Новый федеральный закон о страховании осаго

Самое главное по теме: "Новый федеральный закон о страховании осаго" актуальное в 2019 и 2020 годах понятным языком для непрофессионалов.

Закон об ОСАГО: изменения в 2017 году

Узнайте, сколько будет стоить электронный полис ОСАГО для вас и в каких страховых компаниях его можно купить в вашем регионе:

С 1.01.2017 официальный статус приобрела новая редакция закона «Об ОСАГО». Правками предусмотрено несколько нововведений для водителей и страховщиков. Сравнение действующей редакции ФЗ и информация о новых правках приведена в этом материале.

Изменения в ФЗ «Об ОСАГО» в 2017 году

Регрессное право истребования страховой

Ст. 14 закона «Об ОСАГО» предусматривается право истребования суммы страховой компенсации со стороны, причинившей вред по итогам расследования причин аварии. Так, страховые фирмы получили право истребования суммы назначенной выплаты на тот случай, когда клиентом в электронной форме были даны сведения, которые повлекли сокращение суммы премии страховщику (пп. «к» п. 1 ст. 14). П. 7.2 предусматривает право взыскания всей суммы со страхователя, которая была неосновательно получена в результате искажения данных о предмете страхования.

Система электронного документооборота

П. 4 ст. 15 закона «Об ОСАГО» предусматривает правила для электронного обмена сведениями между страховщиком, ведомственными и другими организациями. Компании получили право на обмен сведениями, которые указаны в таких бумагах:

  • В паспорте или другом документе, который предоставило физическое лицо для оформления соглашения с гарантом;
  • В свидетельстве регистрации юридического лица в ситуации, когда соглашение о страховании было заключено юр. лицом;
  • В ПТС, свидетельстве регистрации авто и иных бумагах с указанием технической информации об автомобиле;
  • В водительских правах;
  • В карточке диагностики (информация может быть использована в случаях, допускаемых пп. «е» п. 3 ст. 15).

В действующей редакции второй абзац п. 7 ст. 15 закона «Об ОСАГО», который содержал положения об электронном оформлении соглашения, утратил свою силу. П. 7.2. ст. 15 предусматривает допустимость оформления документа гарантирования в электронном формате на бланке строгой отчетности с возможностью бесплатного истребования в офисе гаранта или отправкой оплаченного полиса по почте.

С 2017 года действует положение, согласно которому заключить соглашение в электронном виде можно при соблюдении таких требований:

  • Наличии волеизъявления любого лица;
  • Данное соглашение должно быть подготовлено с учетом стандартов, предусмотренных ФЗ-215 о противодействии отмыванию доходов.

[1]

Получить доступ к дистанционному оформлению полиса страхования можно не только с применением общей системы верификации, но и с использованием учетных данных, предоставленных официальному порталу профсоюза страховщиков (п. 7.2 ст. 15).

Изменения для профсоюзов страховщиков

Профессиональные объединения страховщиков получили право истребования со страховых организаций компенсационных сумм после истечения срока, отведенного на закрытие реестра с требованиями кредиторов. Объем этих сумм регулирует ФЗ-127, определяющий порядок признания банкротства.

В связи с этим внесены изменения в п.2 и п.3 ст.20 действующей редакции закона «Об ОСАГО». Фирмы и их профсоюзы обязаны:
— Обеспечить бесперебойную работы своих официальных порталов;
— Принимать меры для исключения неоказания или некачественного оказания услуг по электронному получению полисов страхования;
— Информировать Банк России о сбоях в работе своих ресурсов, неполадках во внутренних и внешних сервисах, которые препятствуют оказанию услуг страхования в электронном формате.

Профсоюзами страховщиков принимаются внутренние регламенты для достижения целей, указанных выше.

Некоторые автовладельцы ждали поправок в закон «Об ОСАГО», для кого-то положения действующей редакции были невыгодными, тем не менее, новая приобрела силу.

С 28.04.2017 вступили новые правки в закон «Об ОСАГО».

Терминология

  • — В действующей редакции модифицировано понятие соглашения о страхования персональной ответственности. Абзац 8 ст. 1 закона «Об ОСАГО» устанавливает порядок компенсации вреда в форме денежной выплаты или проведения ремонтных работ.
  • — Если ранее СТО для организации работ выбиралась по согласованию с компанией, то теперь она будет выбираться в соответствии с положениями закона «Об ОСАГО».
  • — Введено новое понятие в действующую редакцию – «договор об организации восстановительного ремонта». Он подлежит подписанию между гарантом и СТО. По нему СТО проводит капитальный ремонт, оплата производится за счет гаранта.

Правила обязательной страховки

В новой редакции закона «Об ОСАГО» от 2017 года содержится несколько дополнительных правил. В частности, правилами для проведения капитальных ремонтных работ предусматривается установление требований. В случае обнаружения дефектов капитального ремонта претензионный порядок между клиентом, гарантом и СТО регулируется пп. «е» п. 2 ст. 5.

Изменения в денежных компенсациях и проведении ремонтных работ

Страховщиком в 2017 году будут назначены денежные выплаты или определены восстановительные работы в таких ситуациях:

  • Вред, причиненный транспорту, который принадлежит собственнику и зарегистрирован в РФ может быть возмещен в виде определения денежной выплаты или оплаты требуемых работ во всех ситуациях, за исключением тех, которые приведены в п. 16.1 ст. 12 закона «Об ОСАГО». Ремонт может быть организован на базе СТО, которая соответствует нормам обязательного страхования и организации капитальных работ в отношении определенного лица. Провести ремонт может СТО, которая не соответствует приведенным стандартам, при согласии пострадавшей стороны;
  • Ремонт может быть заказан на СТО, с которой гарантом заключено соглашение об организации восстановительных работ (при согласии сторон).

В 2017 году денежная выплата будет осуществлена в обязательном порядке:

  • При полной утрате ТС или смерти пострадавшего;
  • При наступлении страхового случая и получении тяжелой или средней степени вреда здоровью (пострадавшей стороной должно быть подготовлено заявление со ссылкой на выплату страховой компенсации именно в денежном эквиваленте);
  • Если пострадавшая сторона имеет инвалидность (назначение выплаты осуществляется по письменному требованию потерпевшего).

Если в итоге аварии вред будет причинен другим ТС, возмещение ущерба может быть компенсировано путем оплаты ремонтных работ или назначения денежной выплаты – по требованию пострадавшего (п. 15 ст. 12 закона «Об ОСАГО»).

Нарушения, которые были допущены страховщиком при проведении капитального ремонта, могут быть выявлены Банком России в рамках осуществления надзорной деятельности. Банком России могут быть приняты санкции в отношении недобросовестных компаний, указанные в п. 17.1 ст. 12 закона «Об ОСАГО». При несоблюдении сроков организации ремонта, назначения денежных выплат и подготовки направления на восстановительный ремонт компанию ждет ответственность, предусмотренная п. 21 ст. 12 закона «Об ОСАГО».

Договор ОСАГО для владельцев ТС

В ст. 15 закона «ОБ ОСАГО» включен новый п. 3.1. Им предусматривается, что при подписании соглашения о страховании клиент имеет право включить наименование СТО, которая соответствует стандартам организации капитальных работ, входит в список гаранта или должна быть назначена для организации восстановительных работ при наступлении страхового случая.

Читайте так же:  Лишение свободы и период действия наказания

Формы документов

Формы запросов о назначении страховой компенсации, извещений об авариях будут приниматься Банком России. Данные новшества были включены в несколько статей закона «Об ОСАГО» с целью единообразования.

Правки, которые приобрели силу с 25.09.2017

Ст. 14.1 закона «Об ОСАГО» претерпела изменения в 2017 году и теперь содержит новый порядок возмещения вреда. Ранее пострадавшая сторона могла явиться в страховую фирму виновника ДТП с заявлением о возмещении вреда при соблюдении таких условий:

  • В результате аварии пострадали только ТС, участниками ДТП стали лица, застраховавшие гражданскую ответственность;
  • В ДТП попали только два ТС, владельцы которых застраховали свою ответственность.

Основные правила прямого возмещения остались прежними, однако теперь добавлена поправка, согласно которой получить прямое возмещение могут участники ДТП (столкновения) — два и более ТС, которые принадлежат владельцам, застраховавшим свою ответственность.

Все внесенные изменения — это еще одно доказательство, что государство стремится совершенствовать законодательную базу рынка страхования транспортных средств.

Закон об ОСАГО 2019 новая редакция

Федеральный Закон об ОСАГО последняя редакция 2019 года

Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон об ОСАГО) стал основным инструментом регулирования важнейших процессов в нашем обществе. Речь идёт о ситуациях, при которых наступает ответственность за нанесения вреда третьим лицам с участием транспортных средств различного типа. В данный законодательный акт постоянно вносятся корректировки, отражающие мнение общества и правоведов в знаковых вопросах действующего правового регламента. Новый закон об ОСАГО 2019 года со всеми изменениями и уточнениями вступил в действие с 1 июля 2017 года.

Суть закона об обязательном страховании гражданской ответственности

  1. Этот законодательный акт описывает все ключевые понятия и основные процедуры, позволяющие защитить права пострадавших при аварии на дороге.
  2. Согласно положениям закона, виновные обязаны нести материальную ответственность в целях компенсации вреда, причинённого здоровью и собственности пострадавшей стороны.
  3. Данная ответственность определена и ограничена специальным видом обязательного страхования, основным документом которого является полис ОСАГО.

Закон об обязательном страховании гражданской ответственности предписывает всем владельцам транспортных средств страховать существующие риски причинения вреда третьим лицам вне зависимости от материальных возможностей и желания. Эксплуатация транспорта на территории России без полисов ОСАГО запрещена.

Контроль над исполнением закона

Контролировать наличие полисов ОСАГО у водителей обязаны сотрудники дорожной полиции. Кроме того, при создании всеобщей базы данных страхователей этим вопросом станет заниматься отдельная государственная структура.

В этом году отсутствие полиса ОСАГО влечёт за собой наложение штрафа в размере 500 рублей. Просроченная страховка станет причиной применения штрафных санкций в размере 1000 рублей. Штраф за отсутствие водителя в страховом полисе составляет 500 рублей. Для приобретения полиса ОСАГО необходимо иметь на руках диагностическую карту технического состояния автомобиля.

В ближайшее время законодательные органы планируют значительное увеличение финансовой ответственности за нарушение в этой области, которые будут отражены в новой редакции Закона об ОСАГО.

Изменения 40-ФЗ об ОСАГО и перспективы дальнейшей эволюции

  1. Недавним важным изменением Закона об ОСАГО стала корректировка сроков осмотра представителями страховых компаний повреждённого автомобиля. Раньше страховщик мог проводить экспертизу повреждений в течение 5 дней с момента предоставления транспортного средства к осмотру. Новое положение обязывает страховую организацию проводить оценку ущерба в течение 5 дней с момента подачи заявления о ДТП страховщику.
  2. Одновременно был введён запрет на независимую экспертизу, которая зачастую проводилась в пользу одной из сторон. Документы с оценкой ущерба, созданные на основе самостоятельно организованной экспертизы, в настоящий момент не имеют юридической силы.
  3. Срок рассмотрения любых претензий владельцев транспортных средств, предъявляемых к страховым компаниям, увеличен с пяти дней до десяти.
  4. С 1 сентября срок действия полиса ОСАГО не может быть меньше одного календарного года.
  5. С мая 2017 года в России будет действовать натуральное возмещение по ОСАГО, которое коренным образом изменит ситуацию на рынке автострахования. Прямые денежные компенсации будут заменены перечислением денег на счета СТО, занимающиеся ремонтом повреждённых автомобилей. Список ремонтных мастерских, с которым страховая компания заключает договор, должен был опубликован на официальном сайте страховщика. Если предложенные сервисы по каким-то причинам не устраивают страхователя, то он может обратить в страховую компанию с аргументированным заявлением. Этот механизм вступил в силу 28 марта 2017 года, когда внесённые изменения были утверждены Президентом РФ В.В. Путиным.
  6. В этом году увеличены страховые выплаты по ОСАГО по Европротоколу, лимит которых теперь составит 100 000 рублей. Денежная компенсация при страховых случаях будет предоставляться, если счёт СТО превышает лимит в 400 000 рублей, а страхователь не желает доплачивать разницу из своего кармана. Финансовое возмещение также будет осуществляться:
    — при высоких рисках нарушения сроков ремонта (30 дней),
    — в случае невозможности восстановления аварийного транспортного средства,
    — при наличии дополнительных письменных соглашений на этот счёт между страхователем и страховщиком.

Дебаты вокруг статей нового Закона об ОСАГО продолжаются и в настоящее время. Причина разнообразных трений заключается в следующих позициях:

[3]

  • недостаточная ответственность страховых компаний за выполнение своих обязательств;
  • возможность двоякого толкования некоторых положений, которые не совсем точно определяют ситуации и понятия;
  • высокая вероятность неадекватных выводов судебных инстанций, которые зачастую оказываются в трудно разрешимых правовых казусах;
  • распространение поддельных полисов ОСАГО;
  • необходимость доплаты за ремонт пострадавшего автомобиля «из кармана» пострадавшей стороны

Кроме перечисленных пунктов существует ещё ряд позиций, требующих дальнейшей доработки с учётом объективных реалий. Поэтому даже новая редакция Закона об ОСАГО однозначно будет подвергаться различным корректировкам в ближайшем будущем.

Так с 1 января 2017 года приобрести полис ОСАГО можно будет через интернет. Одновременно вступит в силу право регрессного требования страховой компании к лицу, причинившему вред в определённых Законом случаях. Особыми пунктами выделяется ответственность за умышленное предоставление недостоверных сведений при покупке электронного полиса ОСАГО, которое приводит к занижению стоимости страховки. В этом случае виновная сторона не только оплатит ремонт транспортного средства, но и возместит страховой компании разницу в страховом полисе.

Такая законодательная практика, по мнению экспертов, является нормальным явлением цивилизованного общества, желающего защитить права своих граждан в справедливом правовом поле. Специфика этого закона России заключается в неоднозначном отношении к исполнению положений законодательства, усложняемом многочисленными попытками страховых сообществ занизить или аннулировать свои обязательства. Принимаемые поправки к закону 40-ФЗ об обязательном страховании гражданской ответственности позволяют повышать эффективность данного законодательного акта.

Читайте так же:  Какие наказания предусмотрены за разбойное нападение

Закон об ОСАГО новая редакция 2018

С 1 июля 2003 в нашей стране действует Федеральный закон об обязательном страховании гражданской ответственности транспортных средств N 40-ФЗ – так называемый Закон об ОСАГО, призванный упорядочить процедуры взыскания ущерба в различных ситуациях. С этого момента обязательное страхование гражданской ответственности становится неотделимой частью допуска граждан к управлению транспортными средствами.

Каждый водитель обязан иметь полис ОСАГО, подтверждающий страхование гражданской ответственности перед третьими лицами. Суть такой страховки заключается в том, что если водитель, вписанный в полис, признан виновником ДТП, то страховая компания возмещает определённую сумму ущерба потерпевшим. Речь идёт о компенсации вреда, причинённого как самому транспортному средству, так и здоровью и жизни потерпевших. Если водитель признан потерпевшим — в этом случае работает полис виновника аварии. Подобная система страхования является мировой практикой, многократно доказавшей свою эффективность при условии добросовестного исполнении обязанностей всех участников процесса, включая страховую компанию.

Статьи закона об ОСАГО

Цели и задачи Федерального закона об ОСАГО

Основная цель нового закона заключается в защите прав потерпевших с взысканием компенсации за причинённый вред с виновников ДТП, которую будет выплачивать страховая компания. Это правовой механизм позволяет оперативно получать возмещение материального и физического ущерба без долгих судебных разбирательств.

Главная задача страхования ОСАГО – сократить до минимума время между страховым случаем и получением потерпевшей стороной обозначенной компенсации. Одновременно делается акцент на повышении ответственности водителей и страховых компаний, выписывающих полис. В частности, любой страховой случай с виновностью страховщика станет причиной повышения стоимости следующей страховки для конкретного водителя.

Основные положения Закона об ОСАГО

  • декларирование обязательного страхования гражданской ответственности как определённой законом обязанности всех водителей;
  • определение объекта обязательного страхования, страховых сумм, коэффициентов выплат, страховых рисков и т.д.;
  • порядок оформления ДТП в рамках действующих полисов ОСАГО;
  • перечень этапов проведения технической экспертизы транспорта;
  • описание процедур возмещения убытков;
  • порядок оспаривания позиций любой из сторон;
  • реестр организаций и мероприятий, необходимых для осуществления контроля над выполнением обязательств всех участников страховых соглашений

Отдельной главой Федерального закона об ОСАГО выделены положения, касающиеся профессиональных объединений страховщиков. В заключительных главах затронуты аспекты страхования гражданской ответственности в рамках Международного права.

Список изменений по 2018 год в новом законе об ОСАГО

Федеральный закон об ОСАГО в новой редакции 2018 включил в себя следующие изменения:

  1. Увеличена сумма компенсационных лимитных выплат с 120 000 до 400 000 рублей. При этом каждый пострадавший может претендовать на эту сумму, в то время как до этого сумма на одно человека была ограничена 160 000 рублями.
  2. Образование единой информационной базы данных, включающей всех страхователей и страховщиков ОСАГО и КАСКО. Такой шаг позволил объединить в глобальную электронную библиотеку все имеющиеся сведения для максимально эффективного контроля над системой обязательного страхования.
  3. Узаконена новая лимитная сумма, выплачиваемая в качестве компенсации за ущерб, причинённый здоровью и жизни – 500 000 рублей. Для установления сумм при возмещении вреда в случае травм потерпевших разработана специальная таблица. В этой таблице прописаны коэффициенты, вычисляемые с основной страховой суммы в соответствии с тяжестью полученных травм.
  4. Определены основные положения с корректировками, касающиеся выдачи электронных полисов.
  5. Приняты положения о натуральном возмещении ущерба по полисам ОСАГО.

С 2019 года запланировано введение «безлимитного европейского протокола», который будет действовать на всей территории РФ. В этом случае страховка при ДТП может оформляться самим участниками при условии наличия видео и фото съёмки, а также данных глобальной спутниковой системы позиционирования на местности.

Плюсы и минусы страхования ОСАГО

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств и водителей предлагает следующие преимущества:

  • общая взаимная ответственность всех участников движения
  • быстрая выплата компенсаций;
  • оперативное оформление страхового случая;
  • быстрое оформление полиса;
  • возможность заключение страхового договора с «неограниченным свободным» полисом;
  • поддержка на дороге при ДТП выездными комиссарами страховых компаний;
  • относительно небольшая стоимость;

Тарифы страховых компаний сегодня разнятся в зависимости от места регистрации транспортного средства. Поэтому территориальная привязка стоимости автострахования может рассматриваться и как положительная и как отрицательная составляющая.

В качестве очевидных недостатков страхования ОСАГО стоит выделить следующие пункты:

  • невозможность полностью компенсировать ущерб предлагаемыми выплатами;
  • безответственность некоторых страховых компаний, затягивающих с компенсацией вреда;
  • множество правовых нюансов, позволяющих страховому оператору не выполнять свои обязательства по заключённому договору;
  • бюрократические формальности (справки, заключения врачей и т.д.) при возмещении ущерба, полученного в результате травмы (длительное лечение и недееспособность потерпевшего);
  • недавнее повышение тарифов на услуги страховых компаний

Стоит отметить, что виновник аварии должен предоставить страховщику собственное транспортное средство для проведения экспертизы. Ремонтировать повреждённый автомобиль не разрешается в течение 15 дней после ДТП до осмотра повреждений страховщиком.

В страховой полис ОСАГО, согласно закону могут быть вписаны другие водители, что соответственно повысит стоимость страховки. Одновременно владельцам транспортных средств предлагаются упомянутые выше «свободные» договора, предполагающие возможность управления автомобилем любым дееспособным лицом с водительскими правами.

Заключение

Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств на сегодняшний день по праву считается эффективным инструментов для урегулирования различных ситуаций, связанных с дорожно-транспортными происшествиями. Новая редакция Закона об ОСАГО 2018 года доказала – этот правовой документ будет и в дальнейшем корректироваться с учётом общественного мнения и меняющихся объективных реалий.

Основной задачей текущего момента в данной сфере является осуществление жесткого контроля над выполнением обязательств страховых компаний. Одновременно необходимо гармонизировать законодательство с международными нормами права, что позволит существенно расширить область действия Федерального Закона об обязательном страховании гражданской ответственности.

Новый закон об ОСАГО действует с 28 апреля 2017 года

Сегодня 28 апреля 2017 года вступили в действиями изменения в закон об ОСАГО о приоритете натурального возмещения (ФЗ-49 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств).
До этого года при наступлении страхового случая, согласно полису ОСАГО, страховщик выплачивал денежные компенсации пострадавшим от имени виновника аварии. Однако в подавляющем большинстве случаев суммы выплат не хватало на качественный полноценный ремонт транспортного средства.

Такая ситуация требовала кардинальных изменений Закона об обязательном страховании, которые придали бы более высокую эффективность этому важнейшему инструменту, регулирующему взаимоотношения на дороге. И в 2017 году эти изменения приняли форму замены страховых выплат натуральным возмещением – оплаченным ремонтом повреждённого при аварии автомобиля. 28 марта обновлённый законодательный акт подписывается Президентом, а 28 апреля — вступает в силу.

Читайте так же:  Исправительные работы — условия и сроки исполнения наказания

Закон об ОСАГО с 28 апреля 2017 года предписывает страховым компаниям отказаться от денежных компенсаций с переходом на материальное возмещение. На практике это означает, что отныне аварийный автомобиль будет ремонтироваться в СТО, с которым страховщик заключил договор об обслуживании. При этом владелец сможет при определённых условиях самостоятельно выбрать сервисный центр для восстановления повреждённого транспортного средства.

Обновлённые пункты Закона в общих чертах можно перечислить следующим списком:

• При наступлении страхового случая — ремонт повреждённых автомобилей за счёт страховой компании, заключившей договор с ремонтной мастерской;
• возможность выбора другого СТО (при наличии убедительных аргументов у владельца авто);
• определение требований к ремонтным мастерским;
• определение максимального срока ремонта (30 дней), после которого страховая компания обязуется выплачивать пеню;
• утверждённый список случаев, когда будет выплачиваться денежная компенсация;
• новый механизм обжалования действий страховых компаний (прямое обращение в Центробанк РФ)

Вступившие в силу изменения коснутся владельцев авто, которые приобрели страховой полис с 28 апреля 2017 года. Остальные собственники транспортных средств могут выбирать между денежной компенсацией и оплаченным ремонтом. Новый формат взаимодействия между страхователем и страховщиком уже вызвал ряд вопросов у автомобилистов. Основные сомнения касаются качества ремонтных работ, а также компетентности и возможностей станций технического обслуживания, с которыми заключает договор страховая компания. Закон об ОСАГО с 28 апреля 2017 года определяет минимальное расстояние нахождения такого СТО от места проживания автовладельца (или места ДТП) – 50 км. При этом доставка повреждённого автомобиля даже на это расстояние потребует расходов, которые никто оплачивать не будет.

Описанные изменения в законе об ОСАГО с мая 2017 года вступят в силу во всех регионах РФ с переходным периодом, который продлится до 31 декабря 2018 года. В этом временном промежутке Центральный Банк РФ обязуется жёстко контролировать работу страховых компаний в новых условиях.

Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, настоящим Федеральным законом определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — обязательное страхование), а также осуществляемого на территории Российской Федерации страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, участником которых является профессиональное объединение страховщиков, действующее в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее — международные системы страхования).

Новый федеральный закон о страховании ОСАГО

Автострахование

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Закон об ОСАГО № 40-ФЗ

    Закон об ОСАГО в редакции, действующей с 2019 года

    1 июля 2003 г. вступил в силу Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (закон об ОСАГО).

    Текст закона впервые был опубликован в «Собрании законодательства РФ», 06.05.2002, N 18, ст. 1720, «Российской газете», N 80, 07.05.2002.

    Из преамбулы закона об ОСАГО следует, что основной целью принятия закона являлась защита прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу.

    В 2005 году ряд положений закона № 40-ФЗ стал предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который не нашел оснований для вывода о противоречии их Конституции РФ. Постановлением КС РФ от 31.05.2005 N 6-П положения абзацев третьего и четвертого статьи 3, пунктов 1 и 2 статьи 4 и пункта 3 статьи 32 Федерального закона «Об ОСАГО», закрепляющие обязанность страхования владельцами транспортных средств риска своей гражданской ответственности и недопустимость использования на территории РФ транспортных средств, владельцы которых не исполнили эту обязанность, признаны не противоречащими Конституции РФ.

    Правила страхования

    Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утверждены положением Банка России от 19 сентября 2014 года N 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

    Разъяснения Верховного Суда РФ

    Некоторые разъяснения о применении положений закона об ОСАГО содержатся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 г. N 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

    Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств; утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 22 июня 2016 г.

    Ниже приведен текст документа:

    Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в последней редакции с изменениями и дополнениями (внесенными Федеральным законом от 01.05.2019 N 88-ФЗ), вступившими в силу с 01.06.2019 года (ред. 43).

    К ряду статей закона об ОСАГО имеются комментарии в виде извлечений из указанного постановления Пленума ВС РФ, а также ссылки на статьи и комментарии, ранее размещенные на данном сайте.

    25 апреля 2002 года

    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

    ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ
    ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

    Принят
    Государственной Думой
    3 апреля 2002 года

    Одобрен
    Советом Федерации
    10 апреля 2002 года

    В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, настоящим Федеральным законом определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — обязательное страхование), а также осуществляемого на территории Российской Федерации страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, участником которых является профессиональное объединение страховщиков, действующее в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее — международные системы страхования).

    Глава I. Общие положения

    Глава II. Условия и порядок осуществления обязательного страхования

    Глава III. Компенсационные выплаты

    Глава IV. Страховщики

    Глава V. Профессиональное объединение страховщиков

    Глава VI. Заключительные положения

    Президент
    Российской Федерации
    В.ПУТИН

    Москва, Кремль
    25 апреля 2002 года
    N 40-ФЗ

    Федеральный закон «Об ОСАГО»

    Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ
    «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

    С изменениями и дополнениями от:

    24 декабря 2002 г., 23 июня 2003 г., 29 декабря 2004 г., 21 июля 2005 г., 25 ноября, 30 декабря 2006 г., 1 декабря 2007 г., 16 мая, 24 июня, 23 июля, 25, 30 декабря 2008 г., 28 февраля, 27 декабря 2009 г., 1 февраля, 22 апреля, 28 декабря 2010 г., 7 февраля, 1, 11 июля, 30 ноября 2011 г., 14 июня, 28 июля 2012 г., 7 мая 2013 г., 21 июля, 4 ноября 2014 г., 28 ноября 2015 г., 23 мая, 23 июня, 3 июля 2016 г., 28 марта, 26 июля, 29 декабря 2017 г., 4 июня, 3 августа, 18 декабря 2018 г., 1 мая, 6 июня, 30 июля 2019 г.

    Читайте так же:  Основные правила и составляющие рассказа о себе на собеседовании

    Принят Государственной Думой 3 апреля 2002 года

    Одобрен Советом Федерации 10 апреля 2002 года

    См. Энциклопедию решений Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)

    См. комментарии к настоящему Федеральному закону

    См. Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 22 июня 2016 г.

    О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017 г. N 58

    Информация об изменениях:

    Преамбула изменена с 1 сентября 2014 г. — Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 223-ФЗ

    См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

    В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, настоящим Федеральным законом определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — обязательное страхование), а также осуществляемого на территории Российской Федерации страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, участником которых является профессиональное объединение страховщиков, действующее в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее — международные системы страхования).

    Президент Российской Федерации

    25 апреля 2002 г.

    Законом определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

    Одним из центральных положений закона является предоставление потерпевшим гарантий возмещения вреда, причиненного их жизни или здоровью, а также обеспечение возмещения вреда имуществу. Указанные гарантии реализуются за счет совмещения двух механизмов — обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств и осуществления компенсационных выплат в счет возмещения вреда жизни и здоровью, производимых профессиональным объединением страховщиков. В рамках первого из указанных механизмов потерпевшие смогут получить возмещение от страховой организации в виде страховой выплаты по обязательному страхованию. Второй же механизм обеспечит права потерпевших в тех случаях, когда причинитель вреда не исполнил своей обязанности по страхованию, либо неизвестен, либо скрылся с места ДТП.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Определены минимальные страховые суммы отдельно по возмещению вреда жизни или здоровью, а также имущественному вреду. Предельная величина страховой выплаты составляет 400 тысяч рублей, а именно: в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью нескольких потерпевших, — 240 тысяч рублей, одного потерпевшего — не более 160 тысяч рублей; в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, — 160 тысяч рублей, одного потерпевшего — не более 120 тысяч рублей.

    Обязательное страхование должно осуществляться в соответствии с едиными страховыми тарифами, утверждаемыми Правительством РФ. При этом страховой тариф определяется с учетом объекта страхования и характера страхового риска. Разделение тарифов по категориям учитывает ряд факторов: региональные особенности; характеристики транспортного средства и характер его использования (юридическими лицами, гражданами в личном пользовании и т.п.); характеристики владельца транспортного средства, в том числе совершение им грубых нарушений правил дорожного движения или ДТП, повлекших осуществление страховой выплаты в предшествующий период страхования.

    Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2003 года, за исключением положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления в силу. Положения о создании профессионального объединения страховщиков и условиях выдачи страховщикам разрешений (лицензий) на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств вступают в силу со дня официального опубликования Федерального закона.

    Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2003 г. Положения, предусмотренные в отношении создания профессионального объединения страховщиков и условий выдачи страховщикам разрешений (лицензий) на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона. Пункты 1 и 2 статьи 21 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2003 г. Глава III и статья 27 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2004 г.

    Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 7 мая 2002 г. N 80, в «Парламентской газете» от 14 мая 2002 г. N 86, в Собрании законодательства Российской Федерации от 6 мая 2002 г. N 18 ст. 1720

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Федеральный закон от 6 июня 2019 г. N 122-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 8 июня 2020 г.

    См. будущую редакцию настоящего документа

    Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

    Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 88-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 мая, 1 июня, 1 сентября, 1 и 29 октября 2019 г.

    См. будущие редакции настоящего документа

    Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

    Федеральный закон от 18 декабря 2018 г. N 473-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

    Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 283-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 июля 2019 г. N 256-ФЗ)

    Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

    См. будущую редакцию настоящего документа

    Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

    Федеральный закон от 4 июня 2018 г. N 133-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 июня 2019 г.

    Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 448-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 июня 2018 г.

    Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 197-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 26 августа 2017 г.

    Федеральный закон от 28 марта 2017 г. N 49-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением подпункта «а» пункта 12 статьи 1 изменений, вступающих в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального и применяются к договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключенным после дня вступления в силу названного Федерального закона

    Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 360-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 214-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением пункта 1 статьи 1 изменений, вступающего в силу с 1 сентября 2016 г., и пунктов 3, 4, 6, 7 статьи 1 изменений, вступающих в силу с 1 января 2017 г.

    Читайте так же:  Оформление отказного документа на земельный массив

    Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 146-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 349-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 344-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    [2]

    Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 223-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 сентября 2014 г., за исключением изменений, вступающих в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Федерального закона, с 1 октября 2014 г., 1 апреля и 1 июля 2015 г., 1 октября 2019 г.

    См. будущую редакцию настоящего документа

    Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

    Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

    Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 25 декабря 2012 г. N 267-ФЗ

    Действие пунктов 7 и 9 статьи 15 настоящего Федерального закона приостановлено с 1 января 2013 г. до 30 июня 2014 г.

    Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 131-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 130-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в подпункт «е» пункта 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, вступающих в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 14 июня 2012 г. N 78-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

    Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 362-ФЗ, в редакции Федерального закона от 25 декабря 2012 г. N 267-ФЗ)

    Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г., за исключением дополнения статьи 15 пунктом 10.1, вступающим в силу с 1 июля 2014 г.

    Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г.

    Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 392-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 22 апреля 2010 г. N 65-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 1 февраля 2010 г. N 3-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 362-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 344-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона и применяются до 31 декабря 2011 г. включительно

    Федеральный закон от 28 февраля 2009 г. N 30-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

    Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

    Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 306-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24 июня 2008 г. N 94-ФЗ)

    Изменения вступают в силу с 1 марта 2009 г.

    Федеральный закон от 16 мая 2008 г. N 73-ФЗ

    Действие абзаца второго пункта 1 статьи 32 настоящего Федерального закона приостановлено до 31 декабря 2008 г.

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 306-ФЗ

    Изменения вступают в силу в соответствии со статьей 3 названного Федерального закона

    Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 266-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

    Федеральный закон от 25 ноября 2006 г. N 192-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 103-ФЗ

    Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

    Федеральный закон от 23 июня 2003 г. N 77-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

    Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ

    Действие отдельных норм настоящего Федерального закона было приостановлено с 1 июля по 31 декабря 2003 г.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Источники


    1. Перевалов, В.Д. Теория государства и права / ред. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. — М.: Норма; Издание 2-е, испр. и доп., 2003. — 616 c.

    2. Попова А. В. Международное частное право; Питер — Москва, 2010. — 192 c.

    3. Дельбрюк, Б. Введение в изучение языка. Из истории и методологии сравнительного языкознания: моногр. / Б. Дельбрюк. — М.: Едиториал УРСС, 2010. — 152 c.
    4. Власенко, Н.А. Модернизация специальностей в юриспруденции. Сборник материалов по итогам подготовки паспорта специальностей научных работников / Н.А. Власенко. — М.: Проспект, 2015. — 747 c.
    5. Интеллектуальная собственность и реклама. Актуальные вопросы, административная и судебная практика. — М.: Альпина Паблишер, 2017. — 188 c.
    Новый федеральный закон о страховании осаго
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here