Можно ли и как провести экспертизу качества медицинской помощи

Самое главное по теме: "Можно ли и как провести экспертизу качества медицинской помощи" актуальное в 2019 и 2020 годах понятным языком для непрофессионалов.

Можно ли и как провести экспертизу качества медицинской помощи

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Проект Приказа Министерства здравоохранения РФ «Об утверждении порядка осуществления экспертизы качества медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством российской федерации об обязательном медицинском страховании» (подготовлен Минздравом России 14.12.2016)

Досье на проект

В соответствии с частью 4 статьи 64 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 48, ст. 6165), приказываю:

Утвердить Порядок осуществления экспертизы качества медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании согласно приложению.

Министр В.И. Скворцова

Приложение
к приказу Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от ___________ 2016 г. N ______

Порядок осуществления экспертизы качества
медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании

1. Настоящий порядок регулирует вопросы осуществления экспертизы качества медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (далее — Экспертиза качества медицинской помощи).

2. Экспертиза качества медицинской помощи проводится в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата*(1).

3. Экспертиза качества медицинской помощи основывается на принципах законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица, независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований, ответственности экспертов за проведение и результаты экспертизы.

4. Экспертиза качества медицинской помощи проводится аттестованными в установленном законодательством Российской Федерации порядке*(2) экспертами, привлекаемыми Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения) к проведению мероприятий по контролю в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»*(3).

5. Экспертиза качества медицинской помощи осуществляется при проведении:

а) проверок соблюдения органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, медицинскими организациями и фармацевтическими организациями прав граждан в сфере охраны здоровья;

б) проверок применения медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи*(4).

7. Экспертиза качества медицинской помощи проводится путем проверки соответствия предоставленной пациенту медицинской помощи критериям оценки качества медицинской помощи.

8. Срок проведения экспертизы качества медицинской помощи, не может превышать 15 дней.

В исключительных случаях, срок проведения экспертизы качества медицинской помощи может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) Росздравнадзора (территориального органа), но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий не более чем на пятьдесят часов, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.

9. При проведении экспертизы качества медицинской помощи эксперт не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначившего эту экспертизу, медицинской организации и иной организации, осуществляющей медицинскую деятельность на основании лицензии, других заинтересованных в результатах экспертизы лиц.

10. В случае если эксперту известны обстоятельства, препятствующие его привлечению к проведению экспертизы качества медицинской помощи, либо не позволяющие ему соблюдать принципы ее проведения, установленные пунктом 3 настоящего Порядка, эксперт сообщает об указанном обстоятельстве Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения (территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения).

11. Эксперты качества медицинской помощи при проведении экспертизы качества медицинской помощи обязаны:

1) самостоятельно провести полное исследование представленных материалов, дать обоснованное и объективное заключение по результатам экспертизы качества медицинской помощи;

2) ответственно и точно формулировать выводы в пределах своей компетенции;

3) не разглашать сведения, которые стали известны в связи с проведением экспертизы качества медицинской помощи, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;

4) соблюдать установленные сроки и порядок проведения экспертизы качества медицинской помощи;

5) обеспечить сохранность представленных материалов.

12. Экспертом качества медицинской помощи, осуществлявшим проведение экспертизы качества медицинской помощи, оформляется экспертное заключение по форме, предусмотренной приложением к настоящему Порядку.

Приложение
к Порядку осуществления экспертизы качества
медицинской помощи, за исключением медицинской
помощи, оказываемой в соответствии с законодательством
Российской Федерации об обязательном медицинском страховании,
утвержденным приказом
Министерства здравоохранения Российской Федерации
от «___»________ 2016 г. N ____

Экспертное заключение (протокол оценки качества медицинской помощи)

Дата проведения экспертизы качества медицинской помощи: «__»_______201_ г.

Место проведения ЭКМП___________________________________________

Наименование проверяющей организации______________________________

Основание проведения экспертизы качества медицинской помощи_____________

Аккредитованный эксперт качества медицинской помощи (в случае привлечения):______________________________________________________

Наименование медицинской организации______________________________

Юридический адрес медицинской организации_________________________

Адрес осуществление медицинской деятельности________________________

Наличие лицензии по виду деятельности (да/нет)_______________________

Медицинская карта (амбул./стац.) больного N__________________________

Диагноз клинический основной:____________________________________

Осложнения основного диагноза:______________________________________

[3]

Лечащий врач (Ф.И.О., специальность, должность):____________________

Соответствие специальности лечащего врача действующим квалификационным требованиям (да/нет):______________________________;

Соответствие специальности медицинских работников, участвовавших в оказании медицинской помощи пациенту, действующим квалификационным требованиям (данет):____________________________________________;

Соответствие стандарта оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений для оказания медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи при оказании помощи пациенту(данет):___________________________________________ ;

Критерии качества медицинской помощи, оцениваемые при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях/ стационарных условиях/в условиях дневного стационара (нужное подчеркнуть):

а) ведение медицинской документации (далее — карта) в соответствии с утвержденной формой (да/нет):__________________________________ ;

— заполнение всех разделов, предусмотренных картой (да/нет):_________ ;

— наличие информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство (да/нет): _______________________;

б) первичный осмотр пациента и сроки оказания медицинской помощи соответствуют установленным требованиям (да/нет):____________________;

— оформление результатов первичного осмотра, включая данные анамнеза заболевания, записью в амбулаторной карте(да/нет):____________________;

— проведение осмотра пациента при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни, требующих оказания медицинской помощи в неотложной форме не позднее 2 часов с момента обращения в регистратуру медицинской организации (да/нет):____________________________________________;

Читайте так же:  Какие наказания за повторные нарушения пдд

в) установление предварительного диагноза в установленные сроки (да/нет):_______________________________________________________;

г) формирование плана обследования пациента при первичном осмотре с учетом предварительного диагноза(да/нет): _______________________;

д) формирование плана лечения при первичном осмотре с учетом предварительного диагноза, клинических проявлений заболевания, тяжести заболевания или состояния пациента, лабораторных и инструментальных методов исследования (при наличии) (да/нет): _______________________;

е) включение в план обследования диагностических процедур, лабораторных исследований, консультаций специалистов и план лечения перечня лекарственных препаратов для медицинского применения, включенных в стандарты медицинской помощи, имеющих частоту применения 1,0, и клинические рекомендации (протоколы лечения) (да/нет): _______________;

ж) назначение лекарственных препаратов с учетом инструкций по применению лекарственных препаратов, возраста пациента, пола пациента, тяжести заболевания, наличия осложнений основного заболевания (состояния) и сопутствующих заболеваний(да/нет):____________________;

з) указание в плане лечения метода (объема) хирургического вмешательства при заболевании (состоянии) и наличии медицинских показаний, требующих хирургических методов лечения и (или) диагностики(да/нет):____________;

и) установление клинического диагноза в установленные сроки (да/нет):_______________________________________________________;

к) внесение в стационарную карту в случае особенностей течения заболевания, требующих дополнительных сложных и длительно проводимых методов исследований, соответствующей записи, заверенной подписью заведующего профильным отделением (дневным стационаром) (да/нет):____;

— принятие решения о необходимости проведения дополнительных исследований вне данной медицинской организации врачебной комиссией медицинской организации с оформлением протокола и внесением в стационарную карту (да/нет):______________________________________;

— принятие при затруднении установления клинического диагноза и (или) выбора метода лечения решения консилиумом врачей с оформлением протокола и внесением в карту: (да/нет): _____________________________;

— оформление обоснования клинического диагноза соответствующей записью в стационарной карте, подписанного лечащим врачом и заведующим профильным отделением (дневным стационаром) (да/нет):_______________;

НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫЕ НАРУШЕНИЯ, ПОВЛИЯВШИЕ НА ИСХОД ЗАБОЛЕВАНИЯ:

Представитель медицинской организации:_______________________

(должность) подпись, Ф.И.О., дата подписания

Эксперт качества медицинской помощи:________________

[2]

подпись, Ф.И.О., дата подписания

*(1) Часть 1 статьи 64 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

*(2) Постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2014 N 636 «Об аттестации экспертов, привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, к проведению мероприятий по контролю» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 29, ст. 4142).

*(3) Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52 (ч. 1), ст. 6249; 2014, N 26 (часть I), ст. 3366.

*(4) Постановление Правительства Российской Федерации от 03.11.2014 N 1152 «Об аккредитации организаций и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на выполнение поверки средств измерений военного и специального назначения, аттестации эталонов единиц величин и обязательной метрологической экспертизы вооружения, военной и специальной техники и технической документации на них» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 46, ст. 6353).

Обзор документа

Разработан Порядок осуществления экспертизы качества медицинской помощи.

Экспертиза проводится аттестованными экспертами, привлекаемыми Росздравнадзором (ее территориальным органом). Это делается в рамках проверок соблюдения органами власти, ГВБФ, медицинскими и фармацевтическими организациями прав граждан в сфере охраны здоровья, а также проверок применения медицинскими организациями порядков оказания и стандартов медицинской помощи.

Исключение — медицинская помощь, оказываемая в соответствии с законодательством об ОМС.

Срок проведения экспертизы по общему правилу не может превышать 15 дней.

Об экспертизе качества в системе обязательного медицинского страхования: кто и как ее проводит?

Сообщение члена Национальной Ассоциации медицинских организаций об условиях работы экспертов в системе ОМС

Власть и различные контролирующие органы много и часто говорят об институте контроля качества медицинской помощи. Законами и нормативно-правовой базой распределены обязанности в этой сфере. При этом главными бенефициарами этого направления являются эксперты качества медицинской помощи. В системе ОМС подробно прописаны требования к специалистам данного направления (Приказ ФФОМС от 01.12.2010 № 230), где финальным звеном является реестр экспертов качества.

Как любят говорить наши чиновники, «исторически сложилось», что контроль качества скорой медицинской помощи в области проводят только сотрудники государственной СМП. Прямое следствие такой ситуации – «идеальные» результаты качества оказания скорой медицинской помощи у государственных медицинских учреждений в регионе.

В 2015 году, совместно с некоторыми страховщиками, мы попытались хоть немного эту ситуацию изменить. Проучили врача СМП из нашей организации ( ) по курсу «Контроль качества оказания медицинской помощи в системе ОМС» и по ходатайству СМО его включили в заветный реестр. Два раза этот сотрудник сходил на экспертизу в городскую ССМП и уволился от нас. Как мы узнали позже, «за работу» ему предложили хорошую должность в проверяемом медицинском учреждении, куда он и ушел. Правда в реестре он до сих пор значится нашим сотрудником.

В начале 2017 года, мы решили повторить всю процедуру. Вновь проучили своего сотрудника ( ) и 05 мая 2017 года, опять же по ходатайству СМО, ее внесли в реестр экспертов качества медицинской помощи в системе ОМС. Она успела провести лишь одну экспертизу все в той же городской станции ССМП, выявила множество недостатков и ТФОМС ее тут же исключил из реестра.

Многочисленные попытки добиться восстановления в реестре и через ФФОМС и через Минздрав оказались безрезультатными. Получали отписки.

Решением судьи районного суда от 23 апреля 2018 года отказано в удовлетворении искового заявления о признании незаконным приказа ТФОМС .

Фактически решением суда признается законным отсутствие необходимости обоснования решений, принимаемых государственными органами в отношении физических лиц, когда данные решения напрямую ущемляют права, в том числе и трудовые, этих лиц.

Оспариваемое решение принято по ходатайству непосредственно заинтересованной стороны (Департамента здравоохранения и фармации ) в пользу подведомственного лечебного учреждения. При этом в данных суду пояснениях, выводы о необходимости заявить ходатайство об исключении из реестра экспертов качества за «некачественно проведенные экспертизы», сделаны без привлечения независимых экспертов, имеющих право на проведение или анализ экспертизы качества медицинской помощи по профилю «Скорая медицинская помощь». Напротив «выводы» делались по информации прямо заинтересованной в определенном результате стороны (сотрудниками городской станции ССМП). Никаких правовых оснований для признания наличия в ее работе недостатков, не имелось и не имеется.

Все действия по исключению Истицы из реестра экспертов произошли одним днем – 22 августа 2017 года: В этот день городская станция СМП, в отношении которой проводила экспертизу, передает свою жалобу на экспертизу в Департамент, ТФОМС принимает письмо от Департамента об исключении из реестра, издается и подписывается приказ об исключении.

Читайте так же:  Правила пользования перехватывающей парковкой

В соответствии с действующими нормативно-правовыми документами регламентирующими порядок проведения и оспаривания экспертиз качества медицинской помощи, ни городская станция ССМП, ни не могут в данном случае являться субъектами определения нарушений в работе эксперта качества, привлекаемого СМО.

Представителем СМО суду предоставлялись документы, описывающие нарушения, выявленные в ходе проведения экспертизы качества медицинской помощи, оказанной сотрудниками городской станции ССМП. Подавляющее большинство выявленных дефектов относились к времени доезда бригад СМП, превышающему установленные нормативы, и к качеству оформления медицинской документации (фальсификации, дописки, исправления, отсутствие необходимой информации и т.д.).

Основания и порядок исключения эксперта из реестра перечислены в п. 9 Порядка ведения территориального реестра экспертов качества медицинской помощи территориальным фондом обязательного медицинского страхования и размещения его на официальном сайте территориального фонда обязательного медицинского страхования в сети «Интернет», утв. Приказом ФФОМС от 13.12.2011 № 230. Основаниями являются:

а) прекращение (истечение срока) действия одного или нескольких документов, являвшихся основанием для включения врача-специалиста в реестр;

б) наличие двух и более претензий к качеству работы эксперта качества медицинской помощи, в том числе по результатам реэкспертизы (реэкспертиз) качества медицинской помощи, предъявленных организаторами контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию;

в) заявление эксперта качества медицинской помощи;

г) смерть эксперта качества медицинской помощи.

Подпунктом «д» пункта 9 Порядка (Введен в 2015 годы) предусмотрен порядок исключения, а именно — что исключение производится на основании заявления одного (одной) из нижеперечисленных органов или организаций:

органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения;

[1]

управления Росздравнадзора по субъекту Российской Федерации;

профессиональной медицинской ассоциации;

общественного объединения специалистов медицинского профиля;

страховой медицинской организации.

Письмом ФФОМС от 17.02.2011 № 82230-5и утверждены «Методические указания о порядке ведения реестров экспертов качества медицинской помощи в сфере обязательного медицинского страхования». Указанные рекомендации разработаны в целях реализации приказа ФОМС от 01.12.2010 N 230 «Об утверждении порядка организации и проведения контроля объемов сроков качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию».

Согласно п. 18 Методических указаний, основаниями для исключения эксперта качества медицинской помощи из территориального реестра являются:

а) истечение срока (прекращение) действия документа (документов), являющегося (являющихся) основанием для включения эксперта качества медицинской помощи в территориальный реестр;

б) обоснованные неоднократные претензии к качеству работы эксперта качества медицинской помощи, поступающие от организаторов и/или субъектов контроля;

в) заявление эксперта качества медицинской помощи об исключении из территориального реестра.

Приложением 4 утверждена форма решения об исключении эксперта из реестра. Приложением к приказу должны быть документы, подтверждающие основание для исключения эксперта качества медицинской помощи из территориального реестра экспертов качества медицинской помощи в соответствии с частью 18 Методических указаний о порядке ведения реестров экспертов качества медицинской помощи.

Таким образом, для обращения одного из органов, указанных в подп. «д» п. 9 Приказа № 230, необходимо наличие оснований, предусмотренных подп. «а» — «г» п. 9 или подп. «а» — «в» п. 18 Методических указаний.

К сожалению, позицию суда сводится к тому, что более поздний акт, выпущенный ФФОМС РФ на основании предшествующих ему методических рекомендаций, не предусматривает выяснение обстоятельств исключения эксперта из реестра.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Принимая во внимание вышеизложенное, прошу Вас проанализировать описанную ситуацию и довести информацию до членов нашей ассоциации. К сожалению, практика «чиновничьего беспредела» довольно быстро распространяется и, возможно, эта информация поможет кому то избежать наших проблем.

Борисов Дмитрий Александрович — кандидат экономических наук, Председатель правления Национальной Ассоциации медицинских организаций, член Экспертного Совета ФАС по вопросам конкуренции в здравоохранении, Управляющий сетью центров косметологии «Реднор» (г.Москва)

Можно ли провести экспертизу качества оказания медицинской помощи?

Граждане вправе обращаться за проведением независимой медицинской экспертизы качества оказания медицинской помощи в случаях и порядке, предусмотренных Правительством РФ (п. 6 ч. 2, ч. 3 ст. 58, ч. 5 ст. 101 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).

Примечание. На данный момент положение, устанавливающее порядок и случаи проведения по инициативе граждан независимой медицинской экспертизы, не принято.

При этом законодательством предусмотрена возможность контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования (ОМС) и договором на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС (ч. 1 ст. 40 Закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ).

Так, контроль качества предоставления медицинской помощи осуществляется, в частности, путем проведения экспертизы качества медицинской помощи, которая предусматривает выявление нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценку своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата (ст. 40 Закона N 326-ФЗ; п. 6 Порядка, утв. Приказом ФФОМС от 01.12.2010 N 230).

Таким образом, в настоящее время для оценки качества проведенного лечения, организации и проведения экспертизы качества медицинской помощи гражданин вправе обратиться в следующие организации:

  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС);
  • территориальный фонд ОМС;
  • страховую медицинскую организацию.

Указанные организации поручают проведение такой экспертизы эксперту, включенному в территориальные реестры экспертов качества медицинской помощи (ч. 7 ст. 40 Закона N 326-ФЗ; п. п. 4, 8, 27, 36 Порядка).

За нарушения, выявленные при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, к медицинским организациям применяются меры, предусмотренные ст. 41 Закона N 326-ФЗ и условиями договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (п. 127.1 Правил, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н; ч. 10 ст. 40, ст. 41 Закона N 326-ФЗ).

Что предпринять в случае врачебной ошибки? >>>

Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас.

Правовые проблемы осуществления экспертизы качества медицинской помощи.

Выступление директора НП «Тюменская медицинская палата» Попенко Николая Анатольевича на конференции «Правовые основы медицинской деятельности»

Попенко Николай Анатольевич, директор НП «Тюменская медицинская палата», г. Тюмень

Экспертиза качества медицинской помощи является важнейшей частью системы контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Экспертиза проводится в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи.

В ч. 21 ст. 2 Федерального закона №323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ) дано определение: качество медицинской помощи – совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.

Читайте так же:  Оплата транспортного налога в новосибирской области

Согласно ч. 6 ст. 40 Федерального закона N 326-ФЗ Экспертиза Качества Медицинской Помощи (ЭКМП) – это выявление нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценка своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата. Таким образом, экспертиза фактически сводится к оценке соблюдения (несоблюдения) нормативно-правовых требований, регулирующих три аспекта медицинской помощи – ее своевременность, правильность и достигнутый результат.

Первое, что обращает на себя внимание, – это несоответствие между законодательным определением термина «ЭКМП» и способом ее осуществления, установленным подзаконным актом:

Согласно п. 21 «Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию», утвержденного приказом ФФОМС от 01.12.2010 № 230 – «ЭКМП проводится путем проверки соответствия предоставленной застрахованному лицу медицинской помощи договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, порядкам оказания медицинской помощи и стандартам медицинской помощи, клиническим рекомендациям (протоколам лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, сложившейся клинической практике».

Однако ни договор, ни порядки оказания медицинской помощи, ни стандарты медицинской помощи не устанавливают требований ни к порядкупланирования результата медицинской помощи, ни к правилам выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации. 20 Кроме того, отсутствуют нормативно-правовые акты, устанавливающие как определение для термина «сложившаяся клиническая практика», так и обязанность ее исполнения.

В силу ч. 4 ст. 37 Федерального закона № 323-ФЗ стандарт медицинской помощи содержит усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения медицинских услуг; лекарственных препаратов и медицинских изделий, имплантируемых в организм человека. Но между «частотой предоставления, кратностью применения» и «своевременностью, правильностью и запланированным результатом» медицинской помощи лежит «пропасть», которую, по сути, ничто не заполняет.

Например, «Стандарт первичной медико-санитарной помощи детям при острых назофарингите, ларингите, трахеите и острых инфекциях верхних дыхательных путей легкой степени тяжести», утвержденный приказом Минздрава России от 28.12.2012 № 1654н, содержит положение о 100%ном выполнении копрологического исследования, а «Стандарт первичной медико-санитарной помощи при пневмонии», утвержденный приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1213н, в принципе данного исследования не содержит. Значит ли это, что для диагностики острых инфекций верхних дыхательных путей, в том числе исключения пневмонии, правильно выполнять копрологическое исследование в строгом соответствии со стандартом? И наоборот, невыполнение колопроктологического исследования при острой инфекции верхних дыхательных путей, но излечение пациента – свидетельствует ли о неправильности выбора методов диагностики?

Другой пример, «Стандарт медицинской помощи при бесплодии с использованием вспомогательных репродуктивных технологий», утвержденный приказом Министерства здравоохранения РФ от 30 октября 2012 г. № 556н, содержит положение о необходимости 100%-ного выполнения анестезиологического пособия (включая раннее послеоперационное ведение), притом, что этот же «стандарт» предусматривает только 90% оперативного вмешательства. Значит ли это, что нужно выполнить анестезиологическое пособие даже в случаях, когда оперативное вмешательство не планируется? Но как выполнить запланированное 100%-ное послеоперационное ведение если операция отсутствовала и даже не была запланирована? Чем должен руководствоваться в данном случае лечащий врач, «стандартом» или здравым смыслом? Какое заключение напишет эксперт при контроле качества медицинской помощи на предмет соответствия «стандарта» и оказанной медицинской помощи?

Сходная ситуация, характерная для порядков оказания медицинской помощи, также может быть выражена в одном вопросе: каким образом формальные правила организации деятельности кабинета или отделения по какой-либо специальности, требования к его оснащению и образова21 нию медицинских работников свидетельствуют о своевременности медицинской помощи, правильности выбора методов профилактики (диагностики, лечения, реабилитации) и степени достижения запланированного результата у конкретного пациента?

В «Порядке организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию», утвержденного приказом ФФОМС от 01.12.2010 N 230, имеется приложение № 8: «Перечень оснований для отказа в оплате медицинской помощи либо уменьшения оплаты медицинской помощи», который включает большое количество дефектов, объединенных в пять основных групп:

1) Нарушения, ограничивающие доступность медицинской помощи для застрахованных лиц;

2) Отсутствие информированности застрахованного населения;

3) Дефекты медицинской помощи и нарушения при оказании медицинской помощи;

4) Дефекты оформления первичной медицинской документации в медицинской организации;

5) Нарушения в оформлении и предъявлении на оплату счетов и реестров счетов.

Пункты 4 и 5 перечня дефектов имеют экономическое обоснование и не оказывают влияния на КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, а контроль дефектов, указанных в пунктах 1 и 2, является несвойственной функцией для фондов ОМС и страховых медицинских организаций, это должно контролироваться иными организациями: лицензионными и контрольно-надзорными органами (Росздравнадзор и/или Роспотребнадзор), так как ограничение прав граждан или их информированности на получение медицинских услуг должно повлечь за собой приостановление действие лицензии медицинской организации как минимальное наказание, а в некоторых случаях и лишение лицензии.

В результате фактически сложилась ситуации, при которой официальное ЭКМП – это одно, а проверяется в рамках данной экспертизы совсем другое. При этом проверке подлежат требования, обязательность исполнения которых не установлена нормативно-правовыми актами (стандарты медицинской помощи, сложившаяся клиническая практика), с возможностью применения штрафных санкций за их несоблюдение.

Второе, что требует внимания – это фактическое отсутствие возможности осуществить ЭКМП. Как уже было отмечено, в рамках ЭКМП необходимо оценивать такие характеристики как «своевременность», «правильность», «степень достижения запланированного результата». Однако в 22 настоящее время отсутствуют нормативные акты, устанавливающие:

• «что такое» своевременность медицинской помощи и как ее оценивать,

• «что такое» правильность выбора методов профилактики (диагностики, лечения и реабилитации) и как их оценивать,

• «что такое» запланированный результат медицинской помощи, и каков должен быть порядок планирования.

Иными словами, невозможно оценить законодательно установленные составляющие ЭКМП в связи с отсутствием соответствующих подзаконных актов.

Третий актуальный аспект состоит в правомочности осуществлять ЭКМП и обусловлен коллизией между законодательством в сфере лицензирования и законодательством РФ об обязательном медицинском страховании.

В частности, ЭКМП включена в «Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность», утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291. Как следствие, в силу требований п. 46 ч. 1, ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ) для осуществления ЭКМП необходимо наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности в виде соответствующих работ и услуг. При этом нормативно-правовые акты в сфере лицензирования не содержат исключений для федерального фонда, территориальных фондов и страховых медицинских организаций.

Читайте так же:  Требования к заемщику для получения кредита на автомобиль

В результате, получается следующая коллизия: с одной стороны, в силу требований ч. 1, ч. 7 ст. 40 Федерального закона № 326-ФЗ ЭКМП вправе осуществлять федеральный фонд, территориальный фонд, страховая медицинская организация. С другой стороны, согласно п. 2 ст. 3, п. 46 ч. 1, ч. 2 ст. 12 Федерального закона № 99-ФЗ право осуществлять ЭКМП возникает только с момента получения соответствующей лицензии.

Вышеизложенныефакты свидетельствуют о том, что ныне действующий «порядок» осуществления ЭКМП не может удовлетворять ни запросам пациентов на защиту их прав, ни запросам медицинских организаций на ясные и исполнимые условия их деятельности.

Неясность и противоречия в нормативной правовой базе системы здравоохранения, несмотря на позитивные сдвиги в сторону верховенства закона и постепенный уход от правового нигилизма, неопределенность правового статуса и неясность правоприменения стандартов, порядков и протоколов, наличие неотмененных правовых актов, противоречащих вновь принятым, значительно затрудняют экспертную оценку процесса оказания медицинской помощи.

Можно ли и как провести экспертизу качества медицинской помощи

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Страховая медицинская организация направила запрос о предоставлении медицинской документации по пациенту для проведения экспертизы медицинской помощи в медицинское учреждение. В страховую медицинскую организацию поступило обращение (жалоба) не от совершеннолетнего пациента, а от его матери.
Вправе ли медицинское учреждение не представлять медицинскую документацию на пациента страховой медицинской организации, т.к. мать пациента не представила документов, подтверждающих право действовать от имени и в интересах своего совершеннолетнего ребенка?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Медицинское учреждение вправе не представлять страховой медицинской организации медицинскую документацию на пациента, необходимую для проведения контроля качества оказанной медицинской помощи, в случае, когда с заявлением о проведении экспертизы оказанной медицинской помощи в страховую организацию обратилось не управомоченное на то лицо.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Рижская Мария

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена

————————————————————————-
*(1) Поскольку в данной ситуации речь идет о совершеннолетнем гражданине, то следует руководствоваться положениями п. 1 ст. 185 ГК РФ, в соответствии с которыми полномочия представителя подтверждаются доверенностью, т.е. письменным уполномочием, выдаваемым одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Экспертиза качества оказания медицинской помощи

В соответствии с частью 6 статьи 40 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» экспертиза качества медицинской помощи — выявление нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценка своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата.

На основании приказа Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 1 декабря 2010 г. № 230 «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию», экспертиза качества медицинской помощи проводится экспертом качества медицинской помощи, включенным в территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи по поручению территориального фонда обязательного медицинского страхования или страховой медицинской организации.

Экспертиза качества проводится:

  • при получении жалоб от застрахованного лица или его представителя на доступность и качество медицинской помощи в медицинской организации;
  • летальных исходов;
  • внутрибольничного инфицирования и осложнения заболевания;
  • повторного обоснованного обращения по поводу одного и того же заболевания: в течение 15 дней — при оказании помощи, в течение 30 дней — при повторной госпитализации; в течение 24 часов от момента предшествующего вызова — при повторном вызове скорой медицинской помощи.

По результатам проверки оформляется экспертное заключение, содержащее описание проведения и результаты экспертизы качества медицинской помощи, на основании которого составляется акт экспертизы качества медицинской помощи.

После получения экспертного заключения и акта экспертизы качества медицинской помощи необходимо обратиться к эксперту с целью выявления:

  • связи между дефектом оказания медицинской помощи и неблагоприятным исходом;
  • соответствия лечения установленным стандартам оказания медпомощи;
  • последствия оказания несоответствующей стандартам медицинской помощи;
  • последствия оказания несвоевременной (неправильной) медицинской помощи либо неполного объема медицинской помощи;
  • возможности исключения неблагоприятного исхода.

Экспертиза качества медицинской помощи (ЭКМП) привлекается в случаях оказания несоответствующих стандартам медицинских услуг, для оценки поступков медицинского персонала при выполнении ими должностных обязанностей.

Экспертное исследование принадлежит к области экспертиз и привлекается для выявления нарушений, допущенных при оказании услуг медицинской помощи, оценивания своевременности её оказания, достижений запланированных результатов, правильности выбора методов, направленных на профилактику, диагностику, лечение и реабилитацию.

Врачебная деятельность направлена на сохранение человеческой жизни и здоровья. непрофессиональных действий медиков, неоказания посильной помощи, нарушений этических норм и буквы закона возбуждается все большее количество уголовных дел. Современный уголовный кодекс предусматривает ответственность за ненадлежащее медицинское обслуживание, что привело к причинению ущерба здоровью либо смерти больного.

Решения суда по делам, возбужденным несвоевременно оказанных либо некачественных медицинских услуг, зависят от результатов, представленных экспертизой.

Экспертиза качества предоставления услуг медицинской помощи может выполняться в государственных экспертных бюро, а также в негосударственных экспертных центрах, специализирующихся на подобных исследованиях. Решающую роль в проведении подобных исследований играют компетентность и опыт эксперта. Чтобы получить достоверные результаты экспертного заключения, выбирайте опытного эксперта с достойной профессиональной репутацией.

Критерии неоказания медицинской помощи

Непредоставление медицинской помощи — это бездействие медика по отношению к пострадавшему либо больному, полный отказ от предоставления профессиональной помощи.

Оценивание качества услуг здравоохранения основано на сопоставлении установленных медицинских стандартов с фактически осуществленными врачом мероприятиями и достигнутым результатом. Для адекватной оценки имеет значение правильный выбор объективных, сопоставимых, универсальных и применимых критериев.

Читайте так же:  Почему могут не дать водительские права пожилому человеку

Судебная экспертная практика руководствуется критериями, свидетельствующими о бездействии врачей, на основании которых возможно возбуждать дела по фактам отказа в профессиональной медпомощи.

Такими критериями являются:

1. медицинский работник обязан по закону оказать профессиональную помощь;
2. медицинский работник обладает реальной возможностью оказать врачебную помощь;
3. уклонение от предоставления помощи, пренебрежение возможности и обязанности оказать посильную медицинскую помощь.

Исходя из выше указанного, медицинский работник при исполнении должностных обязанностей по законодательству обязан предоставлять необходимую больному медицинскую помощь.

Часто отказ работников здравоохранения в оказании профессиональной помощи аргументируется отсутствием у больного документов, медицинского полиса страхования. Но если идет речь о спасении человеческой жизни, врач обязан предоставить помощь, не смотря на отсутствие у человека бумаг. К таким случаям относятся инфекционные заболевания (менингит, энцефалит), острые и хронические кровотечения, требующие срочного хирургического вмешательства.

Также не может служить причиной отказа в медицинской помощи пребывание больного в условиях, несоответствующих нормам. Если врач имеет физический доступ к больному, то обязан оказать профессиональную помощь. Отказы лечить несоблюдения больным элементарной личной гигиены, зловония в жилище, отсутствие определенного места жительства являются нарушением профессиональных обязанностей врача.

Экспертиза качества медицинской помощи определяет все три критерия: обязанность, возможность медицинской помощи, факт невыполнения доктором профессиональных обязанностей. Экспертиза выполняется в досудебном порядке или по назначению суда в процессах по делам о неоказании качественных медицинских услуг.

Предметом судебных рассмотрений довольно часто становятся факты неоказания в специализированных медучреждениях профессиональных услуг застрахованным лицам. Основанием уголовного дела выступает причинение ущерба здоровью человека либо смерть, наступившая в результате неоказания врачебной помощи.

Отказ в профессиональной помощи нуждающемуся, при объективной возможности у врача помочь, нежелание выполнять профессиональные обязанности по личным мотивам и предпочтениям, расценивается в законодательстве как уголовно наказуемый проступок.

Как определить качество и объем медицинской помощи

Самое трудоемкое исследование — оценить качество оказанной медпомощи. Сложная процедура определения степени качества оказанной медпомощи исходит из множества факторов: от наличия соответствующего оснащения в медучреждении и до компетентности медперсонала.

Если уровень медицинских услуг не отвечает современным требованиям, закономерно возникает вопрос о качестве оказанной помощи. Халатность работников здравоохранения, пренебрежение профессиональными обязанностями лежат в основе судебных дел. Экспертиза определяет профессиональность и своевременность оказания помощи пострадавшему, устанавливает объем медицинских услуг и соответствие таковых нормативным стандартам лечения.

Установление качества врачебной помощи базируется на критериях:

  • исследование фактически исполненных действий врача;
  • сопоставление фактически выполненных действий врача с медицинскими стандартами в конкретной ситуации;
  • анализ индивидуальных характеристик больного, конкретных сложившихся обстоятельств для оказания медпомощи.

Процедура исследования экспертом качества медицинских услуг предполагает выполнение трех этапов:

1. устанавливается факт совершения врачебной ошибки;
2. совершенные медицинские ошибки обосновываются с точки зрения медицинских стандартов;
3. определяются причины допущенных врачебных ошибок и составляются рекомендации по предотвращению таковых в будущем, учитывая выявленные причины.

Экспертная процедура по определению качества оказанной медпомощи

экспертизу для исследования случаев неоказания медицинских услуг либо оказание таковых в ненадлежащем качестве постановляют суды, органы дознания и следствия.

На основании официального постановления эксперт определяет задачи и цели конкретного исследования. Формулируются вопросы для решения в процессе экспертного исследования.

Следующий этап предусматривает ознакомление эксперта с материалами дела в полном объеме. Предоставляется вся медицинская документация и следственные данные. После тщательного изучения документации, производятся дополнительные исследования, а также оформляется экспертное заключение.

Официальное заключение является главным аргументом в суде. Эксперт персонально ответственный за содержание выводов и данных в заключении. Документ содержит подробное описание всех без исключения выполненных специалистом в ходе исследования действий, перечень изученных документов, компетентные выводы. Суд может вызвать эксперта непосредственно на рассмотрение дела для дачи показаний и объяснения выполненных действий, а также аргументации экспертных выводов.

Правовые основы для выполнения ЭКМП

Уголовная ответственность за невыполнение должностными лицами прямых профессиональных обязанностей, что привело к смерти человека, неоказание работниками здравоохранения адекватной профессиональной помощи предусмотрена ч. 2 ст. 109 УК РФ.

Также ответственность предусмотрена Кодексом (ч. 2 ст. 118) для должностных лиц за ненадлежащее исполнение непосредственных обязанностей, что привело к причинению вреда здоровью, независимо от меры тяжести. Касается также медицинских работников предоставивших медицинские услуги ненадлежащего качества либо объема.

Вопросы, которые выносят на решение эксперту при определении качества медпомощи

В процессе произведения экспертизы для исследования фактов неоказания медицинских услуг, установления качественных показателей и объема оказанной помощи, эксперт ищет доказательные ответы на вопросы, интересующие суд, следствие либо органы дознания.

Наиболее часто на решение эксперту выносят вопросы:

Преимущества нашего Центра

Экспертиза качества медицинской помощи производится только экспертами, сведущими в этой отрасли знаний.

Наши эксперты судебной медицины — врачи, сертифицированные по клинической специальности, обладающие высшей/первой квалификационной категорией. Все сотрудники в области медицинских исследований — кандидаты либо доктора медицинских наук, работают по специальности в области экспертиз более 10 лет.

Сотрудники Центра судебной медицины числятся в списке экспертов медицинских учреждений, в полном объеме владеют специальными профильными знаниями, методическими приемами выполнения экспертных исследований качества оказанной медиками помощи.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Официальные результаты заключения от специалистов Центра принимаются судами, госучреждениями.

Источники


  1. Гришаев, П.И. Немецко-русский юридический словарь / П.И. Гришаев, Л.И. Донская, М.И. Марфинская. — М.: РУССО, 2016. — 622 c.

  2. Яковлев, В.Н. Древнеримское и современное российское наследственное право. Рецепция права; М.: Институт практической психологии, 2013. — 128 c.

  3. CD-ROM. Лекции для студентов. Юридические науки. Диск 1. — Москва: Высшая школа, 2016. — 251 c.
  4. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. — М.: Омега-Л, 2012. — 608 c.
  5. Чашин А. Н. Квалификационный экзамен на адвоката; Дело и сервис — М., 2010. — 544 c.
Можно ли и как провести экспертизу качества медицинской помощи
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here