Чем отличается обгон от опережения по правилам пдд

Самое главное по теме: "Чем отличается обгон от опережения по правилам пдд" актуальное в 2019 и 2020 годах понятным языком для непрофессионалов.

Как выполнять обгон, опережение и встречный разъезд

Маневрирование автомототранспорта на проезжей части осуществляется в соответствии с Правилами дорожного движения, которые утверждены Постановлением Правительства №1090.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

В этом же документе разъясняются основные понятия, такие как обгон, опережение, разъезд, остановка и так далее. Чем отличается обгон от опережения и встречного разъезда? По каким правилам требуется выполнять тот или иной маневр, читайте далее.

Что означают понятия

Пунктом 1.2 ПДД вводятся такие понятия, как опережение и обгон.

Опережением называется объезд транспортного средства без выезда на полосу, которая предназначается для движения во встречном направлении.

Обгон в соответствии с правилами – это опережение автомобиля или иного вида автомототранспорта, которое совершается с выездом на встречную полосу и последующим возвращением в ранее занимаемую полосу движения.

Оба маневра совершаются в одинаковой последовательности:

  1. Перед началом перестроения на соседнюю или встречную полосу движения включается указатель левого поворота для извещения иных водителем о предстоящем маневрировании.
  2. Производится перестроение и опережение впереди движущегося ТС.
  3. Для возврата на ранее занимаемую полосу необходимо включить правый указатель поворота и только после этого произвести перестроение.

В отличие от обгона опережение автомобиля может осуществляться по любой, наиболее удобной для маневрирования полосе (правой или левой). Обгон с правой стороны запрещен.

Понятие встречного разъезда правилами не предусмотрено, однако вывести определение данного понятия позволяют некоторые пункты документа.

Итак, встречным разъездом называется проезд автомототранспорта по определенному участку дороги, при условии, что движение в обоих направлениях по каким-либо причинам невозможно.

Встречный разъезд производится при наличии на одной из полос, предназначенных для движения автомобильного транспорта, каких-либо препятствий в ходе:

  • выполнения ремонтных работ на проезжей части;
  • дорожного происшествия;
  • оставленного автотранспорта;
  • камнепада;
  • возникновения ям и выбоин и так далее.

Правила выполнения обгона, опережения и встречного разъезда регламентируются статьей 11 ПДД, которая носит одноименное название.

При выполнении обгона требуется руководствоваться целым рядом правил, запрещающих и разрешающих выполнение маневра.

В отличие от обгона маневр «опережение» нельзя выполнять на пешеходном переходе, если рядом движущееся автотранспортное средство снизило скорость или полностью остановилось для пропуска пешеходов.

Преимущественное движение при встречном разъезде имеют автомототранспортные средства:

  • полоса которых свободна для продолжения движения. То есть уступить дорогу обязан тот водитель, на чьей полосе образовалась помеха;
  • если разъезд во встречном направлении затруднен на спуске (подъеме), то преимущественное право движения имеет автомобиль, не на полосе которого отсутствует помеха, а движущийся на подъем.

Следует отметить, что данное правило вводится в действие исключительно при наличии на подъеме (спуске) соответствующих знаков.

Правила обгона и опережения по ПДД

Больше всего вопросов по маневрированию водители связывают с выполнением маневров «обгон» и «опережение», поэтому разберемся с основными правилами более подробно.

Выполнять маневры «обгон» и «опережение» разрешено во всех местах, если соблюдаются следующие условия:

  • на определенном участке проезжей части отсутствуют знаки, запрещающие выполнение какого-либо маневра;
  • выполнить перестроение для совершения обгона или опережения позволяет разметка, нанесенная на проезжую часть. Следует помнить, что пересечение сплошной или двойной сплошной линии для маневрирования строго запрещено. Обгон, опережение, поворот или разворот могут совершаться исключительно на участках с прерывистой линией разметки;
  • зона видимости позволяет совершить безопасное маневрирование в пределах одной или нескольких полос. Если на проезжей части образовался затор или возникла иная помеха, ограничивающая видимость, то маневрирование не может считаться безопасным. Зона видимости так же может быть ограничена погодными условиями (осадками, туманом и так далее);
  • выполнение маневра не создаст помех движению иного автомобильного транспорта.

Об опасности обгона в зоне нерегулируемого перекрестка читайте здесь.

Правилами движения четко установлены зоны и условия, при которых выполнение обгона запрещается.

Начать обгон автомототранспорта нельзя, если:

  • автомобиль, движущийся спереди, уже приступил к выполнению такого же маневра или включил указатели левого поворота;
  • автомобиль, движущийся сзади, выполняет обгон;
  • после завершения обгона автомашина не может беспрепятственно вернуться на занимаемую полосу движения до совершения маневра;
  • в ходе выполнения обгона или опережения будут созданы помехи автомототранспорту, движущемуся во встречном направлении.

В соответствии с ПДД существуют и отдельные участки проезжей части, на которых выполнение обгона запрещается при любых условиях, в том числе и при отсутствии запрещающих знаков.

К таким участкам относятся:

  • пешеходные переходы вне зависимости от наличия/отсутствия на нем пешеходов;
  • железнодорожные переезды;
  • расстояние в 100 м до железнодорожного переезда;
  • регулируемые перекрестки (перекресток называется регулируемым, если приоритетность движения на нем определяется с помощью светофора или сигналов, подаваемых регулировщиком);
  • мосты;
  • путепроводы;
  • тоннели;
  • эстакады;
  • нерегулируемые перекрестки, если автомобиль движется по второстепенной дороге. Перекресток считается нерегулируемым, если приоритетность движения определяется водителями на основании дорожных знаков при отсутствии светофоров и регулировщика. Второстепенная дорога на нерегулируемом перекрестке может быть обозначена знаком «Уступи дорогу» или знаками «примыкание, пересечение со второстепенной дорогой (обозначается более тонкой черной линией);

Обгон и опережение: разница по правилам ПДД 2018

Многие водители забывают, чему их учили в автошколе (тем более, если это было давно), и путают опережение с обгоном. А эта путаница может привести к штрафным санкциям. Давайте разберемся, когда мы обгоняем, а когда идем на опережение.

Читайте так же:  Как оформить больничный лист задним числом и где это можно сделать

Что такое опережение?

Согласно Правилам дорожного движения, основному кодексу автомобилиста, когда водитель совершает опережение, он двигается в пределах своей части дороги, не выезжая на встречку, и объезжает соседей по попутному направлению благодаря большей скорости, чем у других автомобилистов.

Водитель может, не нарушая правил, опережать соседей по дороге, которые движутся с ним в одном направлении, как в городе, так и на загородной трассе, если количество полос позволяет.

Что такое обгон?

По правилам, когда вы обгоняете, вы выезжаете на полосу встречного движения и для этого набираете скорость, большую, чем ту, с которой едут машины, которых вы обгоняете. После объезда машины, которые вы обгоняете, вы возвращаетесь на свою полосу. Часто обгоняют не по правилам, на тех участках дороги, где это запрещено, что приводит к страшным авариям с серьезным материальным ущербом и порой пострадавшими, даже жертвами.

Маневры под запретом

Опережать автомобиль можно с любой стороны, главное — чтобы вы не двигались по обочине. Такого понятия, как опережение справа, теперь в правилах не существует, а значит запретить его не могут. Главное — чтобы вы ехали в пределах своей части дороги.

Для обгона действуют более серьезные запретительные меры. Например, нельзя идти на обгон машины, которая уже включила левый поворотник и собирается либо поворачивать, либо обгонять; или если водитель, который едет за вами, тоже начал обгонять, но раньше вас.

Также нельзя обгонять, если установлены знаки запрета (до перекрестка или до знака, который отменяет ограничения). Никакого обгона на жд переездах, мостах, путепроводах, тоннелях, на «зебре», на опасных поворотах, дороге с плохой видимостью, на подъеме.

[1]

За нарушение правил обгона могут наказать штрафом 5 тысяч рублей или даже лишить водительского удостоверения на срок от 4 месяцев до полугода.

Чем отличается обгон от опережения согласно правилам дорожного движения

В чем разница опережение и обгон, предельно ясно сказано в Правилах дорожного движения. Однако многим не понятна точная формулировка этих терминов. До сих пор многие владельцы машин не могут понять, чем отличается обгон от опережения. Иногда это недопонимание ПДД создаёт аварийные ситуации, что, в свою очередь, приводит к проблемам с сотрудниками ГИБДД.

Каждый водитель должен очень внимательно относиться к управлению своим транспортным средством. Ведь если сделать манёвр не в ту сторону или не справиться с управлением, то можно нанести серьёзный ущерб как своему, так и чужому здоровью. Нужно адекватно оценивать ситуацию на дороге и быть осторожным на опасных участках трассы.

Если верить ПДД, обгон – это такой специальный манёвр автомобильного средства, который подразумевает выезд на встречную полосу для того, чтобы обогнать машины, движущиеся впереди. Для этого водитель увеличивает скорость и некоторое время после обгона не сбрасывает её, сохраняя безопасное расстояние с потоком машин, оставшихся позади. Совершать обгон нужно быстро, не создавая помех другим участникам дорожного движения.

Что же называется опережением? Это тот же самый обгон, только не связанный с выездом на «встречку». Одно авто опережает другое, следуя всё время по своей полосе.

У обгона есть характерные признаки:

  1. Его невозможно совершить без выезда на встречную полосу движения.
  2. После совершения обгона нужно обязательно вернуться на свою полосу и продолжить следовать по ней.

Для иллюстрации, можно рассмотреть несколько примеров из водительской практики.

  1. Например, дорога состоит всего из двух полос движения, а водитель пытается обогнать своего коллегу по цеху с левой стороны. Это действие обгоном считаться не будет.
  2. Необходимо осуществлять обгон по средней полосе, если дорога состоит из трёх полос. Но всё равно обгоном действие на таком участке считаться не будет.
  3. Часто за дорожное «хулиганство» в виде обгона, лишают водительского удостоверения тех, кто почувствовал себя пилотами Формулы-1.

Всегда относитесь с пониманием к другим водителям на дорогах, чтобы не произошло. Если вы очень спешите, то посигнальте другому водителю, чтобы он свернул на обочину.

Опережение

В правилах дорожного движения описано всё предельно ясно. Опережение — один из самых опасных дорожных манёвров.

Его противопоказанно совершать:

  • на аварийных участках трассы;
  • в условиях плохой видимости;
  • во время экстремальных погодных условий (ураган, буря, снегопад, гололёд и другие погодные аномалии, которые усложняют передвижение транспортных средств).

Опережение – это специальный манёвр автомобилиста, когда он едет быстрее, чем другой владелец авто. Если автомобиль совершил выезд на встречную полосу дорожного полотна, и продолжает перемещаться там, то это будет считаться обгоном другой машины, которая осталась позади.

Но не во всех ситуациях обгон будет являться нарушением правил. Если обгоняют машину без осуществления выезда на встречную часть дороги, то это не считается нарушением. Там, где проходит реверсивное движение, можно совершать выезд только лишь на встречную сторону трассы, которая помечена пунктиром, а не сплошной линией. Это тот момент, когда выполнение обгона не запрещено.

Можно делать манёвр обгона как справа, так и слева. Но это возможно только тогда, когда на обочине нет запрещающих знаков для этого действия.

Важно знать, что почти нет запретов и/или ограничений для опережающих действий на дорогах. Опережать другое транспортное средство можно всегда, но только в тех случаях, когда данный отрезок трассы свободен от других машин. Например, если в большом городе пробка или проходит интенсивное движение, то совершить опережение невозможно.

Запрет выполнения обгона

Обгон, как и опережение, должен производиться по правилам.

Есть целый ряд запретов.

  1. Противопоказано совершать обгон в том месте, где по пути следования на дороге установлены запрещающие обгон знаки.
  2. Если впереди следующий водитель желает свернуть налево, то его запрещено обгонять. Заблаговременно получить такую информацию позволяет контроль за сигналами «поворотников».
  3. Если начинает совершать обгон другое транспортное средство, то вы не имеете право его обгонять, пока автомобиль, который движется перед вами, не закончит свои действия и не вернётся на прежнюю полосу. Посмотрите, нет ли автомобилей на встречной полосе, и только тогда осуществляйте обгон.
Читайте так же:  Образец заявления в прокуратуру на управляющую компанию

Если не придерживаться рекомендаций, то можно забыть о водительском удостоверении на долгий срок либо хорошенько «влететь в копеечку».

Противопоказано выполнять такое действие, как обгон либо опережение в особо опасных местах:

  • железнодорожных переездах — автомобиль может застрять либо разбиться о шлагбаум;
  • регулируемых зонах;
  • перекрёстках — здесь могут двигаться другие средства передвижения, которые вы можете не заметить;
  • эстакадах — очень опасно обгонять здесь;
  • тоннелях — резкие манёвры могут привести к перевороту машины, а также привести к негативным последствиям;
  • подъёмах в гору — могут не сработать тормозные колодки или вовсе отказать, вследствие чего машина может скатиться или попасть в кювет;
  • резких поворотах — есть риск не вписаться в поворот.

Также противопоказан обгон в таких ситуациях, когда вы едете не по главной дороге, а по смежной. Нельзя обгонять машины там, где есть соответствующие знаки магистрали, пересекать двойные сплошные.

Нельзя обгонять на участках дороги:

  • на мостах и под ними;
  • на путепроводах;
  • на пешеходных переходах, если там находятся люди,
  • а также в любых местах, где водителю перекрыт обзор.

За такие нарушения можно получить не только штраф, но и лишение прав на длительный период.

Как законно обогнать другую машину

Как видно, совершить обгон по правилам кажется сложным предприятием. Слишком много запретов. Но это только так кажется.

Не мал перечень ситуаций, когда обгон разрешён:

  1. Времени, скорости и расстояния от другого транспортного средства вполне хватит с запасом, для того, чтобы совершить это действие и при этом не причинить вреда другим машинам или пешеходам.
  2. Включать «поворотники» можно на максимально близком расстоянии от впереди движущегося транспортного средства и уже тогда делать обгон.
  3. Манёвр обгона нужно совершать максимально быстро.
  4. Если такое действие водитель не успевает совершить, то он должен немедленно вернуться назад на свою полосу.
  5. Если водитель впереди едущего автомобиля включил поворот налево, то стоит отложить выполнение своего действия.
  6. После выполнения обгона обязательно стоит вернуться в свою полосу и включить правый «поворотник», чтобы другие водители машин чётко видели, что вы больше никого не собираетесь обгонять.

Стоить быть внимательными на дорогах, чтобы не нарушать правил и тем самым не создавать аварийные ситуации, которые могут привести к негативным последствиям.

Как поступать, если вас пытаются обогнать другие автомобилисты

Очень важно соблюдать дисциплину на дорожном полотне. Если вы видите, что вас пытаются обогнать, а вы никуда не спешите, то сделайте всё возможное, чтобы другой водитель смог вас обогнать быстро и без проблем.

Скорость при этом увеличивать нельзя, а лучше, вообще, притормозить. Просто скиньте скорость и поверните своё авто вправо, если видите, что другой водитель не успевает вас перегнать. Таким образом, начатое действие другого водителя завершиться и для него, и для вас максимально безопасно и успешно.

Откажитесь от обгонов, если вы чувствуете при выполнении этого действия неуверенность или вам не хватает опыта. Включите сигналы поворотников, чтобы другие водителя видели, что вы пропускаете автомобиль, который вас опережает.

Сверните к встречной обочине, если видите, что авто, которые пытается вас обогнать набирает скорость. За рулём главное — не паниковать, а вести себя спокойно. На дороге места всегда достаточно, если соблюдать правила дорожного движения и занимать минимально возможное пространство.

Нововведения ПДД относительно обгона

В действующих Правилах есть перечень понятий, которыми можно и нужно научиться правильно оперировать.

Все они позволяют лучше понять суть понятий опережения и обгона:

  1. Обгон – это то действие, когда опережается одно или больше транспортных средств. После этого водитель должен вернуться на свою полосу.
  2. Ограниченной считается такая видимость для водителя, при которой снижается дальность просмотра дороги из-за растений, строений, необычных форм рельефа или из-за крутых или узких поворотов.
  3. Опережение – такой манёвр, когда одно транспортное средство едет быстрее другого, не пересекая при этом встречную полосу движения.

В этот список можно включить и такое понятие, как препятствие. Им может стать любой объект, из-за которого невозможно проехать дальше по данной полосе или участку трассы.

Штрафные санкции и лишение прав

Все автомобилисты уже давно привыкли к тому, что за ними наблюдают камеры. Они установлены повсюду и объединены в единую сеть, называемую «Безопасный город». Безопасность на дороге важна не только пешеходам. Автолюбители также нуждаются в создании комплексной защиты для себя. Штрафы и другие наказания для многих лихачей просто пустой звук. Но пока это единственное, что может предложить Законодатель.

Итак, штраф дают за:

  • неправильный поворот;
  • движение по встречной полосе с целью обгона;
  • разворот в неположенном месте;
  • штраф за выезд на обочину составляет 1500 рублей;
  • повторное нарушение.

Чтобы избежать наказания в виде штрафа или лишения прав, необходимо тщательно выучить ПДД и соблюдать эти правила в абсолютно любых моментах, которые возникают на дороге в процессе передвижения. Когда правильное поведение войдёт в привычку, станет выполнять автоматически, увеличится скорость реакции в опасных моментах, что может спасти жизнь потерпевшему.

Движущееся транспортное средство, предназначенное для передвижения, всегда заключает в себе потенциальную опасность как для других автомобилей, так и для пешеходов. Поэтому такие опасные манёвры в виде обгона и опережения должны совершаться только опытными водителями, не нарушая зоны безопасности других авто.

Новые поправки в правила дорожного движения (от 10 мая 2010 года). Часть 1.

Добрый день, уважаемые читатели.

Неожиданно для нас с Вами, как это и бывает всегда, правительство Российской Федерации выпустило новое постановление, которое вносит самые существенные за последнее время поправки в правила дорожного движения.

Видео удалено.
Читайте так же:  Кому положена обязательная доля в наследстве по закону
Видео (кликните для воспроизведения).

Изменения правил достаточно масштабные, поэтому их рассмотрению я посвящу новую серию статей «Поправки в ПДД 2010».

Возможно, прочитав заголовок и увидев в нем дату (10 мая 2010 года) Вы были напуганы тем, что придется изучать новые правила в сжатые сроки.

Сроки действительно сжатые, но не настолько. Постановление вступает в силу через 6 месяцев после его опубликования, т.е. 20 ноября 2010 года. К этому моменту мы уже успеем подробно рассмотреть все нововведения правил и они для Вас не будут темным лесом.

Подозреваю, что реакция на введение новых правил среди читателей будет неоднозначной. С одной стороны, новые правила предназначены для того, чтобы сделать движение по дорогам более безопасным. С другой же, введение новых пунктов, существенно отличающихся от существующих, приведет к тому, что всем водителям придется пусть немного, но переучиваться и привыкать.

Тем не менее, не стоит расстраиваться. Это не первое изменение правил и не последнее. Главное, что Вы узнали об изменениях вовремя (конечно если читаете статью до 20 ноября 2010 года) и сможете всегда ездить правильно.

Еще раз обращаю Ваше внимание на дату — 20 ноября 2010 года. До этой даты будет действовать предшествующая редакция правил дорожного движения, поэтому, в принципе, сейчас можно голову нововведениями не забивать.

Кстати, мне будет интересно узнать Ваше мнение о текущем изменении правил дорожного движения. Можете выразить его в комментариях к этой статье.

А теперь перейдем непосредственно к изменениям правил дорожного движения и сегодня рассмотрим очень важный пункт 1.2 «основные понятия».

Отмечу и еще кое-что. Чтобы Вам было проще понять, в чем заключаются изменения правил, я буду приводить выдержки из правил в старой и новой редакции. При этом старые версии будут слева обозначены запрещающим красным цветом, а новые — разрешающим зеленым.

Изменения основных понятий в правилах дорожного движения

Первое понятие, подвергнутое существенному изменению — обгон:

«Обгон» – опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы.

«Обгон» — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

Рассмотрим внесенные изменения.

1. Раньше обгоном считалось опережение движущихся транспортных средств, теперь же это слово исключено. Замечу, что раньше при возникновении какой-либо непредвиденной ситуации, например, при ДТП сразу на 2х полосах, существовала возможность объехать поврежденные транспортные средства по полосе встречного движения без риска лишиться прав. Она сохраняется и в настоящее время, т.к. объезд стоящих транспортных средств не является обгоном. Хотя, возможно, вслед за изменением ПДД будут внесены поправки и в Кодекс об административных правонарушений (документ, регламентирующий штрафы) и тогда уже можно будет точно судить о возможности объезда по встречной полосе. В настоящее время за такой объезд предусмотрен штраф 1000-1500 рублей.

2. Теперь обгоном является только маневр, который связан с выездом на полосу встречного движения. Это не свидетельствует о том, что нужно пересекать двойную сплошную, как раз это делать запрещено. Скорее данное изменение подчеркивает то, что понятие обгона было существенно сужено и теперь обгон может выполняться только на таких дорогах, на которых разрешен выезд на полосу встречного движения (например, на 2х полосных дорогах).

Замечу, что данное нововведение не отменяет обгоны в их обычном понимании. Просто теперь такой маневр будет называться по-другому.

Опасный груз:

«Опасный груз» – вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, повредить или уничтожить материальные ценности.

«Опасный груз» – вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, повредить или уничтожить материальные ценности.

Как видите это понятие изменилось незначительно. Вся разница заключается только в одном слове, которое для простых водителей ничего особого не значит. А опасный груз как был, так и остается чем-то таким, что опасно возить, и рядом с чем лучше не ехать.

Ограниченная видимость:

«Ограниченная видимость» — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.

Это совершенно новое понятие, которого, несомненно, в правилах дорожного движения всегда не хватало.

Опережение:

«Опережение» — движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.

Это также новое понятие. Как и предыдущее, раньше оно только подразумевалось.

[2]

Появление этого понятия связано с существенными изменениями в понятии «обгон». Опережение как раз и обозначает то, что в старой (до 20 ноября 2010 года) редакции правил называлось обгоном.

Препятствие:

«Препятствие» — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.

Еще одно новое понятие в правилах дорожного движения.

На этом данную статью хочу закончить. Продолжим рассмотрение изменений, внесенных в правила дорожного движения, в следующий раз. Если у Вас есть какие-то вопросы по написанному, можете задать их в комментариях. Удачи на дорогах!

Обгон и опережение — в чем разница по ПДД на 2019 год? Чем отличается?

Одним из важных навыков автомобилиста является совершение маневров и правильное понимание правил дорожного движения. Иногда даже опытный водитель испытывает затруднения с определением маневров опережения или обгона. Чтобы избежать создания аварийной ситуации, важно научиться правильно понимать, что такое обгон и опережение, в чем разница при применении ПДД в конкретной ситуации.

Читайте так же:  Залоговый реестр автомобилей

Определение понятий

Безопасность на дороге зависит от профессионализма автомобилистов во время передвижения, однако более важным является условие соблюдения предписаний ПДД, направленный на сведение к минимуму аварийных ситуаций.

Детальное изучение вопроса, чем отличаются понятия, позволит оценивать ситуацию на дороге и безопасно передвигаться на автомобиле:

  1. Опережение представляет собой движение по полосе в пределах попутного направления, со скоростью выше, чем движение окружающих участников движения.
  2. Обгоном называют опережение остальных попутных машин, при котором водитель выезжает на полосу встречного движения с дальнейшим возвратом на исходную полосу.

Наиболее частыми случаями тяжелых ДТП являются ситуации с обгоном, выполненным в нарушение запрещающих дорожных знаков, разметки, иных предписаний. Следует понимать, что обгон не является запрещенным действием, однако требует соблюдения установленных правил и производится только на разрешенных для этого участках дороги.

ВАЖНО! Таким образом, применительно к ситуации на дороге, оба маневра представляют собой два разных понятия, выполняемых при различных обстоятельствах.

В отличие от обычного опережения с движением в пределах своей полосы, обгон представляет собой маневр с большей степенью опасности и выполняется в комплексе со другими действиями:

  1. Выезд за пределы своей полосы влево.
  2. Движение по встречной или соседней попутной полосе.
  3. Возврат на начально занимаемую полосу.

Данный маневр относится к категории наиболее опасных, требуя повышенной внимательности и готовности правильно оценивать ситуацию, с учетом перемещения остальных участников на дороге.

Опережение

При опережении автомобилист выполняет передвижение на транспортном средстве в пределах своей полосы, без выезда на встречную полосу. Для опережения характерна повышенная скорость движения, превышающая среднюю скорость потока. Тем не менее, в силу того, что автомобилист не покидает свой ряд и не совершает дополнительных действий, данное мероприятие представляет меньший риск для остальных участников.

Существует еще одно принципиальное различие, связанное с местом выполнения:

  • обгон разрешен только с левой стороны от исходного ряда;
  • опережение допускается производить с обеих сторон, слева и справа от опережаемых автомобилей.

В силу повышенной опасности при выполнении обгона, данные действия выполняются только на ограниченных участках трассы либо вовсе запрещены. Опережение может выполняться в большинстве ситуаций, за исключением случаев слишком плотного трафика.

На видео об обгоне и опережении

Ответственность за нарушения

Отличия касаются и того, к каким последствиям может привести два данных действия во время дорожного движения. Любой выезд на встречную полосу представляет собой действие, которое может привести к тотальным последствиям, серьезным повреждениям автомобилей, травмам и даже к смертельным исходам.

Неудивительно, что такое нарушение водителем правил влечет более суровое наказание, определить которое можно только в совокупности всех обстоятельств и последствий, к которым привели неправомерные действия автомобилиста.

В стандартных случаях, при определении меры наказания в рамках административной ответственности за выполнение обгона в неположенном месте, применяют положения КоАП (в частности, ч.4 ст. 12.15). Однако более точное наказание будет определяться, исходя из конкретных обстоятельств нарушения.

ВАЖНО! Согласно закону, нарушение правил ПДД, связанное с запрещенным выездом на встречку может привести к 5 тысячам штрафа, либо лишению права управления транспортным средством в течение до полугода.

[3]

Если при выполнении маневра с выездом на встречную полосу пострадают другие участники движения, включая смертельные исходы, наказание водителя будет определяться не только по КоАП, но и по Уголовному Кодексу РФ.

Разберемся, чем отличается обгон от опережения

Многие водители, получившие права, в дальнейшем не следят или не стараются разобраться в изменениях ПДД, пока не столкнутся с ними на практике, ведь незнание закона не освобождает от ответственности. В 2010 году в правилах появился новый термин «опережение», который стали путать с «обгоном». Несмотря на то, что маневры схожи, требования к их совершению разные.

Понятия обгона и опережения

Под опережением понимают движение автомобиля со скоростью большей, чем скорость ТС, движущегося в том же направлении по соседней полосе. В 2010 году изменилась и трактовка понятия «Обгон». Раньше под термином подразумевали опережение автомобиля, связанное с выездом из занимаемого ряда. Теперь он трактуется, как опережение с выездом на полосу (сторону) встречного потока машин и дальнейшим возвратом.

Разница между маневрами

Оба маневра предполагают ускорение и опережение впереди идущего ТС. Разница не только в трактовке понятия, но и в выполнении маневра.

Согласно определению, предполагается выезд на встречку и возврат на прежнюю сторону. Рассмотрим пример. Водитель едет по двухполосной дороге, разделенной прерывистой полосой, запрещающих знаков нет. Перед ним едет автомобиль с меньшей скоростью.

Чтобы его обогнать, водитель выезжает на полосу встречного потока машин, ускоряется и возвращается.

Опережение

Действие представляет собой движение с большей скоростью, чем у попутных ТС. В отличие от обгона, не предполагается смена полосы. Например, в левом и правом ряду попутно едут два авто со скоростью 50 км/час. Водитель, движущийся справа, ускоряется и выезжает вперед.

Рассмотрим еще один пример опережения, который часто путают с обгоном. Друг за другом едут два автомобиля. Авто сзади выезжает на правую сторону, ускоряется, опережая впереди идущее авто, и возвращается в прежний ряд. Поскольку не было выезда на встречку, обгоном это считать нельзя. Обгоняющий автомобиль совершил перестроение из левого в правый ряд, опережение и снова перестроение из правого в левый ряд.

Опасность маневров

ПДД не предъявляют к опережению строгих требований. Сам по себе маневр не представляет большой опасности. Для его совершения достаточно убедиться, что впереди нет никаких препятствий. Если опережение идет вместе с перестроением, то водителю также необходимо убедиться в безопасности и этого маневра.

Главное – не превышать максимально допустимой скорости движения.

Что касается обгона, то здесь возрастает риск аварии. Поэтому, согласно п. 11.2 ПДД, маневр запрещен, если:

  1. впереди идущее ТС поворачивает налево, начинает совершать обгон или объезд препятствия;
  2. авто сзади начинает совершать аналогичный маневр;
  3. обгоняющее ТС создаст опасность и помехи для других авто;
  4. на участке дороги действуют знаки запрета 3.20 и 3.22 (для грузовиков);
  5. нанесена сплошная линия разметки, пересечение которой запрещено;
  6. дорога плохо просматривается (например, окончание подъема) и имеет опасные повороты;
  7. через 100 метров находится ж/д переезд. Обгон также запрещен непосредственно на нем.
Читайте так же:  Технический паспорт на квартиру где и как его получить, срок действия

Таким образом, для обгона нужно убедиться в том, что другие автомобилисты не совершают или не планируют подобных действий, встречная полоса свободна, а возврат на прежний ряд не создаст никому помех.

В свою очередь водитель обгоняемого ТС не должен выполнять никаких действий, препятствующих обгону.

Маневры на перекрестке

Пересечения дорог могут быть двух типов – регулируемые и нерегулируемые. Опережать другой автомобиль можно на любом из них. Обгон же разрешен только на нерегулируемом, но при условии движения по главной дороге.

Маневры на пешеходном переходе

Правилами дорожного движения разрешено совершать опережение на данном участке дороге, но при этом необходимо руководствоваться правилами проезда пешеходного перехода, установленными в разделе 14.

Что касается обгона, то до 2014 года его запрещали только, когда на переходе находились пешеходы. В настоящее время нельзя обгонят даже при отсутствии каких-либо помех.

Маневры в тоннеле

Тоннель представляют собой дорогу в ограниченном пространстве. Совершать опасные маневры, в том числе обгон, в нем запрещено. Связано это с тем, что в случае появления встречного автомобиля и невозможности возвращения в свой ряд, ни один из водителей не сможет увернуться от столкновения. В то время, как на открытом участке дороги обгоняющий может съехать на обочину или в кювет.

По той же самой причине обгон запрещен на мостах, эстакадах и под ними.

Штрафы и наказания

Так как опережение и обгон связаны с ускорением, водителю может грозить штраф за превышение скорости, в соответствии с п. 12.9 КоАП. В зависимости от степени превышения, размер штрафа варьируется от 500 до 5000 рублей. За более грубое нарушение водителя могут лишить прав на срок до 6 месяцев.

Обгон предполагает выезд на встречку, значит, за совершение маневра в неположенном месте водителю могут выписать штраф 5000 руб., либо лишить водительского удостоверения на срок от 4 до 6 месяцев, в соответствии с п. 4 ст. 12.15 КоАП. За повторное нарушение могут лишить прав могут на 12 месяцев, а в случае фото- и видео-фиксации обяжут заплатить 5000 руб. в пользу государства.

Примеры из практики

Водитель должен понимать, в какой ситуации им совершается опережение, а когда обгон, так как к последнему маневру предъявляются более строгие требования.

Неправильная оценка ситуации может привести к привлечению к административной ответственности.

Чаще всего споры водителей с инспекторами ГИБДД возникают по поводу завершению обгона. Рассмотрим несколько ситуаций.

Водитель планирует обогнать трактор. Знак информирует о том, что через 150-300 м будет ж/д переезд. Обгон разрешен, если будет завершен не менее, чем за 100 метров до переезда.

Водитель решил обогнать повозку. Для этого ему необходимо выехать на встречку, а значит, совершить обгон. Знак указывает на то, что ТС приближается к перекрестку равнозначных дорог. Согласно ПДД, обгон на таком перекрестке запрещен. Поэтому он должен быть завершен до него.

Если бы водитель двигался по главное дороге, то закончить маневр он мог и на перекрестке.

Самый распространенный пример, который встречается в реальной жизни – несоответствие дорожной разметки и установленного знака. Предположим, на дороге нанесена прерывистая разметка, разрешающая ее пересечение. Но вместе с прерывистой разметкой на этом же участке дороги может быть установлен знак 3.20. В этом случае обгон совершать нельзя, так как предписание знаков имеет приоритет перед разметкой. При этом разметка и знак не запрещают автомобилисту повернуть налево и развернуться.

Опережение и обгон – схожие маневры. Но, если к первому не предъявляется строгих требований к исполнению, то для выполнения второго правилами установлены ограничения. Связано это с тем, что успешное совершение маневра зависит не только от водителя, но и от поведения других участников движения. В любом случае, совершая те или иные действия на дороге, необходимо убедиться в их безопасности.

За нарушение любого правила, автомобилисту грозит административное наказание, а за неправильный обгон могут и вовсе лишить прав. Чтобы избежать подобных ситуаций, необходимо следить и разбираться в изменениях ПДД.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Вопросы, касающиеся прав автомобилистов, зачастую более важны, чем кажется на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другое суровое наказание из за незнания или неправильного трактования законов и правил. Не ленитесь глубоко погружаться в суть изучаемого вопроса, не стесняйтесь спросить совет у профессионалов.

Источники


  1. Интеллектуальная собственность и реклама. Актуальные вопросы, административная и судебная практика. — М.: Альпина Паблишер, 2017. — 188 c.

  2. Липинский, Д. А. Общая теория юридической ответственности / Д.А. Липинский, Р.Л. Хачатуров. — М.: Юридический центр Пресс, 2017. — 950 c.

  3. Пивоваров, Ю.С. История судебных учреждений России / Ю.С. Пивоваров. — М.: ИНИОН РАН, 2015. — 222 c.
Чем отличается обгон от опережения по правилам пдд
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here