Что такое скзи в тахографе

Самое главное по теме: "Что такое скзи в тахографе" актуальное в 2019 и 2020 годах понятным языком для непрофессионалов.

Тахограф c СКЗИ

Тахограф c СКЗИ – это бортовой самописец, оснащенный модулем защиты информации. Все данные, зафиксированные таким тахографом, остаются неизменными,Одной из двух разновидностей тахографического оборудования и потому могут обладать доказательной силой при решении спорных вопросов, либо при судебных разбирательствах.

Одной из двух разновидностей тахографического оборудования, разрешенных к эксплуатации на территории РФ на сегодняшний день является именно тахографы СКЗИ. Помимо таких самописцев разрешается использование тахографов ЕСТР, у которых защита данных обеспечивается согласно европейским стандартам тахографии.

Устройство тахографа с СКЗИ

Еще сравнительно недавно были возможны установка и использование аналоговых (шайбовых) самописцев. Также на машинах мог быть установлен цифровой тахограф без СКЗИ – его эксплуатация тоже допускалось. Сегодня же наличие этого элемента является обязательным, потому и водителям, и руководителям транспортных департаментов стоит разобраться, что такое блок СКЗИ тахографа и как он функционирует.

СКЗИ — это система криптографической защиты информации. Также шифрующее устройство могут называть навигационным модулем криптозащиты (НКМ). Модуль блока СКЗИ встраивается в тахограф. Основные элементы модуля:

  • блок памяти (способен сохранять информацию без источника энергии);
  • управляющую систему;
  • ГЛОНАСС-приемник;
  • хронометр;
  • акселерометр.

Средство криптографической защиты работает под управлением микропроцессора и при необходимости может функционировать автономно, питаясь от резервной батареи.

Функции блока НКМ с криптографической защитой

Блоки СКЗИ/НКМ совместимы с современными цифровыми тахографами, использование которых разрешено на территории РФ. Подобными устройствами оснащаются на заводе изготовителе тахографы АТОЛ Drive, Меркурий TA-001, Касби ДТ 20М и др. Наличие блока СКЗИ обеспечивает:

  • Хранение информации в тахографе в зашифрованном виде.
  • Возможность использования уникальных ключей (цифровых подписей) для дешифровки данных.
  • Защиту зафиксированных данных от изменения.

Сохранность данных обеспечивает регулярная замена блока СКЗИ. Это значит, что защитный модуль, установленный на заводе, активируется при первичном монтаже тахографа, после чего раз в три года устройство меняется на новое с обязательной активацией. Все эти работы могут выполняться только в сервисных центрах (мастерских), имеющих соответствующее разрешение. Также блок СКЗИ нужном менять и при смене владельца авто, либо при внесении изменений в регистрационные данные.

Тахографы СКЗИ и ЕСТР: в чем отличия?

Как было отмечено выше, сегодня для перевозок внутри России разрешено использование тахографов двух типов — с НКМ/СКЗИ и ЕСТР. Отличия между ними существенны:

  • СКЗИ – отечественная криптографическая разработка. Тахографы с таким блоком могут использоваться только на территории РФ. Выезд ТС, оборудованного тахографом СКЗИ, не допускается не только в страны ЕС, но и на территорию Беларуси или Казахстана.
  • ЕСТР – тахограф соответствующий «Европейскому соглашению, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки». Тахографы ЕСТР устанавливаются на ТС, участвующие в перевозках как в другие страны, так и внутри России, при условии наличия разрешения на международные перевозки.

Есть различия и в способе защиты информации:

  • В европейской тахографической системе также присутствует элемент шифрования, но не в тахографе, а в датчике скорости, который снимает показания о скорости транспорта. Данные в тахографе ЕСТР хранятся в течение 90 дней, затем их необходимо выгружать.
  • В контрольных устройствах с СКЗИ информация, поступающая от датчиков, вначале попадает в блок криптозащиты, затем шифруется и в дальнейшем хранится в зашифрованном виде. При плановом обслуживании проводится замена блока СКЗИ целиком.

При эксплуатации транспортных средств нужно учесть еще и то, что тахографические карты СКЗИ не подходят для самописцев ЕСТР и наоборот. Про отличие карт Вы можете прочитать в статье.

Потому, если на предприятии есть машины, оборудованные тахографами обоих типов, водителям может понадобиться изготовление двух разных карт.

Установка тахографов СКЗИ и замена НКМ

Если вам нужно установить тахограф или выполнить замену модуля СКЗИ в Санкт-Петербурге – вам стоит обратиться в нашу компанию:

  • У нас есть все разрешения, необходимые для выполнения такого вида работ.
  • Замена блока, его калибровка и последующая активация будут выполнены в кратчайшие сроки.
  • Также наши специалисты обеспечат соблюдение юридических формальностей, что позволит вам успешно эксплуатировать ТС с обновленным блоком защиты.

Тахограф с СКЗИ или ЕСТР (международного образца)

Тахограф с СКЗИ или по ЕСТР. Здесь мы попробуем разобраться какой тахограф установить на транспортное средство. Начнем с простого.

Цифровой тахограф — это электронное устройство, устанавливаемое на транспортное средство с целью контроля режима труда и отдыха водителя. Так уж произошло, что в России с недавних пор устанавливаются два вида тахографов: тахографы с блоком СКЗИ (чаще всего отечественного производства) и тахографы, соответствующие требованиям ЕСТР (европейские тахографы).

Тахограф ЕСТР или европейский тахограф – это тахограф, который имеет международный сертификат соответствия, одобрение типа и удовлетворяет требованиям Международного соглашения ЕСТР. Практически вся европейская техника уже оборудована такими тахографами.

Тахограф с СКЗИ – это тахограф, в котором установлен блок криптозащиты (блок СКЗИ), куда помещается и хранится информация, собранная тахографом. На все устройства, оборудованные подобными блоками криптозащиты, распространяется действие Закона о защите государственной тайны. Все работы, связанные с блоками криптозащиты, подлежат лицензированию ФСБ.

Приобретая тахограф с СКЗИ, собственник транспортного средства должен осознавать последствия такого выбора, а именно:

2. Раз в три года для тахографа с СКЗИ предусмотрена процедура калибровки (ее стоимость аналогична стоимости для тахографов международного образца, ЕСТР). Также раз в три года на таком тахографе необходима замена блока СКЗИ (стоимость от 15000 рублей) и его активация (стоимость 2000 рублей). Получается, что стоимость владения тахографом с СКЗИ более чем в 4 раза выше, чем тахографом по ЕСТР.

[1]

3. Все регистрационные действия с транспортным средством, оборудованным тахографом с СКЗИ (замена номерного знака, изменение цвета, внесение изменений в конструкцию т/с и другие действия, связанные с заменой свидетельства о регистрации транспортного средства), влекут за собой новую калибровку (от 2000 рублей) и обязательную активацию СКЗИ (2000 рублей), а в некоторых случаях и замена всего блока СКЗИ (от 15000 рублей).

4. При необходимости продать транспортное средство, оборудованное тахографом с СКЗИ, или передать его в аренду (в том числе лизинг), собственник обязан демонтировать блок СКЗИ или тахограф целиком, с последующей его утилизацией. Все эти действия не бесплатны, и могут быть проведены только в той же мастерской, где был активирован блок СКЗИ, что не гарантирует гуманных цен. После покупки такого автомобиля, покупателю опять придется устанавливать уже другой тахограф за свои деньги. (разъяснение ФСБ №0-422 от 17 апреля 2014 года).

Читайте так же:  Стоимость оформления завещания на квартиру у нотариуса

5. Для работы с тахографами с СКЗИ и их картами нужно будет внедрять на предприятии принципиально новый программно-аппаратный комплекс по стандартам ФСБ (защищенные каналы связи, программы, подготовка помещений и пр.).

6. Не надежность тахографов с блоком СКЗИ. Даже тахограф, произведенный европейской компанией, зарекомендовавшей себя исключительно как надежным производителем, но оборудованный блоком СКЗИ не будет отличаться надежностью от российских собратьев. Связано это с тем, что блок СКЗИ, входящий в состав любого соответствующего тахографа, собран одним единственным (монополист в этой области) коммерческим предприятием, на базе модуля фискальной памяти кассового аппарата. Что не подразумевает ни разумной стоимости (при себестоимости не превышающей 2000 рублей, продажная стоимость начинается от 13000), ни надежности в эксплуатации (применяются радиоэлементы не предусмотренные для использования в автомобильном транспорте, где помимо перепада температур, очень часто встречается избыток статического электричества).

7. Выезд транспортного средства, оснащенного тахографом с блоком криптозащиты СКЗИ за территорию Российской Федерации, даже в случае поездки в Белоруссию или Казахстан, запрещен. Это связано не только с тем, что с таким тахографом запрещено движение по странам ЕЭС, Белоруссии и Казахстана, но и потому, что вывоз активированного средства криптозащиты (блока СКЗИ) попадает под действие закона о Защите государственной тайны (санкции за нарушения которого предусматриваются Уголовным Кодексом РФ).

Дооснастить уже установленный тахограф блоком СКЗИ, будь тот российского или европейского производства (как бы не уверяли продавцы), не представляется возможным либо по техническим, либо по юридическим причинам. Поэтому если тахограф при выходе с завода производителя не имеет блок криптозащиты СКЗИ, то поставить его туда в 99% случаев не получится, а в одном оставшемся проценте будет слишком накладно для потребителя. Также очень тяжело сравнивать по качеству изготовления отечественную технику с европейской.

В состав тахографа с СКЗИ российского производства зачастую входит блок ГЛОНАСС, который передает в тахограф координаты места нахождения автомобиля. Благодаря встроенному блоку ГЛОНАСС, тахографы с СКЗИ очень часто ставят без подключения к датчику скорости. Это несколько удешевляет процесс установки, но приводит к тому, что тахограф периодически показывает скорость, не соответствующую действительности. Очень часто скорость в тахографе, у которого не подключен датчик скорости, превышает допустимую, что влечет за собой фиксацию в памяти тахографа нарушения ПДД. Существует ГОСТ Р 53831-2010 по установке тахографа, где четко прописано, что тахограф устанавливается с датчиком скорости. Но ГОСТы в России уже давно носят не обязательный, а рекомендательный характер. И установки тахографа производят как попало, но в итоге «попадать» будет водитель, потому что уже в соответствии с современным законодательством даже невозможность распечатки «чека» с тахографа или какие-то неверные значения трактуются как нарушение и подлежат административной ответственности.

Законодательная часть, регламентирующая выбор тахографа, представлена на соответствующей странице этого сайта, поэтому здесь останавливаться на этом не будем. Но приведем пример по расчету стоимости установки и последующего обслуживания тахографа по ЕСТР и с СКЗИ.

Возьмем, в качестве примера, транспортную компанию из 40 автомобилей, 20 из которых уже оборудованы тахографами международного образца (без СКЗИ), а 20 необходимо оборудовать «с нуля». Сравним затраты на оборудование этого парка тахографами с СКЗИ и тахографами международного образца (ЕСТР):

1. Тахограф с СКЗИ. Цена тахографа (без учета работ по монтажу и дополнительных деталей, они у всех тахографов одинаковые) с блоком СКЗИ в среднем 35 000 рублей. 40 машин при оснащении тахографами с СКЗИ это 1 400 000 рублей. Ежегодные затраты составят 5833 рубля на каждую единицу (из расчета 3000 рублей калибровка каждые три года и 13 000 рублей стоимость СКЗИ, который необходимо менять каждые три года, без стоимости работ), что составит минимум 233 320 на 40 автомобилей ежегодно.

2. Тахограф ЕСТР. Цена тахографа международного типа 23 000 рублей. Дооснастить необходимо только 20 машин. Это 460 000 рублей. Откалибровать уже установленные тахографы еще на 20 автомобилях это 60 000 руб. Итого 520 000 рублей. Ежегодные затраты составят 1500 рублей на каждую единицу (из расчета 3000 рублей калибровка каждые два года), что составит 60 000 рублей на 40 машины ежегодно.

Итого разница составляет 940 000 рублей единовременных расходов и 173 320 рублей ежегодных в пользу тахографов по ЕСТР. С переводом на одну среднестатистическую единицу техники установка тахографов по ЕСТР обойдется дешевле: на 23 500 рублей единоразово и на 4 333 рубля ежегодно.Приблизительно такая же математика и в случае полного оснащения парка автомобилей или автобусов.

Использование тахографов по ЕСТР для перевозок исключительно по территории России уже разрешено на бессрочной основе для некоторых видов транспорта, а для остальных разрешено до 1 января 2018 года. После этого срока возможно получить лицензию на право осуществлять международную перевозку грузов и это будет достаточным основанием продолжить использование европейских тахографов. Стоимость получения Международной лицензии составляет 5 000 рублей сборов и 20 000 рублей обучение персонала. Лицензия выдается на один/пять лет. И неважно, что автомобиль 1912 года выпуска и перевозит навоз из одной деревни в другую. Отказать в выдаче международной лицензии на технически исправное транспортное средство никто не вправе. Все расходы на лицензию составят незначительную часть от полученной экономии.

В настоящее время оснащение тахографами с СКЗИ транспортных средств могут позволить себе только государственные компании, чтобы позже провести их замену или ремонт, или абгрейд и освоить на этом новый бюджет. Тем же, кто деньги зарабатывает, мы настоятельно рекомендуем продолжить эксплуатацию уже установленных тахографов, соответствующих требования ЕСТР, и устанавливать только такие же тахографы без СКЗИ!

Государство дало понять о серьезных намерениях оснастить весь коммерческий транспорт тахографами, но предоставило (по всем признакам видимо в последний раз) отсрочку до 1 апреля 2014 года (срок, после которого возобновляется действие статьи 11.23 КоАП РФ, читай — штрафы). В период с марта по май 2013 года был сильнейший ажиотаж, связанный с установками тахографов, цены при этом покорили все мыслимые вершины. Сейчас Государством предоставлена возможность очень недорого, практически по самым низким ценам и без очередей подготовиться к новой эпохе – эпохе тахографов в России. Используйте эту возможность сейчас, второго шанса наше Государство не дает никогда.

Необходимо помнить: Карточки водителей тахографов по ЕСТР и тахографов с СКЗИ несовместимы. Наличие двух тахографов в машине противоречит приказу № 36 и ЕСТР.

8(495) 660-30-60

Московская область, город Люберцы, Новорязанское шоссе, 12 км. от МКАД., Птицефабрика «Мирная»

© Copyright 2009-2010 — контроль топлива, тахографы

Что такое блок СКЗИ тахографа

СКЗИ – это аббревиатура, состоящая из заглавных букв названия устройства: «система криптографической защиты информации», которое применятся для шифрования, хранения, передачи и дешифровки данных тахографа.

Читайте так же:  Как узнать, на кого зарегистрирован автомобиль по госномеру

Но оснащения транспорта тахографом недостаточно, для того чтобы аппарат начал функционировать, следует приобрести ключ к памяти контрольного устройства. Причем, у каждого водителя он должен быть персональным.

Для того чтобы сделать заказ и купить карту водителя для тахографа с CКЗИ — http://www.tahocard.ru/card-voditel/Vskzi/ обращайтесь в компанию «Тахокарт». Компания отлично зарекомендовала себя на рынке и выполнит ваш заказ в кротчайшие сроки и с гарантией качества.

Блок СКЗИ — это цифровое устройство, представляющее собой блок памяти с независимым источником питания, где хранится закодированная с помощью специальной программы, информация. Кодировка, как и дешифровка данных тахографа, может осуществляться лишь специальными, имеющими лицензии на такой вид услуг, удостоверяющими центрами.

При этом все данные, которые хранятся в блоке СКЗИ, надёжно защищены от несанкционированного их редактирования, корректировки либо удаления без предварительной расшифровки.

Конструктивные особенности блока криптографической защиты данных

Как уже говорилось, что средство СКЗИ – это автономное цифровое устройство для записи, хранения, считывания и передачи (даже в онлайн режиме) информации получаемой с цифрового тахографа. Оно конструктивно представляет собой коробку с микросхемами, оснащённую разъёмом для подключения антенны навигации. Это отдельное оборудование, хотя оно может быть встроено в современные типы тахографов.

Однако если тахограф сертифицирован, то он обязательно будет адаптирован с СКЗИ.

Когда говорят, что тахограф с скзи — это означает надёжную степень защиты информации. Блок защиты состоит из следующих устройств, осуществляющих функции:

  • контроллёров управления и защиты;
  • криптографического процессора;
  • приёмника и передатчика глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС;
  • синхронизированного часового устройства;
  • запасного источника электропитания;
  • прибора фиксирующего скоростные характеристики автомобиля
  • акселерометра;
  • специальной платы памяти.

Вышеперечисленные устройства обеспечивают функции:

  • зашифровки поступающей информации;
  • ввода и последующего распознавания цифровой подписи с целью снятия и дешифровки данных тахографа;
  • надёжное обеспечение защиты информации, полученной с тахографа;
  • сопоставления информации относительно географических координат и реального времени.

СКЗИ: применение и особенности эксплуатации

Нужно иметь в виду, что блок СКЗИ применим, только для того автомобиля на который он установлен. В случае ремонта как самого автомобиля, либо выхода из строя его тахографа, блок защиты информации запрещено даже временно использовать на другом транспортном средстве.

Кроме этого блок по истечении трёхлетнего срока использования должен быть обязательно подвергнут дополнительной калибровке, а также с его заменой и активацией, что связано с дополнительными мерами по защите зашифрованных данных и безопасностью информации, которая находится на карте памяти оборудования.

Все изменения, связанные с автомобилем, такие как изменение его конструкции, смена номера, перекраска кузова, всё, что требует перерегистрации транспортного средства также должно сопровождаться калибровкой и активацией блока криптозащиты.

Активация блока СКЗИ

После монтажа тахографа с СКЗИ на транспортное средство, мастер чтобы активировать прибор должен:

  • вставить карту с цифровой подписью мастерской в слот тахографа и провести активацию, в результате чего, ключ блока перемещается на карту мастерской;
  • после этого он с карты мастерской считывает ключ СКЗИ в базу данных компьютера;
  • с помощью интернета специальная программа обеспечивает связь с сервером ФСБ http://ca.gisca.ru/, откуда даётся ключ (цифровая подпись) для активации блока;
  • цифровая подпись активации после этого переносится на карту мастерской;
  • мастер должен опять вставить карту мастерской в слот тахографа и осуществить активацию блока.

На этом активация завершена.

Особенности использования тахографа с СКЗИ при смене владельца или пользователя автомобиля

В том случае, когда происходит смена владельца автомобиля в процессе его продажи или смена пользователя, в случае передачи транспорта в аренду, блок защиты информации совместно с тахографом должны быть сняты и отправлены на утилизацию. Новый владелец или арендатор, должны установить новый тахограф с новым блоком СКЗИ. Использование старых тахографов на транспортных средствах новых владельцев запрещено.

Также нужно иметь в виду, что запрещены законом заграничные поездки с активированным блоком СКЗИ.

Вообще то, среди специалистов считается, что блок скзи – это надёжное цифровое оборудование криптографической защиты данных, не допускающее сбоев и поломок, что говорит о высоком качестве, применяемых в приборе процессора и микросхем, а также программного продукта.

Однако есть и недостатки, которые характерны для отечественного цифрового оборудования, прежде всего тем, что оно обладает уязвимостью вследствие перепадов влажности, давления и температуры атмосферного воздуха. Кроме этого СКЗИ подвержен воздействию электромагнитных полей, которые возникают под действием электрооборудования транспортного средства, что влияет на работу электроники блока криптозащиты.

Криптозащита СКЗИ

Криптографическая защита информации, полученной с тахографа, основана на программном методе её защиты, что предусматривает применение специальной программы для шифровки, кодирования или другого вида преобразования данных до такого их состояния, которое становится недоступным без ввода ключа (цифровой подписи). Дешифровка возможна лишь при предъявлении специальной цифровой подписи, которая является основанием для расшифровки информации. При этом защищённым становится массив информации, а не доступ к базе данных.

Главная особенность криптозащиты СКЗИ заключается именно в том, что расшифровать информацию, полученную с тахографа не может ни авто предприятие, которому принадлежит автомобиль, ни водитель транспортного средства. Доступ к данным блока СКЗИ может быть осуществлён лишь одновременным вводом цифровых подписей контроллёра, а также представителей ремонтной мастерской и владельца автомобиля. Когда вводится цифровая подпись одного из перечисленных представителей, то происходит лишь съём информации без её дешифровки.

Что такое СКЗИ в тахографе

Сканы документов для оформления нужно выслать по e-mail или доставить в бумажном виде в офис.

Цифровые фото (указанных док-ов) отправляются либо по e-mail либо WhatsApp или Viber

3 600 Руб.

В 2013 году постановлением № 1213 веден автоматизированный контроль за маршрутом движения ТС и эффективностью работы водителя.

По традиции водительское сообщество негодовало: мало того, что в пути сопровождает «всевидящее око» тахографа, так еще нужно купить цифровое оснащение к нему – водительские карты. Это поиск сертифицированной компании, которая сможет сделать стандартизированные спец. документы, и связанные с этим расходы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Ломать копья бесполезно: цена за отсутствие тахографа и карт – штраф и отстранение от работы. Не стоит конфликтовать с законом. Заказать индивидуальную карту водителя СКЗИ без лишних хлопот можно через ООО «Тахонет». Территория клиентского охвата – Москва и область.

Карта водителя для тахографа СКЗИ — в каких случаях нужна

В зависимости от специфики деятельности на коммерческий и грузовой транспорт производится установка тахографа одного из типов следующих типов:

  • ЕСТР – европейского образца. Применяются на ТС международных сообщений;
  • российские системы с блочной криптозащитой или без скзи блока. Устанавливаются на внутренних российских линиях.

Навигационный криптозащитный модуль – совокупность микросхем, контроллеров, крипто-поцессора, приемника ГЛОНАСС и RAM – памяти. Данные недоступны для расшифровки без цифровой подписи. Доступ к устройству имеют лицензированные органами ФСБ лица. Водителю для активации устройства понадобится соответствующая карта с блоком СКЗИ.

Читайте так же:  Размер пенсии по инвалидности для нетрудоспособных граждан 1,2 и 3 группы

Криптографический чип карты – защита от подделки

Карточка является персональной и служит для идентификации личности человека за рулем. Визуально документ похож на в/удостоверение. Чтобы убедиться, присмотритесь к фото крипто-карт на нашем сайте.

Обязательный атрибут аккумулирует следующие сведения:

  • график работы водителя;
  • периоды остановок/движения ТС;
  • соотношение сведений к координатам, времени.

Микросхемы надежно защищают данные и сводят к нулю возможность взлома. Чип карты водителя СКЗИ работоспособен три года, затем цифровой пластик придется заказать вновь.

Что будет, если сломана, заблокирована или утеряна карта СКЗИ?

Две недели допустимо ездить без карточки. Форс-мажор документируется: составляют заявлениео случившемся на имя руководства предприятия. За 14 дней надо отправить пластик по месту выдачи для проверки, восстановления или замены.

Где заказать карту водителя СКЗИ

При выборе компании-исполнителя остерегайтесь мошенников. Уж слишком привлекательна сфера платных услуг на основе законодательных требований.

Тахонет имеет все разрешительные документы и сертифицированное ПО и АРМ для быстрого изготовления карты водителя СКЗИ, документов других типов. С нами вы надежно защищены от штрафов за работу водителя без тахографического контроля.

[2]

  • Мы сотрудничаем с юридическими лицами и частными заказчиками.
  • Цена вопроса одна для всех регионов: 3500 рублей с учетом НДС. Для постоянных клиентов и «пакетного» заказа действуют программы лояльности со скидками.
  • Выбирайте удобный вариант оплаты: банковской картой, безналично по счету, за наличные в офисе.

Ваш индивидуальный цифровой ключ будет изготовлен и доставлен по Москве и Московской области за 12-14 дней. Мы готовы помочь нашим клиентам в экстренных ситуациях, сократив этот срок вдвое. Нет времени посетить офис компании? Ознакомьтесь с перечнем необходимых документов и оформите заказ на сайте ООО «Тахонет».

Документы необходимо предоставить по адресу: г. Москва, Алтуфьевское ш., д. 27А, 4-й этаж, тел. +7 (499) 700-60-90
Также по e-mail, WhatsApp или Viber. Режим работы офиса: с 09:00 по 18:00 кроме сб и вс.
Срок изготовления карты 10-12 рабочих дней.

РАЗЛИЧИЯ ТАХОГРАФОВ «С СКЗИ / БЕЗ СКЗИ»

Основной проблемой является отсутствие каких-либо явных визуальных отличий между тахографами с блоком и без блока СКЗИ. Поэтому для выявления различий и умения определить какой перед Вами тахограф необходимо знать законодательные направления и технические характеристики устрйоств.

Существует 3 типа тахографов, каждый из которых соответствуют определенному законодательству. При этом для каждого типа предназначены свои карты водителя.

  • Европейские тахографы – для внутрироссийских и международных перевозок. Соответствуют требованиям ЕСТР. Все транспортные средства, изготовленные в странах Европы, оборудованы данными моделями. Поддерживают карты ЕСТР.
  • Российские тахографы без блока СКЗИ – для перевозок строго по России. Соответствуют требованиям Постановления Правительства России № 720 от 10.09.2009 или Техническому Регламенту Таможенного Союза 018/2011. Поддерживают карты Тех.Рег. без СКЗИ.
  • Российские тахографы с блоком СКЗИ – для перевозок строго по России. Соответствуют требованиям Приказ Минтранса России от 13 февраля 2013г. № 36 Поддерживают карты СКЗИ.

Таким образом, из 3-х типов тахографов, один с блоком СКЗИ. Расшифровывается он как Средство Криптографической Защиты информации – это блок памяти, который хранит информацию по работе тахографа в зашифрованном состоянии. Так же он называется «НКМ». Визуально определить оборудован тахограф блоком или нет сложно. Но есть четыре способа в этом убедиться:

Тахограф с СКЗИ имеет в корпусе специальное монтажное отверстие:

При распечатке технических данных наличие номера НКМ:

Тахограф с СКЗИ принимает карты с голограммой:

Так же стоит отметить , что некоторые модели тахографов БЕЗ СКЗИ российского производства, выпускаемые с 2013г., могут иметь монтажное отверстие, т.к. их платы пригодны к доработке блоками СКЗИ. Из этого следует, что необходимо обращать внимание на распечатку и карту водителя.

Дата следующей калибровки через 3 года. Эта еще одна особенность тахографа с СКЗИ, что обусловлено сроком службы криптографического модуля не более 3-х лет. Все остальные тахографы необходимо калибровать раз в 2 года. Чтобы узнать дату следующей калибровку необходимо посмотреть в «калибровочный сертификат», который выдала мастерская после калибровки тахографа.

Чтобы научиться различать тахографы ЕСТР, СКЗИ и БЕЗ СКЗИ, а также определять виды карт водителя, предлагаем ознакомиться с статьёй: Как определить вид карты?

Отличия карт водителя СКЗИ и ЕСТР

Вопрос, чем отличаются карты водителя СКЗИ от ЕСТР, нередко возникает у тех людей, кто занимается грузоперевозками внутри страны, либо за её пределами. Оба вида карт применяются вместе с тахографами и позволяют однозначно идентифицировать личность ее владельца. Карта водителя работает как ключ доступа водителя к цифровому прибору контроля. Внутри память карты зашифрована и содержит данные о водителе, его режиме работы и транспортном средстве.

Водитель должен знать отличия карты водителя ЕСТР и СКЗИ. Европейские и российские карты подходят для использования лишь с определенными типами тахографов.

Основные отличия карт водителя СКЗИ и ЕСТР

Отличия карт ЕСТР состоит в том, что они работают только с тахографами ЕСТР, так как в тахографах СКЗИ используется другой тип шифрования. Соответственно, карты СКЗИ работают только с тахографами имеющими блок СКЗИ. Давайте разберемся что обозначают аббревиатуры СКЗИ и ЕСТР.

ЕСТР – это соглашение о грузовых и пассажирских перевозках на территории европейских стран. Тахографы, отвечающие этому соглашению, изготовлены в Европе и имеют сертификат ЕСТР.

СКЗИ – блок криптозащиты (блок СКЗИ). В данный блок записывается и затем шифруется информация, полученная тахографом. Контрольные приборы такого типа законодательно разрешено использовать только на территории Российской Федерации. Осуществление рейсов за пределы России с таким тахографом запрещен. Доступ к информации записанной в блоке криптозащиты тахографа СКЗИ можно получить только, используя карту СКЗИ.

При одинаковом назначении (запись данных с тахографа) такие карточки имеют ряд особенностей:

  • Внешний вид. На картах текст написан разным шрифтом, также карты имеют отличия в нанесенных на них водяных знаках. На карте СКЗИ весь текст указан на русском языке, а картах ЕСТР используется английский и русский язык соответственно.
  • Карта СКЗИ потребует от вас ввода пин-кода, в то время как устройства формата ЕСТР обходятся без подобного защитного элемента.
  • Серийные номер карт также имеют отличия. Нумерация карт СКЗИ имеет в начале нули, а у карт ЕСТР нумерация начинается с букв RUD;
  • Стоимость карты СКЗИ ниже по сравнению с карточками типа ЕСТР.

Вопрос выбора личной карточки водителя определяется типом контрольного устройства, а также спецификой использования транспорта. Для интернациональных рейсов требуется установка прибора европейского образца с ЕСТР, для автотранспорта, оказывающего услуги на территории РФ, необходим тахограф с СКЗИ.

Различия в оформлении карт водителя СКЗИ и ЕСТР

Наша компания предлагает услуги по получению карт водителя различных типов. У нас можно заказать чип-карточки СКЗИ и ЕСТР по низким ценам с изготовлением в короткие сроки.

Читайте так же:  Документация в банковское отделение для погашения ипотечного кредита материнским капиталом

Документы, требуемые для оформления личных карточек, могут подаваться как водителем самостоятельно, так и предприятием, на балансе которого находится транспортное средство. При необходимости изготовить несколько карт целесообразно оформление коллективной заявки от компании.

Заявление, заполняемое на выдачу карты, отличается в зависимости от типа карты и очередности обращения: при первой выдаче, для замены при утере, истечении срока или наличии дефекта.

Чтобы оформить личную карточку водителя СКЗИ или ЕСТР требуется подача следующих документов:

  • Заполненного заявления;
  • Копии паспорта
  • Копия водительских прав
  • Копии СНИЛС;
  • Фотографии 3,5х4,5;
  • Копии ИНН (только для карт СКЗИ);
  • Ходатайства от компании-работодателя о выдаче карты (если Вы оформляете карту как частник или физ. лицо, то наша компания предоставит Вам ходатайство от нашей организации);

Специалисты нашей компании осуществляют оперативную обработку подаваемых заявок, предоставляют необходимую консультацию по выдаче карточек ЕСТР и СКЗИ. Мы оказываем полный комплекс услуг по выдаче карт для тахографа, организуем их замену в соответствии с действующим законодательством.

Что такое СКЗИ в тахографе

ЧТО ТАКОЕ «СКЗИ».

Многие водители на дороге оказывались в ситуации, когда их останавливали сотрудники ГИБДД МВД России или Ространснадзора с требованием предъявить тахограф с СКЗИ. Какой смысл в это вкладывает сотрудник надзорной службы трудно понять. Однако, давайте попробуем разобраться с этим самым — скзи силами наших компетентных специалистов.

СКЗИ – это аббревиатура словосочетания: Средство криптографической защиты информации. СКЗИ существует множество в виде различных программных, программно-аппаратных средств.

Что же за СКЗИ хочет увидеть сотрудник ГИББД МВД России или Ространснадзора?

Вероятно, речь идет не об СКЗИ, а о «блоке СКЗИ тахографа», описанного в пункте 3 Приложения 1 к Приказу Минтранса России от 13.02.2013 № 36, представляющего собой вовсе не СКЗИ, а некий навигационно-криптографический модуль, патент на который еще в 2012 году был выдан компании ЗАО «Атлас-карт». На это еще в 2013 году указал ФАС России в своем решении по делу № 1-00-140/00-05-13 о нарушении антимонопольного законодательства со стороны Минтранса России. Давайте его вспомним, сейчас оно становится особенно актуальным.

СКЗИ, как средство обеспечения некорректируемости информации тахографа, присутствует и в тахографах, отвечающих требованиям ЕСТР и разработанных по аналогии с ЕСТР (постановление Правительства РФ № 720). Тахографы ЕСТР, как указано в Приложении Добавления 1 В к ЕСТР используют «цифровую подпись», означающую данные, прилагаемые к массиву данных, или криптографическое преобразование этого массива, которые позволяют лицу, получившему доступ к этому массиву данных, подтвердить его аутентичность и целостность, т.е. некорректируемость. Таким образом, тахографы ЕСТР соответствуют требованиями ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», предписывающим «оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее — тахографы).» В законе ничего не сказано об обязательности НКМ. А вот СКЗИ в тахографе по ЕСТР есть! В качестве примера приведем Нотификацию на тахограф, отвечающий требованиям ЕСТР, выданную ФСБ России. Если там нет СКЗИ, то зачем Нотификация?

Для информации: Нотификация ФСБ России — это уведомление о ввозе на территорию Таможенного союза ЕАЭС товаров, являющихся шифровальными (криптографическими) средствами или содержащих в своем составе шифровальные (криптографические) средства (!!т.е. СКЗИ!!), технические и криптографические характеристики которых подлежат нотификации в согласующих органах государств-членов Таможенного союза.

Так почему сотрудники ГИБДД или Ространснадзора предъявляют требования, выходящие за рамки Федерального закона, а также за рамки ст. 11.23 КоАП, где указано: «1. Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее — тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации)»? В указанных актах ничего не говорится ни о каком «НКМ». Кстати, некорректируемость можно беспечить и без СКЗИ, иными методами, например опломбированием.

Для этого: необходимо взять открытую часть квалифицированного сертификата проверки электронной подписи Вашей карты (она должна у Вас быть согласно федерального закона в электронном или бумажном виде) и проверить ее достоверность через сайт гос. услуг: https://www.gosuslugi.ru/pgu/eds/

Если Вы сами не можете это сделать, обратитесь к тому, кто выдал Вам карту и просто зайдите в управление Роскомнадзора за помощью. Можете не передавать им открытую часть, а просто назовите свое ФИО и попросить проверить, оформлен ли на Вас квалифицированный сертификат проверки электронной подписи.

Скорее всего, Вы в результате увидите следующий результат:

Подлинность сертификата не подтверждена.

Статус сертификата, использованного для подтверждения подлинности ЭП (электронная подпись): сертификат был выдан не аккредитованным УЦ (удостоверящий центр) / не подтвержденным УЦ.

Из чего можно сделать вывод, что Ваша карта не содержит указанный в 36 Приказе квалифицированный сертификат проверки электронной подписи, т.е. Ваша карта не соответствует 36 Приказу. И срок действия этого «сертификата», не 3 года, как указано в Приказе 36, а 15 лет. Т.е. этот, так называемый сертификат, не только не соответствует федеральному закону от 6 апреля 2011 г. N 63-фз «Об электронной подписи», но и самому 36 Приказу Минтранса России.

Такую же проверку можно провести по НКМ. Для этого предприятие должно затребовать у мастерской распечатку принадлежащего ему квалифицированного сертификата проверки электронной подписи для дальнейшей проверки. Если информация о недостоверности подтвердится, то есть вероятность, что фальсифицированы все НКМ и все карты так называемых тахографов с СКЗИ по 36 Приказу.

[3]

Так что же просит предъявить на дороге сотрудник ГИББД МВД России или Ространснадзора, какое СКЗИ? К глубокому сожалению, никто из контролеров не ведает, что он просит, и для чего сеё «чудо».

Тахографы с СКЗИ и без СКЗИ. Отличия приборов и закон

Автомобили могут оснащаться тахографами с СКЗИ и без СКЗИ, т.е. оборудованными и не оборудованными криптографическими модулями, либо же тахографами ЕСТР, соответствующими требованиям европейских нормативных актов. При наличии криптографического модуля данные, поступающие в самописец, подвергаются шифрованию, при его отсутствии – информация записывается в память в неизменном виде.

При этом отличия тахографов с СКЗИ и без СКЗИ заключаются не только в наличии модуля криптозащиты данных, но и в допустимости их эксплуатации на автомобилях, осуществляющих рейсы на территории РФ. Именно поэтому так важно знать нормативные требования к установке тахографов на транспортные средства, а также досконально разбираться в принципиальных отличиях приборов разных типов.

Читайте так же:  Документация для оформления опекунства в чем суть

Основные типы тахографов

Когда возникает необходимость оборудования автомобиля контрольным прибором, регистрирующим параметры движения, приходится решать, какой тахограф ставить — с СКЗИ или без? Для ответа на этот вопрос следует изучить и конструктивные особенности таких приборов, и нормативные требования.

Типы тахографов по характеристикам

Тахографы – бортовые самописцы, которые в автоматическом режиме регистрируют основные параметры движения ТС и работы/отдыха водителя – могут отличаться по своей конструкции. Основными разновидностями являются:

  1. Аналоговые (шайбовые) тахографы (Запрещены для внутрироссийских перевозок с 01.07.2016. Разрешены только для ЕСТР)
  2. Устройства европейского образца (соответствуют требованиям ЕСТР). Предназначены для контроля движения ТС, выполняющих международные рейсы.
  3. Контрольные приборы без СКЗИ. Не оборудуются модулем криптозащиты информации, что накладывает ограничение на их эксплуатацию в пределах РФ (Не соответствуют 36 приказу Минтранса).
  4. Устройства с СКЗИ. Оснащаются блоком криптографической защиты, что позволяет использовать их при коммерческих перевозках (грузовых либо пассажирских) на территории РФ.

Тип контрольного устройства, установленного на автомобиле, определяет, какую карту нужно использовать для тахографа. При работе с бортовыми самописцами применяются:

  • Карты для тахографов ЕСТР.
  • Карты для цифровых устройств без модуля СКЗИ/НКМ.
  • Карты для тахографов с СКЗИ.

Тахографические ключ-карты для устройств разных типов не являются взаимозаменяемыми. Т.е. если водитель выполняет рейсы и на территории РФ на одном автомобиле, а в странах ЕС на другой машине, то ему необходимо иметь две индивидуальные тахокарты: для самописцев с СКЗИ и ЕСТР. Важно понимать, что два тахографа устанавливать на одном транспортном средстве нельзя, так же, как и выезжать за пределы РФ с прибором с блоком СКЗИ.

Блок СКЗИ в цифровых тахографах

Ключевым элементом, определяющим функциональность тахографа и возможность его использования при коммерческих перевозках на территории РФ, является блок СКЗИ:

  • Аббревиатура в названии расшифровывается как «система криптографической защиты информации». Другое название устройства – «навигационный криптографический модуль» (НКМ).
  • По сути, модуль СКЗИ представляет собой блок энергонезависимой памяти, оснащенный собственным ПО. Программная часть модуля отвечает за шифрование информации, поступающей в бортовой самописец от периферических устройств.
  • Данные защищаются специализированной цифровой подписью. Это гарантирует невозможность их несанкционированного изменения и удаления.

Таким образом, наличие в тахографе модуля СКЗИ обеспечивает юридическую значимость зафиксированных контрольным устройством данных. Это позволяет использовать эту информацию при решении любых спорных вопросов — в том числе в ходе судебных разбирательств.

Особенности конструкции и активации блока СКЗИ

Сам блок СКЗИ представляет собой компактное устройство, которое устанавливается в специальное гнездо тахографа и подключается к навигационной антенне. Внутри устройства находятся:

  • контроллер;
  • часы;
  • акселерометр;
  • криптографическое устройство;
  • ГЛОНАСС-приемник;
  • энергонезависимая память;
  • автономный источник питания.

Для установки и активации блока СКЗИ необходимо обратиться в специализированный сервисный центр, получивший разрешение на выполнение таких операций от государственных органов (Минтранс и ФСБ РФ).

После установки блок СКЗИ в обязательном порядке подлежит активации. Эксплуатация тахографа с не активированным криптографическим модулем приравнивается к управлению автомобилем без устройства.

Периодически (раз в 3 года) модуль СКЗИ требует замены. Также криптографический модуль меняют:

  • При выходе из строя модуля или самого тахографа;
  • При изменении регистрационных данных владельца ТС или передаче ТС другому владельцу.
  • При смене информации о транспортном средстве.

Отличия тахографов с блоками СКЗИ/НКМ и без них

Как определить – тахограф с СКЗИ или без этого блока установлен на автомобиль? Этим вопросом задаются многие автовладельцы, поскольку нормативная база строго регламентирует эксплуатацию контрольных устройств обоих видов.

Есть несколько отличительных признаков:

  1. В монтажном отсеке, который обычно расположен в верхней части самописца, должен быть установлен небольшой модуль.
  2. На тахографической карте должна присутствовать голографическая наклейка.
  3. На распечатке технических данных устройства должен присутствовать номер модуля СКЗИ/НКМ.

Обратите внимание! Именно последний признак является самым важным, поскольку он позволяет определить не только наличие модуля, но и то, был ли блок СКЗИ правильно подключен и активирован.

Закон для тахографов с СКЗИ

Согласно действующему законодательству, срок действия тахографов без блока СКЗИ на территории РФ уже подошел к концу. Приказ №273 Минтранса РФ от 21 августа 2013 г. содержит следующие требования:

  1. Все транспортные средства, для которых наличие бортовых самописцев обязательно (а это ТС, относящиеся к категориям М2, М3, N2, N3) и осуществляющие коммерческие рейсы на территории РФ, на 1 января 2018 года должны быть оснащены контрольными приборами с модулем СКЗИ, советующими требованиям приказа № 36 Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г.
  2. Тахографы, соответствующие требованиям Постановления Правительства РФ № 720 (т.е. не имеющие модуля СКЗИ) подлежат замене — с начала 2018 года их эксплуатация не допускается.
  3. Исключение составляют автомобили с тахографами ЕСТР, имеющие карту допуска для осуществления международных грузопассажирских перевозок автомобильным транспортом.

Штрафные санкции

Как таковой штраф за использование тахографа без СКЗИ в законодательной базе не предусмотрен. Но, согласно действующим нормам (Ст. 11.23 КоАП РФ) отсутствие модуля криптозащиты в тахографе означает несоответствие самописца требованиям законодательства. В этой ситуации действуют те же штрафные санкции, что и при эксплуатации ТС без тахографа:

  • для физических лиц – от 1 до 3 тыс. рублей.
  • для должностных лиц – от 5 до 10 тыс. рублей.
Видео (кликните для воспроизведения).

Наличие штрафных санкций – еще одна причина, по которой следует отличать тахографы с СКЗИ и без СКЗИ и выполнять своевременное переоборудование транспортных средств соответствующими контрольными устройствами. Для замены блока СКЗИ и его активации в Санкт-Петербурге или области вы можете обратиться в нашу компанию – это позволит вам соблюсти все законодательные требования, сведя к минимуму временные и финансовые затраты.

Источники


  1. Договор мены. Официальные разъяснения, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2013. — 698 c.

  2. Рассказов, Л. П. Теория государства и права / Л.П. Рассказов. — М.: РИОР, 2009. — 464 c.

  3. Старович, Збигнев Судебная сексология / Збигнев Старович. — М.: Юридическая литература, 2016. — 336 c.
Что такое скзи в тахографе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here