Содержание
- 1 ТБ Эксперт
- 2 Как провести оценку уязвимости объекта транспортной инфраструктуры?
- 3 Оценка уязвимости транспортных средств и ОТИ
- 4 Что представляет собой оценка уязвимости транспортных средств в 2019 году
- 5 Оценка уязвимости транспортных средств
- 6 ТБ Эксперт
- 7 О готовности нормативной базы к проведению оценки уязвимости
- 8 Оценка уязвимости транспортных средств
- 9 Как проводится оценка уязвимости транспортных средств?
ТБ Эксперт
Обеспечение транспортной безопасности
Как провести оценку уязвимости объекта транспортной инфраструктуры?
Статья 1. Общие положения и план действий
Этой статьей «ТБ Эксперт» открывает серию публикаций, посвященных изучению порядка проведения оценки уязвимости и методик проведения оценки уязвимости (будут рассмотрены методики, представленные в открытых источниках информации). Материал статей будет интересен специализированным организациям в сфере обеспечения транспортной безопасности и собственникам (субъектам транспортной инфраструктуры). Приветствуется обсуждение представленной Вашему вниманию информации.
Начнем с изучения общих положений проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, которые представлены в Приказе Минтранса России от 12.04.2010 № 87 «Об утверждении порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств». Раздел «Общие положения» должен присутствовать в отчете о проведении оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (далее – ОТИ) или транспортного средства (далее – ТС), основное его содержание следующее (на примере методики проведения оценки уязвимости ОТИ и ТС в сфере автомобильного транспорта, опубликованной на официальном сайте Росавтодора):
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОУ
Далее рассмотрим план действий в рамках проведения оценки уязвимости ОТИ и ТС на примере уже упомянутой методики, рекомендованной Росавтодором. В этой статье ограничимся только перечислением этапов и их краткого содержания, по каждому из этапов более подробные пояснения дадим в последующих публикациях, будем «есть слона частями». Итак, в соответствии с методикой проведения оценки уязвимости ОТИ и ТС в области автомобильного транспорта, рекомендуется проводить оценку уязвимости в 4 этапа:
Этап №1 Изучение технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры, организации эксплуатации (порядка функционирования).
1) Общая характеристика ОТИ;
2) Описание ОТИ;
3) Организация эксплуатации (порядок функционирования) ОТИ;
4) Определение границ зоны безопасности и перечня критических элементов.
Этап №2 Изучение системы принятых на ОТИ мер по защите от АНВ.
1) Организационная система;
3) Инженерно-техническая система обеспечения транспортной безопасности;
3) Силы охраны;
4) Определение соответствия системы принятых на ОТИ мер по защите от АНВ предъявляемым требованиям по обеспечению транспортной безопасности.
Этап №3 Изучение способов реализации потенциальных угроз совершения АНВ в деятельность ОТИ с использованием «модели нарушителя».
1) Анализ целей нарушителей, возможные способы реализации угроз в отношении критических элементов и последствий по степени опасности;
2) Анализ угроз по степени опасности;
3) Разработка модели нарушителя;
4) Определение эффективности действующей системы обеспечения безопасности ОТИ (данные определяются с помощью компьютерного моделирования и практических учений);
5) Выводы по оценке уязвимости ОТИ при существующей системе обеспечения транспортной безопасности. Результатом является описание способов реализации потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства применительно к модели нарушителя. Определение степени защищенности ОТИ.
Этап №4 Определение рекомендаций субъекту транспортной инфраструктуры в отношении мер, которые необходимо дополнительно включить в систему мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ.
1) Определение рекомендаций к организационной системе;
2) Определение рекомендаций к инженерно-технической системе;
3) Определение рекомендаций к силам охраны.
В процессе проведения оценки уязвимости определяются способы достижения нарушителями наиболее опасных для функционирования ОТИ целей и рассчитывается вероятность пресечения АНВ нарушителей действиями сил охраны и/или федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ).
Оценка уязвимости транспортных средств и ОТИ
Оценка уязвимости ТС (ОУТС) – это комплекс мер, направленных на определение категории защищенности автомобиля или другого транспорта. ОУТС строго регламентируется законодательством и проводится с учетом определенных методик.
Оценка является обязательной процедурой, ее цель – повышение уровня безопасности граждан во время эксплуатации ТС. В частности, особо строга процедура в отношении городского пассажирского транспорта. Причем, ответственность за ее проведение и соблюдение всех норм ложится на собственника. Право на осуществление ОУТС имеют специальные организации, имеющие необходимую лицензию. По результатам проверки выдается полный отчет с рекомендациями.
Оценка уязвимости транспортных средств регламентируется следующими нормативными актами:
- Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О транспортной безопасности»;
- Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 12 апреля 2010 г. N 87;
- Постановлением Правительства России от 14.09.2016 № 924;
- ОДМ 218.4.009-2011 и ОДМ 218.6.012-2013 – в части методических указаний;
- Кодекс об Административных Нарушениях – в части ответственности.
ОУТС включает в себя несколько важных мероприятий:
- Подготовка документов, фотографий, заполнение анкеты.
- Категорирование ТС.
- Направление заявления и всех сопроводительных документов в компетентные органы.
- Проведение оценки.
- Получение результатов ОУТС.
- Утверждение либо отказ в утверждении результатов со стороны органа, ответственного за транспортную безопасность.
Проведение оценки транспортных средств состоит из нескольких самостоятельных критериев. В нее входит тщательное изучение технических характеристик и функциональных возможностей ТС. Отдельно рассматривается комплекс мер, принятых на противодействие незаконному вмешательству, включая моделирование ситуаций. После этого выписываются специальные рекомендации. Каждая ОУТС уникальна и зависит от множества факторов. Стоит отметить, что исполнение рекомендаций (равно как и проведение оценки) является обязательным.
Согласно закону, оценка уязвимости транспортных средств должна дополнительно проводиться в случае изменения любых характеристик ТС, так как они могут поменять уровень безопасности и уровень защиты от потенциального вмешательства.
Что представляет собой оценка уязвимости транспортных средств в 2019 году
Оценка уязвимости транспортных средств автомобильного транспорта была учреждена в 2007 году в связи с требованиями ФЗ №16 «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 г. Она предусматривает комплекс действий, направленных на анализ уровня безопасности транспортных средств от влияния внешних угроз, в том числе террористического характера. Кроме автомобилей, такая же процедура осуществляется в отношении мостов, вокзалов, метро, аэродромов и т. п.
Зачем нужна
Оценка уязвимости ОТИ и ТС необходима, чтобы определить уровень угрозы, с которой можно столкнуться во время эксплуатации любого вида транспорта. Основной акцент при этом делается на террористических угрозах.
Тщательный анализ характеристик транспортных средств поможет выявить их слабые места и позволит провести необходимые мероприятия для превентивной защиты.
Таким образом предполагается повысить уровень безопасности во время езды.
Какие объекты анализируются
Действующие законодательные акты предусматривают оценку безопасности:
- объектов транспортной инфраструктуры, которые связаны с автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом. Это мосты, путепроводы, вокзалы, аэродромы, терминалы и т. п.;
- автомобильного, воздушного, морского и железнодорожного транспорта – автомобилей, локомотивов, вагонов, самолетов, автобусов, трамваев, грузовиков, вертолетов, транспорта для перевозки опасных грузов и т. д.
Без оценки безопасности осуществлять перевозку грузов запрещено. Получить разрешение можно только после проверки уязвимости транспортного средства, а также разработки спецплана по безопасности, который необходимо утвердить в соответствующем органе, отвечающем за безопасность транспорта.
Кто проводит оценку уязвимости ОТИ и ТС
Проведение оценки уязвимости транспортных средств возложено на специальные организации, которые прошли аккредитацию в органах транспортной безопасности. Речь идет о Росавтодоре, Росавиа, Росжелдоре, Росморречфлоте. Каждая из этих организаций оценивает компанию по своему направлению деятельности, после чего с ней заключается публичный договор. Порядок оценки разрабатывает и утверждает федеральный орган исполнительной власти, ответственный за безопасность на дорогах.
В соответствии с законодательством пройти процедуру оценки безопасности должны субъекты инфраструктуры:
- перевозчики людей, багажа, грузов;
- юрлица, на балансе которых находятся транспортные средства.
На это отводиться до 3 месяцев с момента внесения автомобиля в Реестр категорированных объектов автотранспорта. Вся полученная в ходе исследования информация имеет ограниченный доступ.

Результаты проведения оценки уязвимости ОТИ и ТС
Результаты оценки оформляются в виде текстового документа с план-схемами в трех экземплярах – два в бумажном формате, третий в электронном. Документ содержит следующую информацию:
- основные технические, конструктивные и технологические параметры средства передвижения или объекта инфраструктуры;
- перечень критических мест;
- список потенциальных угроз;
- план-схемы зон транспортной безопасности;
- расчет количества потенциальных жертв и величины ущерба при наличии угрозы;
- модели нарушителей;
- оценка действующих мероприятий по обеспечению безопасности исследуемого объекта;
- указываются, какие дополнительные меры можно применить, чтобы повысить уровень безопасности.
Порядок проведения оценки уязвимости
Как уже омечалось, оценка уязвимости осуществляется специальными компаниями, которые прошли аккредитацию в профильных ведомствах Министерства транспорта.
Этапы оценки транспортных средств
Оценка автомобилей, автобусов, грузовиков предусматривает следующие этапы:
- Техническая проверка транспортного средства, а также изучение особенностей его эксплуатации.
- Выявление слабых мест в конструкции машины, нарушений целостности или повреждений, которые могут стать причиной нанесения вреда жизни и здоровью людей.
- Изучение систем безопасности, которыми изначально оснащены транспортные средства.
- Результаты проверки систематизируются, затем подробно описывается комплекс принятых мер. При этом определяется, насколько каждая из них соответствует действующему законодательству в сфере безопасности.
- Изучается возможность нарушения целостности автомобиля мошенниками.
На основании анализа транспортного средства формируется модель потенциального нарушителя, а также определяется комплекс действий, с помощью которых он сможет вмешаться в работу автомобиля.
Проанализировав результаты проверки, специалисты составляют список мероприятий, направленных на повышение уровня безопасности транспортного средства. Следует отметить, что оценка уязвимости идентичных машин, которые находятся в собственности одного физ- или юрлица, осуществляется на основании исследования только одного транспортного средства.
Проверка объектов транспортной инфраструктуры
Транспортная инфраструктура оценивается аналогично транспорту. Но в связи с технологическими особенностями все же имеет ряд отличий:
- обязательно делается оценка рельефа;
- проводятся гидрологические и геологические исследования;
- изучается близлежащая местность.
Что предусматривает согласование оценки уязвимости
На основании результатов исследования оценочная компания составляет специальное заключение. Но перед тем как документ обретет юридическую силу, его необходимо согласовать, а затем утвердить в федеральном контролирующем органе. Если проводилась проверка автомобилей – в Росавтодоре, вертолетов – в Росавиа, железнодорожных локомотивов – в Росжелдоре.
На этап согласования отводиться 30 дней. В течение этого срока исследование рассматривается в профильном транспортном ведомстве, затем утверждается или нет.
После завершения согласования и утверждения оценки владелец ТС обязан в течение 3 месяцев разработать план транспортной безопасности и согласовать его в Росавтодоре.
Учитывая сложившуюся практику, согласование оценки занимает около года. Это связано с низким качеством исследований, неправильным оформлением бумаг, недостатком в профильных организациях компетентных специалистов. По статистике, на 85% полученных заявок приходится 1 отказ.
Когда нужна дополнительная оценка уязвимости
Иногда возникает необходимость провести дополнительную оценку уязвимости. Речь идет о:
- технических, конструктивных или других изменениях автомобиля или объекта инфраструктуры;
- появлении новых источников угрозы, которые могут привести к вмешательству в целостность конструкции ТС;
- изменении требований безопасности к ТС или объектам инфраструктуры.
Дополнительная оценка уязвимости утверждается на федеральном уровне в течение трех месяцев.
Какие сроки проведения и стоимость оценки
На проведение исследований аккредитованной компании отводится месяц. Столько же времени предоставляется на оценку безопасности объекта инфраструктуры или транспортного средства в случае изменений конструкции или технологических параметров. В этом случае отсчет 30 дней начинается с момента внесения изменений.
Стоимость исследования зависит от тарифов оценочной компании, объекта оценки, времени на подготовку отчета. Например, компания «СБ-Урал» сделает оценку автобуса в течение 20 дней за 35 тысяч рублей, автовокзала – за 125 тысяч рублей. Но обычно стоимость услуг договорная, и компании редко размещают прайсы на свои услуги в открытом доступе.

О государственном контроле и ответственности за соблюдение требований транспортной безопасности
Обязанность контролировать выполнение ФЗ-16 возложена на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор). Это ведомство уполномочено проводить плановые и неплановые проверки транспортной инфраструктуры и средств передвижения.
Если во время проверки было обнаружено нарушение законодательства, это послужит основанием для наложения административного штрафа:
- на физлицо – 3 000-5 000 руб.;
- на должностное лицо – 20 000-30 000 руб.;
- на предпринимателя – 30 000-50 000 руб.;
- на юрлицо – 50 000-100 000 руб.
При повторном нарушении размер штрафа возрастает:
- для физлиц – 5 000-10 000 руб.;
- для руководства компаний – 30 000-50 000 руб.;
- для предпринимателей – 50 000-70 000 руб.;
- для юрлиц – 100 000-200 000 руб. или запрет на ведение деятельности до 90 дней.
Если субъект умышленно нарушил законодательство, размер санкций возрастет и составит:
- для физлиц – 20 000-30 000 руб. с конфискацией транспорта/объекта инфраструктуры или арест на 10 суток;
- для руководителей предприятий– 50 000-100 000 руб. или арест на 10 суток;
- для предпринимателей – 100 000-150 000 руб. с конфискацией ТС или прекращение деятельности на 90 суток;
- для юрлиц – 200 000-500 000 руб. также с конфискацией или запрет на ведения бизнеса на 90 суток.
Кроме административного штрафа, к нарушителю могут применить наказание в соответствии со ст.263.1 Криминального кодекса, которая предусматривает:
- Причинение тяжелого вреда здоровью или крупного ущерба (более 1 млн рублей) – 800 000 руб. или ограничение свободы на 1 год.
- Смерть человека – принудительные работы до 5 лет с запретом занимать определенные должности до 3 лет или лишение свободы до 7 лет.
Если нарушение допустило лицо, ответственное за транспортную безопасность, наказание будет более жестким.
Заключение
Оценка уязвимости средств передвижения и объектов транспортной инфраструктуры необходима для повышения уровня транспортной безопасности. Регулируется этот процесс ФЗ-16 «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 г. Прходят процедуру юр- или физлица, владеющие ТС, которые используются для перевозки пассажиров, багажей, опасных грузов.
Оценка уязвимости проводится в течение месяца после присвоения категории ТС или объекту инфраструктуры, а также в случае изменения их свойств и технических параметров. Работы по оценке осуществляют специальные организации, которые имеют соответствующее разрешение, выданное профильными транспортными ведомствами. Исследование обязательно должно быть согласовано и утверждено на федеральном уровне. Заявителю необходимо в течение 3 месяцев разработать и внедрить план транспортной безопасности и утвердить его в Росавтодоре.
За нарушение требований ФЗ-16 на владельцев ТС или инфраструктуры накладывается административный штраф. Если же нарушение транспортной безопасности привело к тяжелым последствиям, наступает криминальная ответственность.
Оценка уязвимости ТС: видео

Практикующий юрист с 10 летним стажем. Специализации: уголовное право, страховое право, административные правонарушения.
Оценка уязвимости транспортных средств
Узнайте стоимость оценки уязвимости ТС, заполнив простую анкету:
- С 2017 г. утверждены 496 оценок уязвимости ТС.
- Средний срок выполнения работ 2 недели.
- Примеры работ включают в себя различные типы ТС.
Наши специалисты выполняют работы по оценке уязвимости транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта в полном соответствии с требованиями действующего законодательства.
Многолетний опыт наших сотрудников, четкое соблюдение рекомендаций Федерального дорожного агентства позволяет гарантировать утверждение результатов оценки уязвимости в Росавтодоре в минимальные сроки.
Мы выполняем оценку уязвимости транспортных средств (ТС) во всех регионах Российской Федерации, постоянно расширяя географию работ.
При заказе оценки уязвимости у нас Вы бесплатно получаете:
- помощь при категорировании ТС;
- помощь в подготовке документов для присвоения категорий;
- помощь в заполнении и оформлении заявления и сопроводительного письма в компетентный орган;
- подготовку документов для объединения ТС, идентичных по своим техническим характеристикам в группы (позволит сэкономить крупную сумму денежных средств);
- бесплатные консультационные услуги.

Порядок проведения оценки уязвимости транспортных средств
Порядок проведения оценки уязвимости транспортных средств (ОУ ТС) определен Приказом Минтранса РФ от 12 апреля 2010 г. N 87.
Оценка уязвимости ТС должна быть проведена в трехмесячный срок с момента получения уведомления о включении ТС в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Срок проведения оценки уязвимости не должен превышать одного месяца (п.5 Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств).
Содержание работ по ОУ ТС
В ходе проведения оценки уязвимости ТС осуществляется:
- изучение технических и технологических характеристик ТС, а также организации их эксплуатации (функционирования);
- изучение системы принятых на ТС мер по защите от актов незаконного вмешательства (далее – АНВ);
- изучение способов реализации потенциальных угроз совершения АНВ в деятельность ТС с использованием модели нарушителя;
- определение рекомендаций субъекту транспортной инфраструктуры в отношении мер, которые необходимо дополнительно включить в систему мер по обеспечению транспортной безопасности ТС.

Исходные данные для ОУ ТС
Основными исходными данными при выполнении оценки уязвимости ТС являются:
- фотографии ТС;
- заполненная анкета (направляется по запросу).
Нормативные требования к результатам ОУ ТС
Изучение системы принятых на ТС мер по защите от АНВ включает в себя определение их соответствия требованиям по обеспечению транспортной безопасности.
Требования по обеспечению транспортной безопасности для различных категорий ТС определены:
Также необходимо учитывать методические рекомендации Росавтодора в том числе:
- ОДМ 218.4.009-2011 Методические рекомендации по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта;
- ОДМ 218.6.012-2013 Методические рекомендации по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств городского наземного электрического транспорта.
Подписывайтесь на наш видеоканал в YouTube, вступайте в нашу группу в социальной сети ВКонтакте, наблюдайте за нами в социальной сети Facebook.
Заказать оценку уязвимости ТС
Пройти обучение по ТБ
Юридический адрес и почтовый адрес: 142103, Московская область, г. Подольск, ул. Рощинская, д. 3
Фактический адрес: 117420, г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 57, офис 310
© 2019. ООО «ПрофиТБ». Все права защищены.
Данный сайт носит исключительно информационный характер и не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации. Для получения подробной информации, пожалуйста, обращайтесь непосредственно к специалистам.
О компании
ООО «Благовест-В» создано в 2004 году. Основное направление деятельности консалтинговые услуги, проведение тренингов в области безопасности.
Информационная рассылка
Информационно-справочная рассылка
«ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Мониторинг законодательства, информационно-справочные материалы в области транспортной безопасности, методички, шаблоны документов, методики. Консультации по разработке документов.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Для подписки на рассылку перейдите по ссылке РЕГИСТРАЦИЯ
Новые документы
![]() |
![]() |
Источники
Берус, Виталий А.С. Лаппо-Данилевский. История. Философия. Методология / Виталий Берус. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. — 160 c.
Косаренко Н. Н. Валютное право. Курс лекций; Wolters Kluwer — Москва, 2010. — 144 c.
Астахов, Павел Земельный участок. Юридическая помощь по оформлению и защите прав на землю с вершины адвокатского профессионализма / Павел Астахов. — М.: Эксмо, 2015. — 256 c.- Малько, А.В. Теория государства и права. Гриф УМО МО РФ / А.В. Малько. — М.: Норма, 2015. — 203 c.
- Жилинский, С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник; М.: Норма; Издание 4-е, испр. и доп., 2012. — 912 c.

Позвольте представиться. Меня зовут Евгений Афейчук. Больше 15 лет я работаю юристом в крупной компании. Я являюсь хорошим специалистом в этой области, и хочу поделиться знаниями с пользователями данного сайта, описав решение разнообразных вопросов.
Все данные для сайта собирали и перерабатывали для удобного чтения. Вся информация размещенная на сайте изложена в доступном виде. Перед применением информации с данного сайта необходима обязательная консультация с профессионалом.