Единый расчетный центр коммунальных платежей — назначение и преимущества

Самое главное по теме: "Единый расчетный центр коммунальных платежей — назначение и преимущества" актуальное в 2019 и 2020 годах понятным языком для непрофессионалов.

Единый расчетный центр коммунальных платежей — назначение и преимущества

Введите ваш e-mail:

Информационные расчётные центры ЖКХ (ИРЦ) вне закона.

В системе ЖКХ страны, были созданы Расчетно-кассовые (РКЦ), Информационно-расчетные (ИРЦ), Информационно-аналитические (ИАЦ), Вычислительные и иные подобные центры, для сбора коммунальных платежей, но деятельность этих центров в большинстве случаев не законна.

17.10.2010 Александр Дудкин, юрист, Региональное общественное движение Московской области «Жилищное самоуправление»

Бюро переводов ТРАНСЛЕКС: точный юридический перевод и лингвистическое сопровождение бизнеса »»

Во многих муниципальных образованиях нашей страны в системе Жилищно-коммунального хозяйства, были созданы Расчетно-кассовые (РКЦ), Информационно-расчетные (ИРЦ), Информационно-аналитические (ИАЦ), Вычислительные и иные подобные центры, на которые были возложены функции по сбору платежей за коммунальное обслуживание населения, предъявление претензий по неоплате этих платежей, а также, взыскание этих платежей в судебном порядке.

Как правило, эти центры создавались на основании постановлений органов местного самоуправления в форме муниципальных унитарных предприятий (МУП).

Далее по тексту условно будем называть их МУП ИРЦ.

Законно ли создание подобных центров и их деятельность по сбору коммунальных платежей, предъявлению претензий и взысканию с населения в судебном порядке задолженности за коммунальные услуги?

На этот вопрос кратко можно ответить так:

Муниципальные чиновники вправе создавать муниципальные предприятия (МУП) типа Информационно-расчётных и иных центров, на основании соответствующих распорядительных актов, как правило, постановлений. Вправе утверждать уставы этих МУП ИРЦ с перечнем их полномочий в соответствии с действующим законодательством РФ.

Но, при определенных обстоятельствах, эти Информационно-расчётные и иные центры в форме МУПов, в соответствии с действующим законодательством, не вправе осуществлять некоторые виды деятельности.

Например: МУП ИРЦ не вправе по поручению любой организации, выполняющей функции управления многоквартирным жильём, без согласия Нанимателей или Собственников жилья выставлять квитанции на оплату услуг ЖКХ, а тем более, предъявлять Нанимателям или Собственникам жилья финансовые претензии и в судебном порядке взыскивать задолженность за услуги ЖКХ.

Согласно п. 2 ст. 307 ГК РФ какие-либо обязательства в рамках гражданско-правовых отношений могут возникнуть лишь из договора, вследствие причинения вреда или из иных оснований, указанных в ГК РФ.

В отношениях, основанных на договоре найма (социального найма) жилого помещения, обязательство по оплате жилищно-коммунальных услуг со стороны потребителей-нанимателей по отношению к наймодателю (исполнителю), вытекает из соответствующих положений п.3 ст.682 ГК РФ. Право же наймодателя, как соответствующего кредитора, требовать от нанимателей-должников надлежащего исполнения этого обязательства закреплено в п.1 ст.307 ГК РФ.

В отношениях, основанных на договоре управления жилого помещения (ст.162 ЖК РФ), обязательства по оплате жилищно-коммунальных услуг со стороны потребителей-собственников по отношению к управляющей организации (исполнителю), вытекает из положения п.7 ст.165 ЖК РФ. Право же управляющей организации (исполнителя), как соответствующего кредитора, требовать от собственников-должников надлежащего исполнения этого обязательства также, закреплено в п. 1 ст. 307 ГК РФ.

Переход прав кредитора к другому лицу должен и может осуществляться лишь в порядке, установленном главой 24 ГК РФ. Так, согласно п.1 ст.382 ГК РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона.

Законные основания, изложенные в ст.387 ГК РФ, к рассматриваемым отношениям не применимы в принципе. Уступка требования, связанная с передачей соответствующих прав, принадлежащих первоначальному кредитору, новому лицу (МУП ИРЦ, РКЦ и пр.) Исходя из специфики и постоянного длящегося характера правоотношений между наймодателем и нанимателями жилья по договору найма, управляющей организацией и собственником по договору управления возможна только в том случае, если на то будет согласие должника (п.2 ст.388 ГК РФ).

Это принципиальное положение в данных правоотношениях.

В указанных гражданско-правовых отношениях личность кредитора – Управляющей организации или Наймодателя (ООО, МУП ДЕЗа, МУЖРП, ЖКУ) и прочих исполнителей коммунальных услуг, для каждого Собственника или Нанимателя жилого помещения имеет существенное значение, чему есть очевидное правовое обоснование.

В соответствии с п.2 ст.676 ГК РФ обязанность по предоставлению жилищно-коммунальных услуг жителям, проживающим в муниципальном жилищном фонде, возложена исключительно на наймодателя.

В соответствии с п.2 ст.162 ЖК РФ обязанность по предоставлению жилищно-коммунальных услуг гражданам, проживающим в жилищном фонде, находящемся у них в собственности, возложена исключительно на управляющую организацию.

Именно управляющая организация или наймодатель являются исполнителем коммунальных услуг по Закону РФ «О защите прав потребителей» и следовательно субъектом соответствующей ответственности, предусмотренной потребительским законодательством, а не информационно-расчётные, расчетно-кассовый и прочие центры, с которыми у граждан, оплачивающих жилищно-коммунальные услуги, вообще отсутствуют какие-либо договорные отношения, порождающие взаимные права и обязанности.

Согласно ч.4 ст.15 ФЗ РФ «Об основах федеральной жилищной политики» (в редакции ФЗ от 06.05.03 N 52-ФЗ) установление основ ценообразования в сфере ЖКХ и ежегодных федеральных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг, утверждение правил содержания, ремонта жилья и оказания коммунальных услуг в жилых помещениях, стандартов качества содержания, ремонта жилья и объема оказания коммунальных услуг, методик перерасчета оплаты жилья и коммунальных услуг при оказании услуг в объеме меньше установленного и (или) ненадлежащего качества является исключительной компетенцией Правительства РФ.

В этой связи Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 не предусматривают создание каких-либо расчетно-кассовых, информационно-расчетных, информационно-аналитических, вычислительных и иных подобных центров.

В соответствии с п.4 указанных правил, коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником или нанимателем жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Читайте так же:  Как отцам оформить отпуск по уходу за ребенком

Нормотворчество органов местного самоуправления по созданию каких-либо расчетно-кассовых, информационно-расчетных, информационно-аналитических, вычислительных и иных подобных центров может осуществляться только в пределах компетенции этих органов, не должно противоречить положениям вышеуказанного законодательства Российской Федерации, а деятельность этих муниципальных организаций (МУП ИРЦ, РКЦ и пр.) не должна ущемлять права граждан-потребителей.

В противном случае, деятельность муниципальных чиновников, которая нарушает и/или ущемляет права граждан в области вышеуказанных правоотношений, можно расценивать как обычное мошенничество этих чиновников.

Важные преимущества Единого расчетного центра

03 мая 2017 г., 9:10

Более чем на 75% ООО «МосОблЕИРЦ» принадлежит государству в лице ПАО «Мосэнергосбыт» и ГУП МО «Коммунальные системы Московской области».

По состоянию на март 2017 года компания обслуживает 1 миллион 960 тысяч лицевых счетов (или 70% всех региональных лицевых счетов физлиц за ЖКУ).

Важное преимущество Единого расчетного центра — существование единого современного биллинга, единой базы начислений выводит жителей из потенциальных «заложников» управляющих компаний. Даже если происходит смена УК, базы данных по лицевым счетам остаются в расчетном центре, порядок и корректность начислений не нарушаются. «Без единого оператора по приему платежей – такого, как МосОблЕИРЦ — рынок управляющих компаний цивилизованным стал бы еще не скоро», — подчеркнул заместитель председателя Правительства Московской области Дмитрий Пестов.

Еще одно ключевое преимущество МосОблЕИРЦ заключается в том, что расчетный центр обеспечивает порядок в финансовых потоках отрасли. Уходят в прошлое многомиллионные долги жителей и управляющих компаний, создана надежная и прозрачная система расчетов. Не секрет, что зачастую поступившие от граждан финансовые средства недобросовестные управляющие компании держали на собственных счетах и по собственному усмотрению в произвольных объемах распределяли их по поставщикам ресурсов. Это создавало определенные риски, когда, например, в разгар холодов ресурсник — теплоснабжающая организация — мог отключить доступ потребителей к услуге за неуплату, при том, что граждане исправно платили по счетам.

С приходом МосОблЕИРЦ принцип распределения финансовых средств в отрасли изменился. Расчетный центр берет на себя функции платежного агента, производит начисления по ЖКУ, принимает деньги от населения и, согласно закону, в течение суток «расщепляет» их до тарифной составляющей, то есть распределяет по поставщикам ресурсов, минуя счета организаций — посредников. А управляющая компания, таким образом, получает возможность сосредоточиться на своей основной деятельности – обслуживании жилого фонда. Кроме того, сотрудничество с МосОблЕИРЦ позволяет управляющим компаниям снизить расходы на организацию начислений по ЖКУ: издержки на юристов, экономистов, бухгалтеров; на печать и доставку платежных документов; на содержании и аренду помещений под кассовый центр; на услуги инкассации.

Компания прошла период становления и в настоящий момент сосредоточилась на нескольких главных задачах.

Первая — повышение качества услуг для клиентов. Утвержден стандарт «15/15», который предполагает, что гражданин должен тратить на посещение офиса «МосОблЕИРЦ» не более 15 минут, а очередь на обслуживание не должна превышать 15 человек. В случае увеличения числа посетителей в кассовом центре туда направляется резервный мобильный офис. В числе стандартных опций МосОблЕИРЦ – электронная система управления очередью, наличие терминалов самообслуживания, видеомониторинг загруженности клиентского зала, консультативная и информационная помощь.

Все более востребованными становятся электронные сервисы, которые позволяют жителям не ходить в офисы расчетного центра, экономить время и силы, дистанционно оплачивая ЕПД и передавая показания счетчиков. Сегодня в Личном кабинете клиента зарегистрировано более 260 тысяч лицевых счетов. Мобильными приложениями расчетного центра пользуются порядка 40 тысяч человек.

Вторая задача — обеспечить качественный переход абонентов Московской области на новый формат Единого платежного документа (утверждён Постановлением Правительства Московской области от 20.09.2016 № 679/30), понятный и удобный для прочтения.

Третья задача расчетного центра – держать стабильно высоким уровень собираемости платежей, не ниже 95 процентов.

«Качество обслуживания и собираемость платежей – ключевые показатели нашей деятельности. Мы ведем работу по взысканию дебиторской задолженности, готовим претензии, исковые заявления, обзваниваем неплательщиков, заключаем договоры рассрочки платежей, — говорит Ольга Роганова, Управляющий директор «МосОблЕИРЦ». — Собранные в полном объеме средства за оказанные услуги – это не только исполнение финансовой дисциплины. Это — основание для повышения качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг и содержания домов, своевременного ремонта и внедрения нового оборудования и новых коммуникаций».

[3]

Следующая задача – обеспечить надежное и быстрое доведение финансовых средств, внесенных жителями за потребленные жилищно-коммунальные услуги, поставщикам ресурсов. «Все собранные МосОблЕИРЦ денежные средства сразу же попадают к поставщикам услуг – ресурсоснабжающим организациям. Это и есть главный принцип «расщепления», когда финансовый агент обеспечивает надежность, скорость и прозрачность денежных потоков», — отметил Министр ЖКХ МО Евгений Хромушин.

Кроме того, целевой показатель 2017 года – довести количество обслуживаемых лицевых счетов до 2 миллионов 400 тысяч.

Опыт ЕИРЦ Московской области признан успешным на федеральном уровне и рекомендован к изучению и внедрению в субъектах РФ. Безусловно, обеспечить реализацию реформы ЖКХ можно только при наличии качественного, квалифицированного платежного агента, гарантирующего надежное и прозрачное распределение средств, оплаченных населением за потребленные жилищно-коммунальные услуги.

Отдел корпоративных коммуникаций ООО «МосОблЕИРЦ»

Единый расчетный центр коммунальных платежей — назначение и преимущества

Чтобы по максимуму упростить операции, связанные с оплатой коммунальных услуг обычными гражданами, им дается возможность использовать много разных доступных и очень удобных вариантов проведения оплаты. Одним из методов является использование такой оптимальной функции, как единый расчетный центр коммунальных платежей . На данный момент она является одной из самых удобных и действует практически во всех крупных городах РФ.

Читайте так же:  Административный арест за неуплату штрафа гибдд

В данной статье можно найти ответы на вопросы, что собой представляет подобный расчетный счет и как осуществляются платежи через подобный сервис.

Нормативная база

Многочисленные вопросы, прямо касающиеся проживания на участке государственной или частной недвижимости, обозначены в современном ЖК , в статье 153. Основной информационной составляющей данной статьи является обязанность своевременно оплачивать предоставляемые коммунальные услуги. В перечень по установленному стандарту входят такие расходы, как:

  • Электричество.
  • Вода.
  • Газ.
  • Водоотведение.
  • Уборка бытовых отходов.
  • Обустройство придомовых участков.
  • Обеспечение осветительными приборами.
  • Техническое обслуживание лифта.
  • Поддержание имущества в должном состоянии.
  • Периодические ремонтные капитальные и текущие ремонтные работы.

Одновременно с этим при проведении собрания собственников недвижимости на территории здания нередко принимается решение относительно того, чтобы внести в стандартную квитанцию разного плана расходы, которые могут потребоваться для оплаты таких дополнительных услуг, как интернет, охрана, телевидение и охранные услуги.

Что такое единый расчетный центр?

Данный единый расчетный центр специально создавался для обеспечения максимально полноценного соблюдения современного законодательства, которое касается проведения многочисленных расчетов между такими объектами, как управляющие компании, поставщики и владельцы жилья. Данная форма современного обслуживания осуществляется с применением всех возможных современных информационных технологий.

Среди основных ключевых направлений, которые выполняются сотрудниками центра, можно отметить следующие виды и категории деятельности:

  1. Корректное начисление платежей за предоставление коммунальных услуг со стороны физических лиц .
  2. Организация доставки специализированной платежной документации, на основании которой осуществляется плата за потребляемые услуги .
  3. Тщательная обработка информации относительно всех перечисляемых платежей за оказанные коммунальные и иного плана услуги. На основании данных операций формируется необходимая отчетная форма .
  4. Распределение денежных активов на основании представленных банками реестров с последующей отправкой нужной информации в управляющие компании .
  5. Перевод денежных средств тем организациям, которые занимаются поставкой энергетических ресурсов и разного плана коммунальных услуг .
  6. Подготовка документов, необходимых для ведения учета и регистрации физических лиц .
  7. Граждане имеют возможность получить консультационную помощь в любом из территориальных отделений.

Для обеспечения максимального удобства обычным гражданам на данный момент предоставляется большое количество специальных территориальных отделений. Многочисленные единые расчетные центры оснащены самыми современными технологиями.

Основные функциональные обязанности

Основная деятельность расчетных центров отличается многогранностью и подразумевает под собой одновременно несколько видов и категорий деятельности. Среди самых преимущественных из них можно отметить:

  • Начисление населению платежей.
  • Рассылка платежных квитанций.
  • Проведение расчетных операций с многочисленными управляющими компаниями.
  • Прием населения по самым разным вопросам, напрямую связанным с расчетами и оплатой потребляемых услуг.
  • Проведение профилактических и информационных работ, связанных с обеспечением высокого уровня мотивации для оплаты долга со стороны тех, кто отказывается производить оплату.
  • Информирование собственников относительно порядка начисления стоимости за предоставленные услуги.
  • Подача официальных заявлений в суд для взыскания задолженности с граждан за те или иные коммунальные услуги и строго в принудительном порядке ;.
  • Обход должников с целью взыскания задолженности .

Одним из основных преимуществ работы подобных организаций для обычных граждан является возможность оплаты услуг без начисления дополнительной комиссии. Оплату услуг можно производить в режиме онлайн, сэкономив огромное количество времени.

Особенности начисления квартплаты в 2019 году

Порядок начисления квартплаты и платежей на коммунальные услуги прямо зависит от установленных в той или иной области тарифов. Также имеет значение наличие в жилье плательщика установленных индивидуально приборов учета .

Если подобные счетчики установлены, сумма платежей будет устанавливаться строго в соответствии с теми тарифами, которые устанавливаются за каждую единицу потребляемых активов.

Оплата за ремонт здания и использование общедомового имущества осуществляется в отдельном порядке.

Это касается и распространяется на большинство современных многоквартирных домов. Отдельно осуществляется оплата за освещение общественных зданий, лифт и иные системы.

Содержание квитанций

Обычная платежная квитанция, назначенная за коммунальные услуги , отражает следующую информацию:

  1. Список оказываемых услуг, что предоставляются плательщику во время расчетного месяца .
  2. Норма потребления ресурсов, установленная на территории определенного региона .
  3. Размер оплаты по каждой услуге .
  4. Сумма выплаты, что требуется от собственника за потребленные в определенный период ресурсы.

Документ должен содержать в своем составе информацию, которая касается плательщика, общей площади объекта недвижимости, а также возможности получения специализированных льгот.

В платежки также вносится дополнительная информация относительно оплаты коммунальных услуг. Это касается индивидуального добровольного страхования или временного перерыва в оплате коммунальных услуг. Довольно часто указывается информация относительно получателя платежей за ресурсы. Как правило, это банк или иная уполномоченная компания. Получить квитанцию на руки можно посредством стандартного почтового отправления, личного обращения или через интернет.

Правила взыскания долга

Одним из основных направлений современных расчетных центров является прием платежей от населения и предъявление претензий к лицам, которые не оплачивают коммунальные ресурсы. Полномочия подобных центров распространяются на широкую сферу действия вплоть до разбирательства через суд.

Перед применением тех или иных жестких мер, специалисты расчетного центра стараются донести до неплательщиков информацию по образовавшемуся долгу. При формировании подобных обращений собственникам представляется перечень вариантов погашения задолженности.

Если со стороны должника не последует никакой реакции, он получит официальную претензию, где будет указана обязанность по оплате задолженности на грядущий месяц. Если отсутствует реакция, квартиру неплательщика могут на законном уровне отключить от тех коммунальных услуг, по которым образовалась задолженность. Далее все вопросы будут рассматриваться через суд.

Иск в суд подается , если неплательщик отказывается идти навстречу сотрудникам центра при их попытке решить проблему в досудебном порядке.

Заключение

Главным преимуществом использования услуг современных расчетных центров является проведение платежных операций в максимально короткие сроки. При этом плательщики не тратят время на ожидание, пока деньги будут отправлены в нужную управляющую компанию. Кроме того, проведение платежей через центр является очень выгодным, так как не начисляется дополнительная комиссия.

Читайте так же:  Как и куда подать заявление о принятии наследства

Как пользоваться ЕПД

1. Что такое ЕПД?

Единый платежный документ (ЕПД) — квитанция, которую получают собственники жилых и нежилых помещений, а также наниматели жилых помещений по договору социального найма. ЕПД присылают до 15-го числа каждого месяца.

Он включает в себя счет за большинство жилищно-коммунальных услуг (но не за все). В ЕПД входит плата за:

  • горячее и холодное водоснабжение;
  • водоотведение;
  • отопление;
  • содержание и ремонт жилого помещения;
  • капитальный ремонт;
  • газ.

Помимо этого может быть включена плата за радиоточку, общедомовую телевизионную антенну и прочие услуги.

2. Как читать ЕПД?

Что входит в единый платежный документ и как его читать, вы можете посмотреть здесь. Чтобы посмотреть пояснения к каждой графе, нажмите на обозначающую ее цифру.

3. Как оплатить ЕПД?

Оплату по ЕПД принимают большинство банков (в том числе через банкоматы, мобильный и интернет-банк), платежных систем, мобильных операторов, а также во всех отделениях «Почты России». С февраля 2019 года на единый платежный документ наносится QR-код — двухмерный штрихкод, с помощью которого можно оплачивать ЕПД в мобильных приложениях банков и терминалах с функцией сканирования QR-кода, не вводя данные вручную.

Для онлайн-оплаты сама квитанция не нужна, достаточно десятизначного кода плательщика. Оплатить ЕПД онлайн можно на mos.ru — как за жилые, так и за нежилые* помещения.

Эти же возможности предоставляет сервис «Платежи в один клик». Помимо оплаты на странице сервиса есть возможность настройки автоплатежей. Подробнее об использовании сервиса «Платежи в один клик» можно прочитать в инструкции.

Также оплатить ЕПД можно онлайн через приложение «Госуслуги Москвы». В разделе «Услуги» нужно выбрать «Начисления за ЖКУ» и ввести данные о квартире: адрес, номер квартиры, код плательщика.

При помощи сервиса «Просмотр и оплата ЕПД за нежилые помещения» также можно получить подробную детализацию начислений за коммунальные услуги и капремонт. Онлайн-оплата недоступна для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

4. Почему на странице «Мои платежи» я вижу несколько счетов на оплату ЕПД?

На странице сервиса «Платежи в один клик» отображаются:

  • «Текущий ЕПД». Все неоплаченные счета за все периоды (месяцы). Если за какой-то период выставлено более одного счета (например, менялась сумма платежа), в платежном сервисе отобразится последний — актуальный;
  • «Долговой ЕПД». Отображается только последний неоплаченный счет с типом «Долговой ЕПД».

В ситуации, когда есть значительный долг за несколько месяцев, ЕПД может быть разбит на 2 и более счета. Для погашения всего долга необходимо оплатить все счета.

5. Обязательно ли оплачивать указанное в ЕПД добровольное страхование?

Нет, вы сами решаете, оплачивать ли добровольное страхование, но страховка покроет убытки от повреждения жилья в результате пожара, взрыва (если это не теракт), залива квартиры и действия ветра сильнее 20 метров в секунду.

Чтобы застраховать квартиру на следующий месяц, достаточно до конца текущего месяца оплатить ЕПД с учетом страхового взноса. Если вы оплатите ЕПД первого числа, то в этом месяце квартира не будет застрахована, но платеж зачтется в счет следующего.

Подробнее узнать об условиях добровольного страхования вы можете в компании, обслуживающей ваш административный округ. Ее контакты вы можете посмотреть на сайте Городского центра имущественных платежей и жилищного страхования.

6. Как начисляются пени за неоплаченные счета?

Оплатить ЕПД нужно до 10-го числа месяца, следующего за расчетным, но за первый месяц пени за неуплату ЖКУ начисляться не будут. За каждый день просрочки с 31-го по 90-й вам начислят 1/300 установленной на день оплаты ключевой ставки ЦБ РФ от суммы задолженности. С 91-го дня — 1/130 ключевой ставки от суммы задолженности за каждый день просрочки.

С 1 марта 2019 года управляющие компании имеют право включить пени в ЕПД. Начисление пеней будет применяться к задолженности, образовавшейся за период после 1 января 2019 года.

7. Как отличить поддельный ЕПД?

  1. Проверьте, есть ли в квитанции код плательщика и ФИО — в ЕПД они обязательно указываются.
  2. Проверьте реквизиты платежа — должен быть указан банк ВТБ.
  3. Проверьте период оплаты — в ЕПД должен быть указан один календарный месяц.
  4. Общая и жилая площадь вашей квартиры должны быть указаны правильно.
  5. Обязательно должна быть выделена отдельная графа «Добровольное страхование».

8. Что делать, если мне не прислали ЕПД?

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Если ЕПД вам прислали позже 15-го числа или вы вовсе его не получили, обратитесь в службу контроля качества доставки ЕПД, а чтобы оплатить ЖКУ:

Единый расчетный центр коммунальных платежей — назначение и преимущества

Библиографическая ссылка на статью:
Анисимов В.Н. Цели и виды деятельности расчетных центров жилищно-коммунального комплекса // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/10/72653 (дата обращения: 25.03.2019).

В массовом порядке центры по расчету начислений и сбору платежей за жилищные и коммунальные услуги стали создаваться в форме муниципальных унитарных предприятий или муниципальных учреждений начиная с 2000 года, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 августа1999 г. № 887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения».

В настоящее время они существуют практически во всех крупных, а также в большинстве средних и многих небольших городах страны [17]. В отличие от платежных систем подобные центры предоставляют услуги полного биллингового цикла (рис. 1):

— ведение информационных баз данных, необходимых для выставления счетов на оплату;

— обработка показаний приборов учета;

Читайте так же:  Основания и процедура замены паспорта после заключения брака

— начисления по тарифам и показаниям счетчиков с учетом скидок, недопоставок, перерасчетов и т.п.;

— печать и доставка единых платежных документов (ЕПД);

— взаимодействие с внешними платежными системами;

— мониторинг и распределение поступивших платежей по поставщикам услуг;

— подготовка отчетов по начислениям и сборам;

— претензионная работа с плательщиками.

Рис. 1. Основные функции расчетных центров в сфере ЖКХ

На рис. 2 представлены основные преимущества подобной централизации расчетов в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Рис. 2. Преимущества централизованного биллинга

Консолидация коммунальных расчетов отвечает одной из основных целей денежно-кредитной политики государства – сдерживанию инфляционных процессов. Сокращение сбытовых издержек за счет концентрации расчетов и работы с населением в расчетных центрах может стать серьезным фактором тарифного регулирования [9, 12, 14].

В области фискальной политики развитие единого биллинга ЖКХ способствует расширению налоговой базы и улучшению механизмов налогового администрирования. Расширение налоговой базы достигается благодаря поддержке малого бизнеса. Удешевление и технологизация расчетных процессов положительно влияет на деловую активность в отрасли, что ведет к росту объемов оказываемых услуг, увеличению доли дополнительных услуг. Улучшение механизмов налогового администрирования может быть достигнуто при грамотной координации информационных баз данных [1, 2, 11, 16].

Для бюджетной политики внедрение современного централизованного биллинга означает сокращение необоснованных дотаций предприятиям ЖКХ, экономию бюджетных средств, высокую бюджетную эффективность проекта модернизации расчетных центров.

Таким образом, очевидно, что расчетный центр ЖКХ, оснащенный современной биллинговой системой, может послужить важным инструментом оптимизации ключевых направлений государственной и муниципальной политики [].

Анализ опыта создания и работы расчетных центров ЖКУ в разных регионах позволяет отметить некоторые положительные тенденции. В частности, при переходе на единый платежный документ сборы возрастают на 10-20 %, а сроки и объемы задолженностей существенно сокращаются. В несколько раз сокращаются затраты поставщиков на содержание абонентских служб.

Наиболее существенные факторы, вызывающие увеличение собираемости платежей, носят как экономический, так и психологический характер:

— уменьшение числа платежных документов (квитанций) к оплате;

— возможность частичной оплаты квитанции;

— возможность авансовой оплаты квитанций;

— прием разных платежных документов в режиме «единого окна»;

— многообразие форм оплаты (наличными в кассах, через банкомат, платежные термины, вычетами из заработной платы и т. д.).

Кроме того, дополнительную экономию создают такие сервисы, как автоматизированная претензионная работа с населением (особенно при массовых перерасчетах сумм платежей), а также автоматизация массовых начислений с возможностью проводить перерасчеты на глубину исковой давности [11, 13, 15].

Уменьшение задолженности населения перед поставщиком при оплате услуг через расчетные центры обеспечивают разные формы адресной работы с неплательщиками. Например, выставление детальных долговых счетов на оплату.

При соответствующих инвестициях в учетные технологии имеется возможность реализовывать различные дисциплины платежей, распределяя их за определенный период. Современные технологии позволяют быстро информировать поставщиков о наличии задолженности у потребителей услуг, а также автоматически отслеживать срочную задолженность с учетом перерасчетов [3, 6, 7].

Анализ современного состояния организации расчетов за ЖКУ позволил выделить ряд характерных условий, определяющих цели деятельности расчетных центров ЖКУ с учетом требований действующих нормативно-правовых и законодательных актов РФ:

— необходимость связи между процессами учёта потребления коммунальных ресурсов и процессами проведения расчётов за ЖКУ для всех потребителей, исполнителей и ресурсоснабжающих организаций (РСО);

— потребителям ЖКУ (гражданам, юридическим лицам) в целом неудобно общаться с каждым из исполнителей и (или) РСО в отдельности, так как это влечёт за собой неоправданные временные и социальные затраты;

— требуется устранить многократное дублирование однотипных и, зачастую, неактуальных данных в различных территориальных и ведомственных информационных системах ЖКХ;

— необходимо формирование актуальной и объективной статистики о текущем состоянии сферы ЖКХ в части тарифов, социальных норм потребления, произведенных начислений и оплат, порядка распределения денежных средств между исполнителями и РСО, контроль задолженностей по оплате, что в равной степени необходимо органам власти всех уровней для принятия наиболее эффективных управленческих решений;

— необходима интеграция информационных средств расчетных центров ЖКУ со сторонними информационными системами, прежде всего с порталами государственных и муниципальных услуг и с порталами on-line платежных систем;

— необходимо хранить, передавать и использовать персональные данные с учетом требований действующего законодательства.

В этих условиях приоритетной целью деятельности расчетных центров ЖКУ является повышение эффективности финансово-экономического управления жилищно-коммунальным комплексом муниципального образования (или нескольких муниципальных образований) на определенной территории.

Достижение приоритетной цели обусловлено соблюдением экономических интересов хозяйствующих субъектов отрасли ЖКХ с одной стороны и обеспечением законных прав и интересов граждан на комфортное и безопасное проживание в занимаемых ими жилых помещениях, получение населением качественных коммунальных и жилищных услуг с другой стороны.

Механизмом достижения указанной цели является взимание платы за оказание жилищных и коммунальных услуг, соразмерной количеству и качеству оказанных услуг с учетом требований действующего законодательства, норм и стандартов оказания жилищных ЖКУ [5, 8].

Следующая цель деятельности расчетного центра ЖКУ дополняет приоритетную цель и состоит в организации на основе центра средства определения достоверного размера платы за ЖКУ, центра оперативного процессинга для взаимных расчетов хозяйствующих субъектов отрасли ЖКХ и потребителей услуг ЖКХ (население, юридические лица).

Достижение указанной цели обеспечивается формированием точных и достоверных муниципальных информационных ресурсов, возможностью повсеместного контроля потребителей, исполнителей и ресурсоснабжающих организаций за начислениями и оплатой жилищно-коммунальных услуг, перечислением денежных средств в должном объеме [4, 10].

Третья цель деятельности расчетного центра состоит в своевременном и точном исполнении услуг по приему и перечислению денежных средств в должном объеме для оплаты ЖКУ. Достижение указанной цели обеспечивается открытостью расчетного центра ЖКУ для применения современных платежных систем, использованием платежных агентов, возможностями повсеместного контроля уполномоченных органов государственной власти Российской Федерации или их территориальных подразделений, исполнителей и ресурсоснабжающих организаций, а также потребителей (юридических и физических лиц) за состоянием своего лицевого счета и платежного баланса.

Читайте так же:  Как быть, если зарплату не платят длительное время — куда жаловаться

Для совокупного достижения указанных целей расчетные центры ЖКХ решают следующие задачи:

— организация в интересах потребителей ЖКУ, исполнителей и ресурсоснабжающих организаций сбора, обработки и предоставления точной, обоснованной и непротиворечивой информации о тарифах, начислениях, оплатах за прошедший расчетный период совместно со сведениями об имеющихся задолженностях по оплате, основаниями для начислений, банковскими реквизитами получателей платы за жилое помещение и коммунальных услуги, банковскими реквизитами платежных агентов (при наличии последних);

— деятельность по оперативному обеспечению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления актуальной и достоверной информацией о финансово-хозяйственной деятельности организаций ЖКХ муниципального образования или группы муниципальных образований города, состоянии расчетов за ЖКУ с населением;

— реализация комплекса мер по контролю за неплатежами или задержками платежей в отрасли ЖКХ, организация своевременного перечисления денежных средств, подлежащих оплате ресурсоснабжающим организациям и исполнителям коммунальных услуг по факту предоставления ими жилищных и коммунальных услуг надлежащего качества или на ином законном основании;

— реализация комплекса мер по перерасчету платежей путем их соразмерного уменьшения в случае предоставления ресурсоснабжающими организациям и исполнителям жилищных и коммунальных услуг ненадлежащего качества или в случае перерыва оказания жилищных и коммунальных услуг;

— участие в обеспечении организаций, занимающихся социальной защитой населения, персонализированной информацией о предоставлении субсидий, льгот и иных социальных пособий потребителям жилищно-коммунальных услуг;

— организация предоставления потребителям ЖКУ нормативно-справочной информации, иных сведений, касающихся порядка и правил определения размера платы за жилищный и коммунальных услуги, оснований для предоставления социальных льгот, скидок, субсидий, социальных норм потребления коммунальных ресурсов;

— обеспечение персонального учета граждан в занимаемых ими жилых помещениях и, при необходимости, регистрационного учета граждан по месту постоянного или временного пребывания;

— координация и(или) участие в претензионно-исковой деятельности;

— оказание дополнительных видов услуг.

Успешное решение указанных задач для достижения заявленных целей обеспечивает следующие практические результаты:

— обеспечение уровня платежей населения не менее 95…98%, своевременные взаиморасчеты между управляющими организациями, исполнителями коммунальных услуг и РСО;

— проведение инвентаризации и обоснованная реструктуризация имеющейся финансовой задолженности предприятий жилищно-коммунального комплекса и граждан; как следствие – повышение инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального комплекса;

— создание экономического механизма, стимулирующего экономное использование предприятиями энергетических и материальных ресурсов, сокращение нерационального потребления коммунальных услуг;

— финансовое упорядочение социального механизма предоставления льгот и субсидий по оплате жилищных и коммунальных услуг;

— обоснованное формирование тарифов на жилищно-коммунальные услуги, контроль целевого использования отчислений на содержание и капитальный ремонт многоквартирных жилых домов, контроль расходования коммунальных ресурсов на общедомовые нужды;

[2]

— поддержка системы персонифицированных социальных счетов граждан с мероприятиями по реформированию системы социальной защиты, так как создание системы персонифицированных социальных счетов граждан исключительно в рамках реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса создает опасность дублирования при реформировании финансово-экономических механизмов других видов государственной социальной помощи.

Для достижения указанных целей и решения перечисленных задач существующие на территории регионов/муниципальных образований Российской Федерации расчетные центры ЖКУ выполняют следующие основные виды деятельности:

— управление эксплуатацией жилого фонда;

— деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов;

— консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления;

— деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов;

— деятельность банков и кредитных организаций; прочее денежное посредничество;

— деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий;

[1]

— финансовое посредничество, не включенное в другие группировки, деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов, в том числе ресурсов сети Интернет.

Таким образом, в настоящее время отсутствует унифицированный вид деятельности, который использовался бы каждым отдельно взятым расчетным центром. Тем не менее, перечисленные основные виды деятельности в той или иной степени способствуют достижению заявленных целей.

Дополнительные виды деятельности расчетных центров ЖКХ более разнообразны и в большинстве случаев также позволяют решать следующие задачи:

— управление недвижимым имуществом, управление эксплуатацией нежилого фонда;

— финансовое посредничество, не включенное в другие группировки;

— разработка программного обеспечения и консультирование в этой области;

— полиграфическая деятельность и предоставление услуг в этой области, производство отделочных работ;

— прочая деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита;

— консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием;

— деятельность в области права;

— деятельность банков и кредитных организаций;

— почтовая и курьерская деятельность;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

— консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления;

Источники


  1. Рассказов, Л. П. Теория государства и права / Л.П. Рассказов. — М.: Инфра-М, РИОР, 2014. — 480 c.

  2. Понасюк А. М. Медиация и адвокат. Новое направление адвокатской практики; Инфотропик Медиа — М., 2012. — 370 c.

  3. Арсеньев К. К. Заметки о русской адвокатуре; Автограф — М., 2013. — 560 c.
Единый расчетный центр коммунальных платежей — назначение и преимущества
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here