Экстрадиция при уголовных преступлениях

Самое главное по теме: "Экстрадиция при уголовных преступлениях" актуальное в 2019 и 2020 годах понятным языком для непрофессионалов.

Выдача лиц, совершивших преступление. Под выдачей преступников(экстрадицией) понимается передача ли­ца, совершившего преступление (подозреваемого

Под выдачей преступников(экстрадицией) понимается передача ли­ца, совершившего преступление (подозреваемого, обвиняемого или осужденного), одним государством другому на основании международ­ного договора или принципа взаимности для привлечения лица к уго­ловной ответственности или для исполнения в отношении него обви­нительного приговора.

Выдача преступников — древнейшая форма взаимной помощи го­сударств в борьбе с преступностью. Положение о вьщаче беглых лиц содержалось уже в договоре между египетским фараоном Рамзесом II и царем хеттов Хаттусили III (1296 г. до н.э.) 1 . Именно институт выда­чи преступников положил начало международному уголовному праву.

Институт экстрадиции является комплексным и регулируется нор­мами международного, конституционного, уголовного и уголовно-про­цессуального права. В России подробные положения о вьщаче, вклю­чая основания выдачи и отказа в ней, содержатся в гл. 54 УПК, что дает основание многим юристам относить выдачу к институтам уголовно-процессуального права 2 . Однако без обращения к нормам уголовного права выдача невозможна по определению 3 .

В российском уголовном законодательстве институт выдачи был впервые закреплен только в ст. 13 УК 1996 г. При этом лаконичное со­держание этой статьи во многом обедняет уголовно-правовое значе­ние экстрадиции.

В соответствии с международным и российским правом следует выде­лить основные правила экстрадиции, имеющие уголовно-правовое значение.

1. Выдача осуществляется на основании международного договора или принципа взаимности.Как правило, условием для выдачи является нали­чие международного договора между Россией и запрашивающим госу­дарством. Это могут быть: 1) многосторонние договоры о вьщаче и пра­вовой помощи, к которым относятся: Европейская конвенция о вьщаче 1957 г. (далее — Европейская конвенция) 4 , ставшая базовой для инсти­тута экстрадиции, Конвенция о правовой помощи и правовых отноше-

См.: Лукашук И.И., Наумов А.В. Указ. соч. С. 210.

См.: Волженкина В.М. Выдача в российском уголовном процессе. М., 2002. С. 17.

Как справедливо отмечает А.И. Бойцов, «при всей комплексности института экстра­диции, являющегося смежным для международного, уголовного и уголовно-процессуаль­ного права, важно видеть его уголовно-правовую составляющую, обеспечивающую функ­ционирование механизма взаимодействия различных правовых систем (см.: Бойцов А.И. Уголовный закон // Уголовное право России: Общая часть: Учебник / Под ред. Н.М. Кро-пачева, Б.В. Волженкина, В.В. Орехова. С. 310). 4 СЗ РФ. 2000. № 23. Ст. 2348.

Глава V. Уголовный закон

ниях по гражданским, семейным и уголовным делам СНГ 1993 г. и др.; 2) договоры о борьбе с отдельными видами международных преступ­лений и преступлений международного характера, содержащие поло­жения о выдаче (например, Конвенция ООН против транснациональ­ной организованной преступности); 3) двусторонние договоры о выда­че и правовой помощи, к настоящему времени Россия заключила такие договоры более чем с 50 государствами 1 . Подчеркнем, что в Европей­ской конвенции закреплен приоритет данной Конвенции по отноше­нию к положениям любых двусторонних соглашений о выдаче (ст. 28). В отсутствие договора о выдаче она может быть осуществлена на ос­новании принципа взаимностис учетом ст. 462 УПК. Данный принцип означает, что в соответствии с заверениями иностранного государства, направившего запрос о выдаче, можно ожидать, что в аналогичной си­туации по запросу России будет произведена выдача.

2. Преступление, указанное в запросе о выдаче, должно быть наказуе­мо по уголовному закону как запрашиваемого, так и запрашивающего госу­дарства(принцип «двойной криминальности»). Это правило предусмо­трено в ст. 2 Европейской конвенции и в ч. 2 ст. 63 Конституции РФ. Ли­цо также не может быть выдано и по иным основаниям, препятствующим уголовному преследованию в России: в силу истечения сроков давности, принципа пе bis in idem или по иному законному основанию.

3. Преступление, по которому запрашивается выдача, должно быть достаточно серьезным. Всоответствии с УПК направление запроса о вы­даче осуществляется, если деяние, в связи с которым направляется за­прос, является уголовно наказуемым и за его совершение предусматри­вается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более строгое наказание — в случае выдачи для уголовного пресле­дования, либо лицо осуждено к лишению свободы на срок не менее ше­сти месяцев -jb случав выдачи для исполнения приговора.

4. Не допускается выдача лица, преследуемого за политическую деятельность или преступления политического характера.В соответст­вии с Европейской конвенцией «выдача не осуществляется, если пре­ступление, в отношении которого она запрашивается, рассматривается запрашиваемой Стороной в качестве политического преступления или в качестве преступления, связанного с политическим преступлением» (п. 1 ст. 3). В данной норме отражено общепризнанное правило невыда­чи политических преступников. В этой же Конвенции указывается, что Убийство или попытка убийства главы государства или члена его семьи не рассматривается в качестве политического преступления.

См.: Коняхин В. Институт экстрадиции: уголовно-правовая регламентация // За­конность. 2005. № 1.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Выдача лица, совершившего преступление (экстрадиция), и передача лица, осужденного к лишению свободы, без отбывания наказания в другое государство

На основании ст. 63 Конституции РФ и ст. 13 УК граждане РФ, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству.

Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов России и находящиеся на ее территории, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.

Выдача лица, совершившего преступление (экстрадиция), — передача по запросу при соблюдении определенных условий одним государством другому государству или международному уголовному суду находящегося на его территории лица для привлечения его к уголовной ответственности или исполнения обвинительного приговора.

Россия не допускает выдачи другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в ней преступлением (ст. 63 Конституции РФ). Следовательно, в России действует принцип двойной криминальности, означающий, что лицо может быть выдано другому государству при следующем условии: деяние считается преступлением по законам как запрашиваемой, так и запрашивающей сторон.

Читайте так же:  Как узнать свои пенсионные накопления онлайн

В Конвенции СНГ (ст. 57) указано на то, что выдача не производится, если:

  1. лицо, подлежащее выдаче, является гражданином запрашиваемого государства (ст. 61 Конституции РФ);
  2. на момент получения запроса по законодательству запрашиваемого государства не может быть возбуждено уголовное преследование или приговор не может быть исполнен (например, при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 5 УПК);
  3. в отношении лица, выдача которого требуется, на территории запрашиваемого государства имеются решения, вступившие в законную силу;
  4. преступление согласно законодательству запрашиваемого и запрашивающего государства преследуется в порядке частного обвинения.

При подписании Европейской конвенции о выдаче Россия оставила за собой право отказа в выдаче в случаях, когда:

  1. выдача лица преследует цели привлечения его в чрезвычайном суде или в порядке упрощенного производства либо исполнения приговора, вынесенного указанным судом или в указанном порядке; имеются основания полагать, что в ходе судопроизводства этому лицу не будут или не были обеспечены гарантии, установленные ст. 14 Международного пакта о политических и гражданских правах;
  2. имеются основания полагать, что лицо, в отношении которого поступил запрос, было или будет подвергнуто пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания или что этому лицу не были или не будут обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные ст. 14 Международного пакта о политических и гражданских правах;
  3. исходя из соображений гуманности, имеются достаточные основания полагать, что выдача лица может повлечь для него серьезные осложнения по причине его преклонного возраста или состояния здоровья.

Европейская конвенция содержит и другие основания, по которым запрашиваемое государство может отказать в выдаче. В частности, в силу правила «поп bis in idem» («нельзя за одно дважды») выдача не производится, если органы, осуществляющие судопроизводство, вынесли окончательное решение в отношении лица, требуемого в связи с преступлением, по поводу которого запрашивается выдача.

Конвенцией установлено, что обвинение в убийстве или попытке убийства главы государства или члена его семьи не препятствует выдаче.

Запрос о выдаче должен содержать:
а) наименование запрашиваемого учреждения;
б) описание деяния и текст закона запрашивающего государства, признающего деяние преступлением;
в) фамилию, имя и отчество лица, выдача которого запрашивается, его гражданство и другие сведения, обеспечивающие идентификацию личности, указание на причиненный деянием размер ущерба.

К запросу о выдаче лица для уголовного его преследования прилагается заверенная копия решения о заключении под стражу, а к запросу о выдаче для приведения приговора к исполнению — заверенная копия приговора с отметкой о вступлении его в законную силу и текст закона, на основании которого лицо осуждено. При необходимости сообщаются другие сведения. Запрос о выдаче и приложенные документы сопровождаются переводом на язык, указанный в договоре.

При получении запроса о выдаче запрашиваемое государство немедленно принимает меры к обеспечению возможной выдачи.
Сношения по вопросам выдачи осуществляются генеральными прокурорами стран — участниц конвенции.

Решение о выдаче, принятое Генеральным прокурором РФ или его заместителем, может быть обжаловано в судебном порядке (ст. 46 Конституции РФ).

Запрашиваемое государство уведомляет запрашивающее о месте и времени выдачи. Если запрашивающее государство не примет лицо, подлежащее выдаче, в течение 15 дней после указанной даты, это лицо должно быть освобождено из-под стражи. В некоторых договорах предусмотрена возможность продления срока выдачи по просьбе запрашивающей стороны.

Поступившие от других государств ходатайства о возбуждении уголовного преследования в отношении российских граждан, совершивших преступления на территории этих государств, рассматриваются Генеральной прокуратурой РФ.

Передача лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в другое государство — передача иностранного гражданина государством, в котором он осужден вступившим в законную силу приговором к лишению свободы, другому государству, гражданином которого он является или в котором он постоянно проживает, для дальнейшего отбывания наказания.

Этот институт — сравнительно новое направление в международном сотрудничестве в области правосудия на основе федерального закона России или международного договора РФ.

Поскольку закон до настоящего времени не принят, то основную роль играют международные договоры и ведомственные нормативные акты.
Среди них основное место занимают:

  1. Конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государства, гражданами которых они являются (Берлин, 1978);
  2. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 августа 1979 года «О порядке выполнения обязательств, вытекающих для СССР из Конвенции о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государства, гражданами которых они являются»;
  3. Инструкция от 25 октября 1979 года о порядке применения Указа ПВС СССР от 10 августа 1979 года.

Инициатива применения этого института может исходить как от государства, суд которого приговорил подсудимого к лишению свободы, так и от государства, гражданином которого он является.

Предложение государства вынесения приговора о передаче осужденного составляется в письменной форме. К нему прилагаются:

  1. удостоверенные копии приговора и иных судебных решений, документы, указывающие на вступление приговора в законную силу;
  2. документ о части наказания, подлежащей дальнейшему отбыванию;
  3. документ об исполнении дополнительного наказания, если оно было исполнено;
  4. текст статьи закона, на основании которой лицо осуждено;
  5. документ, указывающий на гражданство осужденного;
  6. письменное согласие осужденного на его передачу;
  7. другие документы;
  8. при необходимости заверенный перевод обращения и прилагаемых документов.

Сторона, к которой обращаются с предложением, может запросить дополнительные документы.

Просьба иностранного государства о передаче ему осужденного, а также ходатайства осужденного и его родственников о такой передаче рассматриваются Генеральной прокуратурой РФ в месячный срок.

В передаче осужденного может быть отказано, если:

  1. отсутствует согласие осужденного на такую передачу;
  2. по законодательству государства, гражданином которого является осужденный, деяние не является преступлением;
  3. в государстве исполнения приговора за совершенное деяние осужденный понес наказание или был оправдан либо дело было прекращено, а равно если лицо освобождено от наказания;
  4. наказание не может быть исполнено на законных основаниях, предусмотренных законодательством государства исполнения приговора;
  5. осужденный имеет постоянное место жительства на территории государства вынесения приговора;
  6. не достигнуто согласие о передаче осужденного на условиях, предусмотренных договором.
Читайте так же:  Замена стс автомобиля при смене фамилии

Назначенное осужденному наказание отбывается на основании приговора. При этом положение осужденного, переданного государству для отбывания наказания, не может ухудшаться.

При изменении приговора или принятии других решений по делу государство вынесения приговора обязано уведомлять об этом государство исполнения приговора. Указание об исполнении таких решений в нашем государстве дает Генеральная прокуратура РФ.

Выдача лиц, совершивших преступление

В практике международных отношений, связанных с борьбой с преступностью, серьезное значение имеет проблема выдачи преступников государству, на территории которого они совершили преступление, в случае, когда они находятся на территории другого государства.

Выдача преступников (экстрадиция)

– это акт правовой помощи, осуществляемый в соответствии с положениями специальных договоров и норм национального уголовного и уголовно-процессуального законодательства, заключающийся в передаче преступника другому государству для суда над ним или для приведения в исполнение вынесенного приговора.

Принципиальные положения о выдаче преступников содержатся в ст.61 Конституции РФ: «Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству». Эта позиция закреплена и в ч. 1 ст. 13 УК.

В ч. 2 ст. 13 УК устанавливается возможность выдачи находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступления в иностранном государстве в соответствии с международным договором РФ. При отсутствии международного договора вопрос о выдаче преступников может решаться дипломатическим путем.

Требование о выдаче преступника, согласно международной практике, государство предъявляет в следующих случаях:

· преступление совершено на его территории;

· преступник является гражданином этого государства;

· преступление было направлено против этого государства и причинило ему вред.

Выдача преступника предполагает соблюдение ряда условий:

а) в соответствии с принципом тождественности преступление, за совершение которого предъявлено требование о выдаче, должно признаваться преступлением и по законам страны, в которой находится преступник;

б) если по законам страны, требующей выдачи, за преступление предусмотрена смертная казнь, а в государстве, где находится лицо, совершившее это преступление, смертная казнь отменена, то условием выдачи обычно служит гарантия, предоставленная властями государства, требующего выдачи, о том, что смертная казнь к выданному преступнику применена не будет;

в) государство, обратившееся с требованием о выдаче, должно представить убедительные доказательства совершенного преступления.

В случаях, когда преступник совершил преступление на территории нескольких государств, вопрос о выдаче решается дипломатическим путем на основе международных договоров и норм международного права. При этом, в каком бы государстве ни был привлечен к ответственности преступник, он должен отвечать за все преступления, совершенные им в разных странах.

Экстрадиция также предполагает выдачу преступника, осужденного в одном государстве, другому, гражданином которого он является, для отбывания наказания.

Следственные и судебные органы государства, запросившего выдачу лица, связаны формулой обвинения, которая служила основанием выдачи этого лица. Исходя из норм международного права выданное лицо не должно подвергаться судебному преследованию или подвергаться заключению с целью осуществления наказания или меры безопасности, а также подвергаться какому-либо иному ограничению его личной свободы в связи с каким-либо деянием, предшествовавшим его передаче и не являющимся тем деянием, которое мотивировало его выдачу.

Экстрадиция не распространяется в случаях использования права политического убежища лицами, преследуемыми в другом государстве по политическим или религиозным мотивам.

Принцип предоставления убежища иностранным гражданам установлен ст.63 Конституции РФ. Указом Президента РФ от 26 июля 1995 г. утверждено Положение о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации[26], в котором декларируется: «Российская Федерация предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, отвечающие принципам, признанным мировым сообществом» (ст. 2). Политическое убежище в Российской Федерации предоставляется Указом Президента РФ.

Вопрос о выдаче лица или предоставлении ему убежища решается исходя из политических оценок и правовых установлений государства, на территории которого это лицо находится. Вместе с тем ст. 5 Положения гласит: «Политическое убежище в Российской Федерации не предоставляется, если лицо преследуется за пределами Российской Федерации за действия или бездействие, признаваемое в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

[3]

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8649 —

| 7434 — или читать все.

Выдача преступников

Читайте также:

  1. Выдача (экстрадиция) и выдворение (депортация): понятие, процедуры, международно-правовые стандарты
  2. Выдача лиц для привлечения к ответственности или для приведения приговора в исполнение.
  3. Выдача лиц, совершивших преступление
  4. Выдача лиц, совершивших преступление
  5. Выдача лиц, совершивших преступление.
  6. Выдача лиц, совершивших преступление.
  7. Выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора.
  8. Выдача описей дел, документов
  9. Выдача свидетельства. Права и обязанности, вытекающие из свидетельства
  10. Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов РФ. Выдача лиц, совершивших преступление.
  11. Лицо, выдача которого требуется, является гражданином страны, к которой обращено это требование

В практике международных отношений, связанных с борьбой с преступностью, серьезное значение имеет проблема выдачи преступников, совершивших преступления на территорииодного государства, но находящихся на территории другого.

«Выдача преступников — это передача преступника государством, на территории которого он находится, другому государству для суда над ним или для применения к нему наказания

Вопросы выдачи преступников непосредственно связаны с проблемой предоставления убежища иностранцам, преследуемым в другом государстве.

Проблемы выдачи преступников и предоставления убежища возникли еще в древности и неоднозначно решались в различные исторические периоды. Особенно остро эти вопросы стояли в период холодной войны между государствами двух систем.

Видео (кликните для воспроизведения).

В современном международном праве утвердилась позиция, что убежище может предоставляться только лицам, совершившим политические преступления в другом государстве. Лица, совершившие общеуголовные преступления, не могут пользоваться правом убежища.

Читайте так же:  Справка о дтп по форме 154

Однако единого понятия политического преступления выработать не удалось. Поэтому практически вопрос о выдаче лица или предоставлении ему убежища решается, исходя из политических оценок и правовых установлений государства, на территории которого оно находится.

Конституция Российской Федерации содержит принципиальные положения о выдаче преступников и предоставлении права убежища. Так, в ст. 61 Конституции говорится, что «гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству».

В соответствии с Конституцией в ч. 1 ст. 13 УК указано: «Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству». Действующий же Уголовный кодекс не содержит положений о выдаче преступников.

Позиция о невыдаче своих граждан другому государству для привлечения к ответственности разделяется многими современными государствами.

Что же касается иностранцев или лиц без гражданства, то вопрос об их выдаче решается на основе международных договоров о юридической помощи или путем дипломатических переговоров.

Россия заключила ряд договоров о правовой помощи со странами ближнего зарубежья, например с Азербайджаном. На основе этого договора некоторые преступники, скрывавшиеся на территории Азербайджана, были переданы правоохранительным органам Российской Федерации.

Вопрос о выдаче преступника возникает в случаях, когда лицо, совершившее преступление в одной стране или против этой страны находится в другой стране. В соответствии со сложившейся международной практикой требование о выдаче преступника предъявляет государство в следующих случаях:

1) когда преступление совершено на его территории;

2) когда преступник является гражданином этого государства;

3) когда преступление было направлено против этого государства и причинило ему вред.

В случаях, когда преступник совершил преступления на территориях нескольких государств, вопрос о его выдаче решается дипломатическим путем на основе международных договоров и норм международного права. При этом, в каком бы государстве ни был привлечен к ответственности преступник, он должен отвечать за все преступления, совершенные им в разных странах. Так, немецкие суды рассматривали дела о преступлениях, совершенных гражданами Германии в период второй мировой войны на территории Польши, Белоруссии и других стран.

Выдача преступника предполагает соблюдение ряда условий:

преступление, за совершение которого предъявлено требование о выдаче, должно признаться преступлением по законам страны, в которой находится преступник (принцип тождественности);

если по законам страны, требующей выдачи, за преступление предусмотрена смертная казнь, а в государстве, где находится лицо, совершившее это преступление, смертная казнь отменена, то условием выдачи обычно служит гарантия, предоставленная властями государства, что смертная казнь к выданному преступнику применена не будет.

Такие гарантии выдавались в практике международных отношений латиноамериканских государств при выдаче лиц, обвиняемых в государственной измене, насильственном захвате власти, мятеже, поскольку некоторые из этих стран отменили смертную казнь, а другие ее сохраняют.

Требование о выдаче преступника может быть заявлено для привлечения его к ответственности, и в этом случае государство, обратившееся с требованием о выдаче, должно представить убедительные доказательства совершенного преступления.

Выдача преступника может преследовать цель применения к нему наказания. В этом случае основанием для решения вопроса служит вынесенный и вступивший в силу приговор суда.

Возможна также выдача преступника, осужденного в одном государстве, гражданином которого он не является, для отбывания наказания на родине.

Однако в соответствии с нормами международного права выданное лицо не должно подвергаться судебному преследованию или заключению для осуществления наказания или меры безопасности, а также подвергаться какому-либо иному ограничению его личной свободы в связи с каким-либо деянием, предшествовавшим его передаче и не являющимся тем деянием, которое мотивировало его выдачу.

Таким образом, следственные и судебные органы государства, запросившие выдачу лица, связаны формулой обвинения, которая служит основанием выдачи этого лица.

В Конституции (ч. 2 ст. 63) говорится: «Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации«.

В Уголовном кодексе вопрос о выдаче преступников решается в ст. 13 следующим образом: «Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации«. Представляется правильным развернутое определение выдачи преступников, данное В.К. Звирбулем и В.П. Шупиловым: «Это акт правовой помощи, осуществляемой в соответствии с положениями специальных договоров и норм национального уголовного и уголовно-процессуального законодательства, заключающийся в передаче преступника другому государству для суда над ним или для привидения в исполнение вынесенного приговора

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 722 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

4. Выдача лица, совершившего преступление (экстрадиция). Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7 октября 2002 года.

В части 3 статьи 6 УК дается перечень преступлений, которые могут караться независимо от уголовного законодательства места совершения преступления на основании обязательного для Республики Беларусь международного договора.

В соответствии с универсальным принципом Уголовный кодекс Республики Беларусь может применяться лишь тогда, когда иностранные граждане или лица без гражданства не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Республики Беларусь.

При расследовании уголовных дел и рассмотрении их в суде возникают проблемы уголовно-правовой оценки фактов осуждения судами других государств лиц, привлекаемых к уголовной ответственности в Республике Беларусь. О преюдициальном значении совершения преступления на территории иностранного государства говорится в статье 8 УК: «Судимость и иные уголовно-правовые последствия совершения лицом преступления на территории иностранного государства имеют уголовно-правовое значение для решения вопроса об уголовной ответственности этого лица за преступление, совершенное на территории Республики Беларусь, в соответствии с международными договорами Республики Беларусь».

Примером практической реализации этого правила являются нормы Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам — Кишиневской конвенции 2002 г. Так, ст. 99 гласит: «Каждая из Договаривающихся Сторон при расследовании преступлений и рассмотрении уголовных дел судами может учитывать предусмотренные ее законодательством смягчающие и отягчающие обстоятельства независимо от того, на территории какой Договаривающейся Стороны они возникли…»

Читайте так же:  Реструктуризация долга индивидуального предпринимателя — проведение процедуры

Осуществление принципа неотвратимости уголовной ответственности каждого, кто совершил преступление, в ряде случаев было бы не возможно без института выдачи преступника.

Выдача преступника (экстрадиция) — это передача для привлечения к уголовной ответственности или для исполнения приговора лица, совершившего преступление, тем государством, на территории которого находится преступник, государству, на территории которого было совершено преступление, или государству, гражданином которого является преступник.

В части 3 статьи 10 Конституции Республики Беларусь сказано: «Гражданин Республики Беларусь не может быть выдан иностранному государству, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь». Статья 7 УК воспроизводит это положение и далее определяет: «Иностранный гражданин или лицо без гражданства, совершившие преступление вне пределов Республики Беларусь и находящиеся на территории Республики Беларусь, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Республики Беларусь».

Следовательно, обязанность выдачи преступника возникает у государства, если оно связано положениями соответствующего международного договора. Это могут быть двусторонние и многосторонние соглашения.

Так, Республика Беларусь обязана на началах взаимности выдавать преступников в соответствии с Конвенциями о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанными государствами-участниками СНГ 22 января 1993 г. в г. Минске, — Минской конвенцией 1993 г. или 7 октября 2002 г. в г. Кишиневе. Примером двустороннего соглашения является Договор между Республикой Беларусь и Литовской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанный 20 октября 1992 г.

Экстрадиция возможна лишь тогда, когда совершенное лицом деяние преступно и наказуемо в обоих государствах. Государство может требовать выдачи в тех случаях, когда преступник является его гражданином или когда преступление совершено на его территории.

Можно выделить следующие разновидности выдачи преступников:

а) выдача обвиняемого в совершении преступления для привлечения его к уголовной ответственности;

б) выдача осужденного по требованию государства, где был осужден преступник, для приведения приговора в исполнение;

в) передача осужденного иностранным государством для отбывания наказания государству, гражданином которого он является, или государству, на территории которого совершено преступление;

г) временная выдача лица, которое привлечено к уголовной ответственности за другое преступление на территории запрашиваемого государства, для проведения соответствующих действий по уголовному делу с последующим возвращением лица обратно;

д) повторная выдача, если ранее выданное лицо уклонилось от уголовного преследования и вновь возвратилось на территорию выдавшего его государства.

Требование о выдаче преступника должно основываться на факте возбуждения уголовного преследования в отношении данного лица и может быть удовлетворено при наличии ряда условий. В частности, совершенное лицом преступление должно быть предусмотрено договором, считаться преступлением по законодательству обеих сторон (требуется совпадение составов преступления, а не их наименований).

В соответствии со статьей 12 Конституции Республика Беларусь может предоставлять право убежища лицам, преследуемым в других государствах за политические, религиозные убеждения или национальную принадлежность. Предоставление убежища иностранным гражданам или лицам без гражданства — это суверенное право Республики Беларусь, соответствующее принципам международного права.

Экстрадиция. Правовые особенности и условия выполнения

Некоторые преступники покидают пределы той страны, в которой совершили преступление, надеясь таким образом избежать наказания. Что бы привлечь такого преступника к ответственности, государству необходимо вернуть его в страну, для совершения следственных действий, проведения суда, вынесения приговора и приведения его в исполнение. Российская Федерация на сегодняшний день заключила более 300 международных договоров по оказанию правовой помощи. Одной из разновидностей правовой помощи по уголовным делам является экстрадиция. Помимо экстрадиции правовая помощь другим государствам включается в себя: производство следственных, процессуальных и судебных действий, передачу осужденных для приведения приговора в действие, уголовное преследование.

Экстрадиция – это выдача одним государством другому лиц, которые совершили преступные деяния, на территории этого государства. Общепризнанным фактом является то, что экстрадиция – это не обязанность государства, а его право, то есть, основываясь на каких-либо мотивах государство, имеет право отказать в экстрадиции. Передача преступника может быть обязательной только при наличии соответствующего международного договора.

Экстрадиция распространяется только на уголовные преступления, правонарушения которые связаны с административно-правовой и гражданско-правовой ответственностью не рассматриваются, как повод для данного действия.

Согласно ст. 13 УК РФ лица, имеющие российское гражданство, при совершении преступлений на территории другого государства этому государству не выдаются. Данное утверждение основано на ст. 61 Конституции РФ, в которой сказано, что российские граждане не подлежат выдаче другому государству и не могут быть высланы за пределы государства. Но это не исключает уголовного наказания, так согласно ч. 1 ст. 12 УК РФ гражданин РФ, совершивший преступление на территории другого государства, подлежит уголовной ответственности по законодательству РФ.

Ч. 2 ст. 13 УК РФ гласит, что выдача (экстрадиция) может касаться только лиц без гражданства или иностранных граждан, совершивших преступление вне пределов РФ и находящихся на территории российского государства. Как уже говорилось ранее, для экстрадиции, между государствами должен быть заключен двух- или многосторонний международный договор о правовой помощи.

Условия выдачи преступника

Практика экстрадиции закрепила положения о предъявлении требований о выдаче в случаях:

  • совершения преступления на территории государства, которое требует выдачи;
  • когда совершенное преступление направленно против государства и нанесло ему вред;
  • при условии, что преступник имеет гражданство запрашивающей экстрадицию страны.

[2]

Выдача преступника, совершившего преступления на территории нескольких государств, осуществляется путем дипломатических переговоров этих стран, на основании норм международного права и международных договоров.

Условия выдачи преступника:

  • соблюдение принципа тождественности;

Совершенное преступление, является таковым и на территории страны, в которой находится преступник.

  • гарантия неприменения к преступнику смертной казни.

В Российской Федерации смертная казнь отменена, поэтому передавая преступника, государство требует гарантии о том, что смертная казнь применена не будет.

Если требование о выдаче преступника связано с привлечением его к ответственности, государство, выдвинувшее его, обязано представить убедительные доказательства, виновности экстрадируемого лица.

Помимо этого выдача преступника может иметь цель приведения уже вынесенного приговора в действие. В таком случае основание для решения вопроса об экстрадиции – вынесенный приговор.

Читайте так же:  Штраф за остановку на автобусной остановке

Международное право содержит дополнение к существующим условиям экстрадиции преступника, а именно: экстрадируемое лицо не должно подвергаться заключению, преследованию или ограничению личной свободы в связи с деяниями, которые не были основанием для выдачи.

Основания для отказа в экстрадиции:

  • экстрадиция запрашивается на лицо, являющееся гражданином страны в котором оно находится;
  • совершенное преступление преследуется в порядке частного обвинения;
  • истек срок давности преступления;
  • иные законные основания, делающие невозможным возбуждение уголовного дела;
  • запрашиваемое лицо на момент запроса не может быть привлечено к уголовной ответственности;
  • экстрадируемым лицом получено право убежище.

Принятие решений о выдаче преступника государству, на территории которого он совершил преступление, возложено на Генерального прокурора РФ, также данное решение может быть принято его заместителем (ст. 462 УПК РФ).
Минимальный срок наказания, экстрадируемого лица, не менее 6 месяцев.

Порядок исполнения экстрадиции:

  • подача соответствующего запроса государством, на территории которого совершено преступление;

Срок запроса на экстрадицию — 40 дней с момента задержания преступника.

  • передача задержанного в местный орган прокуратуры;
  • избрание меры пресечения;
  • рассмотрения отсутствия или наличия обстоятельств исключающих экстрадицию (экстрадиционная проверка);
  • принятие решения об удовлетворении запроса или отказ в запросе;
  • вынесение постановления (при условии удовлетворения запроса);
  • уведомление задержанного лица о вынесении решения о выдаче;

Обжаловать решение, виновное лицо, может в течение 10 суток с момента получения уведомления. Подача кассационной жалобы в случае отказа в жалобе осуществляется в 7-мидневный срок с момента отказа.

  • поручение ФСИН от Генеральной прокуратуры РФ о передаче, экстрадируемого лица, запрашивающей стороне.

В некоторых случаях Генеральным прокурором РФ может быть вынесено решение об отсрочке или временной экстрадиции. Отсрочка может быть связана с различными нюансами в расследовании, рассмотрении вопроса о предоставлении права убежища и т.д. Временная выдача производится в основном для участия, экстрадируемого лица, в судебных и следственных процедурах.

Множество нюансов законодательства связанных с экстрадицией делают помощь адвоката по международным делам – необходимым условием для соблюдения законности. В соответствии с законодательством РФ, каждый человек имеет право на адвоката, выдача лиц совершивших преступление не является исключением. Знание международных норм права позволит адвокату по международным делам защитить вас от неправомерных действий со стороны представителей закона.

С уважением,
Виктория Демидова, адвокат.

§ 5. Выдача лиц, совершивших преступление (экстрадиция)

Выдача является одной из ранних форм взаимной помощи государств в борьбе с преступностью. Выдача преступников как акт правовой помощи означает передачу лица, совершившего преступление (подозреваемого, обвиняемого или осужденного), одним государством (на территории которого находится преступник) другому государству (где совершено преступление) для привлечения его к уголовной ответственности (осуществления уголовного преследования) или для исполнения в отношении его наказания. Поэтому можно различать две разновидности выдачи.

Решение вопроса о выдаче преступников имеет важное значение для обеспечения гарантий прав граждан своей страны и для решения вопросов борьбы с преступностью. Согласно ч. 1 ст. 61Конституции РФ гражданин Российской Федерации не может быть выдан другому государству. Это конституционное положение конкретизируется вч. 1 ст. 13УК РФ следующим образом: «Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству». Следует отметить, что положение о невыдаче своих граждан другому государству для привлечения к уголовной ответственности характерно для законодательства многих государств.

[1]

В Европейской конвенции о выдаче (экстрадиции) от 13 декабря 1957 г. и Дополнительных Протоколах к ней от 15 октября 1975 г. и 17 марта 1978 г. содержатся положения об особенностях выдачи преступников, в частности, в отношении лиц, которые могут быть в соответствии с национальным (запрашивающей стороны) законодательством осуждены к смертной казни. В выдаче преступника может быть отказано, если запрашивающая сторона не предоставит гарантий о неприменении в данном случае смертной казни (ст. 11) . Думается, что отдельные положения этой Конвенции могут быть восприняты и в УКРФ, тем более, что согласност. 63Конституции РФ выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляется на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.

См.: Международное уголовное право в документах: В 2 т. Т. II / Сост. Р.М. Валеев, И.А. Тарханов, А.Р. Каюмова. С. 23.

Конституционным является положение, что в Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением (ст. 63). Вч. 2 ст. 13УК РФ содержится лишь предписание, что иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории РФ, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором РФ.

Предоставление политического убежища осуществляется Указом Президента РФ на основании Положенияо порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденного Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. .

Видео (кликните для воспроизведения).

См.: Собрание законодательства РФ. 1997. N 30. Ст. 3601.

Источники


  1. ред. Качанов, А.Я.; Забарин, С.Н. Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по гражданским делам; М.: СПАРК; Издание 2-е, перераб. и доп., 2011. — 389 c.

  2. История политических и правовых учений / В.Г. Графский и др. — М.: Норма, 2003. — 944 c.

  3. Чиркин, В. Е. Основы сравнительного правоведения / В.Е. Чиркин. — М.: МОДЭК, НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2014. — 392 c.
Экстрадиция при уголовных преступлениях
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here