотложной помощи

Срочная социальная помощь на разовой основе предоставляется без заключения договора между органом соцзащиты и соответствующей организации, в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя. Основанием для предоставления поддержки является заявление гражданина либо организации (медицинской, образовательной, реабилитационной или иной, не входящей в систему соцзащиты). За помощью могут обратиться лица, срочно нуждающиеся соцподдержке и неотложной экстренной услуге разового характера. Перечень услуг:

  • бесплатное горячее питание или доставка продуктов;
  • обеспечение предметами первой необходимости (одежда, обувь, др.);
  • получение временного жилого помещения;
  • юридические консультации;
  • получение психологической помощи;
  • иные срочные услуги.

Социально-консультативная помощь пенсионерам и инвалидам

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в форме консультативной помощи направлено на ослабление напряженности в социуме, улучшение семейных отношений, психологическую поддержку, социальную адаптацию этой группы лиц. Помощь основывается на следующих принципах:

  • выявление нуждающихся лиц;
  • профилактика социально-психологических отклонений;
  • организация досуга;
  • работа с семьями;
  • профессиональное ориентирование, трудоустройство инвалидов;
  • правовая поддержка;
  • координация деятельности общественных организаций соцобслуживания.

Организация надомного обслуживания лиц пожилого возрасти, как одна из форм социальной защиты населения

Цели, задачи и организация надомного обслуживания лиц пожилого возраста

Надомное социальное обслуживание — самая приемлемая в адаптационном аспекте форма оказания социальной помощи пожилым людям. В организационном и экономическом плане этот вид услуг наиболее эффективен и целесообразен.

Служба надомного обслуживания появилась в Новосибирске в 1993 году, собственно, с нее и началась работа органов социальной защиты новой формации.

Обслуживание одиноких пожилых граждан и инвалидов на дому — одно из приоритетных направлений в работе управления социальной поддержки населения мэрии и одно из самых востребованных. Ежегодно социальные услуги на дому получают более 9 тыс. малообеспеченных одиноких людей, полностью или частично утративших способность к самообслуживанию. Всем им требуются уход, забота, внимание.

Независимо от доходов всегда бесплатно обслуживаются на дому инвалиды и участники Великой Отечественной войны, одиноко проживающие вдовы погибших, умерших инвалидов и участников Великой Отечественной войны.

Надомные социальные услуги оказываются определенной категории пожилых людей. В первую очередь, гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, если доход этих граждан ниже прожиточного минимума. Таким гражданам социальные услуги на дому (от уборки в квартире и доставки продуктов питания до медицинских и психологических услуг) предоставляются бесплатно. Тем, чей доход составляет до 1,5 прожиточного минимума, — на условиях частичной оплаты. Тем, у кого доходы выше 1,5 прожиточного минимума, за социальные услуги на дому приходится платить по расценкам, утвержденным департаментом по тарифам Новосибирской области.

Надомное обслуживание граждан пожилого возраста является весьма акту-альной формой социального обслуживания в нынешнее время. Целью надомного обслуживания является создание условий, при которых любой человек имел бы возможность дольше жить самостоятельно и независимо в привычном социальном окружении. В основании такого определения явно просматриваются принципы самопомощи и взаимопомощи. За рубежом давно установилось мнение, что всякая изоляция и создание «специальных» мест проживания, даже с самыми комфортными условиями и благими намерениями, ведут к ограничению прав и свобод человека, а также закрывают возможности для развития и жизни в «обычном» обществе. Данная форма социального обслуживания, на сегодняшний момент, очень востребована гражданами пожилого возраста и инвалидами. Отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов предназначаются для временного (до 6 месяцев) или постоянного оказания социально-бытовой помощи в надомных условиях гражданам пожилого возраста (женщинам старше 55 лет, мужчинам старше 60 лет), ча-стично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастам, болезнью, инвалидностью.

Надомное обслуживание граждан пожилого возраста должно решать различные задачи. Главной задачей является предоставление гражданам пожилого возраста и инвалидам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании социальные услуги и определение конкретных видов и форм помощи, предоставление различных социально-бытовых услуг разового или постоянного характера. Также отделения надомного обслуживания должны способствовать тому, чтобы жизненный уровень пожилого человека, находящегося на надомном социальном обслуживании укреплялся и рос, чтобы ему оказывались наиболее качественные услуги, чтобы пожилой человек чувствовал себя довольным и защищенным, социальным работником должны выполняться различные просьбы пожилых людей. Деятельность социального работника должна быть направлена на поддержание жизненного уровня пожилого человека.

В городе Новосибирске решением выше перечисленных задач занимаются Комплексные Центры социального обслуживания населения, находящиеся в каждом районе города. На примере одного из них мы рассмотрим организацию надомного обслуживания пожилых людей.

Муниципальное бюджетное учреждение города Новосибирска «Комплексный центр социального обслуживания населения» Железнодорожного района (далее «Учреждение») является учреждением муниципальной системы социальной поддержки населения, созданным на основании постановления мэра города Новосибирска от 19.08.1996 г. №779. Учреждение является комплексным учреждением нестационарного типа со структурным подразделением социальной помощи на дому. Учреждение создано для оказания социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-экономических, социально-педагогических, социально-правовых и иных услуг.

Читайте так же:  Бесплатное протезирование зубов для пенсионеров

Центр состоит из следующих структурных подразделений: административно-управленческий аппарат, административно-хозяйственный персонал, бухгалтерия, организационно-методическое отделение, отделение срочного социального обслуживания, отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, отделение профилактики безнадзорности детей и подростков, отделение помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, отделение реабилитации инвалидов, отделение платного социального обслуживания.

Одним из приоритетных направлений является социальное обслуживание на дому, которое позволяет обеспечить длительное пребывание пожилых людей в домашних условиях.

На сегодняшний день при Центре работают 2 отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов и 1 специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов.

Социальным обслуживанием на дому за отчетный период было охвачено 330 пожилых граждан и инвалидов, частично потерявших способность к самообслуживанию.

Отделение социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляет свою деятельность на основании «Положения об отделении социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов» Муниципального бюджетного учреждения города Новосибирска «Комплексный центр социального обслуживания населения» Железнодорожного района.

На обслуживание в отделение принимаются:

  • — одиноко проживающие граждане (супружеские пары, женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет), не имеющие в г. Новосибирске близких родственников, которые могли бы оказать им помощь и уход;
  • — одиноко проживающие граждане (супружеские пары), имеющие в г. Новосибирске близких родственников, которые по объективным причинам не могут оказать им помощь и уход;
  • — граждане, моложе пенсионного возраста, являющиеся инвалидами, нуждающиеся в социально-бытовой помощи по состоянию здоровья.

К объективным причинам, по которым родственники не могут обеспечить гражданам пожилого возраста и инвалидам помощь и уход, относятся:

  • — нетрудоспособность;
  • — проживание в другом населенном пункте.

Отделение социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов предназначено для временного (до 6 месяцев) или постоянного оказания гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в посторонней поддержке, социально — бытовой помощи в надомных условиях.

Деятельность отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов направляется на максимально возможное продление пребывания граждан в привычной среде обитания и поддержания их социального, психологического и физического статуса.

Обслуживание на дому граждан осуществляется путем предоставления им в зависимости от степени и характера нуждаемости в социально — бытовых, консультативных и иных услуг, входящих в федеральный и территориальный перечни гарантированных государством социальных услуг, а также оказания, по их желанию, дополнительных социальных услуг.

Порядок социального обслуживания на дому предполагает предоставление гражданам пожилого возраста и инвалидам следующих видов социальных услуг:

Социальное обслуживание на дому предоставляется гражданам (супружеским парам) пожилого возраста и инвалидам, нуждающимся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной утратой к самообслуживанию.

Зачисление на надомное обслуживание производится директором Центра на основании личного заявления граждан либо законного представителя, акта материально-бытового обследования, справки о размере получаемой пенсии, о составе семьи и медицинского заключения о состоянии здоровья и отсутствии медицинских противопоказаний (наличие психических заболеваний, бактерионосительства, активных форм туберкулеза, а также тяжелых заболеваний, требующих лечения в специализированных стационарных учреждениях).

Специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому осуществляет свою деятельность на основании «Положения об специализированном отделении социально-медицинского обслуживания на дому» Муниципального бюджетного учреждения города Новосибирска «Комплексный центр социального обслуживания населения» Железнодорожного района.

Специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому предназначено для постоянного или временного (до 6 месяцев) социально-бытового обслуживания и оказания доврачебной медицинской помощи в надомных отделениях пенсионерам и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию или страдающим тяжелыми заболеваниями, в том числе онкологическими в поздних стадиях течения, являющимися противопоказанием к принятию на обслуживание отделением надомного обслуживания.

Основные направления деятельности отделения:

  • — выявление и учет совместно с органами и учреждениями здравоохранения, ветеранскими и другими общественными организациями и объединениями лиц из числа инвалидов и пенсионеров, нуждающихся в специализированном обслуживании на дому;
  • — оказание пенсионерам и инвалидам квалифицированного общего ухода, социальной и доврачебной медицинской помощи на дому;
  • — систематическое наблюдение за состоянием здоровья обслуживаемых лиц и проведение мероприятий, направленных на профилактику обострений хронических заболеваний;
  • — оказание психологической помощи обслуживаемым лицам и членам их семей;
  • — обучение родственников практическим навыкам общего ухода за нуждающимися в нем больными.

При оказании социальных услуг на условиях оплаты Центр в лице директора заключает договоры установленной формы, определяющие виды и объем предоставляемых услуг, сроки, в которые они должны быть предоставлены, порядок и размер их оплаты, а также ответственность сторон.

Условия оказания социальных услуг и размер взимаемой платы пересматриваются при изменении размеров пенсии граждан, среднедушевого дохода семей, в которых они проживают, прожиточного минимума.

Перечень дополнительных платных услуг разрабатывается и утверждается МБУ «КЦСОН» по согласованию с мэрией г. Новосибирска и на основании решения комиссии по регулированию тарифов.

Обслуживание граждан осуществляется социальными работниками, состоящими в штате Центра. В соответствии с должностными обязанностями социальный работник:

Контроль за качеством работы социального работника осуществляет заведующий отделением социального обслуживания на дому.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если в первые годы существования Центра особое внимание уделялось организационным вопросам, то сегодня основная задача — поиск новых подходов в работе с пожилыми людьми, повышение качества и доступности социальных услуг. Важное место в деятельности Центра занимает разработка собственных методик и программ.

Источники


  1. Кучерена А. Г. Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России; Юркомпани — М., 2015. — 432 c.

  2. Фоменко, С.Е. Как уволить нерадивого сотрудника; М.: Бератор, 2013. — 160 c.

  3. Бегичев, А. В. Обеспечение доказательств нотариусами. Теория и практика / А.В. Бегичев. — М.: Логос, 2014. — 396 c.
  4. Федоткин, С.Н. Настольная книга частного охранника: Практическое пособие; Эксмо, 2013. — 512 c.
Порядок организации социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here