Этапы реформирования пенсионной системы

Самое главное по теме: "Этапы реформирования пенсионной системы" актуальное в 2019 и 2020 годах понятным языком для непрофессионалов.

Принципы и этапы пенсионной реформы

Принципы и этапы пенсионной реформы.doc

I. Принципы пенсионной реформы.

Основными целями пенсионной реформы являются:

1) реализация гарантированного Конституцией Российской Федерации права граждан на пенсионное обеспечение в старости, в случае инвалидности, при потере кормильца и в иных установленных законом случаях;

2) обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы и создание предпосылок для устойчивого развития пенсионного обеспечения на основе государственного пенсионного страхования и бюджетного финансирования;

3) адаптация системы пенсионного обеспечения к развивающимся в Российской Федерации рыночным отношениям;

4) рационализация и оптимизация условий предоставления и размеров пенсий;

5) повышение эффективности пенсионной системы путем совершенствования системы управления пенсионным обеспечением.

Исходя из заявленных выше целей реформа должна основываться на следующих принципах:

1) каждый имеет право на государственное пенсионное обеспечение в случае утраты трудоспособности вследствие старости, инвалидности, при потере кормильца и в иных случаях, установленных законом;

2) каждый работающий по найму подлежит обязательному государственному пенсионному страхованию;

3) каждый застрахованный по обязательному государственному пенсионному страхованию имеет право на трудовую пенсию в соответствии с продолжительностью страхования и заработком, с которого уплачивались страховые взносы;

4) финансирование государственного пенсионного обеспечения основывается на принципе солидарности, включая солидарность поколений, субъектов Российской Федерации и отраслей экономики;

5) средства обязательного государственного пенсионного страхования используются исключительно на пенсионное обеспечение застрахованных по правилам и нормам, установленным законом. Часть этих средств централизуется и перераспределяется в целях обеспечения пенсионных гарантий граждан независимо от их места жительства на территории Российской Федерации. Расходы на пенсионное обеспечение лиц, не участвовавших в пенсионном страховании, покрываются за счет средств федерального бюджета.

Из изложенного следует необходимость в процессе реформы пересмотреть практически все основные принципы пенсионной системы.

II. Этапы пенсионной реформы

Этап 1. Создание негосударственных пенсионных

Осенью 1992 года Указом Президента РФ № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах» были заложены основы системы построенной на накопительных принципах. Предприятия, организации и коллективы граждан получили возможность создавать негосударственные пенсионные фонды(НПФ), с целью формирования дополнительных пенсий их участникам. Распределительная пенсионная система осталась закрепленной за Пенсионным фондом России.

На первом этапе деятельность НПФ включала в себя:

  • аккумулирование добровольных пенсионных взносов граждан и организаций;
  • размещение (инвестирование) полученных средств;
  • учет пенсионных обязательств фонда;
  • назначение и выплата негосударственных (дополнительных) пенсий.

За годы успешной работы негосударственные пенсионные фонды приобрели огромный опыт по организации накопительного пенсионного обеспечения.

Этап 2. Переход к накопительным принципам формирования обязательных пенсий

Следующий этап реформы начался в 2002 году вступили в силу ряд федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании» и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», которые составили основу пенсионной реформы.

Была изменена структура обязательных пенсий и принципы их расчета. С целью обеспечения принципов социальной справедливости, размер пенсии, которую будет получать человек, более жестко привязывалась к его реальной зарплате.

Главным нововведением в связи с введением в действие новых законов стало разделение пенсии на трудовую и государственную. Изменился не только сам смысл привычного для большинства населения термина государственная пенсия, но и принципы ее формирования.

Трудовая пенсия делится на три составляющие: базовую, страховую и накопительную.

Базовая часть трудовой пенсии выплачивается в фиксированном размере за счет средств федерального бюджета и призвана обеспечить минимальный доход пенсионеру. Размер базовой части пенсии регулярно индексируется.

Страховая часть трудовой пенсии формируется за счет страховых взносов, уплачиваемых работодателем в Пенсионный фонд России. Ее размер напрямую зависит от величины заработной платы работника и его страхового стажа.

Накопительная часть трудовой пенсии в основном формируется у граждан 1967 г.р. и моложе. За счет многолетнего реинвестирования она призвана увеличить общий размер трудовой пенсии.

Этап 3. Введение негосударственных пенсионных фондов в систему Обязательного пенсионного страхования

Третий этап реформы начался в 2004 году включением негосударственных пенсионных фондов в число страховщиков по обязательному пенсионному страхованию. С 1 января 2004 г. гражданам была предоставлена возможность, формировать свою накопительную часть трудовой пенсии с помощью негосударственных пенсионных фондов, а не только в Пенсионном фонде России. Специально лицензированные негосударственные пенсионные фонды и управляющие компании получили право участвовать в обязательном пенсионном страховании.

У граждан появилась возможность увеличить размер накопительной части, за счет более эффективного накопления. Однако воспользоваться этой возможностью могут только работники младших возрастных групп, поскольку Федеральным законом от 20.07.2004 года № 70-ФЗ « О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов РФ» был изменен возрастной состав лиц, имеющих право на формирование накопительной части трудовой пенсии. Таким образом: с 01 января 2005г. у мужчин с 1953 по 1966 года рождения и женщин с 1957 по 1966 г. рождения перестала формироваться накопительная часть пенсии. Три года: 2002, 2003, 2004 у этой категории людей отчисления в ПФР распределялись следующим образом: 2% — на накопительную часть, 12% на страховую часть, 6% — на базовую часть. С 01.01.2005 года у этой категории граждан отчисления в ПФР распределяются следующим образом: 20% — на страховую часть.

Данные изменения были обусловлены тем, что лица старше 1967 года рождения не приобретут достаточных накоплений, учитывая сравнительно небольшой период до момента их выхода на пенсию, а также незначительный размер отчислений на финансирование накопительной части трудовой пенсии. При этом за данной возрастной категорией застрахованных лиц сохранилось право распоряжаться средствами пенсионных накоплений, сформированными в период с 2002 по 2004 годы, т.е. выбрать УК, НПФ, перейти из одного НПФ в другой НПФ, а также перейти из НПФ в ПФР .

3. Реформирование пенсионной системы рф

3.1. Развитие пенсионной системы в России: успехи и неудачи реформирования

Различают следующие составляющие финансового механизма пенсионной системы России:

— обязательное пенсионное страхование (ОПС);

— государственное пенсионное обеспечение (ГПО);

— обязательное профессиональное пенсионное страхование (ППС);

— негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) [11] (Приложение В).

ОПС обеспечивает за счет обязательных страховых взносов страхователей (работодате­лей и индивидуальных предпринимателей) в Пенсионный фонд РФ (далее ПФР) предоставление застрахованным лицам трудовых пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. Приведем основные параметры пенсионной системы.

Численность получателей трудовых пенсий составляет 37,25 млн. человек, в том числе: по старости — 33,45 млн. человек; по инва­лидности — 2,44 млн.; по случаю потери кормильца — 1,35 млн. человек [16] (Приложение Г).

Читайте так же:  Осаго без ограничений что это такое и сколько она стоит

Средний размер трудовой пенсии для всех получателей (на 01.02.2012) составил 9093 руб., в том числе: по старости — 9482 руб.; но инвалидности — 5869; по случаю потери кормильца — 5697 руб. [9].

Бюджетные расходы на выплаты трудовых пенсий составляют 4,03 трлн. руб., в том числе на пенсии по: старости — 3757 млрд. руб., инвалидности — 177 млрд., случаю потери кормильца — 95 млрд. руб. [9].

Государственное пенсионное обеспечение (ГПО) за счет транс­фертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету ПФР, а также силовым министерствам и ведомствам, обеспечивает пенсии военнослужащим и членам их семей, федеральным государственным служащим, лицам, пострадавшим в техногенных и радиационных ката­строфах, а также социальные пенсии — нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на трудовую пенсию.

Выплаты пенсий по ГПО через систему органов ПФР осущест­вляются сегодня 3,25 млн. пенсионеров, из них (тыс. человек):

— военнослужащим и членам их семей — 57,6;

— федеральным государственным гражданским служащим — 55,9;

— социальные — 2854,6. [9].

Средний размер пенсии по государственному пенсионному обе­спечению с 1 февраля 2012 г. составлял 5981 руб., в том числе (руб.):

—военнослужащим и членам их семей — 7611;

— федеральным государственным гражданским служащим -11 987;

— социальные — 5204. [9].

Общая сума бюджетных расходов на финансирование ГПО составляет 233,3 млрд. руб., в том числе 178,2 млрд. руб. — на социальную пенсию [9].

ППС в настоящее время представлен лишь материальным обеспечением членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации(средний размер доплаты к пенсии на 31 декабря 2012 года – 10 334,12 рубля) и работникам организаций угольной промышленности (доплата — 2 294,96 рубля) [16]. Оно строится на базе сверхнормативных (по отношению к ОПС) та­рифов страховых взносов в бюджет ПФР, а также производимых по остаточному принципу (в целях сохранения финансовой сбалансированности сис­темы) доплат к пенсиям застрахованных лиц как формы финансов [11].

Дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) выполняет функцию повышения уровня жизни пенсионеров за счет накопленных в НПФ добровольных взносов работодателей и участни­ков. Участниками системы НПО является около 6,7 млн. человек, за которых дополнительные страховые взносы обычно уплачивают работодатели (естественные монополии, государственные корпорации, финансово-кредитные и т.п. организации), которые располагают ресурсами для реализации так называемых «социальных пакетов» в рамках специальных корпо­ративных пенсионных программ [9].

Согласно стратегии развития пенсионной системы РФ до 2030 в течение последних 10 лет проводились мероприятия, направленные на совершенствование пенсионной системы, по итогам которых достигнуты следующие результаты:

— установление гарантированного минимального уровня материального обеспечения пенсионера не ниже величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте РФ;

— восстановление утраченных в ходе рыночных реформ пенсионных прав, приобретенных в советское время (валоризация);

— повышение среднего размера трудовой пенсии.

Так, средний размер трудовой пенсии по старости в РФ в 2012 году составил 9706 руб. С 2002 года он увеличился в 6,5 раз в номинальном размере и более чем в 2,8 раза в реальном. Соотношение трудовой пенсии по старости к прожиточному минимуму пенсионера постоянно увеличивалось и составило в 2002 году — 108,4%, в 2007 году — 110,4% и в 2012 году — 179,8% [9].

Сейчас Россия переживает четвертую волну преобразований пенсионного законодательства с тех пор как реформа началась в 2002 году. Проводя новый раунд реформы, правительство декларирует несколько важнейших целей преобразований.

Во-первых, это повышение материального обеспечения пенсионеров до приемлемого уровня, в качестве ориентира для которого взята (40% от средней зарплаты) (Рисунок 1). Однако, никакое реформирование пенсионной системы не поможет решить эту проблему на горизонте 10-15 лет [8].

Рисунок 1 – размер средней заработной платы и средней пенсии в РФ (руб.)

Во-вторых, реформирование пенсионной системы должно обеспечить ее долгосрочную стабильность и финансовую устойчивость федерального бюджета. В настоящее время дефицит пенсионного фонда покрывается трансфертом из федерального бюджета, который на протяжении последних лет значительно увеличился, до 4,5-5% от ВВП (Рисунок 2).

России коэффициент рождаемости на протяжении более 30 лет находится ниже 2 (в 2012 г. – 1,7), тогда как для простого замещения поколений, коэффициент рождаемости должен превышать 2,2. В результате, искажается демографическая структура общества и на плечи все меньшего числа работающих ложится бремя финансирования все возрастающего числа пенсионеров [8] (Рисунок 3).

Рисунок 2 – Дефицит ПФ и размер трансферта из Федерального бюджета

Источник: ПФРФ, Госкомстат, расчеты ЦМИ

Рисунок 3– Демографический крест.

Источник: Россия: пенсионная реформа или пенсионная ловушка?//Сбербанк, Центр макроэкономических исследований, — октябрь 2013.

Нынешняя пенсионная система, опираясь на растущий трансферт из федерального бюджета и тяжелое налоговое бремя, не обеспечивает достойных пенсий. Действительно, по величине бюджетной поддержки пенсионной системы Россия опережает страны ОЭСР (в РФ – 5,2%ВВП, в странах ОЭСР – 2,4%). И ставки социальных взносов в России выше, чем в странах ОЭСР (ставка «пенсионных» взносов в РФ – 22%, в странах ОЭСР – 19,6%, как сумма налога на работодателя и работника). А вот коэффициент замещения (т.е. отношение средней пенсии к средней зарплате) в России значительно ниже 35,7%, против 54% [8].

С 2012 года был отменен порог заработной платы, начиная с которого, взносы не уплачивались, и нулевая ставка для высоких зарплат была заменена ставкой 10%. С 1 января 2014 года порог для полного начисления страховых взносов поднимается на 9,9% с 568000 руб. в год до 624000 рублей в год. Сейчас порог более чем в полтора раза превышает уровень средней зарплаты по стране, но примерно 30% работников имеют зарплаты выше этого порога. Таким образом, за них работодатели уплачивают взносы в пенсионный фонд по ставке, меньшей 22% [8].

Фактически это значит, что эти 30% работников в будущем столкнутся с меньшим коэффициентом замещения своих зарплат пенсией, чем в среднем по стране. Это обстоятельство снижает интерес даже среднего класса (не говоря уже о высокодоходных группах населения) к пенсионной реформе и к государственному пенсионному обеспечению.

[1]

В 2013 году стали известны планы правительства разделить граждан, имеющих накопительные пенсионные счета, на две группы. В первую группу попадают те, кто перевел свой пенсионный счет в НПФ. Для этой группы сохраняется возможность накапливать средства по ставке 6% и после 2014 года, а потом получить пенсию с учетом накопительной части [8].

Во вторую группу попали так называемые «молчуны», которые не перевели пенсионные счета из ВЭБ в негосударственные фонды. Окончательное решение относительно молчунов удивило многих. С 2014 года накопительная компонента для этих людей отменяется – и они смогут рассчитывать лишь на страховую часть пенсии, как и более старшие возрастные группы работников, не охваченные реформой 2004 года.Неудивительно, что столь радикальные изменения побудили многих перевести свои пенсионные счета в НПФы (негосударственные пенсионные фонды) и управляющие компании. За период 2012-2013 года это сделали 7,3 млн. человек (всего- 20,5 млн. счетов). За этот период сумма пенсионных накоплений в негосударственной части системы выросла в 2,2 раза и достигла 888 млрд. рублей. Рост накоплений во Внешэкономбанке (далее ВЭБ) был менее впечатляющим, а именно 29% ( всего в ВЭБ находятся 25 млн. счетов). Объем накопленных средств в ВЭБ составил 1717 млрд. руб. [8].

Читайте так же:  Можно ли погасить ипотеку материнским капиталом

Новая пенсионная формула увеличивает требования к минимальному стажу работника, необходимого для получения пенсии, с 5 до 15 лет. Повышение минимальных требований к стажу окажет весьма скромный эффект на финансовую обеспеченность пенсионной системы РФ, так как, по данным Минтруда, 95-97% пенсионеров имеют рабочий стаж более 15 лет. Эффект от получения дополнительных взносов за эти 10 лет от оставшихся 3-5% работников, будет небольшим [8].

В соответствии с новой пенсионной формулой для получения пенсии по старости работнику необходимо будет не только иметь 15-летний стаж, но и накопить 30 баллов, связанных с размером отчислений в ПФР. Чтобы накопить 30 баллов за пятнадцать лет стажа, зарплата работника должна превышать 2 МРОТ (10,4 тыс. рублей в месяц). Кто не наберет необходимых баллов, сможет рассчитывать лишь на социальную пенсию. Сейчас зарплату меньше 10,4 тыс. рублей (=2*МРОТ) получают 18,4 млн. россиян, или четверть всего трудоспособного населения, которые могут попасть в группу не набравших баллы. Введение требований по баллам также означает, что занятые в неформальном секторе экономики (около 10 млн. работников) смогут претендовать только на социальную пенсию (с 60 лет у женщин и 65 у мужчин), которую регионы обязаны довести до уровня регионального прожиточного минимума. На самом деле, социальные пенсии могут ждать 10-15 млн. работников, что повысит уровень бедности в стране [8].

Согласно стратегии развития пенсионной системы РФ до 2030 года в рамках пенсионной системы не достигнут требуемый международными стандартами коэффициент замещения с учетом обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости и сбалансированности бюджета ПФР РФ.

Десятилетний опыт формирования пенсионных накоплений показал ряд проблем накопительной составляющей пенсионной системы, основными из которых являются:

-отсутствие эффективных механизмов гарантий сохранности и возвратности пенсионных накоплений и, как следствие, незаинтересованность граждан и работодателей в управлении пенсионными ресурсами и их накапливании;

-отсутствие стимулов к развитию добровольного формирования пенсионных накоплений;

-несовершенство контроля и регулирования накопительной составляющей пенсионной системы, которые не соответствует объему накоплений и уровню рисков;

-неэффективность управления, реальное обесценивание средств пенсионных накоплений (в среднем за период 2004 — 2011 годов около 6% годовых при среднегодовой инфляции 10,1%, при этом среднегодовая индексация трудовой пенсии составила около 15%) [10];

-возрастание рыночных рисков (по которым ответственность несет государство) по мере увеличения объемов пенсионных накоплений в условиях нехватки инструментов инвестирования (1,8 трлн. рублей в 2011 году, 2,3 трлн. рублей в 2012году , 3,5 трлн. рублей в 2014 году) [10];

— высокие издержки администрирования накопительной составляющей пенсионной;

В среднесрочной перспективе предлагается предусмотреть:

— предоставление застрахованным лицам права самостоятельного выбора:

— остаться в государственной пенсионной системе солидарного характера;

— подать соответствующее заявление и формировать свои пенсионные права в рамках накопительной составляющей в добровольной пенсионной системе с уменьшением тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на величину уплаченных взносов в накопительную составляющую (в текущей ситуации в размере 6%) и при условии самостоятельной уплаты в накопительную составляющую дополнительного платежа в размере 2% от заработной платы. Переход к этой модели предлагается осуществить с 2014 года [10];

-расширение состава финансовых институтов, допускаемых к участию в формировании пенсионных накоплений за счет включения страховых компаний и кредитных организаций;

-предоставление этим институтам и застрахованным лицам, формирующим пенсионные накопления, дополнительных налоговых льгот;

-содействие развитию добровольных (корпоративных и частных) пенсионных систем.

-Предложенная на краткосрочную перспективу мера по направлению части тарифа на накопительную составляющую в распределительную составляющую позволит, с одной стороны, повысить общий размер трудовой пенсии и, с другой — снизить дефицит бюджета ПФР.

Действующий порядок исчисления размера трудовых пенсий приводит к уравнительности их размеров (в части фиксированного базового размера) и неэквивалентности пенсионных прав и обязательств [10].

[3]

Цели и задачи пенсионной реформы

Причины пенсионной реформы, этапы проведения реформы.

В конце XX в. Пенсионная система России находилась на грани кризиса. Действовавшая в это время пенсионная система требовала кардинального реформирования. В этот время государство проводило некоторые преобразования, но они были неспособны вывести пенсионную систему из состояния кризиса, однако подготовили необходимые предпосылки для осуществления дальнейших реформ. Предпосылками пенсионной реформы послужил спад производства, что привело к снижению пенсионной налоговой базы, сокращение в российской экономике доли заработной платы по отношению к ВВП и сокращение ее в структуре денежных доходов населения, низкий размер пенсионных выплат, стремление к сокрытию доходов с целью сокращения уплаты процентов по пенсионному страхованию путем выплаты «черной» заработной платы, рост теневой экономики, скрытая безработицы, ограничение максимального предела размера пенсии, низкие темпы экономического развития. В это время складывается неблагоприятная демографическая ситуация. Во-первых, растет численность пенсионеров и снижается количество занятых. А во-вторых, соотношение численности занятых в экономике и пенсионеров — главный показатель для пенсионной системы, построенной на принципе «солидарности поколений», что делает существующую пенсионную систему крайне неустойчивой.

Долгое время в Российской Федерации существовала пенсионная система, основанная на принципе распределения и принципе солидарности поколений. Но в настоящее время данная система не в состоянии обеспечить достойный уровень жизни пенсионерам, так как поддержание на неизменном уровне пенсионного обеспечения пожилых при таких демографических тенденциях ведет либо к росту экономической нагрузки на активное население (за счет увеличения пенсионных налогов), либо к дальнейшему увеличению возраста выхода на пенсию. Возможны и различные, комбинации из названных мер. Еще одной альтернативой выхода из создавшегося положения является полный или частичный переход пенсионной системы на накопительные принципы. Это обусловило переход пенсионной системы на страховую основу.

Итак, низкий уровень пенсионного обеспечения, сложные негативные демографические изменения, установление рыночных отношений в экономике требуют пенсионного реформирования.

Цели и задачи пенсионной реформы

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

1. совершенствовать пенсионные выплаты гражданам РФ;

2. обеспечить достойную старость пенсионерам;

3. стабилизировать ситуацию, учитывая демографический кризис;

4. искоренить «черные» заработные платы;

5. привлечь дополнительные инвестиции в экономику страны.

Первая цель пенсионной реформы – вывести скрытые части зарплат из тени и увеличить за счёт этого поступления средств для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам.

Читайте так же:  Процедура признания банкротом физического лица плюсы и минусы, условия

Второй целью пенсионной реформы является создание стимулов для работающих к полной уплате взносов со всего объёма своих доходов. А для этого была отменена система учёта пенсионных прав (по стажу работы и по размеру заработка за два последних года), поскольку она не полностью учитывает вклад каждого человека в доходы пенсионной системы. Новая пенсионная модель, во – первых, учитывает весь денежный капитал, внесённый каждым россиянином за каждый год и месяц своего трудового стажа, и, во – вторых, закрепляет их в виде обязательств государства персонально перед каждым работником.

Третья цель, которую должна решить реформа, — это обеспечить прозрачность пенсионной системы. Обязательства государства перед гражданами по пенсионным выплатам должны выражаться не в процентах и годах, а в рублях. И каждый год работник должен получать отчёт о состоянии заработанных им пенсионных прав – в каком объеме перечислены взносы за него его работодателем, каков общий объём пенсионного капитала, начисленного ему за все годы работы, в каких объёмах он индексировался и т. д. Официальные уведомления об этом каждый россиянин, застрахованный в системе обязательного пенсионного страхования, должен получать ежегодно. И в случае несогласия сможет добиться их изменения.

— А также другие изменения.
1990-1995 гг. В этот период осуществлялись попытки увеличения доходной части пенсионного фонда за счет увеличения налогов. Также проходили индексации пенсий. С 1992 года начали работу Негосударственные пенсионные фонды.
В настоящее время реализуется программа пенсионной реформы 2001г., подготовленная Министерством труда и социального развития и Пенсионным фондом России. На ее основе были приняты следующие Федеральные Законы:
ФЗ от 2001 г. (в ред. 2002 г.)«об обязательном пенсионном страховании в РФ».
ФЗ от декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ».
ФЗ от августа 2002 г. «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии».
ФЗ от января 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».
А также ряд других законов.
Принят в первом чтении законопроект «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» (14 декабря 2003 г.)

Сущность пенсионной реформы в РФ Федерации заключается в переходе работы Пенсионного Фонда от распределительной схемы, к распределительно-накопительной.
Распределительная схема
представляла собой сбор пенсионных отчислений работающих граждан и последующее их распределение между пенсионным населением.
Распределительно-накопительная схема, как видно из названия, не только распределяет пенсионные отчисления, но и определенную часть отчислений накапливает на специальном пенсионном счете работающего гражданина.
Таким образом, Государство стремится обеспечить финансовое благополучие будущих пенсионеров.

До пенсионной реформы Пенсионный Фонд России осуществлял деятельность по распределительному принципу – каждый работодатель обязан уплачивать Единый социальный налог (ЕСН), который предусматривает отчисления в Пенсионный фонд. Данные поступления ПФР направлял на выплату пенсий действующим пенсионерам. Отчисления в ПФР состояли из двух частей: базовой и страховой. Кратко можно сказать, что все отчисления в ПФР поступали на один счет или в один общий фонд, из которого производилась выплата пенсий.

С появлением пенсионной реформыПФР перешел от распределительной системы пенсионных накоплений к распределительно-накопительной. Таким образом, пенсия стала включать в себя три части – базовую, страховую и накопительную. У каждого гражданина появились пенсионные накопительные счета, с помощью которых отдельная часть пенсии накапливается в собственный пенсионный фонд. Это значит, что каждый гражданин начинает формировать собственную пенсию с началом трудовой деятельности.

2.2 Этапы пенсионной реформы в РФ

1 этап пенсионной реформы 2002 года — начало реформы пенсионной системы России.

В 2002 году после почти столетнего перерыва (с 1917 года) в основу пенсионной системы России Пенсионный фонд ввел страховые принципы. Распределительная система начисления пенсий была дополнена Пенсионным фондом накопительной частью пенсии и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином.

Основными целями этой пенсионной реформы были преодоление уравнительности всех видов пенсий, повышение реального размера пенсий, переход на страховые принципы. Прежде всего, произошло изменение структуры пенсий. Пенсионный фонд перешёл к подсчету пенсионных прав исходя их страховых взносов и конвертации пенсионных прав. Для повышения уровня жизни будущих получателей пенсии Пенсионным фондом был введен обязательный накопительный компонент, предусматривающий инвестирование пенсионных накоплений.

Размер пенсии в новой пенсионной модели стал определяться не стажем работника, как было до 2002 года, а его реальным заработком и размером отчислений работодателя в Пенсионный фонд. Это дает возможность гражданам самим влиять на размер своей будущей пенсии.

Для обеспечения текущей финансовой устойчивости пенсионной системы была введена субсидиарная ответственность федерального бюджета по обязательствам Пенсионного фонда перед застрахованными лицами.

2 этап пенсионной реформы 2004 года — создание клиентских служб Пенсионного фонда.

Новые принципы работы пенсионной системы потребовали от Пенсионного фонда внедрения в свою работу новых стандартов взаимодействия с гражданами.

В результате было принято решение о создании в Пенсионном фонде клиентских служб, которые должны были существенно повысить качество и скорость обслуживания обратившихся граждан.

Пенсионный фонд перешел на использования современных технологий: информационных автоматов, электронных очередей, приема населения по принципу «одного окна» и т.д. Первые клиентские службы Пенсионного фонда появились в Тамбовской области, в Республике Татарстан, в Республике Башкортостан и в Республике Бурятия. К 2005 году клиентские службы Пенсионного фонда начали действовать практически во всех регионах России.

3 этап пенсионной реформы 2005 года — социальные выплаты Пенсионным фондом В период 2005 году на Пенсионный фонд были возложены новые функции по начислению и выплате гражданам ежемесячных денежных выплат и реализации их прав на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Со временем к этим функциям Пенсионного фонда прибавилась функция назначения и выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны и их вдовам.

Пенсионный фонд начинает вести федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

4 этап пенсионной реформы 2007 года — материнский капитал

На Пенсионный фонд была возложена задача выдачи государственных сертификатов на материнский капитал и выплата средств материнского капитала.

Изначально предполагалось, что первые деньги на реализацию сертификата на материнский капитал будут направляться в Пенсионный фонд (из бюджета) не ранее 2010 года, поскольку закон не предусматривал возможность распоряжения средствами материнского капитала до достижения трехлетнего возраста второго ребенка.

Однако в конце 2008 года в связи со сложной экономической ситуацией Правительством было принято решение направлять средства материнского капитала на погашение жилищных кредитов семьи независимо от возраста ребенка.

В кратчайшие сроки Пенсионный фонд провел всю необходимую подготовительную работу, и уже в январе 2009 года этот процесс выплаты материнского капитала был запущен.

Читайте так же:  Компоненты уголовного права — объективная и субъективная стороны преступления

5 этап пенсионной реформы 2010 года — администрирование Пенсионным фондом страховых взносов.

Ключевым годом в истории Пенсионного фонда стал юбилейный, 2010 год. Впервые Пенсионный фонд в полном объеме объединил две основные функции: администрирование страховых взносов и выплату пенсий. Замена ЕСН на страховые взносы в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2010 года задала направление развития пенсионной системы — к окончательному переходу на страховые принципы.

А Пенсионный фонд стал администратором взносов не только в пенсионную систему, но и в систему обязательного медицинского страхования.

С 1 января 2010 года единый социальный налог был заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

При этом функция администрирования взносов в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования передана от налоговых органов Пенсионному фонду.

В короткие сроки Пенсионный фонд разработал и внедрил необходимое программное обеспечение, довел до работодателей формы и регламенты отчетности. Уже в течение 2010 года Пенсионный фонд трижды принимал отчетность — за первый квартал, полугодие и девять месяцев — от 3,6 млн. работодателей.

6 этап пенсионной реформы — итоги деятельности Пенсионного фонда за 2010 год.

2010 год начался для Пенсионного фонда с валоризации пенсионных прав граждан, имеющих трудовой стаж до 2002 года.

Валоризация позволила увеличить пенсии с 1 января 2010 года у 36 млн. пенсионеров. Средняя сумма увеличения пенсии у получателей трудовой пенсии по старости составила 1 090 руб.

7 этап пенсионной реформы.

В течение 2010 года пенсии повышались несколько раз.

Кроме валоризации, с 1 апреля проведена индексация трудовых пенсий на 6,3% и социальных пенсий на 8,8%. 1 июля 2010 года состоялась дополнительная индексация социальных пенсий на 3,41%. Для поддержания доходов неработающих пенсионеров на уровне не ниже величины прожиточного минимума пенсионера, определенного в субъекте Российской Федерации, с 1 января 2010 года производятся региональные или федеральные социальные доплаты к пенсии. Средний размер федеральной социальной доплаты к пенсии составляет по регионам от 537 до 1 547 руб.

Важным направлением по совершенствованию механизма пенсионных накоплений граждан является Программа государственного софинансирования трудовой пенсии, стартовавшая в октябре 2008 года.

[2]

На сегодняшний день в нее вступили почти 3,6 млн. человек, из которых платежи дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд произвели 752 тыс. человек на общую сумму 5 млрд. руб. Средний размер уплаченных в Пенсионный фонд страховых взносов — 6 тыс. руб. за год.

Еще в мае 2010 года участники Программы, делавшие взносы в 2009 году, получили средства государственного софинансирования на общую сумму 2,5 млрд. руб.

Ликвидация бедности через социальные доплаты

В целом по России социальные доплаты получили 4 790 218 человек

2 377 824 человека в 18 регионах — региональная социальная доплата к пенсии.

2 412 394 человека в 66 регионах — федеральная социальная доплата к пенсии.

Пенсионный фонд РФ сегодня — это:

· Выплата пенсий почти 40 миллионам пенсионеров — только одна из многочисленных функций Пенсионного фонда.

· Пенсионный фонд ориентирован и на молодежь, т.к. именно Пенсионный фонд формирует будущую пенсию ныне работающих людей и собирает страховые взносы с 10 миллионов работодателей.

· Пенсионный фонд выплачивает различные виды пособий 18 миллионам человек.

· Пенсионный фонд работает с 2,5 миллионами семей, получившими материнский капитал.

· Пенсионный фонд ведет учет пенсионных прав более 100 миллионов человек, в том числе всех работающих граждан. В его основе лежит система персонифицированного учета, которая является одной из самых высокотехнологичных не только в России, но и в мире.

· Пенсионный фонд уже третий год является оператором уникальной Программы государственного софинансирования пенсии, которая дает возможность гражданам увеличить будущую пенсию при финансовой поддержке государства. К концу 2010 года в Программу вступили почти 4 млн. россиян.

Одно из главных достижений пенсионной системы в 2010 году — повышение уровня пенсионного обеспечения граждан:

1. пенсии были повышены на 23%,

2. в целом расходы бюджета на выплату пенсий увеличились на 45% по сравнению с 2009 годом

В стране не осталось пенсионеров, чьи доходы были бы меньше прожиточного минимума пенсионера в регионе. Этот шаг по достоинству оценили зарубежные коллеги, назвав его беспрецедентным: в годы мирового финансового кризиса российское Правительство, в отличие от многих европейских стран, выполнило взятые на себя социальные обязательства в полном объеме.

ПФР 2011 года — реализация планов Правительства по повышению пенсий.

Планы Пенсионного фонда на 2011 год:

· с 1 февраля 2011 года трудовые пенсии 36,6 миллионов пенсионеров проиндексированы на 8%;

· социальные пенсии в 2011 году в общей сложности увеличились на 9,1%, в том числе с 1 апреля на 8% для 3,3 миллионов пенсионеров

Реформирование пенсионной системы

Для усиления государственных гарантий прав граждан на пенсионное обеспечение и создания предпосылок для устойчивого развития пенсионной системы намечены пути ее реформирования.

Реформирование пенсионной системы предусматривает, что базовые пенсии будут предоставляться всем гражданам иобеспечивать материальные условия жизни при наступлении инвалид­ности, по достижении пенсионного возраста, в случае потери кормильца независимо от наличия трудового стажа. Базовые пенсии будут назначаться в фиксированных размерах, опреде­ляемых с учетом прожиточного минимума пенсионера и в зави­симости от степени утраты трудоспособности. В то же время на переходном этапе социальная пенсия сохранится, а базовая пен­сия будет представлять собой часть трудовой пенсии.

Трудовые или страховые пенсии предоставляются всем лицам, работающим по найму, и другим категориям населения, на ко­торые распространяется обязательное государственное пенсион­ное страхование.

Все участники общей системы трудовых пенсий должны не­сти одинаковые обязанности по финансированию этой системы и иметь одинаковые права относительно условий назначения и размеров пенсий.

Размер трудовой пенсии по старости будет определяться с учетом трудового или страхового стажа и заработка. В то же время механизм исчисления пенсии будет приближен к требова­ниям, вытекающим из принципов социального страхования. Ис­ходным критерием определения размера пенсии станет цена од­ного года страхового стажа, выраженная в процентах к заработ­ку, из которого исчисляется пенсия. Базовая пенсия будет яв­ляться минимальным размером трудовой пенсии.

Пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца бази­руются на тех же принципах, что и пенсии по старости. В ос­новном сохранятся условия и нормы назначения этих пенсий и соотношение их размеров с размером пенсии по старости.

Пенсии в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями предоставляются в рамках систе­мы страхования от несчастных случаев и профессиональных за­болеваний на производстве за счет работодателей.

Индексация пенсий является необходимым условием любой пенсионной системы. Она позволяет предупреждать падение ре­альной стоимости пенсий в период инфляции и обеспечивать установленное соотношение с заработной платой по мере увели­чения последней.

Читайте так же:  Индексация пенсионных начислений для работающих

Сложившаяся в настоящее время напряженность в области финансирования пенсионного обеспечения будет усиливаться.

Этому способствует тенденция к снижению численности заня­тых в экономике и сокращению доли заработной платы в струк­туре доходов населения. При отсутствии ассигнований из феде­рального бюджета одних страховых взносов при действующем уровне страхового тарифа уже в ближайшее время будет недоста­точно для покрытия расходов на пенсионное обеспечение.

В последние годы государственная пенсионная система РФ переживает кризис. Доходы пенсионеров отстают от уровня цен. Основная проблема пенсионного обеспечения — низкий уро­вень размеров пенсий при достаточно высоком тарифе страхо­вых взносов, уплачиваемых на цели пенсионного обеспечения. Остро стоит проблема минимального размера пенсии, уровень которого по отношению к прожиточному минимуму нетрудо­способного населения продолжает снижаться. В то же время невозможно повысить минимальный размер пенсии, не увеличивая при этом на еще большую величину максимальный размер пен­сии, и, следовательно, сконцентрировать финансовые ресурсы пенсионной системы на решении проблемы низкого уровня ми­нимальных пенсий. В последние годы по причине все еще за­ниженного максимального размера пенсии растет число лиц, получающих пенсию в максимальных и близких к ним размерах. Поэтому идет процесс постоянного уменьшения дифференциа­ции размеров основной массы пенсий.

Система пенсионного обеспечения не в состоянии решить задачу — одновременно довести минимальный размер пенсии до уровня прожиточного минимума и осуществить дифференциа­цию размеров пенсий в зависимости от прошлого трудового вкла­да. Решить эту проблему возможно только путем либо значитель­ного увеличения поступлений в Пенсионный фонд РФ, либо ра­ционализации и оптимизации самой пенсионной системы.

Из-за невозможности повышения минимального размера пенсии до социально приемлемого уровня путем линейной ин­дексации всех пенсий в 1993 г. был применен механизм выплаты компенсаций, увеличивающих все пенсии на фиксированную ве­личину.

В 1994 г. линейная индексация пенсий осуществлялась три раза. Проведенное в 1995 г. повышение размера пенсий путем увеличения компенсационной выплаты имело своей целью дове­дение минимального уровня пенсионного обеспечения до 65% прожиточного минимума пенсионера, но в результате опережающего роста цен и недостаточности выделенных средств не достиг­ло своей цели. В конечном итоге минимальный размер пенсии в 1995г. остался на том же уровне, на котором он находился в 1994 г., — около 52% прожиточного минимума пенсионера.

Предпринимались попытки интегрировать компенсационную выплату в законодательно установленный размер минимальной пенсии. Однако при очередном линейном повышении пенсий это приводит к снижению реального уровня минимальной пенсии.

В условиях отсутствия достаточных финансовых ресурсов, позволяющих повышать размеры пенсий без ущерба для отдель­ных категорий пенсионеров, невозможно проводить адекватную социальную политику в области пенсионного обес­печения. Доля заработной платы, с которой взимаются взносы на финансирование пенсий, в общих доходах населения за по­следние годы сократилась более чем на 30 пунктов. Одновре­менно повысилась доля средств, предоставляемых работникам в виде выплат социального характера. Кроме того, постоянно уменьшается численность занятых в народном хозяйстве и на­блюдается уклонение от уплаты налогов значительного числа налогоплательщиков.

Неблагоприятное соотношение численности плательщиков взносов на пенсионное обеспечение и пенсионеров связано с особенностями российской пенсионной системы, к которым от­носятся: относительно низкий пенсионный возраст; высокая до­ля пенсионеров-льготников; возможность получения пенсии при продолжении трудовой деятельности после достижения пенси­онного возраста.

Пенсионная реформа нацелена в первую очередь на рацио­нализацию и оптимизацию условий и норм пенсионного обес­печения, повышение уровня трудовых пенсий за счет перерас­пределения имеющихся финансовых ресурсов и улучшения их использования.

На первом этапе пенсионной реформы необходимо учесть пропорции, сложившиеся в распределении ВВП, соотношение среднего уровня трудовых пенсий со средней заработной платой, усиление процесса старения.

Поэтому в целях снижения экономической нагрузки на трудоспособное население необходимо более четко определить круг лиц, нуждающихся в государственных гарантиях по пенсионно­му обеспечению.

Одна из тенденций — снижение доли занятых в экономике в целом и в том числе по найму, что требует изменения форм пенсионного обеспечения и более тесной увязки уровня пенсий различных категорий пенсионеров с их вкладом в финансирова­ние пенсионной системы или прошлым трудовым вкладом.

Поскольку в рамках пенсионного законодательства одновре­менно невозможно обеспечить повышение минимального уров­ня пенсий и социально справедливую их дифференциацию в зависимости от прошлого трудового вклада, то необходим пере­ход к новому порядку исчисления размеров пенсий.

К целям пенсионной реформы относятся:

• финансовая стабилизация пенсионной системы и созда­ние предпосылок для устойчивого развития пенсионного обеспечения на основе государственного пенсионного страхования и бюджетного финансирования;

• рационализация и оптимизация условий предоставления и размеров пенсий;

• совершенствование системы управления пенсионным обеспечением.

Реформирование пенсионной системы предусматривает со­хранение и укрепление государственной пенсионной системы с учетом необходимости развития новых форм пенсионного обес­печения.

Концепция реформирования основана на развитии трехуров­невой пенсионной системы, включающей:

1) трудовые и социальные пенсии, выплачиваемые из бюд­жета тем пенсионерам, которые не сформировали достаточные пенсионные сбережения;

2) обязательную систему пенсионного страхования, постро­енную по накопительному принципу — обязательные пенсион­ные взносы работающего населения накапливаются на личных пенсионных счетах в негосударственных пенсионных фондах;

3) добровольные пенсионные сбережения населения в негосударственных пенсионных фондах.

Система пенсионного обеспечения РФ требует дальнейшего реформирования в соответствии с мировыми стандартами. Этот процесс не носит кратковременного характера и рассчитан на длительный период.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8653 —

| 7434 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники


  1. Миронов Иван Суд присяжных. Стратегия и тактика судебных войн; Книжный мир — М., 2015. — 672 c.

  2. Карсетская, Е. В. Проверка трудовой инспекции. Практические рекомендации для работадателя / Е.В. Карсетская. — М.: АйСи Групп, 2016. — 168 c.

  3. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». — М.: Проспект, 2013. — 156 c.
Этапы реформирования пенсионной системы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here