Административное правонарушение и преступление — чем отличается

Самое главное по теме: "Административное правонарушение и преступление — чем отличается" актуальное в 2019 и 2020 годах понятным языком для непрофессионалов.

Состав административного правонарушения и состав уголовного преступления

административный ответственность отличие уголовный

Не каждое деяние, даже содержащее все признаки административного правонарушения (противоправность, виновность, наказуемость), является административным правонарушением. Дело в том, что в конкретном деянии может отсутствовать состав административного правонарушения, что исключает привлечение лица, его совершившего, к административной ответственности. Понимание состава административного правонарушения важно для обеспечения законности при привлечении лица к административной ответственности, для отграничения административных проступков от других видов правонарушений, в частности от схожих с ним преступлений. В связи с этим следует отличать признаки административного правонарушения как понятия (как некой абстракции, теоретической конструкции) от элементов и признаков состава конкретного административного правонарушения.

Под составом административного правонарушения следует понимать установленную правом совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением. Наличие состава административного правонарушения в том или ином деянии служит единственным основанием наступления административной ответственности за его совершение. Например, провоз без билета в пригородном поезде ребенка, проезд которого подлежит частичной оплате, — административное правонарушение, которое совершается лицом, сопровождающим ребенка (ч. 4 ст. 11.18 КоАП РФ). Если же ребенок в возрасте до 16 лет самостоятельно ехал без билета, то, хотя его действие отвечает всем признакам, свойственным административному правонарушению как понятию (противоправности, виновности, наказуемости), данное действие тем не менее в указанном конкретном случае не может квалифицироваться как административное правонарушение. Объясняется это тем обстоятельством, что в данном деянии нет одного из необходимых компонентов состава административного правонарушения — субъекта правонарушения, каковым может быть физическое лицо, лишь достигшее 16 лет. Якимов А.Ю. Формирование административно-наказательной политики (концептуальная основа) // Административное право и процесс. 2006. №2.

Однотипные признаки состава административного правонарушения в совокупности образуют так называемые элементы состава административного правонарушения. К элементам состава административного правонарушения относятся:

  • § объект;
  • § объективная сторона;
  • § субъект;
  • § субъективная сторона.

Объект административного правонарушения — это общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

Например, объектом административного правонарушения, связанного с нарушением законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (ст. 5.26 КоАП РФ), являются права граждан.

К административным правонарушениям помимо тех, которые посягают на права граждан, как уже отмечалось выше, относятся также правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования; посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, многие другие. Нарушаемые противоправным деянием указанные общественные отношения и есть объект соответствующего административного правонарушения.

Общественные отношения, представляющие собой объект административного правонарушения, регулируются не только нормами административного права, но в ряде случаев и нормами конституционного, экологического, трудового, земельного, финансового и других отраслей права. Однако охраняются они только нормами КоАП РФ и законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Если конкретное противоправное деяние посягает на общественные отношения, не охраняемые нормами этого Кодекса и законов субъектов РФ об административных правонарушениях, то здесь нет объекта административного правонарушения, следовательно, нет и всего состава административного правонарушения. Якимов А.Ю. Формирование административно-наказательной политики (концептуальная основа) // Административное право и процесс. 2006. №2.

Объективная сторона административного правонарушения — это система предусмотренных нормами права признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.

Объективная сторона состава характеризует проступок как акт внешнего поведения правонарушителя и включает, в частности, такие признаки состава административного правонарушения, как противоправное действие или бездействие и наступившие вредные последствия.

Составы преступлений классифицируются по трем основаниям:

  • 1) по характеру и степени общественной опасности,
  • 2) по способу описания,
  • 3) по особенностям конструкции элементов составов, описанных в диспозициях уголовно-правовой нормы.

По характеру и степени общественной опасности составы преступлений делятся на три вида:

  • 1) основной,
  • 2) квалифицированный (с отягчающими обстоятельствами) и
  • 3) привилегированный (со смягчающими обстоятельствами).

В основном составе диспозиции уголовного закона описывают элементы состава типовой, или средней общественной опасности.

Другими словами основной состав — это такой состав преступления, все признаки которого входят во все составы данной группы (например, составы преступлений, предусмотренные ч. 1 ст. 105, ч. 1 ст. 158 УК РФ 1996 г.).

Квалифицированный — это состав преступления с квалифицирующими либо особо квалифицирующими обстоятельствами (признаками), например, составы преступлений, предусмотренные ч. 2 ст. 105, ч. 2 ст. 158 УК.

Квалифицирующими признаются отягчающие обстоятельства, включенные в состав преступления и влияющие на квалификацию преступления. Квалифицирующие обстоятельства предусматриваются в статье Особенной части УК РФ и отличаются от отягчающих обстоятельств, предусмотренных ст. 63 УК, не включенных в состав преступления, тем, что последние на квалификацию не влияют, а имеют значение только при назначении наказания.

Привилегированный — это состав преступления со смягчающими обстоятельствами (признаками). Например, составы преступлений, предусмотренные ст. 106, 107, 108 УК РФ 1996 г.

Привилегированными признаются смягчающие обстоятельства, включенные в состав преступления и влияющие на его квалификацию. Они предусмотрены в статьях Особенной части УК РФ. Их отличие от смягчающих обстоятельств, не включенных в состав преступления, предусмотренных ст. 61 УК РФ 1996 г., аналогично отличию квалифицирующих обстоятельств от отягчающих.

По способу описания составы преступлений подразделяются на два вида:

Простым признается состав преступления, содержащий один объект, одно деяние, одно последствие и одну форму вины (например, составы преступлений, предусмотренные ст. 105, 158 УК РФ 1996 г.).

Сложным является состав преступления, характеризуемый двумя объектами или более (например, состав разбоя, предусмотренный ст. 162 УК), двумя деяниями или более, включая альтернативные (к примеру, состав грабежа, предусмотренный п. «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ 1996 г.), двумя последствиями или более, включая альтернативные (например, состав умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть по неосторожности, предусмотренный ч. 4 ст. 111 УК РФ), либо двумя формами вины (к примеру, названный состав преступления, предусмотренный ч. 4 ст. 111 УК РФ).

По особенностям конструкции составы преступлений дифференцируются на три вида:

1) материальный, 2) формальный и 3) усеченный.

Обратите внимание на эту классификацию, прошу запомнить, что эта классификация лежит в основе содержания многих институтов общей части УК.

В теории уголовного права по этому вопросу не сложилось единого мнения. Одни ученые утверждают, что усеченный состав преступления возможен только на стадии приготовления к преступлению, другие утверждают, что формальный состав возможен как на стадии приготовления, так и на стадии покушения на преступления. Административное право и процесс: Полный курс. 2-е изд., доп. и перераб. / Ю.А.Тихомиров. М., 2005.

[3]

Отличие административного правонарушения от уголовного

Люди без юридического образования и навыков работы с нормативно правовыми актами, могут в полной мере не осознавать, чем отличается уголовное преступление от административного правонарушения, хотя на самом деле различий огромное количество. Существует даже весомая разница между преступлением и правонарушением, хотя некоторые, ошибочно воспринимают эти понятия за одно и то же. Чтобы вникнуть в суть терминов и не путать их в дальнейшем, необходимо ознакомиться с первыми главами Уголовного и Административного Кодексов.

Читайте так же:  Нюансы получения налогового вычета при покупке машины

Законодательная база и перечень отличий

Первое, чем отличается административная ответственность от уголовной — это понятие самого противоправного деяния. В Уголовном Кодексе противоправное деяние называют преступлением, а в административном — правонарушением. Отличие административного правонарушения от уголовного правонарушения в том, что первое являет собой мелкое деяние, последствия которого, не нанесли существенного вреда общественным отношениям. Иногда эти мелкие деяния либо не влекут последствия, либо могли повлечь, но этого не случилось. Важно отметить, что такие деяния запрещены законом и описаны в Административном Кодексе. Ярким примером административного правонарушения, является дорожно-транспортное происшествие. Если оно не повлекло серьезных последствий, то нарушителю грозит штраф, если же кто-то пострадал или умер, то это уже уголовное преступление.

Можно отметить, что главное отличие административной ответственности от уголовной это тяжесть самого деяния вместе со степенью тяжести последствий, а вот уже эти два критерия выводятся из основного принципа законодательного правового регулирования – опасности для общества.

После того, как человеком был совершен противозаконный поступок, сотрудниками правоохранительных органов определяется конкретная норма закона, которую субъект нарушил. Это осуществляется с помощью определения дополнительных критериев, таких как: сфера права, область правоотношений, уровень его участия, наличие умысла и многое другое.

В целом, опасность деяния разделяет на высокую степень и низкую, чего-то среднего не существует. Уголовный Кодекс в ч. 1 ст. 14 наводит исчерпывающий список деяний, которые законодательство воспринимает, как преступления. Административный Кодекс тоже имеет перечень действий человека, которые будут относиться к правонарушениям. Как правило, проступки касаются пренебрежительного отношения к запретам государства, причинения другим субъектам правовых отношений морального вреда или материального ущерба в незначительных размерах. Административная ответственность показана также за игнорирование юридических запретов, к примеру, употребление спиртных напитков за рулем.

Действие административного типа имеет последствие, вред от которого направлен, как на отдельного взятого человека, так и на общественные отношения в целом. При этом ущерб минимальный.

Отличия уголовной ответственности от административной, заключаются также в наказаниях за совершенное деяние. Наказание за административное правонарушение описано в Административном Кодексе и требуется отметить, что отличаться воспитательные меры будут своей мягкостью и краткосрочностью. За правонарушение, субъекту грозит:

  • материальное взыскание;
  • исправительные работы;
  • административный арест на незначительный срок.

Нарушение административного типа, даже если оно наказуемо арестом, не влечет за собой судимости.

Когда затрагивают криминальный мир, то каждый поступок влечет за собой преступление нормы закона, а не ее нарушение. Считаются тяжелыми преступлениями деяния, которые направлены на:

  • личные права и свободы людей;
  • собственность людей, организаций или государства в целом;
  • конституционный строй страны;
  • сферу государственного управления;
  • установленные правоотношения в обществе.

За все вышеперечисленные проступки будет возбуждено уголовное дело, и назначено суровое наказание. Конечно, существует большая разница между тем, что человек украл мешок картошки и убил продавца. Разграничения между проступками по своей тяжести, четко писаны в Уголовном Кодексе. Отличие также в том, что наказание за уголовное преступление отличается по мотивам и конечной цели преступника, ведь даже если убийство было совершено, но по неосторожности, его нельзя ставить в один ряд со спланированным холоднокровным расчленением.

Нередко мотив и цель служат некой чертой для разграничения административного и уголовного проступка. К примеру, самогоноварение, что достаточно распространено в нашей стране, запрещено законом, но если человек варит его, исключительно для себя на праздники, чтобы сэкономить на покупке, то это административная статья. Если же этот самогон варился в крупных размерах и продавался, то это уже уголовное дело.

Казалось бы, похожие проступки имеют такие разные последствия для общественных отношений, и влекут за собой совершенно разные наказания. За уголовное преступление законодательство страны, предвидит такие типы наказания:

  • штраф;
  • лишение права занимать определенные должности;
  • лишение воинского или почетного звания;
  • обязательные работы;
  • исправительные работы;
  • ограничение по военной службе;
  • ограничение свободы;
  • принудительные работы;
  • арест;
  • содержание в дисциплинарной воинской части;
  • пожизненное лишение свободы;
  • смертная казнь.

Разница между наказаниями огромная, но уголовная сфера, помимо цели наказать преступника, выполняет и функцию охраны — человека совершившего преступление изолируют от общества, чтобы он не смог доставить другим людям вред. Таким образом, остальные граждане защищены от опасного субъекта, а государство предотвращает дальнейшее совершение возможных уголовно наказуемых деяний.

Отличительной чертой между уголовным и административным деянием, является также возраст. К уголовной ответственности не может привлекаться лицо, совершившее даже тяжелое преступление, если оно не достигло 16 летнего возраста.

Исключения из правил

Особенность современного законодательства в том, что даже при четко сформированной системе, все же есть ряд исключений, которые могут квалифицироваться, как по уголовной системе наказаний, так и по административной.

Первое исключение касается фирм или организаций. За финансовые махинации, к примеру, административный вид наказания может быть предъявлен самой фирме или ее руководству. Для уголовного права, этот принцип не действует, так как к уголовной ответственности может быть привлечено исключительно конкретное должностное лицо, чьи действия повлекли негативные последствия.

К исключениям принадлежат также однотипные нарушения с разным составом. Примерами будут хищение, хулиганство, дисциплинарный проступок. В первых двух случаях во внимание принимается масштаб совершенного действия, ведь мелкое хулиганство – это административное наказание, а хулиганство средних или крупных размеров – уголовное наказание. Мелкое хищение не будет служить поводом для возбуждения уголовного производства, зато хищение в крупных масштабах будет рассматриваться исходя из того, кем оно совершено, и каким способом. Дисциплинарный проступок, должен, по сути, наказываться Трудовым Кодексом, но если этот проступок совершило должностное лицо, и это повлекло последствия, то речь идет уже об административном нарушении. Если же проступок повлек тяжелые увечья или смерть другого работника, то светит уголовное наказание.

Читайте так же:  Документация для оформления опекунства в чем суть

Подводя итоги, хотелось бы сказать, что законодательство постоянно дополняется новыми нормами, и корректируется в связи с юридической практикой и происходящими судебными прецедентами. Для того чтобы научиться правильно разделять правонарушение и преступления, не нужно быть квалифицированным специалистом, достаточно знать и понимать разницу между последствиями деяний. Чем больший вред для общества, тем суровей наказание. Различие между проступками должен знать каждый взрослый человек, ведь только так, он сможет правильно планировать свои действия и обезопасить себя от ответственности, как уголовной, так и административной.

Отличие административных правонарушений от иных видов правонарушений

Все правонарушения являются опасными (вредными) для общества, государства, и граждан. Любое из них нарушает требования (предписания) тех или иных правовых норм. Однако они различаются по иным признакам.

По основному, материальному, признаку – степени общественной опасности все правонарушения подразделяются на преступления и проступки (административные, дисциплинарные, гражданско-правовые). Преступление в отличие от административного проступка обладает более высокой степенью общественной опасности, которая определяется объектом посягательства, характером деяния, способом его совершения, наступившими последствиями (размером ущерба), мотивом, целью, формой вины, юридическими признаками лица, совершившего правонарушение, и др.

Формальным признаком, положенным в основу разграничения преступления от административного проступка, является характер их противоправности и наказуемости. Преступление – деяние, запрещенное уголовным законом, за совершение которого предусмотрено уголовное наказание. Административное правонарушение – деяние, предусмотренное нормами административного права, содержащимися как в законе, так и в подзаконных нормативных актах, за которые установлена административная ответственность.

Следует иметь в виду, что названные признаки разграничения преступления и административного проступка не являются неизменными. На разных этапах развития общества одни и те же деяния могут оцениваться законодательством как более или менее общественно опасные, а, следовательно, признаваться либо преступлениями, либо административными проступками.

Административные проступки следует отличать от иных непреступных правонарушений и, прежде всего, от дисциплинарных проступков. Административные идисциплинарные проступки по степени общественной опасности существенно не различаются. Различия между ними обнаруживаются при анализе характера общественных отношений, которым причиняется вред в результате их совершения. Дисциплинарные проступки посягают на внутренний трудовой распорядок, установленный в конкретных организациях (учреждениях, предприятиях), на отношения трудовой (служебной, воинской) дисциплины. Указанные отношения объектами административных правонарушений, по общему правилу, не являются.

Административные проступки – деяния, предусмотренные административно-правовыми нормами, содержащими описание их важнейших юридических признаков. Дисциплинарные проступки лишь в самом общем виде определены нормами трудового, административного, аграрного права. Описания конкретных признаков таких деяний эти нормы не содержат.

Кроме того, если административное правонарушение заключается в нарушении общеобязательных правил, норм, регулирующих поведение всех граждан независимо от их принадлежности к той или иной организации, трудовому коллективу, то дисциплинарный проступок – это неисполнение лицом обязанностей, которые на него возложены, как на работника определенного предприятия (учреждения, организации).

И, наконец, в отличие от административных правонарушений дисциплинарные проступки влекут применение к лицам, их совершившим, дисциплинарных взысканий. Последние отличаются от административных взысканий характером содержащихся в них лишений (правоограничений), правовыми последствиями применения, порядком их нормативного регулирования и кругом субъектов, имеющих право применять их. Дисциплинарные взыскания устанавливаются нормами трудового, аграрного и некоторых других отраслей права. Они налагаются и действуют в пределах иных давностных сроков (по сравнению с административными взысканиями). Виды и размеры дисциплинарных взысканий, которые могут быть применены к нарушителям, нормативно не предопределены конкретными видами совершенных дисциплинарных проступков. Дисциплинарные взыскания, по общему правилу, налагаются руководителями организаций (предприятий, учреждений), в подчинении которых находится нарушитель. Административные взыскания налагают суд и иные указанные в законе органы административной юрисдикции.

Административные правонарушения по ряду признаков отличаются от гражданско-правовых деликтов. Круг общественных отношений, на которые посягают последние, значительно уже (это имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения). Гражданско-правовой деликт – это нарушение субъективных прав лица (физического или юридического), а административный проступок, как правило, представляет собой нарушение объективного права.

Гражданско-правовой деликт – деяние, нарушающее предписания, содержащиеся в нормах гражданского права, в то время как административным проступком признается административно-противоправное деяние.

Гражданско-правовым нарушением в некоторых случаях признается невиновное деяние, в то время как вина является неотъемлемым свойством административного проступка.

Субъектами гражданско-правового деликта могут быть как физические, так и юридические лица. Административный проступок – деяние физического лица[1].

Совершение гражданско-правового нарушения влечет ответственность, предусмотренную нормами гражданского права. Эта ответственность носит обычно имущественный характер. Административный проступок – деяние, за которое предусмотрена административная ответственность (административное взыскание), состоящая как в имущественных (штраф, конфискация), так и в неимущественных ограничениях правонарушителя (предупреждение, арест, лишение специального права).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8258 —

| 7901 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Административное правонарушение и его отличие от преступления

Административное право (библиотека) ¦ ¦ Российское административное право ч.2 (Главная) ¦ ¦ Российское административное право (Первая часть) ¦ ¦ Карта раздела Российская правовая система охраняется тремя видами карательных санкций: уголовными, административными, дисциплинарными. Так, за нарушение избирательного права, права собственности, правил охраны труда, санитарных, экологических норм, в зависимости от конкретных обстоятельств, могут применяться уголовные и административные наказания, а также дисциплинарные взыскания. Первое сходство этих санкций в том, что они защищают правопорядок. Во-вторых, они установлены федеральными законами. В-третьих, они применяются за виновные противоправные действия (правонарушения). В-четвертых, законодательством закреплены процедуры применения карательных санкций и полномочия субъектов, которые вправе делать это.

Чем отличается преступление от административного правонарушения?

2.1. отличия преступления от административного правонарушения.

Отличие административного правонарушения от преступления

Если говорить о лице, применяющем наказание то можно также увидеть определенные отличия, в частности лицу, совершившему преступление, наказание вправе назначить только суд; лицу, совершившему административное правонарушение, наказание может назначить не только суд, но и ряд должностных лиц (например, инспектор ДПС). Также одним из главных отличительных признаков преступления является общественная опасность. Однако это вовсе не значит, что правонарушения являются не опасными, они являются вредоносными, т.е.
наносят определенный вред общественным отношениям, охраняемым законом, но данный вред по своим качественным и количественным характеристикам не достигает уровня общественной опасности. При этом одно и то же правонарушение в зависимости от последствий может квалифицироваться как преступление или как административное правонарушение.

[1]

В чем отличие административного правонарушения от преступления

В повседневной жизни нередко происходят различные нарушения норм права. Они могут касаться норм налогового, трудового, административного и других его отраслей. Иногда эти нарушения именуют преступлениями и путают с административными правонарушениями.
О преступлении В уголовном праве выработано понятие преступления, которое означает совершение противоправного деяния, за которым следует наказание, предусмотренное уголовным кодексом. Из самого этого понятия следует, что таким образом переступается предел нормального поведения. Из всей массы различных правонарушений преступление выделяется тем, что оно запрещено уголовным законом.

Читайте так же:  Социальный налоговый вычет по расходам на обучение основные сведения, размер, необходимые документы

Его нарушение предполагает ответственность в виде уголовного наказания. При этом преступление должно представлять высокую опасность для общества, существенно нарушать существующий правопорядок. Лицо его совершившее должно быть признано виновным.

Отличие преступления от правонарушения

Российское административное право

Степень общественной опасности является главным критерием при разграничении правонарушения и преступления. Эта граница достаточно условная и подвижная. Одно и то же действие может быть классифицировано и как правонарушение, и как преступление. Только преступления предполагают уголовное наказание, назначенное решение суда, и как следствие — наличие судимости у субъекта. При правонарушении меры воздействия не настолько жесткие. Это могут быть штрафы, общественные работы и даже арест, но все это не предполагает судимости. За преступление подросток может быть судим при достижении 16 лет, но в некоторых случаях допускается привлечение к ответственности и с 14.
Административная ответственность наступает с 16 лет. До этого за правонарушение ребенка ответственны его родители.

Отличия преступления от административных правонарушений

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Спорным продолжает оставаться вопрос о том, какова природа критериев, отграничивающих административные проступки от преступлений. Очень часто в результате посягательств на один и тот же объект, различных по своему характеру и интенсивности действий, а иногда и аналогичных, возникают различные по своему содержанию и природе правовые отношения. Так, в результате совершения одних правонарушений, например, действий, содержащих в себе признаки мелкого хулиганства, возникают административные правоотношения, а в результате совершения злостного хулиганства возникают общественные отношения, регулируемые нормами уголовного права, или же в результате совершения аналогичных действий, образующих состав мелкого хулиганства, но второй раз в течение года, возникают уже не административные, а уголовно-правовые отношения.

Административное правонарушение отличается от преступления чем

Российское административное право

Преступления от проступков (административных, дисциплинарных) отличает ряд свойств. Первичные отличия — это общественная опасность и вид противоправности. Конечно, прежде всего учитывается материальный критерий — уровень причиненного обществу вреда. А на основе такой оценки решают вопросы о виде противоправности: уголовной, административной, дисциплинарной.

Отличия преступления от административных правонарушений

Правонарушение — это деяние, направленное на нарушение общественного порядка, причинение морального и материального ущерба, не выполнение установленных предписаний и игнорирование запретов. Любое правонарушение имеет конкретные характеристики: совершается некоторым лицом в определенном месте, противоречит имеющемуся закону и четко определяется по данным признакам.

Отличие административного правонарушения от преступления

Эффективный контроль позволяет судить о фактическом положении дел, о том, как реализуются законы в отраслях и сферах управления, насколько эффективны подзаконные акты, издаваемые органами исполнительной власти. На основе полученной информации можно оперативно устранять недостатки в нормотворческой деятельности, вносить изменения и дополнения в нормативные акты, повышать их качество.

Каково отличие административного правонарушения от преступления? Что говорит об этом законодательная база

Функции действующих норм уголовного и административного кодекса призваны осуществлять регулировку, охрану и предотвращение противоправных действий. Если соотноситься с функциями, главной из которых считается именно охранительная (ст. 1.2. КоАП РФ и ст. 2 УК РФ) исключительная особенность действующих норм права в административном и уголовном кодексе заключается как в регулировании, так и в охране предмета правонарушения, в виде которого в большинстве ситуаций фигурируют значимые и ценные взаимоотношения между гражданами.

Чем отличается преступление от административного правонарушения

Деяние признается преступным, если оно представляет опасность для общества, государства и личности, причиняют им вред или создают угрозу таких действий. Такая опасность является признаком, отграничивающим преступление от прочих правонарушений, которые могут быть вредны, но общественной опасности не представлять. Уголовным правом предусматриваются деяния, которые формально являются преступлениями, но не могут признаваться преступными в силу определенных обстоятельств. Преступление может признаваться таковым, если лицо, его совершившее действовало умышленно, либо из преступной неосторожности. В таком случае оно признается виновным.

Административное правонарушение отличается от преступления чем

Преступление обладает таким признаком как уголовная противоправность, административное правонарушение – признаком административной противоправности. Иначе говоря, преступным может быть признано только деяние, запрещенное уголовным законом, а административным правонарушением — деяние, запрещенное административным законодательством. Однако необходимо отметить, что применительно к административным правонарушениям признак противоправности имеет свою специфику, которая обусловлена тем, что большое количество данных правонарушений представляет собой нарушение определенных правил, содержащихся в различных нормативных правовых актах.

Отличие ПРЕСТУПЛЕНИЯ от ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Правонарушения рассматриваются Административным кодексом. В виде наказания предусматриваются довольно мягкие меры воздействия: общественные работы, штрафы, арест на короткий срок, но судимость не предполагается. За правонарушение к ответственности могут привлечь с 14 лет.

Административное правонарушение отличается от преступления чем

Поэтому, если, например, пешеход нарушает правила дорожного движения, что влечет за собой гибель людей или иные тяжкие последствия, то такие его действия будут квалифицироваться по статье 268 УК («Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта»). А если тот же пешеход нарушит те же правила, но это не повлечет столь серьезные последствия или только создаст угрозу их наступления, то такие действия пешехода уже будут расцениваться как административный проступок.

Что такое административное правонарушение

которое пося­гает на: 1. права и свободы человека и гражданина, 2. соб­ственность (независимо от ее формы), 3. окружающую природ­ную среду, 4. порядок: а) государственный или б) обществен­ный, 5. установленный порядок управления, за которое (дей­ствие или бездействие) предусмотрена административная от­ветственность законом, при условии, что оно (действие или бездействие) не влечет уголовной ответственности.

Административная ответственность

Четвертый признак характеризует субъектов правонарушения — это деяние, совершенное физическим или юридическим лицом. Его не может совершить неорганизованная группа граждан, сложная организация, не являющаяся юридическим лицом (партия, финансово-промышленная группа и др.), филиал и иные структурные подразделения юридического лица.

Читайте так же:  Что такое скзи в тахографе

Отличие преступления от административного правонарушения

Административное правонарушение и уголовное преступление. Во отличие от уголовных преступлений правонарушения не определены в Кодексе как общественно опасные деяния, хотя их вредность очевидна, поскольку они посягают на общественный и государственный порядок, на собственность, права и свободы граждан, на порядок управления.

Место преступления в системе правонарушений

Поэтому всегда следователь, решая вопрос о прекращении уголовного дела за малозначительностью, решает одновременно и вопрос, какая же ответственность, вместо уголовной, должна последовать для данного лица за совершенное им деяние: административная, гражданско-правовая и т. д.

Различие административного правонарушения и преступления

Преступления наиболее вредны для общества, и степень их вредности столь велика, что у них формируется новое качество — общественная опасность: эти деяния либо подрывают основы общественного и государственного строя, либо причиняют весьма существенный вред наиболее важным общественным отношениям. Именно данное качество и обусловило тот факт, что подобные деяния объявляются преступлениями. Проступки, как это говорилось выше, не являются общественно опасными.

Отличия административной ответственности от уголовной в законодательстве РФ

Люди, не вникающие в тонкости такой науки, как юриспруденция, могут не осознавать, что есть существенная разница между такими словами, как преступление и правонарушение. Однако разница есть, и она очень весомая. Так, чем отличается административная ответственность от уголовной?

Административное правонарушение отличается от преступления чем

Вторичные критерии различий действуют после того, как решен вопрос о виде противоправности. Речь идет о разных процессуальных нормах, различии между уголовными, административными и дисциплинарными санкциями, состоянии судимости или административной (дисциплинарной) наказанности и других вторичных признаках.

Разница между преступлением и правонарушением

Как говорится, «от сумы да тюрьмы не зарекайся». И все мы иногда совершаем поступки на грани, совершенно не понимая того, что они могут классифицироваться как правонарушения или даже преступления: клевета, нарушение авторских прав, нанесение вреда здоровью специально или по неосторожности. Бывают различные жизненные ситуации, в которых человек не может поступить иначе в силу каких-либо обстоятельств. Поэтому необходимо понимать, какие последствия будет иметь его поступок и четко понимать основные отличия преступления от правонарушения.

Правонарушение – это деяние, направленное на нарушение общественного порядка, причинение морального и материального ущерба, не выполнение установленных предписаний и игнорирование запретов. Любое правонарушение имеет конкретные характеристики: совершается некоторым лицом в определенном месте, противоречит имеющемуся закону и четко определяется по данным признакам.

Преступление – это один из видов правонарушения, ответственность за которое предусмотрена Уголовным кодексом.

Объект посягательства

Объектами правонарушения могут быть какие-либо социальные интересы.

Основным объектом преступления являются общественные отношения. А также интересы личности, любые формы собственности, конституционный строй, безопасность и окружающая среда.

Степень общественной опасности

Степень общественной опасности является главным критерием при разграничении правонарушения и преступления. Эта граница достаточно условная и подвижная. Одно и то же действие может быть классифицировано и как правонарушение, и как преступление. Чем больший вред был нанесен объекту посягательства, тем больше вероятности рассмотрения данного проступка при помощи Уголовного кодекса.

Характер противоправности

Правонарушения включают в себя невыполнение норм, предусмотренных любыми законами и нормативными актами. Регулируются при помощи Административного кодекса.

Отличительной особенностью преступления является то, что противоправные действия регулируются уголовным законодательством.

Наказуемость

Вред, который наносится преступлением или правонарушением, имеет негативное социальное воздействие, а значит следствием такого поступка должно быть наказание.

Только преступления предполагают уголовное наказание, назначенное решение суда, и как следствие – наличие судимости у субъекта.

При правонарушении меры воздействия не настолько жесткие. Это могут быть штрафы, общественные работы и даже арест, но все это не предполагает судимости.

Возраст наступления ответственности

За преступление подросток может быть судим при достижении 16 лет, но в некоторых случаях допускается привлечение к ответственности и с 14.

Административная ответственность наступает с 16 лет. До этого за правонарушение ребенка ответственны его родители.

Отличия уголовных преступлений от административных правонарушений

При квалификации неправомерного деяния важно понимать, чем отличается уголовное преступление от административного правонарушения. В каждом из понятий существуют свои присущие признаки, а также меры реагирования на действия лица. Но самое общее в них – профилактическое воздействие на последующее избежание совершения новых проступков

Законодательная база

К нарушителям должны применяться исключительно те меры, которые будут соответствовать их общественной опасности при совершении проступка. Иного быть не может, так как может нарушиться принцип законности. В каждой конкретной ситуации степень опасности для окружающих будет различаться. Именно здесь, глядя на юридическую терминологию, выделяют преступления, обладающие повышенной степенью опасности, а также административные проступки.

Если брать во внимание законодательство, то в ст.14 УК прописаны те правонарушения, при наступлении которых к лицу будут применяться меры уголовного реагирования в виде судимости и реального срока. Основная угроза в таком случае для нарушителей – уголовное наказание, отличающееся большей жестокостью, чем административное. Правда, надо здесь брать во внимание признак малозначительности, когда по всем параметрам это будет считаться преступлением, но опасности для общества нести почти никакой не будет. Следовательно, придется применять меры административного характера.

Понятие правонарушения

Нельзя ни в коем случае путать преступление и правонарушение, где ответственность наступает, придерживаясь рекомендаций КоАП. В таком случае следует детально разобраться.

Правонарушение может быть определено в широком смысле, как любое действие человека, которое нарушает порядок в обществе. Это не только моральный или материальный вред, но и отказ от выполнения предписаний, неисполнение запретов и т.д. Самое главное, что оно будет в таком случае противоречить законодательным актам. Кроме административной ответственности в отношении лица могут быть применены меры дисциплинарного или гражданского реагирования.

Кроме влияния на человека с отрицательной стороны при совершении правонарушения, воздействие может быть направлено и на социальные интересы. Правда, от такой опасности для общества исходит лишь минимальная угроза. При рассмотрении действия лица, госорганы руководствуются административным Кодексом, где указаны все нормы, требующие соблюдения. Субъектом любого правонарушения может стать любой гражданин страны, достигший 14 лет. При этом соблюдаются и сопутствующие условия в виде вменяемости, дееспособности и т.д. В качестве меры реагирования используются лишь незначительные, как малый штраф, кратковременный арест, общественные работы. Самое главное – отсутствие судимости.

Признаки преступления

Преступление тоже можно отнести к правонарушениям, но здесь уже со стороны государства применяются более серьезные меры, направленные на исправление виновного. За каждый такой проступок грозит наказание, прописанное в уголовном законодательстве.

Читайте так же:  Сроки оплаты транспортного налога для юридических лиц

При совершении преступления происходит тесный контакт с общественными отношениями, которыми причиняется значительный ущерб. Влияние оказывает на безопасность самого государства и конституционный строй страны. Практически всегда нарушаются интересы конкретного человека, ставшего в итоге в процессе расследования пострадавшим.

Имеется даже деление преступлений на категории по степени тяжести. Это в последующем используется не только при назначении конкретного вида наказания в отношения преступника, но и в выборе мер реагирования. К тому же не всегда наиболее тяжкие из них позволят получить снисхождение со стороны органов правосудия.

[2]

Что касается возраста, с которого лицо может подвергаться мерам уголовного воспитания, общим является 16 лет. В некоторых ситуациях и в зависимости от конкретного противоправного деяния, он может уменьшаться или увеличиваться. Существуют и конкретные специальные субъекты, когда возраст увеличивается, например, до 25 лет (судьи).

Если у вас возникли вопросы, воспользуйтесь бесплатной юридической консультацией по телефону.

Реализация административных мер

При нарушении законодательства самой мягкой мерой ответственности будет именно административная. Она применяется не только в отношении физлиц, но и юридических субъектов, способных аналогичным образом вести себя вопреки установленных правилам в обществе.

В отношении виновного избираются административные санкции, которые будут зависеть от многих факторов:

  1. Повторность совершения.
  2. Размер причиненного вреда общественным отношениям.
  3. Занимаемое положение в обществе.
  4. Степень воздействия на другого человека и т.д.

Это говорит о том, что как только субъект нарушит правила поведения в социуме, поступит ответная мера от государства в виде административной ответственности. В практическом применении существует достаточное количество госструктур, которые могут налагать взыскание на провинившегося. Самыми основными из них выступает ОВД и суд. Что касается остальных структур, то они в основном имеют узкую направленность, как например таможенные органы.

Признаки административной ответственности

Проявляющиеся признаки в процессе ответной меры на нарушения правовых норм, позволят отделить административную ответственность от уголовной. Стоит в первую очередь отметить ее больший круг применения и реализации в действительности.

Она может быть использована не только в общественных отношениях, но и сфере здравоохранения, образования, в ОВД или отделениях юстиции страны. Выбирается в отношении виновного конкретное наказание, которое должно быть я обязательном порядке исполнено, в том числе и в оговоренные сроки. Отличие административной меры заключается еще в субъектах реализации наказания.

Административная ответственность может наступать только в тех случаях, которые прописаны в КоАП. Кроме этого, существуют и иные нормативные акты (региональные, федеральные), имеющие местный характер, но также необходимые для исполнения. Даже тут виновный может повергаться мерам ответственности и выбору соответствующего наказания за свой проступок перед обществом.

Еще один важный признак – отсутствует соподчиненность субъектов административно-правового характера.

Основное различие

Рассмотрев данные вопросы, можно выделить основные признаки, по которым происходит различие между правонарушением с точки зрения уголовного и административного законодательства:

Следовательно, более мягкой мерой принято считать административную ответственность. Но в случае несоблюдения и в дальнейшем принятых норм в обществе, лицо может наказываться более сурово, если совершит преступление. Вот чем отличается уголовное преступление от административного правонарушения.

В чем сходство?

Так как мы деятельно разобрались с основными различиями правонарушения и преступления, немного стоит остановиться и на моментах, которые их объединяют друг с другом. Некоторые статьи УК и КоАП имеют схожесть, но при этом сами правоприменители исходя из степени общественной опасности, должны определить точно меру воздействия на виновного. Это касается, например, совершения хищений или нарушения правил охоты.

Для привлечения лица к ответственности важно не только доказать противоправность его действий, но и указать на факты его причастности к данному правонарушению или преступлению. Именно на этом будет в последующем базироваться выбор наказания.

Нормы законодательства направлены на профилактику и возможное предотвращение действий лица, противоречащих правилам. Кроме этого, происходит охрана субъектов и предмета, на которые посягает виновный. Это в некоторой степени может указывать на весомые отношения в обществе.

Каждая система имеет охранительную функцию, которая реализовывается по различным направлениям в социуме. Все присущие меры наказания при совершении преступления или правонарушения носят воспитательный характер. Государство считает, что именно данная мера не только положительно воздействует на преступившего закон, но и покажет остальным, что их может ждать при нарушении законодательства.

Исключения из правил

Предприятия и организации, как говорилось ранее, не могут стать субъектами уголовного преследования. Ответственность здесь будет наступать лишь по отношению к руководящему составу их, а также ответственных должностных лиц.

Кроме этого, уголовное наказание может заменяться административным. В таком случае следует руководствоваться обстановкой в стране и наличием чрезвычайных обстоятельств. С течением времени законодательная база меняется с целью совершенствования. Это приводит к исключению определенных уголовных преступлений и перевод в статус административных. Аналогичным образом может быть выполнено и в обратном порядке. Это следует контролировать особенно правоприменителям, чтобы правильно выбирать меру ответственности.

Особое внимание всегда уделялось именно суммам, которые похищались. Такое решение присуще факту совершения мошеннических действий, присвоения, растраты и т.д. от нее зависит не только квалификация, но и привлечение лица к виду наказания.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В любой ситуации вы можете обратиться за юридической консультацией по телефону бесплатно.

Источники


  1. Гриненко А. В., Костанов Ю. А., Невский С. А., Подшибякин А. С. Адвокатура в Российской Федерации. Учебник; ТК Велби, Проспект — М., 2016. — 208 c.

  2. Марченко, М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебное пособие. Гриф МО РФ / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2017. — 535 c.

  3. Шнитенков, А. В. Глава 23 УК РФ. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Постатейный комментарий. Судебная практика: моногр. / А.В. Шнитенков. — М.: Юстицинформ, 2018. — 917 c.
Административное правонарушение и преступление — чем отличается
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here