Административно правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в рф

Самое главное по теме: "Административно правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в рф" актуальное в 2019 и 2020 годах понятным языком для непрофессионалов.

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Читайте также:

  1. III этап: создание уголовного кодекса и гражданского кодекса – проведение кодификации в чистом виде.
  2. Административно-правовой порядок рассмотрения обращений граждан
  3. Административно-правовой статус государственного гражданского служащего
  4. Административно-правовой статус организаций
  5. Административно-правовые гарантии реализации прав граждан
  6. Адміністративно-правовий статус іноземців та осіб без громадянства.
  7. Адміністративно-правовий статус об’єднань громадян.
  8. Б.3. Інформаційно-психологічне протиборство навколо визначення правового суб’єктивного статусу ТНК у міжнародних відносинах
  9. Банківська система України. Правовий статус Національного Банку України
  10. Безопасность. Защита международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства
  11. В отношении граждан старшего поколения

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства определяется Конституцией РФ и ФЗ «о Правовом положении иностранных граждан в РФ».

Иностранный г-н – это физическое лицо, не являющееся г-ном РФ и имеющее доказательство наличия гражданства иностранного государства.

Лицо без гражданства – это физическое лицо, не являющееся г-ном РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства иностранного государства.

Иностранцы и апатриды проживают на территории РФ и реализуют свои права и обязанности на основе специальных документов:

1) временно пребывающие;

2) временно проживающие;

3) постоянно проживающие.

Для временного пребывания основным документом является виза или приглашение на въезд, которое оформляется либо МИД, либо ФМС. Срок пребывания по визе определяется сроком действия выданной визы, а срок пребывания по приглашению – не более 90 суток.

Для временного проживания основным договором является разрешение на временное проживание, срок действия которого – 3 года. Закон определяет ряд оснований для получения разрешения на временное проживание:

1) если человек родился не территории СССР и ранее состоял в гражданстве;

2) лицо имеет детей граждан РФ;

3) лицо состоит в браке с гражданином РФ, или имеющим постоянное место жительства в РФ.

В случае, если в выдаче разрешения отказано, повторно подать заявление можно через год.

Для постоянного проживания основным документом считается вид на жительство. Срок действия – 5 лет. По истечении срока – можно получить гражданство.

Апатридам необходимы документы, определяющие их личность. Это:

1) документ, выданный иностранным государством, признаваемый в РФ;

2) разрешение на временное проживание;

3) вид на жительство.

Иностранцы и апатриды имеют право на свободу передвижения за исключением закрытых территорий. Временно проживающий иностранец или апатрид вправе изменить место жительства без соответствующего разрешения только в пределах субъекта РФ.

Сотрудники дипломатических представительств, консульских учреждений, международных организаций и аккредитованные иностранные журналисты имеют право на свободное передвижение на основе принципа взаимности.

Ограничения для иностранцев и апатридов:

1) не имеют права избирать и быть избранными в органы федеральной власти и органы власти субъектов РФ, однако постоянно проживающие иностранные граждане вправе участвовать в местных выборах и местных референдумах;

2) не вправе находиться на государственной или муниципальной службе;

3) не могут замещать должности в составе экипажа военного корабля или воздушного судна;

4) не могут быть приняты на работу на объекты, связанные с обеспечением национальной безопасности;

5) не могут быть призваны на военную службу.

В отношении иностранцев и апатрид могут быть применены такие меры административного наказания, как:

3) административное выдворение за пределы РФ.

Специальным административно-правовым статусом обладают беженцы и вынужденные переселенцы. Согласно ФЗ «о Беженцах», беженец — это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны. Беженцами не могут быть признаны лица, совершившие преступления против мира, военные или против человечества.

Чтобы лицо было признано беженцем, оно должно обратиться с заявлением в дипломатическое представительство или в консульское учреждение на территории своего государства или на территории РФ ФМС. Сроки рассмотрения заявления – 3 месяца. Срок действия статуса беженца – 3 года.

1) пользоваться услугами переводчика;

2) бесплатный проезд к месту пребывания;

3) бесплатное проживание и медицинская помощь.

Физическое лицо может получить статус вынужденного переселенца при соблюдении 3х условий:

1) постоянно проживать на территории РФ;

2) изменять место жительства на территории РФ;

3) покинуть прежнее место жительства вследствие совершения насилия или преследования в иных формах.

Порядок признания лица вынужденным переселенцем полностью совпадает с порядком признания лица беженцем.

| следующая лекция ==>
Способы защиты прав граждан | Обязанность гражданина иметь паспорт

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 527 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

Правовое положение иностранных граждан на территории Российской Федерации регулируется российским законодательством, а также международными договорами. Основными актами, определяющими правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства, являются: Конституция РФ (ст. ст. 27, 62, 63), Федеральные законы «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», правительственные акты.

Иностранный гражданин – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства.

Лицо без гражданства – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства иностранного государства.

Согласно законодательству иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом и международным договором Российской Федерации. При этом они обязаны соблюдать действующие законы независимо от того, проживают они в России постоянно или временно.

Особенности административно-правового статуса иностранных граждан представляют собой ряд ограничений их прав и обязанностей, предусмотренных законодательством.

За нарушение законодательства (иммиграционных правил) к иностранным гражданам и лицам без гражданства применяются такие меры административного принуждения, как депортация (мера пресечения), применяемая органами внутренних дел и миграционной службы, и административное выдворение за пределы Российской Федерации (мера административного наказания), назначаемая только судом (судьей). Эти меры осуществляются в контролируемом добровольном либо принудительном порядке.

Читайте так же:  Со скольки лет продают водку российским гражданам

Являясь субъектами права, иностранные граждане обычно подлежат ответственности (например, административной) на тех же основаниях, что и российские граждане, за исключением лиц, пользующихся соответствующими привилегиями и иммунитетом.

Иностранным гражданам и лицам без гражданства в Российской Федерации на основании Конституции РФ (ст. 63) предоставляется политическое убежище в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

Классификация иностранных граждан:

По сроку пребывания на территории Российской Федерации:

— постоянно проживающие на территории Российской Федерации – иностранные граждане, имеющие разрешение и вид на жительство, выданное органами внутренних дел;

— временно пребывающие на территории Российской Федерации – иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации на иных законных основаниях;

— следующие через территорию Российской Федерации транзитом;

По степени подчиненности юрисдикции РФ:

— граждане, обладающие дипломатическим иммунитетом;

— граждане, не обладающие дипломатическим иммунитетом;

— военнослужащие иностранных воинских частей, экипажей военных кораблей, самолетов военно-воздушных сил;

— члены официальных государственных, межпарламентских, межправительственных делегаций, миссий;

— граждане, служащие в международных организациях;

— граждане, работающие по контрактам с российскими учреждениями, предприятиями, организациями;

— свидетели и иные лица, статус которых определен международными договорами РФ;

По целям нахождения на территории Российской Федерации:

— работники дипломатических и консульских учреждений, международных организаций;

— корреспонденты и журналисты, аккредитованные в Российской Федерации;

— преподаватели в учебных заведениях;

— лица, относящиеся к иностранной рабочей силе,– трудящиеся эмигранты;

— лица, находящиеся на лечении и отдыхе, и т. д.

Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства:

[2]

Не могут быть приняты на государственную службу, занимать должности в органах государственной власти и местного самоуправления, связанные с наличием гражданства Российской Федерации;

Не допускаются к деятельности, связанной с государственной тайной;

Не могут участвовать в отправлении правосудия;

Не обладают ни активными, ни пассивными избирательными правами;

Не имеют права участвовать в референдуме;

На них не распространяется воинская обязанность;

Не могут быть членами политических общественных объединений;

За ряд правонарушений к ответственности могут привлекаться только иностранные граждане и лица без гражданства (нарушение режима пребывания);

Только к иностранным гражданам и лицам без гражданства применяются некоторые административные взыскания (административное выдворение);

Могут въезжать на территорию Российской Федерации при наличии специальных разрешений (исключение составляют граждане Содружества Независимых Государств (СНГ), с которыми заключено соглашение о безвизовом порядке въезда и выезда);

Проживают и осуществляют свою деятельность на основании специальных разрешений;

Устанавливаются ограничения в передвижении и в выборе места пребывания и жительства (пограничная зона, специальные охраняемые территории);

По территории, открытой для иностранцев, могут свободно перемещаться при условии уведомления об этом органов внутренних дел;

Могут приобретать гражданское оружие по лицензии, выданной органами внутренних дел, но только на основании ходатайств представительств государств, гражданами которых они являются, и при условии вывоза ими оружия с территории Российской Федерации – в течение пяти дней со дня приобретения;

При наличии обстоятельств, установленных законодательством, выезд из Российской Федерации может быть не разрешен.

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Правовое положение иностранцев и правовое положение апат­ридов различается очень незначительно, при первом приближе­нии к исследованию данного вопроса существующими различия­ми можно пренебречь и рассматривать иностранных граждан и лиц без гражданства как единую родовую общность: это — лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации. По общему правилу они пользуются теми же правами и на них возлагаются те же обязанности, что и на граждан РФ, Но есть и отличия в их правосубъектности, так как гражданство является важнейшим компонентом административно-правового статуса личности. Его наличие или отсутствие серьезно влияет на совокупность прав и обязанностей граждан.

Часть 3 ст. 62 Конституции РФ гласит: «Иностранные гражда­не и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным зако­ном или международным договором Российской Федерации». Основной формой закрепления особенностей правового статуса иностранцев и апатридов является федеральный закон, а основ­ной сферой, где они устанавливаются, является сфера отноше­ний граждан с исполнительной властью. Иными словами, наиболь­шее число особенностей правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства закреплено административно-правовыми нормами, содержащимися в федеральных законах.

Все особенности административно-правового статуса иностран­ных граждан и лиц без гражданства можно по кругу лиц, на которых они распространяются, подразделить на общие, группо­вые и индивидуальные.

Для всех находящихся на территории РФ лиц, которые не являются ее гражданами, законодательством установлены следующие особенности праводееспособности:

1) они не могут быть государственными служащими, занимать ^которые должности (Президента РФ, командира экипажа воздушного судна и др.), работать в милиции;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

2) они не допускаются к деятельности, связанной с государ­ственной тайной;

3) на них не распространяется воинская обязанность;

4) их административная деликтоспособность специфична (за ряд правонарушений к ответственности могут привлекать толь­ко иностранцев и лиц без гражданства, только к ним может при­меняться такое административное взыскание, как выдворение);

5) иностранные граждане и лица без гражданства (за исклю­чением граждан стран СНГ, с которыми заключены соглашения о безвизовом въезде и выезде) могут въезжать в Российскую Федерацию при наличии разрешения. Оно может быть не выда­но исходя из интересов обеспечения безопасности и по другим основаниям, установленным законодательством;

6) они проживают и осуществляют свою деятельность на осно­вании специальных документов (видов на жительство, загранич­ных паспортов и др.);

7) для них могут быть установлены ограничения в передвиже­нии и выборе места жительства, когда это необходимо для обес­печения государственной безопасности, общественного порядка, защиты прав и законных интересов граждан.

8) по территории, открытой для иностранцев, они могут сво­бодно передвигаться при условии уведомления об этом ОВД или принимающей их организации. По прибытии в пункт назначения они должны зарегистрировать свое временное пребывание в ОВД, гостинице или в принимающей их российской организации;

9) иностранные граждане могут приобретать гражданское ору­жие по лицензиям, выданным ОВД на основании ходатайств пред­ставительств государств, гражданами которых они являются, при условии вывоза ими оружия из РФ в течение пяти дней со дня приобретения. Нарушение сроков вывоза оружия влечет его кон­фискацию;

Читайте так же:  Право стать патронатным воспитателем как оформить договор

10) выезд из России им может быть не разрешен при наличии обстоятельств, установленных законодательством (например, если это противоречит интересам государственной безопасности, если лицо привлекается к уголовной ответственности).

В настоящее время правовое положение иностранцев и лиц без гражданства регулируется Законами РФ «О гражданстве Рос­сийской Федерации» от 28 ноября 1991 г., «О беженцах» от 19 фев­раля 1993 г., Законом СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР» от 24 июня 1981 г., утвержденными Кабинетом Министров СССР 26 апреля 1991 г. «Правилами пребывания инос­транных граждан в СССР», и рядом других российских и союз­ных актов. Некоторые субъекты Федерации тоже издали зако­ны, влияющие на административно-правовой статус иностранцев (регулирующие вопросы их регистрации, передвижения, прожи­вания). Так, Свердловская областная Дума 29 ноября 1994 г. при­няла областной Закон «О порядке регистрации иностранных граж­дан на территории Свердловской области».

Групповые особенности административно-правового положе­ния иностранных граждан и лиц без гражданства обусловлены многими обстоятельствами: временем пребывания в РФ, целью пребывания (туризм, учеба, служебные дела, поиски убежища и др.), из какой страны прибыл иностранец и т. д.

По времени пребывания на территории России всех иностран­ных граждан и лиц без гражданства можно поделить на: — постоянно проживающих; — временно пребывающих;

— проезжающих через территорию РФ транзитом. Для постоянного проживания необходимо разрешение органа внутренних дел субъекта Федерации. Заявления о выдаче такого разрешения подаются лицами, проживающими за границей, в консульские службы, а иностранцами, временно пребывающими в РФ, непосредственно в ОВД.

Основной документ, удостоверяющий личность постоянно про­живающего иностранца или лица без гражданства, — вид на жи­тельство. Он выдается ОВД негражданам РФ, достигшим 16-лет­него возраста, на срок действия их заграничных паспортов, но не более чем на 5 лет. Достигшим 45-летнего возраста иностранным гражданам вид на жительство выдается на весь срок действия их заграничных паспортов, а лицам без гражданства — бессроч­но. Если иностранец в течение года со дня окончания срока дей­ствия своего заграничного паспорта не предъявит новых или под­линных документов, ему выдается вид на жительство для лица без гражданства.

Лица, желающие получить статус беженца, обязаны незамед­лительно по прибытии обратиться с ходатайством в орган миграционной службы субъекта Федерации, а при его отсутствии — в орган исполнительной власти. В случае регистрации ходатайства лицо получает направление на временное поселение. Ему обеспе­чивается проезд и провоз багажа к месту временного поселения, проживание и пользование коммунальными услугами. Оно впра­ве получать питание, медицинскую помощь, денежное пособие.

Решение о признании лица беженцем принимается органом миграционной службы, и ему выдается удостоверение соответ­ствующего образца.

Статья 19 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» закрепляет право лиц, постоянно проживающих в России и не имеющих ее гражданства, ходатайствовать о приеме в граждан­ство РФ. По общему правилу условием приема является срок проживания: всего пять лет или три года непрерывно непосред­ственно перед подачей ходатайства. Для лиц, признанных бе­женцами, указанные сроки сокращаются вдвое. Названные сро­ки могут быть сокращены, если лицо в прошлом было гражданином СССР, имеет высокие достижения в науке, технике и в связи с иными, названными в законе, обстоятельствами.

Временно прибывшие в РФ лица, не являющиеся гражданами России, проживают по своим заграничным паспортам. По прибы­тии в пункт назначения заграничные паспорта в течение трех суток представляются на регистрацию. От регистрации освобож­дены дипломаты, туристы, совершающие круизы, члены экипа­жей морских и воздушных судов и ряд иных лиц, названных в законе. Одни лица регистрируют заграничные паспорта в МИДе, другие — в гостиницах, третьи — в принимающих организациях, а четвертые — в ОВД. Запись о регистрации производится по месту первоначального пребывания граждан.

Особый срок регистрации устанавливается в соответствии с Положением о привлечении и использовании в Российской Фе­дерации иностранной рабочей силы, утвержденным Указом Пре­зидента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. На основа­нии разрешения о привлечении иностранных рабочих срок регистрации определяется до одного года, а в отдельных случаях допускается его продление еще до одного года.

В соответствии с указанным Положением иностранный граж­данин (кроме постоянно проживающего, признанного беженцем, получившего убежище), въехавший в Россию с целью осущест­вления профессиональной деятельности, может работать по най­му только при наличии подтверждения на право трудовой дея­тельности, выданного на его имя на основании полученного работодателем разрешения.

Выдача подтверждений на право трудовой деятельности инос­транным гражданам, осуществляющим работу по найму у рабо­тодателя, в пределах установленной разрешением численности привлекаемой иностранной рабочей силы, производится терри­ториальными органами Федеральной миграционной службы Рос­сии по представленному работодателем ходатайству, при нали­чии согласия иностранного гражданина.

Привлечение иностранных граждан из числа высококвалифи­цированных специалистов осуществляется без оформления раз­решения в случаях найма работодателями для работы на пред­приятиях с иностранными инвестициями, действующих на территории РФ, на должности руководителей предприятий, их заместителей, руководителей подразделений.

Таким образом, установлен следующий порядок принятия инос­транных граждан, временно находящихся в РФ, на работу:

— работодатель должен обратиться в миграционную службу и получить разрешение на прием на работу определенного числа иностранных граждан;

— на основании полученной квоты работодатель просит миг­рационную службу выдать подтверждение конкретному лицу на право работать по найму;

— после получения подтверждения работодатель вправе при­нять конкретного иностранца на работу.

Личные и служебные автотранспортные средства иностран­ных граждан, прибывших в РФ на срок до 6 месяцев, ставятся на учет в таможенных органах, а ввозимые на срок более 6 месяцев — регистрируются в ГАИ.

Важной особенностью административно-правового статуса лица, не имеющего российского гражданства и временно находящегося в нашей стране, является обязанность выехать из России по ис­течении определенного ему срока пребывания. Срок пребывания может быть сокращен, если: 1) отпали основания для дальней­шего пребывания иностранного гражданина в РФ; 2) он наруша­ет законодательство о правовом положении иностранных граж­дан и апатридов.

В настоящее время еще действуют Правила транзитного про­езда иностранных граждан через территорию СССР, утвержден­ные Советом Министров СССР 10 мая 1984 г. В соответствии с ними транзитный проезд через Россию воздушным, железнодо­рожным и морским транспортом лиц, не являющихся ее гражда­нами, разрешается при наличии документов, действительных для въезда в сопредельное государство и соответствующих проездных документов. Транзитный проезд на легковых автомобилях, а также осуществление международных транзитных автоперево­зок производятся на основе межгосударственных соглашений при наличии документов, дающих право на въезд в сопредельное го­сударство. Транзитные визы выдаются, как правило, без права остановки. Безвизовый транзит разрешается при наличии меж­правительственных соглашений в беспересадочных полетах че­рез территорию РФ.

Читайте так же:  Куда жаловаться на страховую компанию по осаго

В пограничный пункт выезда иностранные граждане и апат­риды следуют по установленным маршрутам с остановками в пунктах, названных в транзитных визах. Автомобильный тран­зит осуществляется по дорогам, открытым для международного сообщения. Желающие изменить маршрут следования обязаны получить на это разрешение ОВД. Там же следует получить раз­решение на пребывание в РФ, если гражданин сделал вынуж­денную остановку на срок более суток. За разрешением в пос­леднем случае нужно обратиться в течение последующих суток с момента остановки.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Административно правовой статус иностранных граждан

Поделится в соц. сетях:

Как бы сложно это ни звучало для людей, которые не связаны с юриспруденцией, по факту это означает то, что иностранные граждане и лица без гражданства имеют в Российской Федерации права и обязанности наравне с гражданами РФ. Как и граждане РФ они так же обязаны соблюдать законы Российской Федерации независимо от того как долго будут находиться в России или находились ранее. Кроме тех случаев, которые установлены Федеральным Законом или международным договором Российской Федерации.

О том, каким административно-правовым статусом в России обладает иностранный гражданин и о правилах его пребывания, читайте в этой статье.

Кто регулирует сферу миграции?

Регулирование в сфере миграции, надзором и предоставлением государственных услуг, а так же их исполнением, занимается Федеральная Миграционная Служба (ФМС). Именно этот федеральный орган исполнительной власти отвечает практически за всю документацию.

Разделение лиц, не имеющих Российского гражданства и находящиеся на территории РФ, изначально производится на две группы:

  • Иностранные граждане, у которых имеется гражданство (или подданство) иностранного государства. Обязательным должно быть подтверждение этого фактора, то есть соответствующий документ, имеющий переведённую копию, заверенную нотариально.
  • Лица без гражданства (апатрид), обязаны иметь документ иностранного государства, признаваемый международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность без гражданства. Отсутствие гражданства может возникнуть в случае, если лицо утрачивает имеющееся гражданство и не обретает нового. Так же сюда относятся иностранные граждане, у которых нет доказательств гражданства. Точно так же, в случае, если документ не на русском языке, требуется нотариально заверенный перевод документа. Документом, удостоверяющим личность, лицам без гражданства может так же служить выданный вид на жительство.

Помимо иностранного документа, удостоверяющего личность данного лица без гражданства, должны быть:

  • Разрешение на временное проживание;
  • Вид на жительство;
  • Иные документы, предусмотренные ФЗ в качестве документов, удостоверяющих личность в РФ.

Пребывание иностранных граждан в России

Пребывание иностранных граждан в Российской Федерации

Есть различные классификации иностранных граждан и лиц без гражданства. Самая основная из них это именно классификация по времени нахождения на территории РФ:

  • Временное пребывание (приглашение на въезд в Российскую Федерацию). Это вид пребывания именно на основании визы или же миграционной карты. А самсрок временного пребывания для иностранного гражданина в РФ определяется конкретным сроком действия визы или же, в случае, если пребывание обусловлено порядком, не требующим визы — не более 90 суток с момента въезда;

Данный срок может быть продлён или же, наоборот, сокращён, если изменились условия или обстоятельства, по причине которых был разрешен въезд. Даже при заключении трудового договора срок не может превышать один год со дня въезда иностранного гражданина на Территорию РФ.

  • Временное проживание, включающее в себя само разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации. Это более длительное разрешение на временное пребывание, обычно дающееся перед самим фактом получения вида на жительство. Право на временное проживание иностранных граждан оформляется в виде пометки в документе, удостоверяющем личность. Срок действия разрешения на временное проживание- 3 года.Решение по выдаче данного разрешения иностранному гражданину, прибывшему в безвизовом порядке, принимается территориальными органами ФМС России в течение шестидесяти суток с момента подачи заявления от иностранного гражданина. Выдача же производится в течение шести месяцев и может быть только в пределах квоты. Без учёта квоты оно может быть выдано только если иностранный гражданин:родился на территории РСФСР, состоял в гражданстве СССР, родился на территории РФ, признан нетрудоспособным и при этом имеет дееспособных сына (дочь), обладающих гражданством РФ, имеет нетрудоспособного родителя, имеющего гражданство РФ;

При временном проживании иностранный гражданин не имеет права по собственной инициативе, без соответствующего разрешения менять место проживания (в пределах или за пределами субъекта РФ) на территории которого ему дано разрешение проживать.

  • Постоянное проживание, являющее собой вид на жительство. Данный документ не только позволяет проживать на территории РФ, но и свободно покидать страну, так же без ограничений возвращаясь. И является при этом документом, который удостоверяет личность иностранного гражданина. Подача заявления на получение вида на жительство иностранным гражданином должна осуществляться не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока временного разрешения на проживание, а одно из основных условий для получения — это проживание на территории РФ не менее года по официальному разрешению на временное проживание. Выдается вид на жительство на срок до пяти лет, по истечению которого может быть продлён.
  • Транзитом пересекающие территорию РФ, действующие согласно Федеральному закону «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ».

Стоит так же отметить, что есть разделения по принципу подчинённости Юрисдикции РФ:

  • Обладающие или не обладающие дипломатическим иммунитетом;
  • Военнослужащие иностранных военных сил (экипаж военных кораблей, служащие военных частей или же военно-воздушных сил стороннего государства);
  • Члены государственных, межправительственных, межпарламентских и иных делегаций похожего уровня;
  • Служащие каких-либо международных организаций;
  • Сотрудники, работающие по контрактам с Российскими предприятиями (учреждениями, организациями, компаниями и пр.);
  • Свидетели или иные лица, чей статус определен международными договорами.

А так же разделение по целям нахождения в РФ:

  • Сотрудники (работники) дипломатических, консульских, международных организаций;
  • Журналисты или корреспонденты;
  • Преподаватели в учебных заведениях.
Читайте так же:  Какой должна быть справка о средней заработной плате

Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства

Если не брать в расчёт стандартное понимание прав и обязанностей, включающее в себя соблюдение законов РФ, а так же уже выше описанных правил, касающихся въезда в страну, то можно выделить несколько отличительных особенностей для иностранных граждан или лиц без гражданства:

Права иностранцев в России
  1. Они не могут быть приняты на государственную службу (как обычное трудоустройство в государственные службы, так и служба в органах полиции, к примеру). И так же не допускаются к абсолютно любой деятельности, связанной с государственными тайнами;
  2. На них не распространяется необходимость воинской службы;
  3. Для них существуют ограничения по передвижению и выбору мест проживания (в зависимости от специфики документов, разрешающих пребывание в РФ);
  4. Они могут приобретать гражданское оружие по лицензии, выданной ОВД, но исключительно при условии вывоза данного оружия из страны в течение пяти дней с момента приобретения. В противном случае оно будет конфисковано;
  5. Им может быть запрещен выезд из РФ, если возникнут обстоятельства, установленные законодательством;
  6. Они не имеют права избирать кого-либо или баллотироваться в органы государственной власти, включая участие в референдумах.

Есть понятия общего и административно-правового статуса, которые следует различать. Каждое лицо, законно находящееся на территории РФ, обладает общим статусом, практически равным для всех. И вместе с этим одновременно может обладать специальным статусом, который дополняет или ограничивает общую правосубъективность или же никак не влияет на неё.

Опыт работы юристом — с 2005 года. Закончил Московский государственный открытый университет с красным дипломом. Частная практика, специализация — миграционное и гражданское право.

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

. Иностранный гражданин — это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного* государства.

Лицо без гражданства — физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее до­казательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Административно-правовой статус иностранных
граждан и лиц без гражданства определяется Кон­ституцией РФ (ст. 27, 62, 63), Федеральным зако­ном «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», другими федеральными законами, межгосударственными договорами, заключенными Российской Федерацией, и другими
правовыми актами.

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кро­ме случаев, установленных федеральными закона­ми или международными договорами. В частности, на них не распространяются такие права и обязан­ности, которыми обладают граждане РФ, как: из­бирать и быть избранными в органы государствен­ной власти, а также участвовать в референдумах Российской Федерации и референдумах субъектов федерации; находиться на государственной или муниципальной службе; находиться на военной службе; быть командиром воздушного судна гражданской авиации; быть принятым на работу в орга­низации, деятельность которых связана с обеспече­нием безопасности Российской Федерации, и др. Эти лица проживают в Российской Федерации и осуществляют свою деятельность на основании спе­циальных документов (приглашение на въезд; раз­решение на временное проживание; вид на жительство). Для них могут быть установлены ограниче­ния в передвижении и выборе места жительства.

Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации, делятся на три категории: временно пребы­вающие в Российской Федерации, временно про­живающие в Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации. Времен­но пребывающие в Российской Федерации иност­ранные граждане (лица без гражданства) прибыли в Россию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы. Они не имеют ни вида на жительство, ни разрешения на временное проживание. Временно проживающие в Россий­ской Федерации иностранные граждане (лица без гражданства) имеют разрешение на временное про­живание. Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане (лица без гражданства) имеют вид на жительство.

Среди иностранных граждан (лиц без граждан­ства) выделяется особая категория — беженцы, которые нуждаются в опеке со стороны Россий­ской Федерации. Беженец — это иностранный гражданин или лицо без гражданства, покинувшее свою страну или место пребывания в связи с обо­снованными опасениями стать жертвой преследо­ваний по расовым, религиозным, национальным,

социальным или политическим причинам. Не мо­гут быть признаны беженцами лица, покинувшие государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемий или чрезвычайных ситуаций природно­го и техногенного характера.

[1]

За совершение правонарушений иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную и административную ответственность наравне с российскими гражданами. Однако существуют и специальные нормы ответственности, предусмот­ренные только для иностранных граждан и лиц без гражданства. Например, КоАП РФ предусмот­рена такая мера наказания, как административ­ное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.

Правовое положение иностранных граждан, пользующихся дипломатическим иммунитетом, определяется специальным законодательством Российской Федерации и международными догово­рами.

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Иностранный гражданин – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства.

Лицо без гражданства – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства иностранного государства.

Для пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации существуют национальный режим и режим наибольшего благоприятствования.

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международными договорами РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции).

Классификация иностранных граждан:

Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства:

Административно-правовой статус беженцев

Беженец – это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Читайте так же:  Приглашение для иностранца в россию

Основания и процедура признания лица беженцем:

  • обращение с ходатайством о признании беженцем;
  • предварительное рассмотрение ходатайства;
  • принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;
  • выдача свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;
  • рассмотрение ходатайства по существу;
  • принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем;
  • выдача удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.

Лицо, признанное беженцем, имеет следующие права.

1. Получать услуги переводчика и получать информацию о порядке признания беженцем, о своих правах и обязанностях, а также иную информацию.

2. Получать содействие в оформлении документов для въезда на территорию Российской Федерации в случае, если данные лица находятся вне пределов территории Российской Федерации.

3. Получать содействие в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством РФ.

4. Получать питание и пользование коммунальными услугами в центре временного размещения в порядке, определяемом Правительством РФ, до убытия к новому месту пребывания.

5. Право на охрану представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти по внутренним делам в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц.

6. Пользоваться жилым помещением, предоставляемым в порядке, определяемом Правительством РФ, из фондажилья для временного поселения. Лицо, признанное беженцем, и члены его семьи утрачивают право на пользование жилым помещением из фонда жилья для временного поселения в случае приобретения, получения, найма другого жилья.

7. Получать медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

8. Получать содействие в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ.

9. Работать по найму или заниматься предпринимательской деятельностью наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ.

10. Получать социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ.

11. Получать содействие в устройстве детей лица, признанного беженцем, в государственные или муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального образования, а также в переводе их в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

12. Получать содействие федерального органа исполнительной власти по миграционной службе в получении сведений о родственниках лица, признанного беженцем, проживающих в государстве его гражданской принадлежности (его прежнего обычного местожительства).

13. Обращаться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе по месту пребывания лица и членов его семьи в целях оформления проездного документа для выезда за пределы территории Российской Федерации данных лиц. Форма бланка проездного документа, порядок его оформления, выдачи и обмена определяются Правительством РФ.

14. Обращаться с заявлением о предоставлении права на постоянное проживание на территории Российской Федерации или на приобретение гражданства Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ.

15. Участвовать в общественной деятельности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ.

16. Добровольно возвращаться в государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства).

17. Выезжать на место жительства в иностранное государство.

18. Пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством РФ и международными договорами РФ, а также законодательством субъектов РФ.

Обязанности лиц, признанных беженцами:

Административно-правовой статус вынужденных переселенцев

Вынужденный переселенец – гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Права лица, признанного вынужденным переселенцем:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Обязанности лица, признанного вынужденным переселенцем:

  • соблюдать Конституцию и законы;
  • соблюдать установленный порядок проживания в центре временного размещения вынужденных переселенцев и жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;
  • при перемене места жительства перед выездом сняться с учета в территориальном органе миграционной службы и в течение одного месяца встать на учет в территориальном органе миграционной службы;
  • проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом миграционной службы.

Источники


  1. Михайловская, Н.Г. Искусство судебного оратора / Н.Г. Михайловская, В.В. Одинцов. — М.: Юридическая литература, 2016. — 176 c.

  2. Бархатова, Е.Ю. Международное публичное право в вопросах и ответах; Кнорус, 2011. — 232 c.

  3. Мархгейм, М. В. Правоведение / М.В. Мархгейм, М.Б. Смоленский, Е.Е. Тонков. — М.: Феникс, 2009. — 416 c.
Административно правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в рф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here