Консервация и рекультивация земельных участков

Самое главное по теме: "Консервация и рекультивация земельных участков" актуальное в 2019 и 2020 годах понятным языком для непрофессионалов.

Утверждены новые правила проведения рекультивации и консервации земель

20 июля вступает в силу Постановление Правительства РФ, которое в значительной мере меняет требования к проведению рекультивации и консервации нарушенных земель.

Восстановление нарушенных земель является важной государственной задачей, решение которой улучшает экологическую обстановку, обеспечивает возврат земель и создает условия для развития на них различных видов хозяйственной деятельности.

Однако долгое время в российской практике рекультивационных работ складывалась довольно печальная картина: работы по рекультивации земель после окончания деятельности, часто не проводилась или проводились только на бумаге. Внимание общественности неоднократно обращалось к данному вопросу, острая необходимость в изменении нормативной базы назрела уже давно.

Проведение работ по рекультивации нарушенных земель и консервации до настоящего момента регламентировались несколькими законодательными актами: постановлением Правительства РФ от 23.02.1994 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» и постановлением Правительства РФ от 2.09.2002г. №830 «Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота», которые через несколько дней утратят силу.

«Главный недостаток действующего природоохранного законодательства заключался в том, что большая часть существующих нормативно-правовых актов была посвящена проблемам использования и охраны земель, а не их восстановления. В условиях, когда четких требований нет, контроль не налажен, работать было сложно, — считает председатель «Эконадзора» Евгений Слюсарь. – Изменения, произошедшие в законодательстве сегодня, могут стать прочной основой проведения масштабных работ по рекультивации нарушенных земель, поскольку в документе прописаны более четкие и конкретные требования, которые не предполагают двусмысленности».

«Эконадзор» проанализировал основные изменения, касающиеся проведения работ по рекультивации и консервации земель.

Согласно документу, рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Консервация земель проводится в отношении нарушенных земель, негативное воздействие на которые привело к их деградации, ухудшению экологической обстановки и нарушению почвенного слоя, в результате которых не допускается осуществление хозяйственной деятельности, если устранение таких последствий путем рекультивации земель невозможно в течение 15 лет.

Кроме того, рекультивация земель может осуществляться путем поэтапного проведения работ по рекультивации земель при наличии в проекте выделенных этапов работ, для которых определены содержание, объемы и график работ для каждого этапа работ, а в случае осуществления рекультивации земель с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ также сметные расчеты (локальные и сводные) затрат.

Проект рекультивации земель подготавливается в виде отдельного документа в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, если они приведут к деградации земель и снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

Проект рекультивации и консервации земель должен содержать раздел «Пояснительная записка», включающий: описание исходных условий рекультивируемых, консервируемых земель, их площадь, месторасположение, степень и характер деградации земель, а также кадастровые номера земельных участков, сведения о границах земель в виде их схематического изображения на кадастровом плане территории или на выписке из Единого государственного реестра недвижимости, сведения об установленном целевом назначении земель и разрешенном использовании земельного участка, информацию о правообладателях земельных участков, сведения о нахождении земельного участка в границах территорий с особыми условиями использования.

Кроме того, в проекте должен присутствовать раздел «Эколого-экономическое обоснование рекультивации земель, консервации земель», включающий экологическое и экономическое обоснование планируемых мероприятий и технических решений по рекультивации и консервации земель с учетом целевого назначения и разрешенного использования земель после завершения работ, описание требований к параметрам и качественным характеристикам работ по рекультивации и консервации земель, обоснование достижения запланированных значений физических, химических и биологических показателей состояния почв и земель по окончании рекультивации земель.

Раздел «Содержание, объемы и график работ по рекультивации земель, консервации земель» должен включать состав работ по рекультивации или консервации земель, определяемый на основе результатов обследования земель, которое проводится в объеме, необходимом для обоснования состава работ, включая почвенные и иные полевые обследования, лабораторные исследования, в том числе физические, химические и биологические показатели состояния почв, а также результатов инженерно-геологических изысканий, а также описание последовательности и объема проведения работ, сроки проведения работ, планируемые сроки окончания работ.

Раздел «Сметные расчеты (локальные и сводные) затрат на проведение работ по рекультивации земель, консервации земель» должен содержать локальные и сводные сметные расчеты затрат по видам и составу работ по рекультивации или консервации земель. Такой раздел разрабатывается в случае осуществления рекультивации или консервации земель с привлечением средств бюджетной системы РФ.

В срок не более чем 20 рабочих дней со дня поступления проекта рекультивации или консервации земель заявителю направляют уведомление о согласовании проекта.

В случаях, установленных федеральными законами, проект рекультивации земель до его утверждения подлежит государственной экологической экспертизе.

Завершение работ по рекультивации или консервации земель подтверждается актом, который подписывается лицом, исполнительным органом государственной власти, органом местного самоуправления.

В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня подписания акта, предусмотренного пунктом 30, лицо, исполнительный орган государственной власти, орган местного самоуправления, обеспечившие проведение рекультивации или консервации земель, направляют уведомление о завершении работ по рекультивации земель с приложением копии указанного акта лицам, с которыми проект рекультивации земель подлежит согласованию, а также в федеральные органы исполнительной власти.

Заинтересованные правообладатели земельных участков могут самостоятельно осуществить мероприятия по рекультивации или консервации земель с правом взыскания с лица, уклонившегося от выполнения рекультивации или консервации земель, стоимости понесенных расходов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Рекультивация и консервация земель

Рекультивация и консервация земель ― это направления деятельности, восстанавливающие плодородие почвы, улучшающие общую экологическую обстановку. При рекультивации народному хозяйству возвращаются участки земли, нарушенные горными работами, добычей полезных ископаемых, строительством и т.п.

Что касается консервации земель, то под ней понимается выведение участков из хозяйственного оборота опять же для сохранения и восстановления плодородия почвы и улучшения природной среды, а значит и здоровья человека. Те земли, что выведены из хозяйственного оборота по итогам их консервации, сохраняются за собственниками земли, землепользователями или переводятся в земельный запас.

Читайте так же:  Долг по кредиту продали коллекторам — как исчисляется срок давности

В соответствии со способом восстановления так называемых деградированных сельскохозяйственных земель и степени их загрязнения за место консервации может вводиться специальный режим их использования либо проводится изменение целевого назначения таких земель.

Консервация земель

Как уже говорилось, консервация земель ― это временное изъятие истощенных земель из оборота для того, чтобы предотвратить процесс деградации почв и восстановить их плодородие. Эту деятельность регулирует:

  • земельный кодекс Российской Федерации;
  • постановление Правительства РФ, утвердившее «Положение о порядке консервации земель с изъятием их из оборота» от 2 октября 2002 г.

Так, в соответствии с земельным законодательством, устанавливаются особые режимы для почв, которые подверглись сильному негативному воздействию. Они обозначаются как «деградированные». К перечню таких земель относятся:

  • те земли, что подверглись негативным воздействиям, в результате которых наблюдается деградация земель и ухудшение общей экологической обстановки;
  • загрязненные земли, использование которых приводит к вредному воздействию на здоровье человека, в особенности те земли, что: подверглись водной и ветровой эрозии, воздействию селей, иссушению, вторичному засолению, уплотнению. Сюда же можно отнести земли, расположенные в районах Крайнего Севера и занятые оленьими пастбищами, при этом имеющие сильно нарушенный почвенно-растительный покров. Кроме того, это земли, которые имеют просадки поверхности в виду использования недр, естественных геологических процессов. Это и земли, загрязненные радиоактивными веществами, тяжелыми металлами, а также нефтью и нефтепродуктами, токсичными химическими веществами.

Дальнейшее использование таких деградированных сельскохозяйственных участков зависит от решений, которые принимаются соответствующими уполномоченными органами государственной власти.

Обновлен порядок проведения рекультивации и консервации земель и земельных участков

Постановлением, в частности, устанавливается:

— порядок разработки, согласования и утверждения проекта рекультивации земель и консервации земель, требования к его содержанию;

— порядок определения лица, ответственного за разработку проекта;

— цели и результаты проведения рекультивации земель и земельных участков;

— перечень земель и земельных участков, в отношении которых проведение рекультивации или консервации является обязательной;

— перечень технических и биологических мероприятий по рекультивации и консервации земель, порядок их осуществления;

— сроки проведения работ по рекультивации земель, сроки консервации земель и земельных участков, а также порядок их определения;

— порядок завершения работ по рекультивации земель, консервации земель.

Утратившими силу признаются Постановление Правительства РФ от 23.02.1994 N 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» и Постановление Правительства РФ от 02.10.2002 N 830 «Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота».

Новые правила рекультивации и консервации земель

20 июля 2018 г. вступают в силу новые Правила[1] проведения рекультивации и консервации земель, предусматривающие следующие положения.

    Определены понятия «деградация земель», «нарушенные земли», а также «рекультивация земель», которое, согласно новым Правилам, включает проведение мероприятий по предотвращению деградации и (или) восстановлению земель, то есть приведению в состояние, пригодное для использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.
  • Установлены критерии достижения восстановления (рекультивации) земель: состояние земель, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель:
    • нормам и правилам в области обеспечения плодородия, не ниже показателей состояния однородных по типу почв и занятых однородной растительностью участков сельскохозяйственных угодий, поставленных на государственный учет[2] — для земель сельскохозяйственного назначения;
    • нормативам качества окружающей среды и требованиям в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения – для земель иных категорий.
  • Предусмотрено проведение консервации нарушенных земель, если устранение последствий их нарушения путем рекультивации до нормативных показателей невозможно в течение 15 лет.

    На лиц, деятельность которых привела к деградации земель, возложена обязанность по разработке проекта рекультивации нарушенных земель, а в случае отсутствия информации о таких лицах обязанность возлагается на правообладателей земельных участков, органы государственной или муниципальной власти.

    Введена обязанность лица, деятельность которого привела к необходимости рекультивации или консервации земель, выполнить данные мероприятия, в том числе в случае отказа такого лица от прав на земельный участок.

    Закреплено право заинтересованного правообладателя земельного участка самостоятельно осуществить мероприятия по рекультивации или консервации земель с последующим взысканием с лица, уклонившегося от их выполнения, стоимости понесенных расходов.

    Определен состав технических и биологических мероприятий по рекультивации нарушенных земель.

    Предусмотрено обязательное включение в состав проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, если такие строительство, реконструкция приведут к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, раздела по рекультивации нарушенных земель.

    Определен состав и содержание разделов проекта рекультивации и проекта консервации земель, порядок согласования проекта.

    Установлен срок проведения рекультивации или консервации земель, а также срок, в течение которого обязанное лицо должно начать мероприятия по рекультивации или консервации земельного участка.

    О чем подумать, что сделать

    Рекомендуем внимательно ознакомиться с новыми правилами рекультивации и консервации земель в целях приведения в соответствие своей хозяйственной деятельности. В случае неясностей оперативно направлять запросы в государственные органы (Федеральную службу по надзору в сфере природопользования и Министерство сельского хозяйства РФ — в отношении земель сельскохозяйственного назначения) самостоятельно либо через отраслевые общественные организации.

    Помощь консультантов

    Специалисты «Пепеляев Групп» готовы проконсультировать по вопросам применения нововведений, возможных рисках, а также оказать помощь во взаимодействии с контролирующими государственными органами, как при подготовке запросов о предоставлении разъяснений, так и в случае возникновения спорных ситуаций.

    [1] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800

    [2] Порядок государственного учета показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения утвержден Приказом Минсельхоза России от 04.05.2010 № 150.

    Когда обязательно проводить рекультивацию нарушенных земель

    Что такое рекультивация участка

    В соответствии с п. 5 ст. 13 Земельного кодекса РФ и п.2 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства РФ № 800 от 10 июля 2018 г. «рекультивация земель» — мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений».

    Нормы по рекультивации нарушенных земель сельскохозяйственного назначения

    Земельный кодекс РФ (в частности статьи 13, 42, 78 ЗемК РФ);

    Федеральный закон от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».

    Читайте так же:  Заявление на материнский капитал бланк и образец заполнения

    Правила проведения рекультивации и консервации земель, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 800 от 10.07.2018 г

    Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденные Приказом Минприроды № 525 Роскомзема № 67 от 22.12.1995 г.

    Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. N 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования»

    Когда нужна рекультивация земельного участка.

    В п. 5 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных Приказом Минприроды № 525 Роскомзема № 67 от 22.12.1995 г. перечислены работы, при которых требуется проведение рекультивации земельного участка.

    В частности обязательно необходима рекультивации нарушенных земель при:

    [3]

    • разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом, а также добыче торфа;
    • прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геолого-разведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова;
    • ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений;
    • складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов;
    • строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций (шахтные выработки, хранилища, метрополитен, канализационные сооружения и др.);
    • ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы;
    • проведении войсковых учений за пределами специально отведенных для этих целей полигонов.

    Рекультивация участка сельскохозяйственного назначения.

    Дополнительно к случаям, установленным Основными положениями о рекультивации рекультивация земельного участка сельскохозяйственного назначения должна проводиться в случаях установленных пунктом 2 статьи 78 ЗемК РФ согласно которому использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.

    [1]

    То есть, если вы нарушили плодородный слой, к примеру, при распашке участка для последующего посева, то вам не нужно каждую осень проводить рекультивацию участка, поскольку используете вы его под посев, то есть в полном соответствии с сельскохозяйственным назначением участка. То же самое можно сказать и про устройство пруда в сельскохозяйственных целях (для разведения рыб, водоплавающих птиц, полива). А вот если на сельскохозяйственном участке вы решите устроить пруд для купания, то в этом случае необходимо разработать проект рекультивации и в соответствии с ним производить последующую рекультивацию земельного участка.

    Консервация и рекультивация земельных участков

    Я студент и уже несколько сезонов подряд подрабатываю летом на полях. Собираю урожай в одном из районов нашего края. Недавно узнал, что будущим летом мне придется искать новое место подработки, так как поле, на котором я работал, будет подвержено консервации и последующей рекультивации. Для меня это незнакомые понятия, и я решил разобраться с такими вопросами:

    • Что такое консервация сельскохозяйственной земли;
    • Понятие рекультивации;
    • Государственное управление;
    • Возмещение убытков за порчу и восстановление земли;
    • Ответственность по УК и КоАП за нарушение правил использования земли.

    Главные законные положения

    Консервация и стандартная рекультивация участков – это важные процессы, направленные на восстановление земли!

    Территории земель, используемых в той или иной сфере деятельности человека, постоянно подвергаются разрушению. Состав и качество грунта на участке разрушаются при выполнении таких процессов, как:

    1. Строительство разного по назначению хозяйственных сооружений.
    2. Захоронение и размещение отходов.
    3. Сельские и внутрихозяйственные мероприятия.
    4. Разработка участок для получения полезных ископаемых.
    5. Строительство подземных объектов для личных нужд собственника.

    Территории, требующие восстановления, это такие территории, которые элементарно утратили свою изначальную ценность. Также это такие земли, которые являются источником отрицательного воздействия на природу.

    Необходимо восстанавливать те земли, у которых нарушен почвенный покров, а также, если по причине производственной деятельности образовался техногенный рельеф.

    Обязанность по восстановлению земли возлагается на собственников, деятельность которых автоматически ухудшает качество земли!

    Консервация участков

    Консервация территорий земли осуществляется для достижения следующих целей:

    1. Устранение и полное предотвращение деградации почвенного покрова.
    2. Восстановление плодородности.
    3. Устранение загрязненных участков.

    Существует несколько категорий земель, подлежащих обязательной периодической консервации:

    • Участки, подвергшиеся ветровой и водной эрозии;
    • Земля, которая пострадала от вторичного засоления, от нашествия селей, уплотненная или иссушенная;
    • Территории, где отмечаются просадки грунта. Это явление, которое возникает после использования недр и разных геологических работ;
    • Участки, загрязненные нефтепродуктами, вредными радиоактивными веществами, разнообразными тяжелыми металлами и разными токсическими компонентами.

    Если земля настолько истощена и загрязнена, что эксплуатация приводит к отрицательному влиянию на природу и на человека, она подлежит обязательной консервации!

    Порядок осуществления консервации

    Решение провести восстановительную консервацию принимается разными организациями. Все зависит от назначения участка:

    • Территории сельскохозяйственного применения – исполнительная власть, работающая с субъектами РФ;
    • Земли иного целевого использования – организации регионального и местного самоуправления.

    Консервация, как важный процесс, выглядит таким образом:

    1. Осуществляется мониторинг земель и тщательное обследование участков.
    2. Официально принимается решение относительно консервации.
    3. По принятому решению составляется профессиональный проект землеустройства.

    Проект по консервации территории является важным документом. Здесь прописываются такие данные:

    • Сроки проведения операции;
    • Перечень восстанавливающих мероприятий;
    • Очередность осуществления операций;
    • Стоимость запланированных процессов;
    • Варианты использования участка после реабилитации.

    Земли, которые изъяли из оборота на период проведения консервации, сохраняются за собственниками и арендаторами. В некоторых случаях они переводятся в категорию земель запаса, если это прописано в законе РФ.

    После проведения запланированных мероприятий, связанных с консервацией, сотрудники специальных организаций составляют бумагу с вариантами относительно последующего использования восстановленного участка. Документ передается в федеральные органы исполнительной власти и в организации регионального самоуправления.

    Компенсация понесенных убытков

    Убытки, связанные с порчей участка, подлежат компенсации. Данное правило прописано в ст. 78 действующего закона о сохранности природы!

    Сумма компенсации исчисляется на основании установленных тарифов или по затратам средств, которые ушли на восстановление участка. Согласно ст. 78, выделена особая форма экологического ущерба. Речь идет о потерях, понесенных при сельскохозяйственном производстве. Здесь установлены следующие правила:

    • Потери, которые проявились при сельскохозяйственных работах, выражаются в ухудшении их качества;
    • Компенсация может соответствовать не только понесенным тратам при восстановлении, но потерям, которые потребовались для освоения нового участка;
    • Убытки могут быть возмещены не только в денежном эквиваленте, но в натуре. Для этого потребуется согласие обеих имеющих отношение сторон;
    • Если ущерб вызван нарушением земельного кодекса, он компенсируется снижением стоимости строений и насаждений;
    • Упущенная хозяйственниками прибыль подлежит компенсации в полном объеме.
    Читайте так же:  Назначение наказания за неоконченное преступление в уголовном праве

    Основанием для возвращения понесенных убытков выступают следующие документы:

    1. Соглашение об аренде земли.
    2. Акт, фиксирующий ограничения прав владельца или соглашение о сервитуте.
    3. Официальный акт государственного органа, подтверждающий ухудшение состояния земли, вызванное деятельностью иных лиц.
    4. Вынесенное судом решение.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Среди источников, откуда берутся активы, направленные на возмещение убытков, можно отметить следующие:

    • Средства государственных бюджетных организаций;
    • Деньги людей, в пользу которых изымаются участок;
    • Средства организаций и лиц, действия которых ухудшили общее состояние участка и вызвали необходимость установить ограничение по правам собственности.

    Объем ущерба устанавливается строго по соглашению сторон. Расчет производится в соответствии с рекомендациями, утвержденными кадастровой Федеральной службой!

    Ответственность за нарушение земельного кодекса

    Особенности правонарушений по отношению к участкам прописаны и регулируются правилами КоАП РФ. Общие составы подобных нарушений классифицируются по таким группам:

    • Самовольное, неофициальное занятие и задействование земли, несвоевременный возврат арендованных площадей, отступление от официального проекта землеустройства;
    • Ухудшение экологии – порча участка, его захламление и загрязнение;
    • Земля используется не по назначению – бесхозяйственное задействование участка, отсутствие борьбы с ненужными растениями, нарушение условий благоустройства.

    Если проступок человек малозначителен или присутствует возможность исправить нарушения, ответственность по КоАП не присуждается!

    Наряду с административной формой ответственности за нарушение землеустройства может быть присуждена уголовная ответственность. С 1996 года земля, как недвижимость, были выделены в качестве объектов уголовной и правовой охраны.

    На данный момент УК устанавливает соответствующий уровень ответственности за такие нарушения, как:

    1. Совершение нарушений в виде порчи земли – ст. 254.
    2. Регистрация незаконных сделок с участками – ст. 170, о которых было известно заранее. Сюда же относятся такие нарушения, как искажение учетных данных, умышленное снижение размеров платежей за землю.
    3. Загрязнение, серьезное отравление или порча земли разными вредными продуктами или видами хозяйственной деятельности – ст. 254.

    Рекультивация земельного участка

    Говоря о восстановлении почвы через консервацию, нельзя не отметить такой, не менее важный процесс, как рекультивация. Это особый комплекс рабочих процессов, также направленных на полное восстановление нарушенной земли.

    Проводится рекультивация для включения участков в сферу хозяйственного использования!

    Проводится рекультивация при следующих видах нарушений и порчи:

    • Разработка и поиск ископаемых – стандартный подземный и открытый способ;
    • Ликвидация ранее построенных военных, а также гражданских и промышленных строений;
    • Складирование и захоронение отходов от бытовых и промышленных мероприятий;
    • Ликвидация последствий после загрязнения грунта, если для восстановления потребуется снять верхний слой почвы;
    • Организация и проведение боевых учений, то есть использование земли в качестве полигона.

    Рекультивация проводится одним из двух способов – биологический и технический. При осуществлении технического варианта рекультивации проводятся такие работы, как:

    1. Планировка и обустройство положенных откосов.
    2. Снятие испорченного слоя почвы и обустройство нового.
    3. Коренная мелиорация.
    4. Обустройство дорог.
    5. Строительство разных гидротехнических объектов.

    При биологическом восстановлении почвы вносятся увеличенные дозы минеральных и органических удобрений. Проводится посев многолетних бобовых культур, а также могут быть высажены специальные кустарники и деревья, способствующие улучшению состава грунта.

    Новое в законодательстве о рекультивации нарушенных земель.

    10 июля 2018 года вышло новое Постановление Правительства РФ № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель». Данное постановление утверждает «Правила проведения рекультивации и консервации земель» (далее -Правила)

    После вступления в силу этого постановления признаются утратившими силу:

    — постановление Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. N 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» (Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1994, N 10, ст.779);

    — постановление Правительства РФ от 2 октября 2002 г. N 830 «Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота» (Собрание законодательства РФ, 2002, N 47, ст.4676).

    Рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования. Это обеспечивается за счет соответствия качества земель нормативам окружающей среды и требованиям законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Порядок государственного учета земель устанавливается Министерством сельского хозяйства РФ.

    Консервация земель проводится в отношении нарушенных земель, негативное воздействие на которые привело к их деградации, ухудшению экологической обстановки и (или) нарушению почвенного слоя, в результате которых не допускается осуществление хозяйственной деятельности, если устранение таких последствий путем рекультивации земель в целях обеспечения соблюдения требований, предусмотренных пунктом 5 Правил, невозможно в течение 15 лет.

    Рекультивация и консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектами рекультивации и консервации земель соответственно.

    Технические мероприятия могут предусматривать планировку, формирование откосов, снятие поверхностного слоя почвы, нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, возведение ограждений, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для предотвращения деградации земель, негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, дальнейшего использования земель по целевому назначению и разрешенному использованию и (или) проведения биологических мероприятий.

    Рекультивация земель может осуществляться путем поэтапного проведения работ при наличии в проекте выделенных этапов работ, для которых определены содержание, объемы и график работ по рекультивации земель для каждого этапа работ. В случае же осуществления рекультивации земель с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ определены сметные расчеты затрат на проведение работ по рекультивации земель для каждого этапа работ.

    Настоящие Правила устанавливают порядок проведения рекультивации и консервации земель и в равной мере распространяются на земли и земельные участки.

    Рекультивация и консервация земель и разработка их проектов обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

    Рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования. Это обеспечивается за счет соответствия качества земель нормативам окружающей среды и требованиям законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Порядок государственного учета земель устанавливается Министерством сельского хозяйства РФ.

    Консервация земель проводится в отношении нарушенных земель, негативное воздействие на которые привело к их деградации, ухудшению экологической обстановки и (или) нарушению почвенного слоя, в результате которых не допускается осуществление хозяйственной деятельности, если устранение таких последствий путем рекультивации земель в целях обеспечения соблюдения требований, предусмотренных пунктом 5 Правил, невозможно в течение 15 лет.

    Читайте так же:  Освобождение от транспортного налога для многодетных семей — есть ли такое

    Рекультивация и консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектами рекультивации и консервации земель соответственно.

    Технические мероприятия могут предусматривать планировку, формирование откосов, снятие поверхностного слоя почвы, нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, возведение ограждений, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для предотвращения деградации земель, негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, дальнейшего использования земель по целевому назначению и разрешенному использованию и (или) проведения биологических мероприятий.

    Рекультивация земель может осуществляться путем поэтапного проведения работ при наличии в проекте выделенных этапов работ, для которых определены содержание, объемы и график работ по рекультивации земель для каждого этапа работ. В случае же осуществления рекультивации земель с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ определены сметные расчеты затрат на проведение работ по рекультивации земель для каждого этапа работ.

    Проект рекультивации земель подготавливается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, в случае, если такие действия приведут к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, или в виде отдельного документа в иных случаях.

    Проект рекультивации земель, за исключением проектов рекультивации в составе проектной документации и случаев, предусмотренных пунктом 23 Правил, проект консервации земель до их утверждения подлежат согласованию с:

    1) собственником земельного участка, находящегося в частной собственности, в случае, если лицо, обязанное обеспечить рекультивацию и консервацию земель в соответствии с пунктом 3 Правил, не является собственником;

    2) арендатором земельного участка, землевладельцем, землепользователем в случае, если лицо, обязанное обеспечить рекультивацию, консервацию земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с пунктом 3 Правил, не является таковым;

    3) исполнительным органом государственной власти и органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лицами, указанными в пункте 3 или подпункте «б» пункта 4 Правил.

    Заявление о согласовании проектов рекультивации или консервации земель с приложением соответствующего проекта подается лицом, обеспечившим его подготовку в соответствии с пунктами 3 и 4 Правил , лицам, указанным в пункте 15 Правил, лично на бумажном носителе или посредством почтовой связи либо в форме электронных документов. В этом заявлении указывается способ направления заявителю уведомления о согласовании проектов рекультивации и консервации земель или об отказе в таком согласовании.

    Заинтересованные правообладатели земельных участков могут самостоятельно осуществить мероприятия по рекультивации или консервации земель с правом взыскания с лица, уклонившегося от выполнения рекультивации или консервации земель, стоимости понесенных расходов в соответствии с законодательством РФ.

    О рекультивации и консервации земель

    В связи с неоднократными обращениями граждан и юридических лиц к должностным лицам Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области о правилах проведения рекультивации нарушенных земель сельскохозяйственного назначения, Управление считает необходимым дать разъяснения по данному вопросу.

    Вопросы использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации всегда были актуальны. Эта категория земель, в соответствии с действующим законодательством, имеет приоритет и является не только объектом сельскохозяйственного производства, но и объектом охраны окружающей среды. Использование земель должно осуществляться способами, которые не наносят вред плодородному слою почвы. Поэтому при проведении работ, связанных со снятием и перемещением плодородного слоя почвы, необходимо соблюдать нормы и стандарты, которые предусмотрены действующим законодательством.

    Восстановление нарушенных земель является важной государственной задачей, решение которой улучшает экологическую обстановку, обеспечивает возврат земель в сельскохозяйственный оборот и создает условия для развития на них различных видов хозяйственной деятельности.

    Однако, долгое время в российской практике рекультивационных работ складывалась довольно печальная картина: работы по рекультивации земель после окончания деятельности, часто не проводилась или проводились только на бумаге. Внимание общественности неоднократно обращалось к данному вопросу, острая необходимость в изменении нормативной базы назрела уже давно.

    Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2018 года утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель, при этом Постановление Правительства РФ от 23 февраля 1994 года №140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» утратило силу. Настоящие правила устанавливают порядок рекультивации и консервации земель и распространяются в равной степени на земли и земельные участки.

    Определено, кто является ответственным за разработку проектов рекультивации или консервации земель, их осуществление. По общему правилу это лица, деятельность которых привела к деградации земель. При этом следует отметить, что в случае невозможности их установления, рекультивацию и консервацию обеспечивают собственники, арендаторы, землепользователи, землевладельцы или уполномоченные органы власти (в зависимости от обстоятельств).

    Рекультивация в обязательном порядке проводится при загрязнении земель веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также в отношении нарушенных земель сельскохозяйственного назначения.

    Консервация земель проводится в отношении нарушенных земель, если устранение негативных последствий путем рекультивации земель невозможно в течение 15 лет.

    Рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.

    Проект рекультивации земель подготавливается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, если такие строительство, реконструкция приведут к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, или в виде отдельного документа в иных случаях.

    Определены требования к проектам рекультивации, его содержанию. Так проект рекультивации земель, проект консервации земель содержат следующие разделы:

    а) раздел «Пояснительная записка», включающий:

    описание исходных условий рекультивируемых, консервируемых земель, их площадь, месторасположение, степень и характер деградации земель;

    кадастровые номера земельных участков, в отношении которых проводится рекультивация, консервация, сведения о границах земель, подлежащих рекультивации, консервации, в виде их схематического изображения на кадастровом плане территории или на выписке из Единого государственного реестра недвижимости;

    сведения об установленном целевом назначении земель и разрешенном использовании земельного участка, подлежащего рекультивации, консервации;

    информацию о правообладателях земельных участков;

    б) раздел «Эколого-экономическое обоснование рекультивации земель, консервации земель», включающий:

    экологическое и экономическое обоснование планируемых мероприятий и технических решений по рекультивации земель, консервации земель с учетом целевого назначения и разрешенного использования земель после завершения рекультивации, консервации;

    описание требований к параметрам и качественным характеристикам работ по рекультивации земель, консервации земель;

    Читайте так же:  Образец уведомления о прибытии иностранного гражданина

    обоснование достижения запланированных значений физических, химических и биологических показателей состояния почв и земель по окончании рекультивации земель (в случае разработки проекта рекультивации земель);

    в) раздел «Содержание, объемы и график работ по рекультивации земель, консервации земель», включающий:

    состав работ по рекультивации земель, консервации земель, определяемый на основе результатов обследования земель, которое проводится в объеме, необходимом для обоснования состава работ по рекультивации, консервации земель, включая почвенные и иные полевые обследования, лабораторные исследования, в том числе физические, химические и биологические показатели состояния почв, а также результатов инженерно-геологических изысканий;

    описание последовательности и объема проведения работ по рекультивации земель, консервации земель; сроки проведения работ по рекультивации земель, консервации земель; планируемые сроки окончания работ по рекультивации земель, консервации земель;

    г) раздел «Сметные расчеты (локальные и сводные) затрат на проведение работ по рекультивации земель, консервации земель» содержит локальные и сводные сметные расчеты затрат по видам и составу работ по рекультивации земель, консервации земель. Такой раздел разрабатывается в случае осуществления рекультивации земель, консервации земель с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

    [2]

    По общему правилу до утверждения проекты рекультивации и консервации земель необходимо согласовать с собственниками земельного участка или арендаторами, землепользователями, землевладельцами, или уполномоченными органами власти (в зависимости от обстоятельств).

    Срок согласования — 20 рабочих дней со дня поступления проекта рекультивации, проекта консервации.

    После согласования проекта, в течение 30 календарных дней, уведомление с приложением утвержденного проекта направляется согласующим лицам и органам, а также дополнительно в Россельхознадзор (в отношении земель сельскохозяйственного назначения) или Росприроднадзор (в отношении остальных категорий земель).

    Завершение работ по рекультивации земель, консервации земель подтверждается актом о рекультивации земель. Уведомление о завершении рекультивации с приложением акта направляется лицам, уполномоченным на согласование проекта, а также уполномоченным органам власти — Россельхознадзор или Росприроднадзор.

    Также Управление Россельхознадзора напоминает, что Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации за неисполнение своих обязанностей по рекультивации земель предусмотрена административная ответственность в виде крупных штрафных санкций. Так в соответствии с ч.1 ст.8.7 КоАП РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    При этом уплата штрафа не освобождает нарушителя от обязанностей по рекультивации земель.

    Должностным лицом, отдела государственного ветеринарного надзора по Пензенской области Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области в августе 2019 года во время проведения рейдового мероприятия на ярмарке выходного дня г. Каменка Пензенской области выявлен факт реализации гражданином «П» молока сырого во вторичной таре в количестве 4,5л., не прошедшее ветеринарно-санитарную экспертизу и без ветеринарных сопроводительных документов, подтверждающих территориальную принадлежность и эпизоотическую безопасность продукции. Таким образом, гражданином допущены нарушения статей Закона РФ от 14.05.1993 года №4979-1 «О ветеринарии», ФЗ « О качестве и безопасности пищевых продуктов» № 29-ФЗ от 02.01.2000г., Приказа Минсельхоза РФ от 27.12.2016 года №589 «Об утверждении ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях».

    Специалистами отдела государственного ветеринарного надзора на Государственной границе Российской Федерации и транспорте по Республике Мордовия Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области за 8 месяцев 2019 года проведены 139 проверок, из них 14 плановых, 42 внеплановых и 83 прочих проверок. При проведении контрольно-надзорных мероприятий выписаны 18 предписаний, выдано 1 предупреждение, 1 предостережение, составлен 61 административный протокол. Общая сумма наложенных штрафных санкций составила 181,5 тыс. рублей.

    Государственным инспектором отдела государственного ветеринарного надзора по Пензенской области Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области в конце августа 2019 года проведено рейдовое мероприятие на несанкционированном рынке Кузнецкого района Пензенской области. В ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий установлен факт реализации физическими лицами мясо птицы (куры), свежемороженой рыбы (скумбрия) без ветеринарных сопроводительных документов, подтверждающих качество и безопасность продукции. Нарушители привлечены к административной ответственности по ст.10.8 ч.1, с ними проведены разъяснительные беседы о значении ветеринарных сопроводительных документов на животноводческую продукцию. Продукция снята с реализации.

    В августе 2019 года государственными инспекторами Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области проведено 511 контрольно-надзорных мероприятий в установленной сфере деятельности, в ходе проведения которых выявлено 318 нарушений. По выявленным фактам нарушений выдано 140 предписаний. В результате проведенных мероприятий составлено 308 административных протоколов, выдано 35 предупреждений и 9 предостережений. Вынесено 260 постановлений, сумма наложенных штрафных санкций составила 2913,2 тыс. рублей, взысканных – 2361 тыс. рублей. Процент взыскания равен 81.

    В начале августа 2019г. специалистом отдела государственного ветеринарного надзора по Пензенской области Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области, была проведена внеплановая выездная проверка в отношении Индивидуального предпринимателя «Х», осуществляющего деятельность в сфере первичной переработки, хранения и реализации сырого молока в г. Каменка Пензенской области, с целью исполнения Приказа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору «О проведении проверок» от 16.04.2019г. №388 ДСП.

    Источники


    1. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. — М.: Новый Юрист, 1998. — 624 c.

    2. Теория государства и права. — М.: Дрофа, 2013. — 710 c.

    3. Редактор, Редактор Б. Пугинский И. Пугинский Правоведение / Редактор Б. Редактор И. Пугинский Пугинский. — М.: Юрайт, 2011. — 480 c.
    4. Перевалов, В. Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. — М.: Юрайт, Юрайт, 2010. — 384 c.
    5. Зайков, Д.Е.; Звягинцев, М.Г. 100 распространенных вопросов по оформлению земли; Издательский дом Ра’, 2011. — 192 c.
    Консервация и рекультивация земельных участков
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here